Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся с умственной отсталостью (вариант I) «У природы в гостях"
рабочая программа

Иващенкова Любовь Олеговна

Цель данной программы –  воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углубленного изучения природы родного края, ее ресурсов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivashchenkova_u_prirody_v_gostyah.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».

Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры

обучающихся с умственной отсталостью (вариант I)

«У природы в гостях»

Программу составила:

Иващенкова Любовь Олеговна

воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск 2021

В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Об экологии сегодня говорят дома, в школе, по радио и телевидению. В мире нет ни единого государства, которое бы не затронули экологические проблемы. Экологические проблемы представляют собой социальную реальность XXI века. На борьбу с  экологическими катастрофами тратят миллионы. В наши дни общественность серьезно озабочена проблемой экологического образования и воспитания людей. Экологическое мировоззрение должно стать определяющим в обществе. Однако большинство людей думает, что на их век хватит чистой воды и чистого воздуха. Поэтому экологические проблемы, вопросы охраны и защиты природы, возможно, решить только с участием каждого из нас. В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры обучающихся в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.

В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у обучающихся установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения обучающихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.

Новизна программы в том, что в отличие от существующих программ узкой направленности, данная программа направлена на комплексное изучение объектов и явлений природы.

Программа актуальна, так как в современном мире высоких информационных технологий и научно-технического прогресса изучение природы и её охрана является одной из острейших проблем современности, поэтому каждому члену нашего общества необходимы знания естественных законов природы. Программа «У природы в гостях» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Цель данной программы –  воспитание гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ней относиться по средствам углубленного изучения природы родного края, ее ресурсов.

Задачи:

  •  Познакомить детей с животным и растительным миром родного края; с

сезонными явлениями в природе.

  • Сформировать систему знаний о взаимоотношениях растительных и животных организмов.
  • Приобщить детей к природоохранной деятельности.
  • Способствовать развитию экологической культуры.
  • Развить у детей интерес к изучению природы, её закономерностей.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  • Формировать первичные навыки правильного поведения в природе.

 

Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 68 часов.  Соответственно: 2 класс – 34 часа, 3 класс -34 часа из расчёта 1 час в неделю. Данная программа соответствует требованиям ФГОС и в случае необходимости может быть реализована в дистанционном формате.

Отличительной особенностью программы является то, что программа «У природы в гостях» направлена, прежде всего, на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков. Данная программа интегрирует дисциплины: экология растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение. Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность проведения занятий и массовых мероприятий: семинары, игры, путешествия, экологические сказки. Из практических методов - практические, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание проектов и их защита. В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в городе.

Программа ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру,

-готовность следовать нормам природоохранного,

-нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные БУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные БУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные БУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ

Формы и методы работы

Эффективность обучения данной программы зависит от способов организации занятий, поэтому включены разные формы.

1. Проведение занятий теоретического характера в учебных кабинетах.

2. Проведение экскурсий в лес, «живой уголок», на водоем, по улицам города, в музей, по окрестностям города.

3. Дидактические, подвижные и сюжетные игры с экологическим содержанием.

4. Изобразительная деятельность: рисование объектов природы разными способами и разными изобразительными средствами.

5. Проведение практических работ: проведение акций «Синичка», «Освободим родник», «Почистим планету»; посадка семян и уход за всходами; подготовка почвы для посадки комнатных растений; опыты с водой, почвой, и растениями.

6. Тестирование, анкетирование.

7. Викторины.

8. Проектная деятельность: составление рефератов на заданную тему.

9. Упражнения по аналогу.

10. Рассказ, беседа, объяснения, пересказ, инструктаж, демонстрация наглядности, способов действий и др.

11. Чтение учебных текстов.

12. Итоговое занятие в виде праздника, олимпиады, КВН, «Поле чудес».

Учебно-методическое обеспечение

Информационное обеспечение: глобус; гербарии растений Республики Башкортостан; игрушки, имитирующие животных; иллюстрации всех представителей животных и растений; коллекция минералов; кассеты с записями музыки, голосов птиц, шума явлений природы; картины: «Наш город», «Зоопарк», «Времена года»; лента времени; определители животных, деревьев, следов животных; психологические тексты; спектакли по произведениям русских классиков, сказок народов России; учебные плакаты: «Дикие животные», «Домашние животные», «Сезонная приспособленность

растений и животных», «Среда обитания», «Круговорот воды в природе», «Биосфера Земли»; физическая карта мира.

Учебные пособия: баночки с разными запахами; баночки - шумелки; инструкции; игры дидактические, настольные, лото; схемы - карты по темам: «Сезонная приспособленность», «Круговорот веществ в природе», «Взаимосвязи в природе», «Многообразие животного и растительного мира»; эталоны цвета - полоски бумаги; ящик ощущений.

Контрольно-измерительные материалы: анкеты; сборник контрольных заданий; тестовые задания.

Материалы: акварельные краски, 15 штук; бумага белая, 10 наборов; бумага для ксерокопирования, 1 пачка; бумага цветная, 15 наборов; восковые мелки, 15 штук; гуашевые краски, 8 штук; карандаши цветные, 15 штук; клей ПВА, 10 штук; пастель, 10 штук; пластилин, 15 штук; природный материал; сангина, 10 штук; уголь, 4 штуки; фломастеры, 15 штук; цветные мелки, 15 штук.

2. Планируемые результаты освоения курса

Программа «У природы в гостях» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.

Личностные результаты:

- готовность и способность к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;

- установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.

Коммуникативные УУД:

- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- определять общую цель и пути её достижения;

- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Регулятивные УУД:

- формулировать и удерживать познавательную задачу;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

- сбор, обработка и передача информации различными способами;

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий и причинно – следственных связей;

- осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;

- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Планируемые результаты:

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;

- выбирать оптимальные формы поведения на основе полученных знаний;

- собирать материал и составлять презентации с помощью ИКТ

По окончании первого года обучения воспитанники должны:

знать:    - смену времен года как смену условий существования организмов;

- значение-живых организмов в природе и жизни человека; - особенности природных зон своей области (лесостепь, степь, полупустыня);

  • представителей растительного мира, насекомых и рыб родного края;
  • знать правила поведения в природе.

-  особенности лекарственных растений своего района;

  • разнообразие комнатных растений и особенности их разведения;
  • способы борьбы с насекомыми - вредителями;
  • особенности аквариумного рыбоводства.

уметь:      - вести простейшие наблюдения в природе;

- ставить простейшие опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;

  • самостоятельно работать с дополнительной литературой;
  • устно описывать объекты природы;
  • называть наиболее распространенные объекты растительного мира
    области;
  • изготавливать гербарии: частей растений, травянистых растений;
  • собирать лекарственные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями;
  • оказывать первую помощь при травмах, нанесенных насекомыми

- соблюдать правила поведения в природе.

По окончании второго года обучения воспитанники должны

Знать:         - представителей животного мира родного края; - способы борьбы с грызунами;

  • содержание Красной книги России и своей области;
  • формы охраны природы.
  • особенности проведения экологических акций и проектов;
    уметь:
  • называть наиболее распространенные объекты животного мира области;
  • распознавать следы животных и птиц своего района;
  • составлять портреты птиц и животных
  • сооружать и устанавливать скворечники , кормушки.

 - соблюдать правила поведения в природе;

 

3. Содержание программы

2 класс «Здравствуй, чудо-природа!»

1 раздел – “Я и природа”

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, потребляющий природу и по возможности восстанавливающий ее богатства.

Демонстрация: правила поведения на природе, картины русских и татарских художников о природе.

Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.

2 раздел – “Братья наши меньшие”

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес. Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”. Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

3 раздел – “Пернатые друзья”

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

4 раздел – “Путешествие в мир леса”

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес.

5 раздел – “Экологическая тропа”

Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Башкортостана, родники своей местности.

Демонстрация: Красная книга Башкортостана.

Практическая деятельность: рисование.

Практическая деятельность: исследовательская работа “Наши родники. Топонимика”.

6 раздел – “Зимний сад на окне”

В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе – это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской работой о влиянии света на рост комнатных растений.

Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.

Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.

7 раздел – “В мастерской художницы зимы”

Мы рисуем зиму.

Демонстрация: картина И.Левитана “Золотая осень”, альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.

Практическая деятельность: конкурс рисунков.

8 раздел – “Загадки животного мира”

Несколько лет подряд на наших озёрах проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

9 раздел – “Секреты неживой природы”

Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты неживой природы.

Демонстрация: глобус, теллурий.

Практическая деятельность: игра “День и ночь”.

10 раздел – “Земля - наш общий дом”

Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Что означает слово “Хартия Земли”. Как и зачем создали Хартию Земли? Хартия Земли - это декларация фундаментальных принципов для построения справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества в 21 веке. Основные положения: уважение к Земле и ко всему живому, забота о животном мире с чувством понимания, сострадания и любви, сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. Экологическая целостность

Демонстрация: “Хартия Земли” (учебное пособие). Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.

Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле”. Создание рекламных роликов на экономное использование воды (особенно летом) и электроэнергию.

Практическая работа: ограждение муравейников.

Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).

3 класс «Прикосновение к прекрасному»

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?

Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.

Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел – “Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов?

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А. Ильясова, Т. Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф. Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным

характерным

признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения.

Не соотносит

представителей животного мира со средой обитания.

Не может

классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не

сформирован,

жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога – существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов.

Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью

животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы.

Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года.

Учащийся знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер.

Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться.

Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор.

Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и

жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.

Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту

4. Тематическое планирование

Учебно-тематический план для обучающихся 2-го класса


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теорет.

Практ.

1

Я и природа

4

3

1

2

Братья наши меньшие

4

3

1

3

Пернатые друзья

3

1

2

4

Путешествие в мир леса

5

3

2

5

Экологическая тропа

3

2

1

6

Зимний сад на окне

2

1

1

7

В мастерской художницы Зимы

2

2

8

Загадки животного мира

3

2

1

9

Секреты неживой природы

 

3

2

1

10

Земля – наш общий дом

5

3

2

Итого:

34

20

14

Учебно-тематический план для обучающихся 3-го класса


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теор.

Практ.

1

В гостях у природы

5

3

2

2

Пернатые наши друзья

9

6

3

3

О грибах и не только

4

3

1

4

Жизнь на водоемах

5

3

2

5

Удивительный мир насекомых

3

2

1

6

Явления природы

3

1

2

7

Мы юные садоводы

5

2

3

Итого:

34

20

14

Календарно – тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Дата проведения

Примечания

План.

Факт.

Я и природа (4 ч)

1

Сосновый бор.

Экологическая тропа осенней экскурсии

1

05.09

 

 

2

Как вести себя на природе

1

12.09

 

 

3

Природа в творчестве художников

1

19.09

 

 

4

Пр. зан. Творческая мастерская. Осенняя гостиная

1

26.09

 

 

Братья наши меньшие (4 ч)

5

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

1

03.10

 

 

6

Чем мы кормим домашних животных

1

10.10

 

 

7

Как ухаживать за своим питомцем

Пр. зан. Творческая мастерская Объемное моделирование из природных материалов. “Дом. Животные”

1

17.10

 

 

8

1

 

 

Пернатые друзья (3 ч)

9

Местные виды птиц

1

07.11

 

 

10

Столовая для птиц. Изготовление кормушек

1

14.11

 

 

11

Синицы… “полезные” или “вредные” птицы? Исслед. работа

1

21.11

 

 

Путешествие в мир леса (5 ч)

12

Взаимосвязь растений и животных

1

28.11

 

 

13

Следы на снегу

1

05.12

 

 

14

Лес и наше здоровье. Дары леса

1

12.12

 

 

15

Природа – источник творческого вдохновения

1

19.12

 

 

16

Экскурсия в зимний лес

1

26.12

 

 

Экологическая тропа (3 ч)

17

Редкие и исчезающие виды растений и животных Башкортостана

1

16.01

 

 

18

Родники вокруг нашего города

1

23.01

 

 

19

Национальный парк «Кандры-куль»

1

30.01

 

 

Зимний сад на окне (2 ч)

20

Комнатные растения.

1

06.02

 

 

21

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

1

13.02

 

 

В мастерской художницы Зимы (2 ч)

22

“Красавица- Зима”. Конкурс рисунков

1

20.02

 

 

23

Выставка зимних композиций

1

27.02

 

 

Загадки животного мира (3 ч)

24

Любопытные факты о живой природе

1

06.03

 

 

25

Это интересно! Сбор информации о клестах

1

13.03

 

 

26

Зимовье зверей

1

20.03

 

 

Секреты неживой природы (3 ч)

27

Смена дня и ночи

1

27.03

 

 

28

Смена времен года

1

10.04

 

 

29

Наш друг - эхо. Экскурсия в весенний лес

1

17.04

 

 

Земля – наш общий дом ( 5 ч)

30

Хартия Земли- спасение нашей планеты

Экономика должна быть экономной (рекламные ролики)

1

24.04

 

 

31

1

01.05

 

 

32

Спасаем муравейников (ограждение муравей-ников )

1

08.05

 

 

33

Фотоконкурс “Остановись,мгновение! Ты прекрасна!”

1

15.05

 

 

34

Праздник совместно с родителями «Земля – наш общий дом»

1

22.05

 

 

Календарно – тематическое планирование 3 класс

№ п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Дата проведения

Примечания

План.

Факт.

                                                              В гостях у природы (5 ч)

1

Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

 

 

 

2

Ель – кормилица. Лесной час

1

 

 

 

3

Почемучкины книжки

1

 

 

 

4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

 

 

 

5

Джунгли зовут! Игровое занятие

1

 

 

 

Пернатые – наши друзья (9 ч)

6

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

 

 

 

7

Горлица – лесной голубок

1

 

 

 

8

Филин – самый крупный из наших сов

1

 

 

 

9

Кукушка – хитрая птица

1

 

 

 

10

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

 

 

 

11

Клесту не страшен холод

1

 

 

 

12

Птицы наших заповедников

1

 

 

 

13

КВН “Птицы наши друзья”

1

 

 

 

14

Экологическая акция “Берегите птиц!”

1

 

 

 

О грибах и не только (4 ч)

15

Съедобные и несъедобные грибы

1

 

 

 

16

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

 

 

 

17

Грибная угадайка

1

 

 

 

18

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Пр. зан.

1

 

 

 

Жизнь на водоемах (5 ч)

19

Рыбы .Рыбий язык

1

 

 

 

20

Аквариумные рыбки

1

 

 

 

21

Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

 

 

 

22

Чья это хатка? Видеофильм

1

 

 

 

23

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

 

 

 

Удивительный мир насекомых (3 ч)

24

Бабочки, занесенные в Красную книгу Башкортостана

1

 

 

 

25

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

 

 

 

26

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

 

 

 

Хочу все знать. Об интересных явлениях природы (3 ч)

27

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

 

 

 

28

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. Работа

1

 

 

 

29

Экскурсия на реку Ик

1

 

 

 

Мы юные садоводы ( 5 ч)

30

Мы исследуем почву. Исслед. работа

1

 

 

 

31

Искусство составления букетов.

1

 

 

 

32

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

 

 

 

33

Лекарственные растения в нашем саду

1

 

 

 

34

Праздник совместно с родителями «Вот оно какое, наше лето!»

1

 

 

 

Итого: 34 часа

Основная литература

1. Бесова М.А. Давайте играть!– Ярославль, 2007. – 160 с.

2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2002. – 192 с.

3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. - М., 2004. – 368 с.

4. Жадобко Е.Б. Природные сообщества в познавательных задачах на уроках природоведения: Практикум. – Калининград, 2000. – 74 с.

5. Занимательные опыты и эксперименты. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с.

6. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа; занятия в группах/ авт. Сост. Е.М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 235 с.

7. Ломбина Т.Н. Рюкзачок с загадками: хорошая книга по развитию речи. – Ростов, 2007. – 248 с.

8. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только. – Самара, 2003. – 132 с.

9. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно – методическое пособие. – М., 2003. – 128 с.

10. Растительный и животный мир: Сборник загадок: 1-4 классы/ сост. Е.М., Тихомирова. – М., 2008. – 223 с.

11. Я познаю мир. Растения: энциклопедия/авт. – составитель Л.А. Багрова. – М., 2007. – 398 с.

12. Яровая Л.Н. и др. Внеклассные мероприятия. 1 класс, - 2-е изд. – М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ВАРИАНТ 1) ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ) «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА» 7 КЛАСС

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями  Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1класс (2 вариант обучения)...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)

Рабочая программакоррекционно-развивающих занятийдля обучающихся с умственной отсталостью( интеллектуальными нарушениями) 1-4 классы (1 вариант обучения)...

Рабочая программа по предмету «История» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Данный материал представляет собой общеобразовательную программу, адаптированную для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуаль...

Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»

Экологическое воспитание в условиях надомного обучения актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми...

Рабочая программа развития природоохранной и экологической культуры обучающихся «Кладовая природы»

Экологическое воспитание в условиях надомного обучения актуально. Образование и воспитание детей в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с детьми...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с умственной отсталостью (и/н), вариант 1. Классы: 5-8.

Адаптированная рабочая  программа по русскому языку составлена на основе ФГОС....