Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 9 класс вариант 2
рабочая программа

Ефимова Юлия Михайловна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 9 КЛАСС (ВАРИАНТ 2).

 

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 9 класс (вариант 2), разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
  4. Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

г. Когалым

МАОУ «Средняя школа №8»

СОГЛАСОВАНО                                     УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                     Директор МАОУ «Средняя школа №8»

МАОУ «Средняя школа №8»             _________________ Александрова Е.В.

Протокол от 31.08.2023 г. №14                 Приказ от 31.08.2023 г. №611

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность»    

  9 класс

вариант 2

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Ефимова Юлия Михайловна

Когалым  2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 9 класс (вариант 2), разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8»  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
  4. Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи обучения:

  • знакомство с различными материалами и предметами;
  • формирование приемов элементарной предметной деятельности;
  • формирование навыков продуктивной деятельности. Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.

  1. Учёт воспитательного потенциала уроков

Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.

«Действия с материалами» Работа с бумагой.

Закрепление и повторение: различные виды, свойства и назначения бумаги (салфетки, бумажные полотенца, туалетная бумага, цветная, бумага для письма, для печати, для рисования и др.). Сравнение свойств: сминание, разрывание, скатывание шариков, вырезание ножницами. Закрепление умений и навыков работы с бумагой (сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали; разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами; разрывать бумагу по сгибу). Оригами. Аппликации. Закрепление навыков работы кисточкой и клеем, свойства клея. Закрепление умений пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе.

Картон. Ознакомление со свойствами картона. Сминание двумя руками, одной рукой. Разрывание картона.

Вырезание ножницами из картона. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Приёмы вырезания ножницами.

Сравнение бумаги и картона. Работа по шаблонам. Составление орнамента.

Составление и наклеивание аппликаций.

Лепка.

Использование при лепке всех приобретённых ранее навыков.

Лепка с применением инструментов для резания материала, обработки деталей поделки.

Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме, количестве, правильно ориентироваться в пространственной ориентировке. Лепка изделий по заданию.

Работа с сыпучими материалами (крупа).

Крупа. Её виды и назначение. Сортировка крупы (2-3 вида) (с использованием пальцев, щипчиков). Сравнение свойств (пересыпание, просеивание, больше-меньше и др.). Аппликации и поделки с использованием крупы.

Работа с водой. Игры с водой.

Работа с нитками и тканью.

Трикотажная ткань. Её свойства (растягивание, сминание, резание). Подбор ниток под цвет и толщину ткани. Простейшие поделки из трикотажа.

Плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах, завязывание бантом, шнуровка. Игры с нитками (шнурочками).

«Действия с предметами».

Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе». Постепенно убыстрять темп подражательных движений.

Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.

Сортировка предметов по назначению (2-3 группы). Обобщающие понятия. Раскладывание предметов по местам.

Заправка и разбирание постели (встряхивание простыни, одеяла, взбивание подушки)

Губка. Свойства губки (впитывание, сжимание и др.). Назначение губки. Вытирание пыли со шкафов, подоконников, столов при помощи губки. Дидактические игры с использованием губки.

Мозаика. Вставление предметов в отверстия. Работа с мозаикой. Составление узоров из мозаики.

Работа с металлическим конструктором (по образцу): закрепление навыка закручивания гайки на винт; закрепление навыка соединения деталей, построение предметов.

Дидактические игры. Подвижные игры с предметами. Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов. Игры на формирование временных представлений, количественных представлений, пространственных представлений, обобщающих понятий.

«Играем в сказку». «Колобок», «Маша и медведь» (кукольный театр, действия с предметами и др.).

Сюжетно-ролевые игры. «Магазин», «Мы – пассажиры» и др.

  1. Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:

Требования стандарта

Планируемые результаты

образовательной деятельности

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  • ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  • фиксирует взгляд на изображении;
  • фиксирует взгляд на экране монитора;

2) умение выполнять инструкции педагога:

  • понимать жестовую инструкцию;
  • понимать инструкцию по инструкционным картам;
  • понимать инструкцию по пиктограммам;
  • выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретных учеников на данном этапе обучения);

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,

алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется на режим дня, расписание уроков с помощью педагога;
  • выстраивает алгоритм предстоящей

деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

  1. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал включает в себя следующие разделы:

  • «Действия с материалами»;
  • «Действия с предметами».

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.

Действия с материалами.

На протяжении всего периода обучения, обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.

Действия с предметами.

Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.

Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

Личностные результаты:

  • определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
  • определяет состояние своего здоровья;

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

  • определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
  • проявляет уважение к людям старшего возраста.
  • осознает, что может, а что ему пока не удается;
  • понимает эмоциональные состояния других людей;
  • понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
  • проявляет собственные чувства;
  • умеет устанавливать и поддерживать контакты;
  • пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
  • использует элементарные формы речевого этикета;
  • охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
  • испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
  • стремится помогать окружающим
  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
  • сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
  • осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
  • воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
  • принимает участие в коллективных делах и играх;
  • принимать и оказывать помощь.

Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметно- практические действия".

-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;

-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя;

-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.

-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;

-работает над изделием по предоставленному учителем плану;

-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;

-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;

-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы;

-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.

-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;

-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя;

-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;

-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;

-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;

-придерживается плана при выполнении работы;

-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;

-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;

-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов

  • слушание учителя;
  • слушание и анализ ответов обучающихся;
  • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
  • выполнение заданий;
  • наблюдение;
  • работа с раздаточным материалом;
  • самостоятельная работа, работа в парах;
  • оценивание своих учебных достижений.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5.

№ п/п

Тема урока

Кол- во часов

Дата

1

Сминание материала двумя руками

1

2

Сминание материала пальцами

1

3

Дидактическая игра «Упаковка подарка»

1

4

Разрывание материала двумя руками.

1

5

Игра «Коллаж»

1

6

Встряхивание предмета, издающего звук.

1

7

Игра «Оркестр»

1

8

Размазывание материала руками сверху вниз, слева направо.

1

9

Размазывание материала руками по кругу.

1

10

Разминание пластилина двумя руками

1

11

Разминание пластилина одной рукой

1

12

Игра «Чудо пластилин!»

1

13

Толкание предмета от себя.

1

14

Игра « Резвый мяч»

1

15

Игра «Гоночные машинки»

1

16

Пересыпание сыпучего материала двумя руками

1

17

Пересыпание сыпучего материала стаканчиком и ложкой.

1

18

Игра «Волшебное ведерко».

1

19

Переливание воды двумя руками.

1

20

Переливание воды стаканчиком и ложкой.

1

21

Игра «Два сосуда».

1

22

Притягивание предмета к себе.

1

23

Вращение предмета.

1

24

Игра с конструктором.

1

25

Наматывание веревки, шнура на катушку.

1

26

Игра «Волшебная веревочка!»

1

27

Нажимание на предмет кистью (пальцем)

1

28

Сжимание предмета двумя руками

1

29

Сжимание предмета одной рукой, пальцами

1

30

Вынимание и складывание предмета в емкость

1

31

Игра «Угадай предмет»

1

32

Нанизывание предметов на стержень (нить)

1

33

Игра «Бусы»

1

34

Вращение предмета.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 2 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 2 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 3 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 3 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 4 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 4 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 5 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 6 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 6 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...