Рабочая программа по предмету "Альтернативная коммуникация" 4 класс вариант 2
рабочая программа
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО АЛЬТЕРНОТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
4 КЛАСС
(ВАРИАНТ 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Альтернативная коммуникация» для 4 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы МАОУ «Средняя школа №8» (далее - АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), Рабочая программа сформирована с учётом рабочей программы воспитания, обеспечивает достижение личностных и предметных планируемых результатов освоения АООП в соответствии с требованиями АООП, предусматривает минимальный и достаточный уровень овладения предметными результатами. В рабочей программе указано место учебного предмета в учебном плане, определены БУД. Тематическое планирование составлено с учетом особенностей обучающихся 4 класса. В нём распределено количество часов на изучение тем и конкретизирована тема каждого урока. Контрольно-измерительные материалы являются приложением к рабочей программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Альтернативная-коммуникация-4класc-ФГОС2 | 42.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодёжной политики
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
г. Когалым
МАОУ «Средняя школа №8»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом Директор МАОУ «Средняя школа №8»
МАОУ «Средняя школа №8» _________________ Александрова Е.В.
Протокол от 31.08.2023 г. №14 Приказ от 31.08.2023 г. №611
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Альтернативная коммуникация»
4 класс
вариант 2
(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефимова Юлия Михайловна
Когалым 2023
СОДЕРЖАНИЕ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………….3
- СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ……………………………………………5
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ…………………………………8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по альтернативной коммуникации составлена в соответствии с АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Цель обучения:
Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи обучения:
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
через:
Учёт воспитательного потенциала уроков.
Воспитательный потенциал предмета «Альтернативная коммуникация» реализуется
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений, событий через: демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
- использование на уроках информации, затрагивающей важные социальные, нравственные, этические вопросы;
- инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- применение групповой работы или работы в парах, которые способствуют развитию навыков командной работы и взаимодействию с другими обучающимися;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания;
- установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между учителем и учениками, создание на уроках эмоционально-комфортной среды.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Краткая характеристика содержания учебного предмета.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, чёрно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имен членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имен членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Связь учебного предмета «Альтернативная коммуникация» с базовыми учебными действиями
Практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении предмета
«Альтернативная коммуникация», однако в наибольшей мере предмет «Альтернативная коммуникация» способствует формированию следующих учебных действий:
- Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени, от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в СИПР с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Решение поставленных задач происходит как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Ключевые темы в их взаимосвязи, преемственность по годам изучения.
Большинство разделов программы по предмету «Альтернативная коммуникация» изучается ежегодно с 1 по 4 класс, благодаря чему программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически и включает в себя следующие разделы (с постепенным наращиванием сведений по темам, включённым в содержание 5-го и последующих классов):
- «Коммуникация с использованием невербальных средств»;
- «Развитие речи средствами невербальной коммуникации»;
- «Чтение и письмо».
- Коммуникация с использованием невербальных средств.
Группа детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неоднородна, поэтому каждый год по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» дублируются темы с целью овладения или закрепления полученных знаний и навыков. Коммуникация с использованием невербальных средств включает в себя работу по формированию умений пользоваться средствами альтернативной коммуникации: символом, графическим изображением, звуком и словом.
Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь направлена на формирование умения понимать обращенную речь, умение вступать и поддерживать контакт, используя жесты, символы и звуки. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации направлена на формирование умения использовать символы для обозначения предметов и объектов, действия предмета, признака предмета, обобщающих понятий, признака действия.
Использование графического изображения направлена на формирование умения использовать обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использовать электронное устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составлять простые предложения с использованием графического изображения (электронного устройства). Отвечать на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составлять рассказ о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
Чтение и письмо.
Включает в себя работу по формированию предпосылок к осмысленному чтению и письму. Звуки речи
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках Альтернативная коммуникация в 4 классе формируются следующие личностные результаты:
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты основания учебного предмета «Альтернативная коммуникация
Коммуникация
Коммуникация с использованием вербальных средств.
- Умение выражать благодарность (словом, предложением).
- Умение отвечать на вопросы словом (предложением).
- Умение задавать вопросы предложением.
- Умение поддерживать зрительный контакт с собеседником, соблюдать дистанцию (очередность) в разговоре.
- Умение прощаться с собеседником звуком (словом, предложением).
Коммуникация с использованием невербальных средств.
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарность, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
- Умение выражать согласие (несогласие), удовольствие (неудовольствие), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь.
- Умение понимать слова, обозначающие действия предмета (пить, есть, сидеть и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
- Умение понимать слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие число, количество предметов (пять, второй и др.).
- Умение понимать слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
- Умение сообщать собственное имя посредством напечатанного слова.
- Умение сообщать имена членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова.
- Умение использовать напечатанные слова для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
- Умение использовать электронное устройство для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
- Умение использовать карточки с напечатанными словами как средства коммуникации.
Предпосылки к осмысленному чтению и письму.
- Умение выполнять графические действия с использованием элементов графем: печатание букв. (слов).
Начальные навыки чтения и письма.
- Умение читать слоги (слова).
Умение выполнять написание букв. (слогов, слова).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | ||
I раздел. Коммуникация с использованием невербальных средств | |||||
1 | Игровые упражнени выражение своих желаний | я | на | 1 | |
2 | Игровые упражнени выражение своих желаний | я | на | 1 | |
3 | Выражение мимикой своих чувств и желаний | 1 | |||
4 | Выражение мимикой своих чувств и желаний | 1 | |||
5 | Расскажи, что чувствуешь | 1 |
6 | Расскажи, что чувствуешь | 1 | |||
7 | Какое у тебя желание? | 1 | |||
8 | Какое у тебя желание? | 1 | |||
9 | Выражение своих чувств и желаний при помощи звучащего предмета. | 1 | |||
10 | Выражение своих чувств и желаний при помощи звучащего предмета. | 1 | |||
11 | Выражение своих чувств и желаний при помощи определённ ого символа – изображени й, карточек со словами | 1 | |||
12 | Выражение своих чувств и желаний при помощи определённ ого символа – изображени й, карточек со словами | 1 | |||
II раздел. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. Импрессивная речь | |||||
13 | Понимание простых по звуковому составу слов | 1 | |||
14 | Понимание простых по звуковому составу слов | 1 | |||
15 | Понимание простых по звуковому составу слов | 1 | |||
16 | Реагирован ие на узнавание (различени знакомых людей | свое е) | имя, имен | 1 | |
17 | Реагирован ие на узнавание (различени знакомых людей | свое е) | имя, имен | 1 | |
18 | Реагирован ие на узнавание (различени знакомых людей | свое е) | имя, имен | 1 | |
19 | Понимание обобщающ их понятий, слов, обозначаю щих предметы окружения, их действия и признаки | 1 | |||
20 | Понимание обобщающ их понятий, слов, обозначаю щих предметы окружения, их действия и признаки | 1 | |||
21 | Назови предметы | 1 |
22 | Назови предметы | 1 | |
23 | Понимание слов, указывающ их на предмет, его признак | 1 | |
24 | Понимание слов, указывающ их на предмет, его признак | 1 | |
25 | Опиши предмет | 1 | |
26 | Опиши предмет | 1 | |
27 | Понимание простых предложений | 1 | |
28 | Понимание простых предложений | 1 | |
29 | Понимание простых предложений | 1 | |
III раздел. Экспрессия с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации. Чтение и письмо. | |||
30 | Найди слово | 1 | |
31 | Найди слово | 1 | |
32 | Подбери слово к предмету | 1 | |
33 | Повтори упражнение | 1 | |
34 | Формирование умения удерживать ручку, карандаш. | 1 | |
35 | Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му). Прослушивание аудиозаписей. | 1 | |
36 | Произнесение слов, состоящих из одного звука (у-у), двух звуков (ау, ах, му). Прослушивание аудиозаписей. | 1 | |
37 | Произнесение слов, состоящих из трех – четырех звуков (там, сама, мама). | 1 | |
Произнесение слов, состоящих из | 1 |
38 | трех – четырех звуков (там, сама, мама). | ||
39 | Звук и буква А. | 1 | |
40 | Звук и буква А. | 1 | |
41 | Звук и буква А, а. | 1 | |
42 | Звук и буква А, а. | 1 | |
43 | Нахождение буквы А, а. | 1 | |
44 | Нахождение буквы А, а. | 1 | |
45 | Штриховка буквы «А».Пальчиковая игры "Мыльные пузыри". | 1 | |
46 | Штриховка буквы «А».Пальчиковая игры "Мыльные пузыри". | 1 | |
47 | Конструирование буквы «А» из палочек, пластилина. | 1 | |
48 | Конструирование буквы «А» из палочек, пластилина. | 1 | |
49 | Написание буквы «А» на доске, манной крупе, крупе. | 1 | |
50 | Написание буквы «А» на доске, манной крупе, крупе. | 1 | |
51 | Обводка буквы «А» по трафарету | 1 | |
52 | Обводка буквы «А» по трафарету | 1 | |
53 | Написание буквы «А» по опорным точкам. | 1 | |
54 | Написание буквы «А» по опорным точкам. | 1 | |
55 | Написание буквы «А» по опорным точкам. | 1 |
56 | Звук и буква У, у. | 1 | |
57 | Звук и буква У, у. | 1 | |
58 | Нахождение буквы У, у. | 1 | |
59 | Нахождение буквы У, у. | 1 | |
60 | Штриховка буквы «У» | 1 | |
61 | Штриховка буквы «У» | 1 | |
62 | Конструирование буквы «У» из палочек, пластилина. | 1 | |
63 | Конструирование буквы «У» из палочек, пластилина. | 1 | |
64 | Написание буквы «У» на доске, манной крупе, крупе. | 1 | |
65 | Написание буквы «У» на доске, манной крупе, крупе. | 1 | |
66 | Обводка буквы «У» по трафарету. Пальчиковая гимнастика "Грибок". | 1 | |
67 | Обводка буквы «У» по трафарету. Пальчиковая гимнастика "Грибок". | 1 | |
68 | Повторение пройденного материала | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии (5 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...
Рабочая программа по технологии (6 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...
Рабочая программа по технологии (7 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Статус документаРабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по технологии, утвержденного приказ...
Рабочая программа по технологии (8 класс - вариант для девочек) под ред.Симоненко.
Содержание программы направлено на освоение обучающимся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральны...
Рабочая программа по технологии 6 класс (вариант девочки)
Рабочая программа составлена на основе Программмы начального и основного общего образования под ред. М.В.Хохловой, П.С.Самородского, Н.В.Синицы, В.Д.Симоненко и др. - М.: Вентана-Граф. 2010г. Ст...
Рабочая программа по технологии 5 класс (Вариант для мальчиков)
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....
Рабочая программа по технологии 6 класс (Вариант для мальчиков) -
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена на основании рабочей программы В. Д. Симоненко /авт. -сост. О. В .Павлова – 2 – е изд. – Волгоград: Учитель, 2011....