Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 5 класс вариант 2
рабочая программа

Ефимова Юлия Михайловна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2).

 

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 5 класс (вариант 2), разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
  4. Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-prakticheskie-deystviya-5kl-fgos2.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

г. Когалым

МАОУ «Средняя школа №8»

СОГЛАСОВАНО                                     УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                     Директор МАОУ «Средняя школа №8»

МАОУ «Средняя школа №8»             _________________ Александрова Е.В.

Протокол от 31.08.2023 г. №14                 Приказ от 31.08.2023 г. №611

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Предметно-практическая деятельность»    

  5 класс

вариант 2

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Ефимова Юлия Михайловна

Когалым  2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 5 класс (вариант 2), разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:

  1. Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
  2. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
  3. Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
  4. Учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.

Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Задачи обучения:

  • знакомство с различными материалами и предметами;
  • формирование приемов элементарной предметной деятельности;
  • формирование навыков продуктивной деятельности. Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
  1. Учёт воспитательного потенциала уроков

Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.

.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.

«Действия с материалами»

Пластилин: раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо, с примазыванием места соединения; разрезание палочки стекой; изготовление совместно с педагогом из палочек на основе образца;

сплющивание кусочков пластилина между ладонями; разминание (ладонью и пальцами на подкладной доске, двумя ладонями); раскатывание небольших кусочков пластилина ладонью на подкладной доске (палочки, столбики); соединение концов палочки в кольцо; разрезание палочки стекой; изготовление предметов шаровидной формы; отрывание кусочков пластилина пальцами; «шлепанье» (похлопывание ладонью по пластилину); разрывание кусочков пластилина;

Бумага: сгибание по заданным прямым линиям; обертывание бумагой небольших предметов; складывание бумаги; изготовление летающих игрушек; складывание бумажных салфеток; составление набора цветной бумаги (3-4 листа); складывание прямоугольных полосок бумаги вдвое; подвижная аппликация из готовых деталей; предметная аппликация из готовых форм; разрывание; отрывание небольших кусочков; сгибание по прямым линиям произвольно (в любом направлении); разгибание и разглаживание листа по месту сгиба; сминание бумаги в комки, помещение их в корзину для мусора; сминание; разглаживание ладонью;

Нитки: сматывание ниток в клубок; размотка трикотажного срыва; наматывание ниток на картонку, катушку из дерева, пластмассы; разрывание тонких, непрочных ниток;

Ткань: обыгрывание действий с тканью; обыгрывание действий с тканью; захват, удерживание, сминание, разглаживание, вытягивание ткани;

Природный материал: первичная обработка, размещение на хранение; составление букетов из осенних листьев; подвижная аппликация из сухих листьев; накладывание сухих листьев на соответствующие контурное изображение с последующим наклеиванием. сбор природных материалов (поднимание, отрывание), сортировка, первичная обработка, размещение на хранение;. сбор природных материалов (поднимание, отрывание).

«Действия с предметами».

Шарики: катание шариков в определенном направлении; катание шариков; складывание шариков в емкости; захват шариков кистью руки, удержание в ладони; Предметы: закручивание крышек; складывание трехместной матрешки; отбор и нанизывание больших и маленьких колец на стержни; размещение в ряд различных по размеру предметов; упражнения по защипыванию прищепок (недостающих деталей на картинке);

открывание и закрывание двери, коробок, двухместной матрешки; складывание предметов в коробку так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; нанизывание предметов одинакового размера с отверстиями на стержень; нажимать на «ушки» прищепки, устанавливать в зажим картинку; перекладывание предметов из одной емкости в другую; нажимать на «ушки» прищепки

Строительные материалы: дома из куба и призмы; ворот из кубов и параллелепипеда; забор из кубиков и кирпичиков; стол и стул;

постройка из строительных материалов: башни из 2-3 кубиков; рельсы для поезда; дорожки из брусков; забор из кубиков; рельсы для поезда;

ощупывание, манипулирование, наложение друг на друга;

Плоские палочки: складывание из счетных палочек простейших фигур: контура; грибок, качели; стульчик; складывание из счетных палочек простейших фигур: ворота; дорожки и тропинки; окно, домик; раскладывание на столе произвольно;

Мозаика: заполнение панели мозаикой по подражанию одного цвета, двух рядов параллельно двух цветов, узора. плотно вставлять ножку в отверстие; заполнение панели мозаикой произвольно. брать аккуратно тремя пальцами правой руки; поворачивать ножкой к панели; придерживать панель левой рукой; плотно вставлять ножку в отверстие.

  1. Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:

Требования стандарта

Планируемые результаты образовательной деятельности

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

  • ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  • фиксирует взгляд на изображении;
  • фиксирует взгляд на экране монитора;

2) умение выполнять инструкции педагога:

  • понимать жестовую инструкцию;
  • понимать инструкцию по инструкционным картам;
  • понимать инструкцию по пиктограммам;

- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий,

алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется на режим дня, расписание уроков с помощью педагога;
  • выстраивает алгоритм предстоящей

деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.

  1. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал включает в себя следующие разделы:

  • «Действия с материалами»;
  • «Действия с предметами».

На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.

Действия с материалами.

На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.

Действия с предметами.

Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.

Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.

Личностные результаты:

  • формирование интереса к обучению, труду предметному рукотворному миру;
  • овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
  • минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
  • владеть        навыками        коммуникации        и        принятыми        нормами        социального взаимодействия
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • уметь взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
  • потребность участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметно- практические действия".

-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;

-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя;

-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.

-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;

-работает над изделием по предоставленному учителем плану;

-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;

-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;

-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы;

-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.

-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;

-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя;

-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;

-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;

-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;

-придерживается плана при выполнении работы;

-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;

-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;

-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.

Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов

  • слушание учителя;
  • слушание и анализ ответов обучающихся;
  • просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
  • выполнение заданий;
  • наблюдение;
  • работа с раздаточным материалом;
  • самостоятельная работа, работа в парах;
  • оценивание своих учебных достижений.


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5.

№ п/п

Тема урока

Кол-

во часов

Дата

1

Пальчиковая гимнастика.

1

2

Складывание простейших фигур из счетных палочек по образцу.

1

3

«Не урони»: перенос предмета на листе картона, бумаги, с постепенным уменьшением устойчивости предмета (кубик,

карандаш, шарик).

1

4

Разминание в руках пластилина, теста.

1

5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

6

Штриховка рисунка цветными карандашами.

1

7

Развитие координации движений руки и глаза.

1

8

Работа в технике рваной аппликации.

1

9

Сгибание бумаги.

1

10

Различение речевых и музыкальных звуков.

1

11

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой (круг).

1

12

Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии

1

13

Обводка геометрической фигуры круг по шаблону (трафарету

внутреннему) и штриховка.

1

14

Сборка геометрической фигуры круг из 2-4 - х частей.

1

15

Соотнесение        формы        предметов        с        геометрической        фигурой

(треугольник).

1

16

Обводка геометрической фигуры треугольник по контурной линии

1

и штриховка.

17

Обводка геометрической фигуры треугольник по шаблону

(трафарету внутреннему) и штриховка.

1

18

Сборка геометрической фигуры (треугольник) из 2-4 - х частей.

1

19

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой

(квадрат).

1

20

Обводка геометрической фигуры квадрат по контурной линии и

штриховка.

1

21

Обводка геометрической фигуры квадрат по шаблону (трафарету

внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

22

Сборка геометрической фигуры квадрат из 2-4 х частей.

1

23

Соотнесение формы предметов с геометрической фигурой

(прямоугольник).

1

24

Обводка геометрической фигуры круг по контурной линии и

штриховка

1

25

Обводка геометрической фигуры прямоугольник по шаблону

(трафарету внутреннему и внешнему) и штриховка.

1

26

Сборка геометрической фигуры прямоугольник из 2-4 х частей,

разрезанных по вертикали или горизонтали.

1

27

Группировка предметов по форме (по показу и на основе речевой

инструкции: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные)

1

28

Группировка предметов по форме.

1

29

Выделение из  однородных предметов (по одному признаку) по

величине (большой-маленький), их сравнение.

1

30

Выделение разнородных предметов по величине (большой-

маленький). Исключение «лишнего»

1

31

Составление упорядоченного ряда по убыванию (по возрастанию,

убыванию).

1

32

Группировка предметов по величине.

1

33

Выделение из  однородных предметов (по одному признаку) по

длине (длинный-короткий)

1

34

Выделение из разнородных (по одному признаку) предметов по

длине (длинный-короткий).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 2 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 2 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 3 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 3 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 4 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 4 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 6 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 6 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 8 класс вариант 2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 8 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...