Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
рабочая программа
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (3 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой (Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2007 г.)
Введение в адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цель логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
5. Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на коррекционных занятиях по альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 76.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________________ Т.В. Дидич «___» _________________20___ г. | УТВЕРЖДЕНО приказом от «___» _________________20___ г. № ____ |
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
для обучающейся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2018 – 2019 учебный год
Учитель – логопед: Верхотурцева Е.В.
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № ____ от «____» _______________ 20__ г.
г. Советский
2018г.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант II), которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (3 класс) составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования,
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой (Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»/ под ред. Бгажноковой И.М. – М.: Гуманитарный издательский центр, 2007 г.)
Введение в адаптированную основную образовательную программу для обучающихся с умственной отсталостью коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
Цель логопедического сопровождения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью является формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации с использованием любых доступных речевых средств общения (вербальных и невербальных).
Задачи:
1. Развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
2. Формировать овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
3. Вырабатывать умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
4. Развивать предпосылки к осмысленному чтению и письму;
5. Обучать навыкам чтения и письма.
Наряду с вышеуказанными задачами на коррекционных занятиях по альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:
- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
- формирование и развитие реципрокной координации;
- развитие пространственных представлений;
- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Особенности речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью (далее – УО)
Умственная отсталость – стойкое психическое недоразвитие, имеющее сложную структуру; при умственной отсталости наблюдаются: ведущая недостаточность познавательной деятельности (в первую очередь абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения) и нарушение динамики нервных процессов (инертность психики), а также вторичные отклонения – недоразвитие речи, эмоционально-волевой сферы, отклонения в физическом развитии и поведении. Имбецильность – это средняя степень умственной отсталости, умеренная умственная отсталость. Дети - имбецилы обладают определёнными возможностями овладения речью, усвоения отдельных несложных трудовых навыков. Однако наличие грубых дефектов восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы делает этих детей практически необучаемыми даже во вспомогательной школе.
Общая характеристика речевого развития, обучающейся 3 «а» класса, с умеренной УО.
Обучающаяся, 27.03.2007 года рождения, решением районной психолого-медико-педагогической комиссии выведена на обучение по адаптированной общеобразовательной программе для детей с умеренной умственной отсталостью. Логопедические занятия посещает регулярно. На занятиях активна, эмоциональна, иногда не контролирует свои эмоциональные проявления и поведенческие реакции.
Особенности строения артикуляционного аппарата.
Прикус нормальный; язык широкий, мясистый; губы толстые; подъязычная уздечка нормальная; зубы крупные; не может долгое время удерживать артикуляционную позу, переключаемость движений слабая.
Состояние общей и мелкой моторики.
Общая моторика неловкая, отстает в темпе, ритме, переключаемости движений. Мелкая моторика слабо развита, ведущая рука – левая.
Устная речь.
Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта, задания выполняет по словесным инструкциям и по образцу, нередко нуждается в неоднократном повторении задания. Словарь беден, неточен, ограничен обиходно-бытовой тематикой. Не всегда правильно понимает значения слов. С трудом образовывает прилагательные от существительных (карандаш сделан из дерева, значит он «коричневый»). В речи употребляет простые нераспространенные предложения, наблюдается несогласование слов во фразе, имеются ошибки при преобразовании имен существительных в форму множественного числа (один дом, их много – «домы»). Нарушено произношение нескольких звуков: ж, л, р, рь.
Фонематический слух недостаточно сформирован: смешивает оппозиционные звуки (та-да-та – «та-та-та», са-за-са – «са-за-за»), затрудняется придумать слово на заданный звук, допускает ошибки при определении звука в слове, затруднено воспроизведение слов сложного слогового состава (строительство – «стоитевства»).
Наблюдается недостаточное развитие связной речи (1-2 предложения вместо рассказа). При ответах пользуется фразой несложной конструкции. Пересказать прочитанное не может.
Общая характеристика коррекционного курса
Альтернативная коммуникация – средства, способы, системы, которые помогают детям и взрослым с серьезными проблемами в развитии вербальной речи выразить себя и лучше понимать происходящее. У детей, имеющих нарушение интеллекта, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение детей альтернативной коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Основные виды работ: беседа, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, артикуляционная гимнастика.
Методы обучения:
- наглядные (показ иллюстраций, рисунков, схем, символов…);
- словесные (беседа, рассказ, объяснения, инструкции…);
- альтернативные системы коммуникации (пиктограммы);
- практические (игровые ситуации, упражнения, импровизации, наблюдения, прогулки…);
- методы стимулирования и мотивации учения;
- дидактические игры, развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры – драматизации, игры – инсценировки);
- компьютерные игры;
- метод поощрения.
Технологии обучения.
В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:
- Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации
образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном
пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей
информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.
- Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и
совершенствуется самоуправление поведением.
- Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе,
формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной
жизни.
Место коррекционного курса в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану обучающейся реализация рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (3 класс) рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Освоение рабочей программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» (3 класс), созданной на основе ФГОС у/о, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
Возможные личностные результаты обучающегося 3 класса:
- осознание себя как ученика;
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- наличие мотивации к учебной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения;
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;
- Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога;
-Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
Во время обучения в третьем классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающаяся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающейся даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию. Поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Содержание коррекционного курса
Коррекционный курс включает следующие разделы:
- Коммуникация (18 часов). Развитие коммуникация с использованием вербальных и невербальных средств.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (24 часа). Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
- Чтение и письмо (26 часов). Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, формирование начальных навыков чтения и письма.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебные пособия:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011 г.
2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2011 г.
3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В. Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011 г.
Наглядный учебный и дидактический материал:
- иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
- трафареты;
- массажные мячи;
- раздаточные карточки;
- наборы сюжетных картинок;
- комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом»;
- наборы кубиков разной сложности;
- логические блоки Дьенеша;
- игры на развитие фонематических процессов: «Домики для звуков», «Весёлые звуки», «Узор из слов»;
- наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»;
- обучающая игра «Азбука».
Технические средства:
- Персональный компьютер
- Принтер
Календарно – тематическое планирование на 2018-2019 учебный год
№ | Тема урока | Основное содержание урока | Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Установление зрительного контакта со взрослым. Реагирование на собственное имя |
4.Игра «Знакомство». Называние имён. | 3.09 | 3.09 | |
2 | Культура общения: приветствие, прощание | 1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Динамическое упражнение «Сорока-сорока» 4. Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом). | 5.09 | 5.09 | |
3 | Умение просить о помощи. Выражение благодарности | 1.Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» 3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» 4. Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова). 5. Игра «Спасибо». | 10.09 | 10.09 | |
4 | Люди и имена | 1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка» 3. Игра-шнуровка «Божья коровка». 4. Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов). | 12.09 | 12.09 | |
5 | Звучащие предметы | 1. Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». 2. Артикуляционное упражнение «Окошко». 3. Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?». 4. Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом. 5. Игра на развитие слухового внимания «На чем играю». | 17.09 | 17.09 | |
6 | Я вижу, я слышу |
4. Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения) 5. Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу) | 19.09 | 19.09 | |
7 | Эмоции |
4. Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм. | 24.09 | 24.09 | |
8 | Я и мои помощники |
4.Игра «Да-нет» (выражение согласия (несогласия) с использованием пиктограммы). | 26.09 | 26.09 | |
9 | Пойми меня | 1. Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку» 2. Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка» 3. Пальчиковая гимнастика «Грибок» 4. Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний) | 1.10 | 1.10 | |
10 | Моя семья | 1. Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» 2. Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Рассматривание сюжетных картинок «Семья» 5. Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках. | 3.10 | 3.10 | |
11 | Представление о цвете | 1. Упражнение на развитие дыхания «Листопад» 2. Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Знакомство с цветом. Называние цвета. Нахождение нужного цвета по заданию учителя. | 8.10 | 8.10 | |
12 | Представление о цвете | 1. Упражнение на развитие дыхания «Листопад» 2. Артикуляционное упражнение «Лопатка» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных полосок по аналогии). 5. Игры "Собери цветок", "Цветик – семицветик» | 10.10 | 10.10 | |
13 | Представление о форме | 1. Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает» 2. Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка» 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя. 5. Штриховка геометрических фигур | 15.10 | 15.10 | |
14 | Различение предметов по цвету и форме | 1. Упражнение на развитие дыхания «Пушок» 2. Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». 3. Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных карандашей и палочек). 4. Различение предметов по цвету и форме. Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка). | 17.10 | 17.10 | |
15 | Составление композиций из деталей одного цвета. | 1. Упражнение на развитие дыхания «Пушок» 2. Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик». 3. Пальчиковая гимнастика «Семья» 4. Работа с блоками Дьеныша: дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета, выполнение заданий по инструкции. | 22.10 | 22.10 | |
16 | Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета. |
| 24.10 | 24.10 | |
17 | Контакт | Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик» 2. Артикуляционное упражнение «Накажем язычок» 3. Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм. 4. Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта. | 7.11 | 7.11 | |
18 | Звуки вокруг нас |
4. Рисование по точкам. | 12.11 | 12.11 | |
19 | Животные |
4. Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ). | 14.11 | 14.11 | |
20 | Как говорят животные |
говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ). | 19.11 | 19.11 | |
21 | Слушание сказки «Теремок» |
3.Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | 21.11 | 21.11 | |
22 | Понимание слов, обозначающих признак действия |
Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно). | 26.11 | 26.11 | |
23 | Понимание слов, обозначающих действия предмета |
4. Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.) | 28.11 | 28.11 | |
24 | Понимание слов, обозначающих предмет. Птицы. |
5. Игровое упражнение «Что сначала, что потом». | 3.12 | 3.12 | |
25 | Слушание сказки "Колобок". |
3. Прослушивание сказки «Колобок». Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | 5.12 | 5.12 | |
26 | Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (за, под, перед и др.). |
5. Письмо овалов и полуовалов по точкам, по образцу | 10.12 | 10.12 | |
27 | Понимание, употребление слов, обозначающих места расположения объектов/субъектов (на, около и др.) |
4. Штриховка «Воздушные шары» (цвет, размер). | 12.12 | 12.12 | |
28 | Игрушки |
4.Рассматривание предметных картинок. Называние игрушек, их сравнение. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). | 17.12 | 17.12 | |
29 | Игрушки | 1. Упражнение на развитие дыхания «Перышко» 2. Артикуляционное упражнение «Чистим зубки» 3. Игровое упражнение с геометрическими вкладышами. 4. Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ). | 19.12 | 19.12 | |
30 | Понимание слов, обозначающих предмет посуда | 1. Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит» 2. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3. Игра «Что сначала, что потом?» 4. Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов посуды и действий с ними. Обобщающее понятие «посуда» (картинка-символ). | 24.12 | 24.12 | |
31 | Понимание слов, обозначающих предмет мебель | 1. Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3.Развитие пассивного словаря в работе с картинками, серией картин: упражнение «Покажи предмет, который назову», «Найди картинку на которой девочка поливает цветы» и т.д. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов мебели и действий с ними. Обобщающее понятие «мебель» (картинка-символ). | 26.12 | 26.12 | |
32 | Понимание слов, обозначающих предмет одежда | 1. Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3.Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов одежды и действий с ними. Обобщающее понятие «одежда» (картинка-символ). | 14.01 | 14.01 | |
33 | Понимание слов, обозначающих предмет обувь | 1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3.Игра с геометрическими вкладышами. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) предметов обуви. Выполнение инструкций по заданию педагога : «Покажи, какую обувь обуем зимой, летом, для занятий физкультурой». Обобщающее понятие «обувь» (картинка-символ). | 16.01 | 16.01 | |
34 | Понимание слов, обозначающих предмет овощи | 1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3.Рассматривание картинок. Называние (показ) овощей. Обобщающее понятие «овощи» (картинка-символ). 4. Игра-вкладыш «Овощи» | 21.01 | 21.01 | |
35 | Понимание слов, обозначающих предмет фрукты | 1. Упражнение на развитие дыхания «Вдох-выдох» 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Вкусное варенье» 3.Рассматривание картинок. Называние (показ) фруктов. Обобщающее понятие «фрукты» (картинка-символ). 4. Игра «Что в суп, что в компот» (на дифференциацию овощей, фруктов) | 23.01 | 23.01 | |
36 | Понимание слов, обозначающих предмет продукты | 1. Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2.Артикуляционное упражнение «Чистим зубки», «Вкусное варенье» 3. Пальчиковая гимнастика. 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) продуктов. Обобщающее понятие «продукты» (картинка-символ). 5. Игра «В магазине» | 28.01 | 28.01 | |
37 | Понимание слов, обозначающих предмет транспорт | 1.Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2.Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Барабанщик», «Чистим зубки» 3. Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) видов транспорта. Обобщающее понятие «транспорт» (картинка-символ). 5. Игра с блоками Дьеныша: построение грузовика по образцу. | 30.01 | 30.01 | |
38 | Понимание слов, обозначающих предмет бытовые приборы | 1.Упражнение на развитие дыхания «Горячий чай» 2.Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко» 3. Пальчиковая гимнастика 4.Рассматривание картинок. Называние (показ) бытовых приборов. Обобщающее понятие «бытовые приборы» (картинка-символ). 5. Игровое упражнение «Назначение бытового прибора» ( показ по словесной инструкции «Где хранятся продукты», «Чем гладят белье» и т.д.) | 4.02 | 4.01 | |
39 | Слушание сказки "Репка" | 1. Упражнение на развитие дыхания «Пушинки» 2. Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье» 3. Прослушивание сказки «Репка» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | 6.02 | 6.02 | |
40 | Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказки «Репка» | 1. Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит» 2. Артикуляционное упражнение «Лошадка» 3. Совместное рассказывание сказки «Репка». 4. Выполнение заданий на понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) на основе сказки «Репка» с использованием графических изображений числа, настольной фигуры персонажа сказки («Кто вторым тянул репку», «Какой по счету стоит внучка»). | 11.02 | 11.02 | |
41 | Слушание сказки "Маша и медведь" | 1.Упражнение на развитие дыхания «Чей шарик дальше улетит». 2. Артикуляционное упражнение «Грибок». 3.Пальчиковая гимнастика «Семья» 4.Слушание сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций. Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения. | 13.02 | 13.02 | |
42 | Понятия высоко, далеко | 1. Упражнение на развитие дыхания «Снежинки» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик». «Окошко» 3. Игра-вкладыш «Животные» 4. Рассматривание картинок. Выполнение поручений (покажи что находится высоко, какой предмет дальше) 5. Штриховка «Зарисуй облако, которое высоко; зарисуй дом, который находится далеко». | 18.02 | 18.02 | |
43 | Звук и буква А |
5.Конструирование буквы из цветных палочек. | 20.02 | 20.02 | |
44 | Нахождение буквы А, а. |
4.Письмо буквы А, а по точкам и по образцу. | 25.02 | 25.02 | |
45 | Звук и буква О. |
5.Выкладывание буквы из цветных ленточек. | 27.02 | 27.02 | |
46 | Нахождение буквы О, о | 1. Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу» 2. Артикуляционное упражнение «Окошко», «Бублик»
4. Письмо буквы О, о по точкам и по образцу. | 4.03 | 4.03 | |
47 | Звук и буква У |
5.Конструирование буквы из цветных палочек. | 6.03 | 6.03 | |
48 | Нахождение буквы У, у | 1. Упражнение на развитие дыхания «Снежинки» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик» 3. Произношение звука У. Умение находить букву У среди других букв. 4. Письмо буквы У, у по точкам и по образцу. | 11.03 | 11.03 | |
49 | Чтение Ау, Уа, ау, уа, Оа, Ао, Уо, Оу | 1. Упражнение на развитие дыхания «Снежинки» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик». «Окошко» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Называние звуков А, У, О. Выкладывание слогов из разрезной азбуки. Чтение Ау, Уа, ау, уа, Оа, Ао, Уо, Оу. | 13.03 | 13.03 | |
50 | Звук и буква И |
5.Конструирование буквы из цветных палочек. | 18.03 | 18.03 | |
51 | Нахождение буквы И, и | 1. Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу» 2. Артикуляционное упражнение «Дудочка», «Хоботок» 3. Пальчиковая гимнастика
5. Письмо буквы И, и по точкам и по образцу. | 20.03 | 20.03 | |
52 | Звук и буква Ы |
5. Письмо буквы Ы по точкам и по образцу. | 1.04 | 1.04 | |
53 | Звук и буква Е |
5. Конструирование буквы из цветных палочек. | 3.04 | 3.04 | |
54 | Нахождение буквы Е, е | 1. Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри» 2. Артикуляционное упражнение «Окошко», «Чистим зубки» 3. Пальчиковая гимнастика 4. Произношение звука Е. Умение находить букву Е, е среди других букв. 5. Письмо буквы Е, е по точкам и по образцу. | 8.04 | 8.04 | |
55 | Звук и буква Ё, ё |
5. Письмо буквы Ё, ё точкам и по образцу. | 10.04 | 10.04 | |
56 | Звук и буква Э, э | 1. Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2. Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Бублик». «Окошко» 3. Игра-вкладыш «Транспорт» 4. Произношение звука Э. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву Э, э среди других букв. 5. Письмо буквы Э, э точкам и по образцу. | 15.04 | 15.04 | |
57 | Звук и буква Ю, ю |
5. Письмо буквы Ю, ю точкам и по образцу. | 17.04 | 17.04 | |
58 | Звук и буква Я, я |
5. Письмо буквы Я, я точкам и по образцу. | 22.04 | 22.04 | |
59 | Чтение гласных слогов | 1. Упражнение на развитие дыхания «Дышим правильно» 2. Игровое задание «Что это» (понимание слов-обобщений с использованием графических изображений). 3. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. 4. Чтение гласных слогов. | 24.04 | 24.04 | |
60 | Чтение гласных слогов | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Игровое задание «Что это» (понимание слов-обобщений с использованием графических изображений). 3. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. 4. Чтение гласных слогов. | 29.04 | 29.04 | |
61 | Написание гласных слогов | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. 3. Написание гласных слогов по образцу. | 6.05 | 6.05 | |
62 | Написание гласных слогов | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. 3. Написание гласных слогов по образцу. | 8.05 | 8.05 | |
63 | Звук и буква М | 1.Упражнение на развитие дыхания «Задуем свечу». 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Произношение звука М. Подбор карточек на заданный звук. 5.Конструирование буквы из цветных палочек. | 13.05 | 13.05 | |
64 | Нахождение буквы М | 1.Упражнение на развитие дыхания «Задуй свечу». 2. Артикуляционная гимнастика. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Произношение звука М. Умение находить букву М, м среди других букв. 5. Письмо буквы М, м по точкам и по образцу. | 15.05 | 15.05 | |
65 | Составление и чтение закрытого слога | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выкладывание закрытых слогов из разрезной азбуки по заданию. 3. Чтение закрытого слога. | 20.05 | 20.05 | |
66 | Составление и чтение открытого слога | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Выкладывание закрытых слогов из разрезной азбуки по заданию. 3. Чтение открытого слога. | 22.05 | 22.05 | |
67 | Составление, чтение, написание слогов с изученными буквами | 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Составление слогов из разрезной азбуки. 3. Написание слогов. | 27.05 | 27.05 | |
68 | Повторение пройденного материала | 1. Диагностика сформированности представлений по пройденному материалу. | 29.05 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 - 9 классов
Рабочая программа составлена на основе программы «МАТЕМАТИКА» (авторы М.Н. Перова, В.В. Эк, Т.В. Алышева) и в соответствии с программами специальных (ко...
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2).
Рабочая программа 5 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Развитие речи" 5-9 классы
Рабочая программа по развитию речи 5-9 кл....
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы
Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (5 – 9 классов)
Рабочая программа составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО, утвержден...
Адаптированная основная рабочая программа по коррекционной работе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классов)
Цель программы заключается в развитии и коррекции высших психических функций учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как основы для формирования учебных навыков. Создание условий для преодоле...
Рабочие программы учебного предмета математика обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5 класс, 6 класс, 7 класс
На сегодняшний день в классах появляются дети с нарушениями интеллекта и программы по математике необходимы при работе с ними....