Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 1 класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно-практические-действия-1доп.кл-ФГОС2 | 41.38 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность»
1 дополнительный класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 1 (доп.) класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане. Календарно-тематическое планирование составлено с учѐтом особенностей обучающихся. В нѐм распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности. Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Краткая характеристика содержания учебного предмета
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
Собирание вкладных кубов (3 куба, разных по величине). Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее частей (не переворачивая вниз головой и т.д.).
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, отбирая их строго по убывающей величине (пирамида из трех колец).
Действия с предметами. Элементарное конструирование
Складывание из счетных палочек простейших фигур (совместно, по подражанию и по образцу): ворота; дорожки, тропинки; окно, домики; конура; грибок, качели; стульчик.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя.
Складывание разрезных картинок из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения.
Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряженно с учителем):
- башня из четырех кубов одинакового размера;
- дорожка из брусков одинакового размера;
- башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине);
- башня из пяти кубов разного размера (по убывающей величине);
- ворота;
- гараж;
- дом;
- стол, стул;
- забор;
- мост.
Выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции (например, стены дома зеленые, крыша красная). По окончании работы постройки обыгрываются.
Действия с предметами. Работа с мозаикой
Дети должны уметь правильно обращаться с этой мозаикой: брать аккуратно тремя пальцами правой руки, поворачивать ножкой к панели, придерживать панель левой рукой, плотно вставлять ножку в отверстие панели.
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора).
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета.
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов.
Выкладывание «чередующегося ряда» через один элемент: красный - синий - красный - синий и т.д.
Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики:
«Курочка и цыплята» (один белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд);
«Башня и флаг» (три белых вертикально в ряд и один красный наверху);
«Елочка и грибок» (три зеленых элемента, расположенных треугольником и рядом внизу один красный элемент);
Выкладывание тех же узоров без образца, по названию сюжета.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Лепка Педагог учит детей правилам работы с глиной или пластилином, правильному положению рук - обе руки до локтя на столе, учит правильным движениям рук, пальцев в процессе работы. При лепке учителем на глазах у детей узнавать предметы в лепке. Дети должны
получить следующие навыки в работе с глиной (или пластилином):
- разминать глину;
- раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
- раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
- вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- делить глину на части;
- сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
- соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения (баранки, гриб со шляпкой, снеговик);
- лепить буквы: А, О, У.
Скатывание шара из пластических материалов на подкладной доске и в ладонях. Совместное с педагогом изготовление предметов шаровидной формы: большой и маленький мячи; конфеты-шарики разного цвета и размера; бусы, колобок, фрукты. Делить глину на две неравные части; лепить шар и делать из него круг (лепешка, блин). Уметь при лепке использовать правильные представления о величине и форме.
Обыгрывание выполняемых действий под руководством учителя. Понимать и употреблять эти слова, выполнять с ними действия.
Изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца:
забора из палочек (столбиков) одинаковой длины и толщины; лесенки; больших и маленьких бубликов; колец одинакового (разного) диаметра и цвета; цепочки из колец; пирамидки из колец; геометрических фигур.
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой
Практическое знакомство с бумагой и фольгой.
Упражнения с бумагой и фольгой: сминание; разглаживание ладонью; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба. Свойства бумаги и фольги. Цвет бумаги и фольги. Наблюдение за использованием бумаги и фольги.
Сминание отходов бумаги (фольги) в комки, помещение их в корзину для мусора. Изготовление шариков из тонкой (газетной) бумаги, фольги, выполнение с ними игровых действий. Обертывание тонкой цветной бумагой, фольгой небольших предметов шаровидной и цилиндрической формы: конфеты в обертке, «волшебная палочка», вазочка — стакан, обернутый фольгой.
Складывание бумаги (фольги). Приемы складывания: расположение листа на столе;
сгибание части листа; совмещение сторон и углов листа; проглаживание линии сгиба.
Участие в изготовлении педагогом летающих игрушек (проглаживание линии сгиба), выполнение с ними игровых действий.
Складывание бумажных салфеток. Размещение их в салфетницах. Составление наборов цветной бумаги (3—4 листа).
Складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое. Составление из них с помощью педагога «книжечек».
Подвижная аппликации из готовых деталей: «Мои игрушки», «Листопад», «Овощи рассыпались» и др.
Составление предметных изображений, состоящих из одной части. Узнавание, нахождение, показывание, называние предметных изображений, накладывание их на контурное изображение, включение в несложные композиции.
Предметная аппликация из готовых форм: «Солнышко лучистое», «Румяный колобок»,
«Пушистая елочка», «Мой кораблик», «Воздушный шарик» и др.
Действия с материалами. Работа с нитками и тканью.
Знакомство с тканью. Действия с тканью: захват, удержание, сминание, разглаживание, вытягивание. Обыгрывание выполняемых действий с помощью учителя.
Наблюдения за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом. Применение ниток. Свойства ниток: толщина, цвет, прочность.
Разрывание тонких, непрочных ниток.
Наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, из пластмассы. Сматывание ниток в клубок. Размотка трикотажного срыва.
Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс
«Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
|
Формирование учебного поведения: |
|
Формирование умения выполнять задание: | 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
|
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал включает в себя следующие разделы:
- «Действия с материалами»;
- «Действия с предметами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Личностные результаты:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса "Предметно-практические действия".
Действия с предметами. Деятельность с разборными игрушками
- уметь собирать вкладные кубы (3 куба, разных по величине);
- уметь складывать трехместную матрешку;
- уметь нанизывать кольца маленькой пирамиды на стержень;
Действия с предметами. Элементарное конструирование
- уметь складывать из счетных палочек простейшие фигуры;
- уметь обыгрывать выполняемые действия под руководством учителя;
- уметь складывать разрезные картинки из двух частей, разрезанных по вертикали или горизонтали, с предварительным рассматриванием целостного изображения;
- уметь строить из детских наборов строительного материала;
- уметь выполнять эти постройки из одноцветных деталей, одновременно выбирая их из массы разноцветных; строить из разноцветных деталей по имеющемуся образцу или по словесной инструкции.
Действия с предметами. Работа с мозаикой
- уметь правильно обращаться с мозаикой;
- уметь заполнять панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики;
- уметь выкладывать прямой ряд из мозаики одного цвета;
- уметь выкладывать из двух рядов параллельно из мозаики двух цветов;
- уметь выкладывать «чередующегося ряда» через один элемент;
- уметь выкладывать по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики.
Действия с материалами. Работа с пластическими материалами (тесто, пластилин) Лепка
- уметь разминать глину;
- уметь раскатывать прямыми движениями ладоней (палочки) в руках и на подкладной доске;
- уметь раскатывать кругообразными движениями ладоней (мяч);
- уметь вдавливать углубления на поверхность шара (яблоко);
- уметь делить глину на части;
- уметь сплющивать между ладонями (лепешки, блины, шляпка гриба);
- уметь соединять концы палочки в кольцо, с примазыванием места соединения (баранки, гриб со шляпкой, снеговик).
Действия с материалами. Работа с бумагой и фольгой
- уметь выполнять упражнения с бумагой и фольгой:
- уметь сминать;
- уметь разглаживать ладонью;
- уметь разрывать;
- уметь отрывать небольшие кусочки;
- уметь сгибать по прямым линиям произвольно (в любом направлении);
- уметь разгибать и разглаживать лист по месту сгиба;
- уметь наблюдать за использованием бумаги и фольги. Действия с материалами. Работа с нитками и тканью. Действия с тканью:
- уметь выполнять захват;
- уметь удерживать, сминать, разглаживать, вытягивать. Обыгрывать выполнение действий с помощью учителя.
- уметь наблюдать за шитьем и пришиванием пуговиц, выполняемым педагогом;
- уметь разрывать тонкие, непрочные нитки;
- уметь наматывать нитки на картонку, катушку из дерева, из пластмассы;
- уметь сматывать нитки в клубок.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
- слушать учителя;
- слушать и анализировать ответы обучающихся;
- просматривать видеоматериалы, обсуждать увиденное и анализировать;
- выполнять задания;
- наблюдать;
- работать с раздаточным материалом;
- самостоятельно работать, работать в парах;
- оценивать свои учебные достижения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 | «Путешествие с чебурашкой» - представления о частях суток. | 1 | |
2 | «Бабушка в гости пришла» - изучение геометрической фигуры «Круг». | 1 | |
3 | «Как дети ёжику помогли» - игра «Когда это бывает», подвижная игра «День – ночь», разминание пластилина. | 1 | |
4 | «В гостях у Незнайки» - беседа с детьми «о частях суток и их последовательности». | 1 | |
5 | «День-ночь» - игра «Когда это бывает». | 1 | |
6 | «Солнышко» беседа с детьми о времени суток – день. | 1 | |
7 | «Звездочка» беседа с детьми о времени суток – ночь. | 1 | |
8 | «Страна времени» знакомство с | 1 |
временными понятиями по картинкам. | |||
9 | «Магазин одежды» - беседа с детьми об одежде. | 1 | |
10 | «Игрушки матрешки» действия с разборно-сборными игрушками. | 1 | |
11 | «Разноцветные пирамидки» действия с разборно-сборными игрушками. | 1 | |
12 | «Кто в лесу живет» беседа с детьми о животных, живущих в лесу в разное время суток. | 1 | |
13 | «Стоит в поле теремок» рассказ и показ сказки «Теремок». | 1 | |
14 | «В поисках солнышка» обыгрывание игровой ситуации. | 1 | |
15 | «Что выросло в огороде» соотношение картинок с предметами. | 1 | |
16 | «Мячики в корзинке» нахождение одинаковых предметов. | 1 | |
17 | «Кубики» объединение предметов по единому признаку. | 1 | |
18 | «Игрушки в гости пришли» сравнение предметов. | 1 | |
19 | «Лесные звери» составление группы отдельных предметов. | 1 | |
20 | «Лесные дары» определять совокупность словами один, много, ни одного. | 1 | |
21 | «В гостях у незнайки» выделять предметы с двумя одинаковыми признаками. | 1 | |
22 | «Грибы в корзинке» сравнивать совокупность предметов по количеству путем составления пар. | 1 | |
23 | «Музыкальный лягушонок» различать и группировать предметы. | 1 | |
24 | «Зайчики и волк» сравнения предметов | 1 | |
25 | «Путешествие в деревню» понятия количества: один – много. | 1 | |
26 | «У зайчика в гостях» сравнивать две группы предметов на основе взаимного сопоставления. | 1 | |
27 | «В гостях у мишки» различать “один” и “много” различными анализаторами, игра “Угадай”. | 1 | |
28 | «Цветные карандаши»выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. | 1 | |
29 | «Угостим зайку» выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов. | 1 | |
30 | «Морские приключения» закрепление понятий «один», «много». | 1 | |
31 | «Матрешки гуляют» сравнивать предметы | 1 |
по величине. | |||
32 | «Зайчики» объединять одинаковые (по величине) предметы в предметные множества по словесному заданию. | 1 | |
33 | «Куклы Маша и Даша» выделять и группировать предметы по величине | 1 | |
34 | «Зайчонок в гости пришел» воспринимать и различать предметы по размеру. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"
Рабочая программа по учебной практике "Основы проектной деятельности"...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1б класс/ 3б класс
Паспорт рабочей программыТип программы: программа по предмету «Предметно-практические действия» для детей с тяжелой , умеренной , глубокой умственной отсталостью обучающи...
Рабочая программа учебного предмета "Предметно-практическая деятельность" в 6 классе
Рабочая программа учебного предмета "Предметно-практическая деятельность" в 6 классе...
Рабочие программы по учебному предмету «Окружающий природный мир» вариант 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Окружающий природный мир» вариант 2(для обучающихся ...
Рабочая программа по учебному предмету «Разговоры о важном» вариант 2
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Разговоры о важном» вариант 2(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)на 2023-2024 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Разговоры о важном» вариант 2, 3-7 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету«Разговоры о важном» 3-9 классвариант 2(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)на 2023-2024 учебный год...