Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 9 класс вариант 2
рабочая программа

Ефимова Юлия Михайловна

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО АЛЬТЕРНОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

9 КЛАСС

(ВАРИАНТ 2)

 

Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» для 9 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:

  • Федерального    государственного    образовательного                  стандарта           образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Федеральной    адаптированной   основной                 общеобразовательной                    программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированной    основной    общеобразовательной программы              МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей, обучающихся 9 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и молодёжной политики

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

г. Когалым

МАОУ «Средняя школа №8»

СОГЛАСОВАНО                                     УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом                     Директор МАОУ «Средняя школа №8»

МАОУ «Средняя школа №8»             _________________ Александрова Е.В.

Протокол от 31.08.2023 г. №14                 Приказ от 31.08.2023 г. №611

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Альтернативная коммуникация»    

  9 класс

вариант 2

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Ефимова Юлия Михайловна

Когалым  2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)

У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Цель обучения:

Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи обучения:

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

через:


  1. Учёт воспитательного потенциала уроков.

Воспитательный потенциал предмета «Альтернативная коммуникация» реализуется

  • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,

правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
  • инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
  • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  • применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
  • применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
  • выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
  • установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

  1. Краткая характеристика содержания учебного предмета.

Коммуникация с использованием невербальных средств.

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

  1. Связь учебного предмета «Альтернативная коммуникация» с базовыми учебными действиями

Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета

«Альтернативная коммуникация», однако в наибольшей мере предмет «Альтернативная коммуникация» способствует формированию следующих учебных действий:

  1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
  2. Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

  1. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени; от начала до конца;

с заданными качественными параметрами.

  1. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.

  1. Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.

Большинство разделов программы по предмету «Альтернативная коммуникация» изучается ежегодно с 5 по 9 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.

Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов):

  • «Коммуникация с использованием невербальных средств»;
  • «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»;
  • «Чтение и письмо».
  • Коммуникация с использованием невербальных средств.

Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Коммуникация с использованием невербальных средств включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами альтернативной коммуникации: словом, предложением

Развитие речи средствами невербальной коммуникации.

Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя слова. предложения. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.

Использование графического изображения направлена на формирование умения использовать обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использовать электронное устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составлять простые предложения с использованием графического изображения (электронного устройства). Отвечать на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо.

Включает в себя работу по формированию предпосылок к осмысленному чтению и письму. Звуки речи

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.

На уроках Альтернативная коммуникация в 9 классе формируются следующие личностные результаты:

  1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  4. формирование уважительного отношения к окружающим;
  5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  6. освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  7. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты основания учебного предмета «Альтернативная коммуникация

1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.

-Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.

-Умение самостоятельно использовать усвоенный        лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных

целях.

2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.

-Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями. - Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.

-Умение пользоваться средствами альтерна тивной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь

устройствами        (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.)

3)     Умение      пользоваться      доступными

средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

-Мотивы    коммуникации:    познавательные

интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности. -

-Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные        средства,        соблюдение общепринятых правил коммуникации.

-Умение        использовать        средства альтернативной коммуникации в процессе общения:

  1. использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
  2. пользование        индивидуальными

коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

3. общение с помощью электронных средств

коммуникации        (коммуникатор, компьютерное устройство).

4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого

слова.

-Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

5) Развитие предпосылок к осмысленному

чтению        и        письму,        обучение        чтению        и письму.

-Начальные навыки чтения и письма


  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

I раздел. Коммуникация с использованием невербальных средств

1

Понимание        и называние (употребление)                слов, обозначающих предмет

1

2

Понимание        и        называние

(употребление)        обобщающих понятий

1

3

Понимание        и        называние (употребление)                        слов,

обозначающих действия предмета

1

4

Слова,        обозначающие        число, количество предметов

1

5

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении

1

II раздел. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь

6

Слова        обозначающие        признаки предметов. Размер предметов.

1

7

Слова, обозначающие состояния, свойства (признаки) действий. Цвет предметов.

1

8

Слова, обозначающие количество объектов/субъектов.

1

9

Слова «на, около, за, под и т.д.»

1

10

Слова «я, ты, свой, мой, это и т.д.»

1

11

Словосочетания,        простые        и сложные предложения.

1

12

Обобщающие        понятия.        Еда. Продукты.

1

III раздел. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

13

«Как        зовут        твоих

одноклассников?»        Глобальное чтение

1

14

«Зимние        забавы».        Работа        с предметными картинками

1

15

Чтение        стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо

и что такое плохо»

1

16

Жилище диких животных

1

17

Чтение        стихотворения        О.Дриз

«Добрые слова»

1

18

Рассказ о моём классе

1

19

Составление        короткого        рассказа

«Моя семья»

1

IV раздел. Чтение и письмо. Глобальное чтение

20

Гласные звуки и буквы

1

21

Согласные звуки и буквы

1

22

Звук и буква А. Слова, обозначающие места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на верхней полке» и т.д.).

1

23

Звук и буква У. Слова, обозначающие        места расположения объектов/субъектов («на столе», «около дома», «на

верхней полке» и т.д.).

1

24

Звук и буква М. Словосочетания, простые и сложные предложения

1

25

Звук        и        буква        О.Слова, указывающие                        на

объекты/субъекты        (я,        ты,        свой, мой, это и т.д.)

1

26

Буквы русского алфавита

1

27

Разучивание        пальчиковых упражнений. Обучение умению держать карандаш и проводить

произвольные линии на листе бумаги.

1

28

Раскрашивание фигур.

1

29

Составление        простых предложений по картинкам

1

30

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.

1

31

Узнавание (различение) образов графем (букв).

1

32

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв.

1

33

Узнавание (различение) образов графем (букв).

1

34

Повторение. Пройдённого материала

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии (5 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (6 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (7 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...

Рабочая программа по технологии (8 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.

Содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральны...

Рабочая программа по технологии 6 класс (вариант девочки)

Рабочая программа составлена на основе Программмы начального и основного  общего образования под ред. М.В.Хохловой, П.С.Самородского, Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко и др. - М.: Вентана-Граф. 2010г. Ст...

Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)

Пояснительная записка.    Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....

Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -

Пояснительная записка.     Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....