Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)
рабочая программа по технологии (5 класс) на тему
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 5 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях исползования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-комуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_5_klass._tekhnologiya.docx | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Казённое общеобразовательное учреждение Ханты –Мансийского автономного округа –Югры
«Специальная учебно –воспитательная школа №2»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УР КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» ___________________/ О.Н. Караваева (Ф.И.О.) «_____»___________________________2014г | УТВЕРЖДАЮ: И.о. Директора КОУ «Специально учебно –воспитательная школа №2» _______________________/ В.Т. Гречаная Приказ № ______от «___»______________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Технология
ДЛЯ 5 КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
(II ступень)
г. Сургут 2014 г.
Составитель: программы по технологии Осипов О.А. ,
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова. – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
В данной программе предложены разделы изучения технологии в 5 классе. В процессе развернутого изложенного материала по темам в каждом классе указывается количество годовых и недельных часов.
Рабочая программа утверждена на заседании методического совета,
протокол № ____ от «____» ____________ 2014 г.
Председатель методического совета_______________ В.Т. Гречаная
(подпись) (Ф.И.О.)
Одобрена методическим объединением учителей,
протокол № ____ от «____» __________ 2014 г.
Руководитель ________________ ___________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5 класса. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
В 5 классе на курс отведено 70 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). I четверть – 18 часов, II четверть – 14 часов, III четверть –20 часов, IV четверть – 18 часов.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение знаний по разделам технологии обработки конструкционных материалов, машиноведения, культуры дома, художественной обработки материалов, информационных технологий;
• овладение способами деятельности по решению учебно-производственных задач, связанных с разработкой и изготовлением определенного изделия, технологии его обработки, наладке оборудования, приспособлений и инструментов;
• освоение компетенций - умение действовать автономно: защищать, планировать и организовывать личностные планы, самостоятельно приобретать знания, используя разные источники; способность работать с разными видами информации: символами, чертежами, схемами, тестами, таблицами, осмысливать полученные сведения, применять их для расширения своих знаний.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде пяти тематических блоков, обеспечивающих, формирование компетенций.
В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков экологической культуры и экологической морали учащихся.
Во втором - дидактические единицы, которые содержат сведения о возможностях исползования ПЭВМ в работе. Это содержание обучения является базой для развития информационно-комуникативной компетенции учащихся.
В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие область социальной этики, культуры ведения дома, национальных традиций и обеспечивающие развитие межкультурной компетенции.
В четвертом блоке - дидактические единицы, которые содержат сведения о технологии обработки конструкционных материалов; это позволяет развивать социально-трудовую компетенцию учащихся.
В пятом блоке представлены дидактические единицы, содержащие сведения по машиноведению и профориентации.
Таким образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Методы и формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса является урок, который позволяет организовать практическую, творческую и проектную деятельность, причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интернироваться с другими разделами программы.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые проекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии являются комбинированный урок.
Формы и методы контроля
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Уроки изучения нового, на которых учитель дает материал «крупными» блоками, или в форме лекции, или сочетая беседу с самостоятельной работой школьников.
Текущий контроль проводится по ходу изучения нового и его организационные формы зависят о группы изучаемых или формируемых знаний, а также специфики содержания учебного материала.
Уроки отработки закрепления нового, на которых учитель организует индивидуальную, групповую, или фронтальную работу школьников. Текущий контроль проводится не только учителем, но и учащимися, т.к. параллельно с изучением нового, его закреплением осуществляется формирование и закрепление умений самоконтроля и взаимоконтроля. Парная и групповая формы контроля при этом являются эффективным средством.
Уроки итогово-тематического контроля (1-2 урока), на которых подводятся итоги изучения всей темы в форме урока–зачета, деловой игры, практической работы и т.д.
В процессе теоретического обучения основными методами контроля являются устная проверка знаний учащихся, а также письменная проверка, проводимая в форме тематических и текущих проверочных работ, «технических диктантов», коллективного обсуждения разработанной учащимися технологической документации. Для теоретического обучения характерна также практическая проверка умений учащихся применять знания в практических условиях: сборка схем, измерения, наладка механизмов, поиск неисправностей и др. К методам практической проверки знаний и умений учащихся следует также отнести и практические работы.
В процессе производственного обучения основным методом контроля являются проверка выполняемых и выполненных учебно-производственных работ учащихся: текущая, периодическая (контрольные и проверочные работы) и итоговая (выпускные квалификационные пробные работы). Из специфических форм организации контроля производственного обучения следует отметить межоперационный контроль работ учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, поэтапную аттестацию учащихся, выполнение учащимися межпредметных заданий.
Тематическое планирование по технологии 5 класса
№ п/п | Тема раздела (блока) | Кол-во часов | Краткое содержание | Обязательный минимум ЗУН | Примечание |
1. | Введение | 1 | Содержание курса «Технология». Задачи и программные требования по предмету. Правила безопасной работы в мастерской. | УДЗ: -сущность понятия технология, задачи и программные требования по предмету «Технология», правила поведения в мастерской. | |
2. | Технология создания изделий из древесины. Элементы машиноведения. | 22 | Древесина как природный конструкционный материал. Пиломатериалы. Древесные материалы. Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины. Графическое изображение изделий. Последовательность изготовления деталей из древесины. Разметка заготовок из древесины. Пиление заготовок из древесины. Строгание заготовок из древесины. Сверление отверстий в деталях из древесины. Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей и шурупами. Соединение деталей из древесины клеем. Зачистка поверхности деталей из древесины.
| УДЗ: - виды древесных материалов, пиломатериалов; - сферу применения древесины; породы древесины, их характерные признаки и свойства; - отличие изделия от детали; типы графических изображений; - основные этапы технологического процесса; на значение технологической карты, её содержание; основные технологические операции. - правила работы с измерительным инструментом; правила разметки заготовок из древесины. - инструменты для пиления; их устройство; назначение стусла; правила безопасной работы ножовкой; УДУ: - организовывать рабочее место для ручной обработки древесины, устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; проверять соответствие верстака своему росту. - определять последовательность изготовления детали по технологической карте. - выполнять разметку заготовок из древесины по чертежу с учётом направления волокон, наличия пороков материала. - закреплять свёрла в коловороте и дрели; размечать отверстия; просверливать отверстия нужного диаметра -выполнять операции опиливания и зачистки поверхности изделия; соединять детали изделия клеем. | |
3. | Декоративно-прикладное творчество | 6 | Защитная и декоративная отделка изделий из древесины. Выпиливание лобзиком. Выжигание по дереву. Работа над творческим проектом. Понятие о машине и механизме. | УДЗ: - различные приёмы художественной обработки древесины; инструменты для такой обработки; виды лобзиков; правила безопасной работы. УДУ: -выполнять защитную и декоративную отделку изделий с соблюдением правил безопасной работы. | |
4. | Технология создания изделий из металлов. Элементы машиноведения. | 22 | Понятие о машине и механизме. Рабочее место для ручной обработки металла. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Графическое изображение деталей из металла. Технологический процесс изготовления изделий из металла. Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Приёмы резания и зачистка деталей из тонколистового металла и проволоки. Сгибание заготовок из тонколистового металла и проволоки. Получение отверстий в металлических заготовках. Устройство сверлильного станка и приёмы работы на нём. | УДЗ: - основные свойства металлов и область применения; виды и способы получения тонколистового металла; - устройство и назначение слесарного верстака и слесарных тисков; правила безопасности труда. - различия технологического рисунка, эскиза, чертежа; графическое изображение конструктивных элементов деталей. - назначение операции правки; устройство и назначение инструментов и приспособлений для правки тонколистового металла и проволоки; - правила разметки заготовок из тонколистового металла и проволоки; - назначение операций резания и зачистки; - о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки.
УДУ: - читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; - читать чертежи деталей из тонколистового металла и проволоки; -сопоставлять порядок слов в предложении; - выполнять резание заготовок; - о процессе сгибания тонколистового металла и проволоки; - выполнять соединения деталей фальцевым швом и заклепочным соединением. | |
5. | Технологии ведения дома. | 12 | Гигиена жилого помещения. Уход за одеждой, обувью, мебелью, книгами. Уборка помещения. Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена. Культура поведения в семье. Семейные праздники. Подарки. Переписка. | УДЗ: - понятие интерьер, требования, предъявляемые к интерьеру; предметы интерьера; характеристики основных функциональных зон. - последовательность операций во время уборки помещений; - основные требования к режиму дня школьника; - понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи, сверстниками и взрослыми. - правила приглашения и приёма гостей. - понятие этикет; правила поведения при общении с членами семьи. УДУ: - анализировать дизайн интерьера жилых помещений на соответствие требованиям эргономики, гигиены, эстетики. - планировать свой день; рационально питаться; - выполнять уборку помещений, ухаживать за мебелью, одеждой, обувью, книгами. - использовать знания правил поведения на практике. | |
6. | Информационные технологии. | 7 | Информационные технологии. Графический редактор. Текстовый редактор. Калькулятор. | УДЗ: -сущность понятия информация, информационная технология; виды редакторов; назначение графического редактора. - назначение текстового редактора; содержание операций макетирование и форматирования текстовых документов. - назначение калькуляторов, компьютерной программы «Калькулятор»; устройство и работу современного калькулятора. УДУ: - выполнять рисунки, эскизы с помощью графического редактора - выбирать макет страницы; набирать текст; форматировать текстовый документ -делать расчёты с использованием компьютерной программы. | |
7. | Проектная деятельность. | 6 | Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта. | УДЗ: - этапы творческого проекта, их содержание; на- правления проектных работ; правила составления техно- логической последовательности изготовления изделия. УДУ: - выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор темы, технологии изготовления изделия. |
Учебная программа | Учебники | Методический материал | Дидактический материал | Дополнительная литература |
В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. | Технология 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. Д. Симоненко. Издание третье, переработанное. Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г. | О.В. Павлова. Развернутое тематическое планирование Технология 5 – 9 класс (вариант для мальчиков), изд. Учитель, 2008 г. Последние издание 2011 г. Ю.А. Жадаев, Поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В.Д. Симоненко. Рихвк Э., Обработка древесины в школьных мастерских: книга для учителей технического труда и руководителей кружков. / Э.Рихвк. – М.: Просвещение, 1984. Самородский, П.С. Технологии ведения дома в 5-8 классах: Технический труд: метод. пособие/ П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007 | Наглядные пособия. Тищенко, А.Т. Технология. Технический труд: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица, Н. А. Буглаева; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф , 2010. | К. Бешенков. Методика обучения технологии. 5-9 классы. Дрофа. 2003. С. Н. Чистякова. Твоя профессиональная карьера. М.:Просвещение, 2000. И. А. Сасова. Технология 5класс. Сборник проектов. М.:Вентана Граф, 2003. Технология. Программно-методические материалы. 5-11кл. М.:Дрофа, 2001 Богатырёв А.Н. Коптелов А.В. Некрасова Г.Н.. Учителю технологии о современных информационных технологиях: Учебное пособие. – Киров: Изд-во ВГПУ,1998 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по технологии для девочек и мальчиков 5 класса.
Данная рабочая программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек (гендерный подход) на основе примерной программы общего образования по предмету «Технология», авторской программы по у...
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 5-7 классы
2013-2014 год....
Рабочие программы по технологии вариант для мальчиков 8-9 классы.
2013-2014 год....
Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 7класс ( вариант для девочек)
Рабочая программа разработана на 2014-2015 учебный год на основе нормативных документов. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ изучается в рамках направления «Техноло...
Рабочая программа по технологии Симоненко ФГОС 5класс(мальчики) 2016-2017
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразов...
Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)
Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...