Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 5 класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 5 класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prakticheskie-deystviya-5kl-fgos2.docx | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность»
5 класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 5 класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности. Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Краткая характеристика содержания учебного предмета.
«Действия с материалами»
Пластилин: раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой; изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца;
сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы; отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина;
Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых форм; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; сминание; разглаживание ладонью;
Нитки: сматывание ниток в клубок; размотка трикотажного срыва; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы; разрывание тонких, непрочных ниток;
Ткань: обыгрывание действий с тканью; обыгрывание действий с тканью; захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани;
Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление букетов из осенних листьев; подвижная аппликация из сухих листьев; накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием. сбор природных материалов (поднимание, отрывание), сортировка, первичная обработка, размещение на хранение;. сбор природных материалов (поднимание, отрывание).
«Действия с предметами».
Шарики: катание шариков в определенном направлении; катание шариков; складывание шариков в емкости; захват шариков кистью руки, удержание в ладони; Предметы: закручивание крышек; складывание трехместной матрешки; отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни; размещение в ряд различных по размеру предметов; упражнения по защипыванию прищепок (недостающих деталей на картинке);
открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку; перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки
Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул;
постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда;
ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга;
Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: контура; грибок, качели; стульчик; складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно;
Мозаика: заполнение панели мозаикой по подражанию одного цвета, двух рядов параллельно двух цветов, узора. плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно. брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие.
Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
|
Формирование учебного поведения: | 1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
2) умение выполнять инструкции педагога:
|
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения); 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша. | |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал включает в себя следующие разделы:
- «Действия с материалами»;
- «Действия с предметами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Личностные результаты:
- формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
- овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
- минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
- владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметно- практические действия".
-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя;
-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.
-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;
-работает над изделием по предоставленному учителем плану;
-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;
-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы;
-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.
-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя;
-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;
-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
-придерживается плана при выполнении работы;
-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;
-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение заданий;
- наблюдение;
- работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах;
- оценивание своих учебных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5.
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
1 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | |
2 | Складывание простейших фигур из счетных палочек по образцу. | 1 | |
3 | «Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик, карандаш, шарик). | 1 | |
4 | Разминание в руках пластилина, теста. | 1 | |
5 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 | |
6 | Штриховка рисунка цветными карандашами. | 1 | |
7 | Развитие координации движений руки и глаза. | 1 | |
8 | Работа в технике рваной аппликации. | 1 | |
9 | Сгибание бумаги. | 1 | |
10 | Различение речевых и музыкальных звуков. | 1 | |
11 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг). | 1 | |
12 | Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии | 1 | |
13 | Обводка геометрической фигуры круг по шаблону (трафарету внутреннему) и штриховка. | 1 | |
14 | Сборка геометрической фигуры круг из 2-4 - х частей. | 1 | |
15 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (треугольник). | 1 | |
16 | Обводка геометрической фигуры треугольник по контурной линии | 1 |
и штриховка. | |||
17 | Обводка геометрической фигуры треугольник по шаблону (трафарету внутреннему) и штриховка. | 1 | |
18 | Сборка геометрической фигуры (треугольник) из 2-4 - х частей. | 1 | |
19 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (квадрат). | 1 | |
20 | Обводка геометрической фигуры квадрат по контурной линии и штриховка. | 1 | |
21 | Обводка геометрической фигуры квадрат по шаблону (трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 | |
22 | Сборка геометрической фигуры квадрат из 2-4 х частей. | 1 | |
23 | Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (прямоугольник). | 1 | |
24 | Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии и штриховка | 1 | |
25 | Обводка геометрической фигуры прямоугольник по шаблону (трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка. | 1 | |
26 | Сборка геометрической фигуры прямоугольник из 2-4 х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. | 1 | |
27 | Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные) | 1 | |
28 | Группировка предметов по форме. | 1 | |
29 | Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по величине (большой-маленький), их сравнение. | 1 | |
30 | Выделение разнородных предметов по величине (большой- маленький). Исключение «лишнего» | 1 | |
31 | Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию, убыванию). | 1 | |
32 | Группировка предметов по величине. | 1 | |
33 | Выделение из однородных предметов (по одному признаку) по длине (длинный-короткий) | 1 | |
34 | Выделение из разнородных (по одному признаку) предметов по длине (длинный-короткий). | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 2 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 2 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 3 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 3 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 4 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 4 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 6 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 6 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 8 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 8 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...