Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 8 класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 8 КЛАСС (ВАРИАНТ 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 8 класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предметно-практические-действия-8кл-ФГОС2 | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Предметно-практическая деятельность»
8 класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», 8 класс (вариант 2), разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) и на основании следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся , воспитанников с отклонениями в развитии.
- «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
- Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
- Учебного плана образовательного учреждения.
Рабочая программа обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане. Календарно-тематическое планирование составлено с учётом особенностей обучающихся. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого занятия. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения: формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи обучения:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности. Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Учёт воспитательного потенциала уроков
Воспитательный потенциал коррекционного курса «Предметно-практические действия» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Краткая характеристика содержания учебного предмета.
«Действия с материалами» Работа с бумагой.
Закрепление умений и навыков работы с бумагой (сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до обозначенной линии; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали; разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать ее ладонью и пальцами; разрывать бумагу по сгибу).
Закрепление навыков работы кисточкой и клеем, свойства клея. Закрепление умений пользоваться им, соблюдая последовательность и аккуратность в работе.
Сминание материала (папиросная бумага, калька) правой (левой) рукой. Сминание пальцами. Скатывание бумаги в ладонях. Составление плоскостной аппликации по образцу.
Разрывание материала (ваты) пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую от себя. Плоскостные аппликации по образцу.
Вырезание ножницами из бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила
работы ножницами. Приёмы вырезания ножницами («разрез по короткой прямой линии»,
«разрез по короткой наклонной линии», «надрез по короткой прямой линии», «разрез по длинной линии», разрез по незначительно изогнутой линии, округление углов прямоугольных форм). Составление и наклеивание простых аппликаций.
Лепка. Работа с солёным тестом.
Закрепление навыков работы с солёным тестом: разрывание материала, размазывание материала, разминание материала, раскатывание прямыми и круговыми движениями между ладонями, сплющивание между ладонями. Закрепление умений отщипывать пальцами кусочки и скатывать мелкие шарики, сгибать столбики с
соединением концов, сплетением, защипывать края формы кончиками пальцев (миска, блюдце, корзинка). вытягивать столбик из короткого толстого цилиндра, округлять и заострять концы его, образуя формы. Соединяя части, плотно прижимать одну часть к другой. Изготовление плоскостных аппликаций из солёного теста.
Уметь в лепке использовать правильное представление о величине, цвете и форме: лепить по заданию предметы, большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие (столбики); лепить по заданию изделия, их детали из солёного теста
определенного цвета.
Работа с сыпучими материалами (крупа, мелкие предметы).
Пересыпание крупы из одной ёмкости в другую при помощи ложки. Просеивание крупы через сито на поднос, рисование узоров из крупы по образцу.
Вылавливание мелких игрушек из крупы при помощи щипцов, перекладывание мелких предметов из одной ёмкости в другую щипцами.
Работа с водой.
Переливание воды из одной ёмкости в другую резиновой грушей. Взбивание мыльной пены венчиком.
Работа с нитками и тканью.
Размотка трикотажного срыва, сортировка и наматывание ниток на картон, плетение косичек из шпагата, завязывание узелков на концах, завязывание бантом, шнуровка.
Связывание ниток в пучок («Фигурки человечков»).
«Действия с предметами».
Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции «Делай вместе». Постепенно убыстрять темп подражательных движений.
Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук.
Использование несложных предметов как орудий. Самостоятельный выбор между сачком, ложкой, вилкой для доставания предмета из сосуда.
Встряхивание предмета, издающего звук, нахождение парных одинаково звучащих предметов из образцов.
Закрепление навыка вращения предмета. Дид. игра «Найди цвет и сосчитай»,
«Графический диктант». Составление узоров из крышечек по показу.
Сжимание предмета одной рукой, пальцами (губка). Дид. игры «Найди пару», «Построй башенки» (по показу, по образцу) и др. Рисование губкой. Стирание с доски. Вытирание столов.
Вставление предметов в отверстия. Работа с мозаикой. Составление узоров из мозаики.
Действия с предметами разного цвета, формы, величины.
Работа с металлическим конструктором (по образцу):
- закрепление навыка закручивания гайки на винт;
- закрепление навыка соединения деталей.
- построение геометрических фигур (прямоугольник, ромб);
- построение предметов.
Дидактические игры. Усложнение игр, содержащих дидактические задачи на различение и использование цвета, формы, величины предметов. Игры на формирование временных представлений, количественных представлений, пространственных представлений.
Элементарное конструирование: складывание фигур из счетных палочек по словесной инструкции, паззлы.
Работа с «Нумиконом».
Работа с природными материалами.
Экскурсия в парк с целью сбора природных материалов. Сбор, сортировка по форме, размеру природных материалов с помощью учителя. Участие в первичной обработке природных материалов. Различение, выбор и называние природных
материалов: сухие веточки, хвоя, крылатки, семена. Размещение природных материалов на хранение. Предметная аппликация. Комбинированные работы из природных материалов и пластилина.
Связь учебного предмета «Предметно-практические действия» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении коррекционного курса «Предметно-практические действия», однако в наибольшей мере коррекционный курс «Предметно-практические действия» способствует формированию следующих учебных действий:
Требования стандарта | Планируемые результаты образовательной деятельности |
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. |
|
Формирование учебного поведения: | 1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
2) умение выполнять инструкции педагога:
3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша. |
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. |
деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. |
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
В основном разделы программы по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» изучается ежегодно с 1 по 9 класс, благодаря этому программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал включает в себя следующие разделы:
- «Действия с материалами»;
- «Действия с предметами».
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы обучающимися.
Действия с материалами.
На протяжении всего периода обучения обучающиеся учатся работать с такими материалами, как: пластилин, бумага, нитки, ткань, природный материал. Вся работа строится от простого к сложному.
Действия с предметами.
Обучающиеся учатся работать с шариками, кольцами, прищепками, строительными материалами, мозаикой. Работа также, как и при работе с материалами строится от простого к сложному.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коррекционный курс осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к переходу от совместных действий к подражательным, а затем к самостоятельным.
Показателем усвоения обучающимися программы коррекционного курса является динамика овладения детьми различными действиями с материалами и предметами.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с умеренной умственной отсталостью.
Личностные результаты:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведения искусства;
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты освоения коррекционного курса "Предметно- практические действия".
-умеет выполнять несложные задания по словесной инструкции;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке под контролем и с помощью учителя;
-производить сборку и склеивание изделия с помощью учителя.
-с помощью учителя работает с новыми материалами – глиной, картоном;
-работает над изделием по предоставленному учителем плану;
-придерживается плана при выполнении работы под контролем учителя;
-сравнивает с образцом по наводящим вопросам учителя;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел – данные операции производит учитель, перед началом работы;
-находит с помощью учителя в наглядной ситуации предметы для её разрешения, использует с частичной помощью учителя.
-умеет выполнять несложные задания самостоятельно;
-производит разметку деталей изделий по шаблону, по линейке с незначительной помощью учителя;
-производит сборку и склеивание изделия с опорой на образец, на графическую схему, план, если требуется, обращается за помощью;
-освоил приёмы работы с новыми материалами – глиной, картоном;
-составляет план работы над изделием, с опорой на образец изделия;
-придерживается плана при выполнении работы;
-выполняет подробный анализ своего изделия по составленному плану, сравнивает с образцом;
-вдевает нитку в иглу, завязывает узел с частичной помощью учителя;
-находит самостоятельно в наглядной ситуации предметы для её разрешения, пользуется ими самостоятельно.
Виды деятельности обучающихся, направленные на достижение планируемых результатов
- слушание учителя;
- слушание и анализ ответов обучающихся;
- просмотр видеоматериалов, обсуждение увиденного и анализ;
- выполнение заданий;
- наблюдение;
- работа с раздаточным материалом;
- самостоятельная работа, работа в парах;
- оценивание своих учебных достижений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Дата |
1 | Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе | 1 | |
2 | Пересыпание руками (крупы, песка). | 1 | |
3 | Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке. | 1 | |
4 | Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую. | 1 | |
5 | «Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости. | 1 | |
6 | Комканье бумаги. | 1 | |
7 | Размазывание краски, пены руками, пальцами. | 1 | |
8 | Разминание в руках пластилина, теста. | 1 | |
9 | Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка». | 1 | |
10 | Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую. | 1 | |
11 | Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши. | 1 | |
12 | Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую. | 1 | |
13 | Нанизывание колец, шариков на палку. | 1 | |
14 | Нанизывание крупных бусин на нить. | 1 | |
15 | Составление узоров из крупной и мелкой мозаики; | 1 |
16 | Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и гори- зонтальная); | 1 | |
17 | Переливание воды из одной ёмкости в другую. | 1 | |
18 | Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.). | 1 | |
19 | Кубики. Башенка из кубиков. | 1 | |
20 | Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков. | 1 | |
21 | Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый. | 1 | |
22 | Складывание поделок по образцу из геометрических фигур. | 1 | |
23 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. | 1 | |
24 | Определение величины предмета путем наложения и приложения. | 1 | |
25 | Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр 1, 2 и 3, геометрических фигур. | 1 | |
26 | Складывание картинок из 3-4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали. | 1 | |
27 | Ориентировка в ближайшем окружении «Игрушки». | 1 | |
28 | Ориентировка в ближайшем окружении «Посуда». | 1 | |
29 | Ориентировка в ближайшем окружении «Домашние животные». | 1 | |
30 | Ориентировка в ближайшем окружении «Птицы». | 1 | |
31 | Ориентировка в ближайшем окружении «Мебель». | 1 | |
32 | Ориентировка в ближайшем окружении «Овощи». | 1 | |
33 | Ориентировка в ближайшем окружении «Фрукты». | 1 | |
34 | Ориентировка в ближайшем окружении «Школьные принадлежности» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 2 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 2 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 3 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 3 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 4 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 4 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 5 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 5 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...
Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 6 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 6 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...