ФК Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (6 класс)
Личностные и предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fk_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 50.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
учебного предмета
«Физическая культура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
6 класс
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты физической культуры
Предметные результаты освоения программы образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для физической культуры. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
- представление о физической культуре как части общей культуры современного общества;
- осознание влияния физических упражнений на физическое развитие и развитие физических качеств человека; понимание связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
- знание правил профилактики травматизма, подготовки мест для занятий физической культурой;
- выбор спортивной одежды и обуви в зависимости от погодных условий и времени года;
- знание правил оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- использование занятий физической культурой, спортивных игр (под руководством учителя) для организации индивидуального отдыха, укрепления здоровья, повышения уровня физических качеств;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня;
- составление комплексов физических упражнений (под руководством учителя), направленных на развитие основных физических качеств человека;
- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений);
- представление о закаливании организма;
- знание основных правил закаливания, правил безопасности и гигиенических требований;
- выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
- выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих на развитие основных физических качеств человека (силы, ловкости, быстроты, гибкости и координации);
- объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
- выполнение усвоенных акробатических и гимнастических комбинаций из числа хорошо усвоенных (под руководством учителя);
- выполнение легкоатлетических упражнений в беге и прыжках в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями;
- выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя) в условиях учебной и игровой деятельности;
- участие в подвижных и спортивных играх, осуществление их судейства;
- знание некоторых особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа, понимать связи физической культуры с трудовой и военной деятельностью;
- объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок (с помощью учителя);
- использование разметки спортивной площадки при выполнении физических упражнений;
- правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на стадионе;
- размещение спортивных снарядов при организации и проведении подвижных и спортивных игр правильное применение спортивного инвентаря, тренажерных устройств на уроке физической культуры и во время самостоятельных занятий.
Достаточный уровень:
- знание об основных направлениях развития и формах организации физической культуры и спорта в современном обществе (Олимпийской, Параолимпийское движение, Специальные олимпийские игры);
- самостоятельное применение правил профилактики травматизма в процессе занятий физическими упражнениями;
- определение основных показателей состояния человека и его физического развития (длина и масса тела, частота сердечных сокращений) их сравнение их с возрастной нормой;
- составление (под руководством учителя) комплексов физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности;
- планирование и использование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без предметов, целенаправленно воздействующих на развитие основных физических качеств человека;
- самостоятельное выполнение упражнений по коррекции осанки и телосложения;
- организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, отбор физических упражнений и их самостоятельное выполнение в группах (под контролем учителя) с заданной дозировкой нагрузки;
- применение способов регулирования нагрузки за счет пауз, чередования нагрузки и отдыха, дыхательных упражнений;
- подача строевых команд, ведение подсчёта при выполнении общеразвивающих упражнений;
- выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на доступном техническом уровне;
- выполнение основных технических действий и приемов игры в футбол, баскетбол, волейбол в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;
- выполнение передвижений на лыжах усвоенными способами;
- знание особенностей физической культуры разных народов, связи физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями и обычаями народа;
- адекватное взаимодействие с товарищами при выполнении заданий по физической культуре;
- самостоятельное объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ и нахождение ошибок.
2. Содержание учебного предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся.
Программой предусмотрены следующие виды работы:
―беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
―выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
―выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя; ―самостоятельное выполнение упражнений;
―занятия в тренирующем режиме;
―развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
Знания о физической культуре
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие.
Осанка. Физические качества. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания.
Понятия физической культуры: физическая культура, физическое воспитание.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы. На занятиях учащиеся должны овладеть доступными им простейшими видами построений. Построения и перестроения трудны для данной категории детей из-за нарушений ориентировки в пространстве. Несмотря на трудность усвоения пространственно-двигательных упражнений, они должны быть обязательным элементом каждого урока.
Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя — стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника и более избирательного воздействия на мышцы туловища. Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем направлении, темпе, ритме. Учитель должен постоянно регулировать физическую нагрузку подбором упражнений, изменением исходных положений, числом повторений, интенсивностью и последовательностью их выполнений. С учетом физического развития детей и специальных задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений, направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Обучение правильному дыханию в покое и при выполнении физических упражнений помогает также более эффективной работе логопеда при постановке звуков, а на уроках труда — правильному сочетанию дыхания с выполнением трудовых приемов.
В связи с затруднениями в пространственно-временной ориентировке и значительными нарушениями точности движений учащихся в программу включены также упражнения с предметами: гимнастические палки, флажки, малые и большие обручи и скакалки.
На уроках с элементами гимнастики умственно отсталые дети должны овладеть навыками лазанья и перелезания. Упражнения в лазаньи и перелезании — эффективное средство для развития силы и ловкости, совершенствования навыков координации и равновесия. Эти упражнения оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства, помогают развитию положительной самооценки, регулируют эмоциональные и поведенческие реакции детей.
Упражнения в поднимании и переноске грузов включаются в урок с целью обучения детей навыкам подхода к предмету с нужной стороны, правильному захвату его для переноски, умениям нести, точно и мягко опускать предметы. Такими предметами могут быть мячи, булавы, гимнастические палки, обручи, скамейки, маты и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки, метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание. Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы, выносливости, быстроты реакции.
Особое место в данном разделе уделено метанию, так как при выполнении упражнений в метании у детей развиваются точность, ловкость действий с предметами, глазомер. Школьники учатся правильному захвату мяча (равномерно и с достаточной силой), умению технически правильно выполнять бросок, распределять внимание на захват мяча, на соизмерение полета мяча с ориентиром.
Лыжную подготовку рекомендуется проводить при температуре до —15 °С при несильном ветре (с разрешения врача школы). Занятия лыжами позволяют укрепить здоровье детей в зимний период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года. Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность, инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами детей.
Обязательным в программе является примерный перечень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся на уроках физической культуры: о значении самоконтроля, о влиянии физических упражнений на организм человека, об основах спортивной техники изучаемых упражнений.
В школе для детей с нарушениями интеллекта основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из четырех основных частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной (все части урока взаимосвязаны). Так же как и на других предметных уроках, учитель использует такие приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует интерес детей к урокам физкультуры.
Контрольные нормативы принимаются дважды в год — в сентябре и мае на уроках физкультуры. К сдаче нормативов учащиеся допускаются с письменного разрешения врач школы.
Теоретические сведения
Питание и двигательный режим школьника. Распорядок дня. Подвижные игры. Роль физкультуры в подготовке к труду.
Гимнастика
Теоретические сведения
Правила поведения на занятиях по гимнастике. Значение утренней гимнастики.
Практический материал
Построения и перестроения. Перестроения из одной шеренги в две. Размыкание на вытянутые руки вперед в движении. Размыкание вправо, влево, от середины приставными шагами на интервал руки в сторону. Перестроение из колонны по одному в колонну по два с поворотами на углах. Полуоборот направо, налево. Изменение длины шага. Выполнение команд: «Шире шаг!», «Короче шаг!». Понятие о предварительной и исполнительной командах. Повороты кругом.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Основные положения движения головы, конечностей, туловища. Сохранять правильное положение головы в быстрых переходах из одного исходного положения в другое. С фиксированным положением головы выполнять наклоны, повороты и круговые движения туловища, руки за голову. Пружинистые наклоны вперед, в стороны. Сгибание и разгибание рук в упоре на гимнастической скамейке. Выпады в сторону, полуприседы с различным положением рук. Из упора сидя сзади прогнуться. Опуститься в сед и встать без помощи рук. Комбинации из разученных движений. Перетягивание в колоннах хватом за пояс.
Упражнения в парах: выведение из равновесия партнера, стоящего на одной ноге, ладонью одной руки (двумя). Одновременные разнонаправленные движения рук и ног (выполняемые в разных плоскостях): правая рука в сторону, левая нога вперед и т. д. Координация движений конечностей в прыжковых упражнениях. Ноги врозь, хлопок в ладоши перед собой; ноги вместе, хлопок в ладоши за спиной. Исходное положение: присед, ноги на ширине плеч, руки в стороны ладонями вверх; выпрыгнуть вверх — ноги в стороны, хлопок над головой, приземлиться в исходное положение.
Дыхательные упражнения во время ускоренной ходьбы и медленного бега. Углубленное дыхание с движениями рук после скоростно-силовых упражнений. Упражнения в расслаблении мышц. Расслабление мышц потряхиванием конечностей после выполнения скоростно-силовых упражнений. Маховые движения расслабленными руками вперед, назад, в стороны в ходьбе и беге. Упражнения на осанку. Упражнения с удержанием груза на голове (150—200 г); лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз; передвижение по стенке вправо-влево; передвижение по гимнастической скамейке с поворотом кругом.
Упражнения с предметами. С гимнастическими палками. Подбрасывание гимнастической палки и ловля ее после хлопка двумя руками. Основные положения с гимнастической палкой: с палкой вольно, палку за голову (на голову), палку за спину, палку влево. Прыжки через гимнастическую палку, лежащую на полу: вперед-назад и влево-вправо. Приседы с ранее разученными положениями палки. Круговые движения туловищем с различными положениями палки. Ходьба с движениями палки вперед, вверх, за голову, влево, вправо (1 мин). Выполнить 3—4 упражнения с гимнастической палкой. С большими обручами. Передвижение сквозь ряд обручей, катание обруча, пролезаниев катящийся обруч, набрасывание и снятие обруча со стойки, вращение обруча с движениями (при ходьбе, беге). Подбрасывание и ловля обруча. Со скакалками. Скакалка, сложенная вчетверо. Повороты туловища вправо, влево, растягивая скакалку руками. Скакалка сзади. Повторить с отведением рук назад. Различные прыжки через скакалку на двух ногах. С набивными мячами. Перекладывание мяча из рук в руку перед собой и за спиной. Подбросить мяч вверх, поймать его. Из седа мяч удерживается голеностопными суставами, сед углом согнув ноги, сед углом, перекаты назад, мяч вперед. Перебрасывание мяча в кругу, в квадрате, в треугольнике. Перекатывание мяча на дальность стоя и сидя. Прыжки через мяч влево, вправо, вперед, назад. Переноска груза и передача предметов. Переноска 2—3 набивных мячей общим весом до 6—7 кг на расстояние 8—10 м. Переноска гимнастических матов (двух матов вчетвером на расстояние до 5 м). Переноска гимнастического козла вдвоем на расстояние до 8—10 м. Передача по кругу, в колонне, в шеренге предметов весом до 4 кг. В колоннах и шеренгах передача флажков друг другу, набивного мяча в положении сидя и лежа, слева направо и наоборот.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке с чередованием различных способов. Лазанье по гимнастической стенке с попеременной перестановкой ног и одновременным перехватом руками. Лазанье по гимнастической стенке с предметом в руке (мяч, гимнастическая палка, флажок). Передвижение в висе на руках по гимнастической стенке вверх, вниз, вправо, влево (для мальчиков), смешанные висы спиной и боком к гимнастической стенке (для девочек). Лазанье способом в три приема на высоту 5 м (мальчики), 4 м (девочки). Перелезание через последовательно расположенные препятствия различными способами с включением бега, прыжков, равновесия.
Равновесие. Равновесие на левой (правой) ноге на гимнастической скамейке и на рейке гимнастической скамейки. Равновесие на левой (правой) ноге на бревне (высота 70— 80 см). Ходьба по бревну с поворотами налево, направо с различными движениями рук, с хлопками под ногой. Повороты в приседе, на носках. Ходьба по бревну с набивным мячом в руках (мяч в различных исходных положениях). Соскоки с бревна с сохранением равновесия при приземлении. Простейшие комбинации из ранее изученных упражнений.
Опорный прыжок. Прыжок в упор присев на козла, соскок с поворотом налево направо. Прыжок ноги врозь через козла с поворотом на 90 градусов. Преодоление препятствий (конь, бревно) прыжком боком с опорой на левую (правую) ногу. Упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений. Построение в две шеренги с определенным расстоянием между учащимися по заданным ориентирам и без них. Ходьба «змейкой» и по диагонали с поворотами у ориентира. Прохождение расстояния до 5 м от одного ориентира до другого за определенное количество шагов с открытыми глазами и воспроизведение пространственного передвижения за столько же шагов без контроля зрения. Сочетание простейших исходных положений рук и ног по инструкции учителя с контролем зрения и без контроля. Из исходных положений лежа и сидя поднимание ног до определенной высоты с контролем зрения и с закрытыми глазами. Ходьба по наклонной гимнастической скамейке по ориентирам, изменяющим длину шага. Прыжок вправо, влево, назад в обозначенное место без контроля зрения. Ходьба или легкий бег на месте в течение 5, 10, 15 с по команде учителя. Повторное выполнение учениками задания, остановиться самостоятельно. Определить самого точного и уточнить время выполнения. Повторить несколько раз. Произвольное выполнение общеразвивающих упражнений, исключающих положение основной стойки, в течение 5—10 с (например, рывки назад согнутыми и прямыми руками). В конце упражнения принять основную стойку. Повторить упражнения, увеличить время вдвое и самостоятельно принять основную стойку.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как правильно выполнить перестроение из колонны по одному в колонну по два;
• как избежать травм при выполнении лазанья и опорного прыжка.
Учащиеся должны уметь:
• подавать команды при выполнении общеразвивающих упражнений, соблюдать дистанцию в движении;
• выполнять прыжок через козла способом «ноги врозь»;
• сохранять равновесие в упражнениях на гимнастическом бревне;
• преодолевать подряд несколько препятствий с включением перелезания, лазанья;
• лазать по канату способом в три приема.
Легкая атлетика
Теоретические сведения
Фазы прыжка в высоту с разбега. Подготовка суставов и мышечно-сухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при выполнении прыжков в высоту.
Практический материал
Ходьба. Ходьба с изменением направлений по сигналу учителя. Ходьба скрестным шагом. Ходьба с выполнением движений рук на координацию. Ходьба с преодолением препятствий. Понятие о технике спортивной ходьбы.
Бег. Медленный бег с равномерной скоростью до 5 мин. Бег на 60 м с низкого старта. Эстафетный бег (встречная эстафета) на отрезках 30—50 м с передачей эстафетной палочки. Бег с преодолением препятствий (высота препятствий до 30—40 см). Беговые упражнения. Повторный бег и бег с ускорением на отрезках до 60 м.
Прыжки. Прыжки на одной ноге, на двух с поворотами налево, направо, кругом. Прыжки в стойке ноги скрестно с продвижением вперед. Прыжки на каждый 3-й и 5-й шаг в ходьбе и беге.
Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с ограничением отталкивания в зоне до 80 см. Отработка отталкивания. Прыжок в высоту с разбега способом «перешагивание», отработка отталкивания.
Метание. Метание малого мяча в вертикальную цель шириной до 2 м на высоте 2—3 м и в мишень диаметром 100 см с тремя концентрическими кругами (диаметр первого круга 50 см, второго — 75 см, третьего — 100 см) из различных исходных положений. Метание малого мяча в цель с отскоком от стены и пола, а затем его ловлей. Метание малого мяча на дальность способом из-за головы через плечо с 4—6 шагов разбега.
Толкание набивного мяча весом 2 кг с места в сектор стоя боком.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• фазы прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание»;
• правила передачи эстафетной палочки во встречной эстафете.
Учащиеся должны уметь:
• ходить спортивной ходьбой;
• пробегать в медленном равномерном темпе 5 мин;
• правильно финишировать в беге на 60 м;
• правильно отталкиваться в прыжках в длину с разбега способом «согнув ноги» и в прыжках в высоту способом «перешагивание»;
• метать малый мяч в цель с места из различных исходных положений и на дальность с 4—6 шагов разбега.
Лыжная подготовка
Теоретические сведения
Лыжная подготовка как способ формирования прикладных умений и навыков в трудовой деятельности человека. Лыжные мази, их применение.
Практический материал
Совершенствование одновременного бесшажного хода. Одновременный одношажный ход. Совершенствование торможения «плугом». Подъем «полуелочкой», «полулесенкой». Повторное передвижение в быстром темпе на отрезках 40—60 м (5—6 повторений за урок), 150—200 м (2—3 раза). Передвижение до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики). Лыжная эстафета по кругу, дистанция 300—400 м. Игры на лыжах: «Слалом», «Подбери флажок», «Пустое место», «Метко в цель».
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• для чего применяются лыжные мази, как накладывать мазь на лыжи.
Учащиеся должны уметь:
• правильно смазать лыжи;
• координировать движения туловища, рук, ног в одновременном одношажном ходе на отрезке 40—60 м;
• проходить в быстром темпе 100—150 м любым ходом; спускаться (наклон 4—6 градусов, длина 40—60 м) в низкой стойке;
• преодолевать на лыжах до 2 км (девочки), до 3 км (мальчики).
Подвижные игры
«Птицы и клетка», «Заяц без логова», «Перестрелка», «Запрещенное движение», «Падающая палка», «Мяч в кругу».
Спортивные игры
Теоретические сведения
Общие сведения об игре в волейбол, простейшие правила игры, расстановка и перемещение игроков на площадке.
Практический материал
Стойка и перемещения волейболиста. Передача мяча сверху двумя руками над собой и передача мяча снизу двумя руками. Нижняя прямая подача. Прыжки с места и с шага в высоту и длину. Игры (эстафеты) с мячами.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• расстановку и перемещение игроков на площадке.
Учащиеся должны уметь:
• принимать стойку волейболиста;
• перемещаться в стойке вправо, влево, назад;
• выполнять передачу мяча сверху двумя руками в парах; нижнюю прямую подачу.
Баскетбол
Теоретические сведения
Влияние занятий баскетболом на организм учащихся.
Практический материал
Остановка шагом. Передача мяча двумя руками от груди с места и в движении шагом.
Ловля мяча двумя руками на месте на уровне груди.
Ведение мяча одной рукой на месте и в движении шагом.
Бросок мяча по корзине двумя руками снизу и от груди с места.
Подвижные игры с элементами баскетбола: «Не давай мяча водящему», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч».
Эстафеты с ведением мяча. Сочетание движений: бег — ловля мяча — остановка шагом — передача двумя руками от груди. Бег с ускорением до 10 м (3—5 повторений за урок). Упражнения с набивными мячами весом до 1 кг. Прыжки со скакалкой до 1 мин. Выпрыгивание вверх (до 8—15 раз).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• как влияют занятия баскетболом на организм учащихся.
Учащиеся должны уметь:
• выполнять остановку шагом; передачу мяча от груди и ловлю мяча двумя руками на месте; ведение одной рукой на месте; бросок по корзине двумя руками снизу с места.
3. Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема урока | Модули «Школьный урок» | Количество часов |
Легкая атлетика | 5 часов | ||
1 | Организационно методические требования на уроках физической культуры, инструктаж № 65, № 67. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по легкой атлетике № 69. Техника старта в беговых упражнениях. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
2 | Техника высокого старта от 15 до 30 м. Правила финиширования. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
3 | Техника бега на спринтерские дистанции. Бег 30 м. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
4 | Техника бега на спринтерские дистанции. Бег 60 м на результат. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
5 | Эстафетный бег, передача эстафетной палочки. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
6 | Составляющие ЗОЖ. Здоровье и здоровый образ жизни. | 1 | |
Легкая атлетика | 5 часов | ||
7 | Техника бега с изменением направления движения. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
8 | Техника прыжка в длину с места. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
9 | Метание малого мяча в горизонтальные и вертикальные цели. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
10 | Техника метание мяча на дальность с места. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
11 | Техника метания мяча с разбега. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
Знания о физической культуре / «За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
12 | Режим дня и его основное содержание. | нетрадиционный урок | 1 |
Легкая атлетика | 3 часа | ||
13 | Равномерный бег до 500 м. Высокий старт. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
14 | Бег в равномерном темпе до 10 минут. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
15 | Кроссовый бег на местности с препятствиями. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
16 | Особенности проведения утренней гигиенической гимнастики. Различные комплексы упражнений. | нетрадиционный урок | 1 |
Волейбол | 7 часов | ||
17 | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по волейболу № 70. Стойки и перемещения игрока. | 1 | |
18-19 | Передача мяча сверху двумя руками в парах, тройках на месте. | 2 | |
20-21 | Передачи и приемы мяча после передвижения. | 2 | |
22-23 | Нижняя прямая подача. Прием мяча снизу над собой. | 2 | |
Знания о физической культуре / «За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
24 | Коррекция осанки и телосложения. Составление и выполнение комплексов упражнений общей физической подготовки. | нетрадиционный урок | 1 |
Волейбол | 7 часов | ||
25-26 | Ловля мяча после подачи. Боковая подача. Страховка задней линии. | 2 | |
27 | Прямой нападающий удар. | 1 | |
28-29 | Игра по упрощенным правилам. | 2 | |
30-31 | Учебная игра с элементами волейбола. | 2 | |
«За здоровый образ жизни» | 2 часа | ||
32 | Резервы организма. Правила личной гигиены. | нетрадиционный урок | 1 |
33 | Влияние неправильной осанки на здоровье. Определение правильности осанки, наличие плоскостопия. | интегрированный урок | 1 |
Гимнастика | 13 часов | ||
34 | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по гимнастике № 72. Строевые упражнения. | 1 | |
35 | Строевые упражнения. ОРУ с гимнастической палкой. | 1 | |
36-37 | Опорные прыжки. Прыжок ноги врозь. | 2 | |
38-39 | Висы и упоры. Техника упражнений на перекладине. | 2 | |
40 | Подтягивание в висе на перекладине. | 1 | |
41 | Лазание по канату в два приема. | 1 | |
42 | Акробатика. Перекаты. Стойка на лопатках. | 1 | |
43 | Кувырок вперед, назад. Мост из положения стоя. | 1 | |
44-45 | Комбинации из разученных акробатических элементов. | 2 | |
46 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 1 | |
Знания о физической культуре / «За здоровый образ жизни» | 2 часа | ||
47 | Физическая активность и здоровье. Физкультминутки, зарядка, тренировка. Их роль в жизни человека. | нетрадиционный урок | 1 |
48 | Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения в России. Выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Р.К. Олимпийские чемпионы и призеры из Тюменской области. | нетрадиционный урок | 1 |
Лыжная подготовка | 6 часов | ||
49 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях лыжным спортом № 68. Попеременный двухшажный ход. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
50 | Одновременный одношажный и бесшажный ходы. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
51 | Выполнения техники одновременных ходов на учебном кругу. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
52 | Скользящий шаг. Поворот переступанием и прыжком. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
53 | Попеременный двухшажный ход. Развитие выносливости. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
54 | Правила безопасного падения на лыжах. Одновременный бесшажный ход. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 2 часа | ||
55 | Вредные привычки и здоровье нации. | 1 | |
56 | Питание необходимое условие для жизни человека. Секреты здорового питания. Рацион питания. | нетрадиционный урок | 1 |
Лыжная подготовка | 6 часов | ||
57 | Одновременный двухшажный ход. Развитие выносливости. Зимние виды спорта. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
58 | Спуски и подъемы на склонах. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». | урок в трансформированном пространстве | 1 |
59 | Спуски с пологих склонов с прохождением ворот из лыжных палок. Поворот «упором». | урок в трансформированном пространстве | 1 |
60 | Скользящий и двухшажный шаг в гору. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
61 | Лыжные гонки на 1 км. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
62 | Лыжная эстафета. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
63 | «Болезни поведения». | нетрадиционный урок | |
Баскетбол | 6 часов | ||
64 | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по баскетболу № 71. Упражнения с баскетбольным мячом. | 1 | |
65 | Стойки и передвижения игроков. | 1 | |
66 | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении. | 1 | |
67 | Овладение техникой передвижений. Остановка в два шага. Повороты с мячом. | 1 | |
68 | Ведение мяча с изменением направления и высоты отскока. | 1 | |
69 | Передачи мяча одной рукой с места, в движении. | 1 | |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
70 | Влияние климатических факторов на здоровье. | нетрадиционный урок | 1 |
Баскетбол | 7 часов | ||
71 | Бросок после ведения. Игра «Борьба за мяч». | 1 | |
72 | Броски одной и двумя руками с места и в движении. | 1 | |
73 | Броски мяча в корзину. | 1 | |
74 | Овладение мячом в игре баскетбол: вырывание, выбивание, накрывание мяча. | 1 | |
75 | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. | 1 | |
76-77 | Игра в мини-баскетбол. | 2 | |
Знания о физической культуре / «За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
78 | Правила самонаблюдения и самоконтороль. | нетрадиционный урок | 1 |
Баскетбол | 6 часов | ||
79 | Передача мяча одной рукой от плеча. | 1 | |
80 | Блокировка броска. | 1 | |
81-84 | Учебная игра. | 4 | |
«За здоровый образ жизни» | 2 часа | ||
85 | Инфекционные заболевания, причины и профилактика. | 1 | |
86 | Техника оздоровительного бега. Методика самостоятельных занятий оздоровительным бегом. | нетрадиционный урок | 1 |
Легкая атлетика | 4 часа | ||
87 | Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий по легкой атлетике № 69. Беговые упражнения. | 1 | |
88 | Равномерный бег 5 минут. Беговые упражнения. | 1 | |
89 | Спринтерский бег на 30 м. Правила бега по дистанции. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
90 | Развитие прыгучести. Обучение тройному, пятерному прыжку с места | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
91 | Ходьба как средство оздоровления. | нетрадиционный урок | 1 |
Легкая атлетика | 10 часов | ||
92 | Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
93 | Метание мяча на дальность с разбега в 3-6 шагов. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
94 | Скоростной бег. Бег 60 м. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
95 | Бег на средние дистанции 500 м. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
96 | Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
97 | Развитие выносливости. Бег в равномерном темпе до 10 минут. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
98 | Техника спортивной ходьбы на 200 м. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
99 | Бег на 1000 м. Развитие выносливости. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
100 | Развитие скоростно-силовых и координационных способностей. Прыжки и многоскоки. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
101 | Техника круговой эстафеты на 400 м. | урок в трансформированном пространстве | 1 |
«За здоровый образ жизни» | 1 час | ||
102 | Организация и проведение игр и соревнований. Участие в творческих конкурсах, акциях. | нетрадиционный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебному предмету «физическая культура» для обучающихся со специальной медицинской группой «А», «Б».
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физическогов...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» ФГОС НОО ОВЗ 1-4 класс для обучающихся с ЗПР.
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»307170 Российская Федерация Курская область,г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15, Принята...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1-4 классы ФГОС НОО ОВЗ АООП слабовидящих обучающихся.
Муниципальное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 6»307170 Российская Федерация Курская область,г. Железногорск, ул.Л.Голенькова,15, Принята...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с задержкой психического развития (5 класс)
Личностные результаты· Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального нар...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАМинимальный уровень:представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человек...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класс
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫБазовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Предмет «Физическая к...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «География» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Вариант 1 6-9 классы
Рабочая программа по учебному предмету «География» включает:пояснительную записку;общую характеристику учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися;описание места учеб...