Игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда
статья

Пальцева Галина Львовна

Каждый школьник, особенно в старших классах, сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии.

На этапе формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной монологической и диалогической речи логопеды включают в планы логопедических занятий задания, игры и упражнения по профориентации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_proforientatsii_29.10.24.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

       Игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда

                                                                                 

  Каждый школьник, особенно в старших классах, сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии.  При выборе профессии пойти навстречу своей мечте прекрасно, потому что если работа человеку нравится, то он наполовину уже становится счастливым, так как идёт на работу с радостью. Чтобы определить, какая из профессий интересна и подходит конкретному обучающемуся, детям дают представления о профессиях ещё в детском саду, а в школе уже знакомят и со специальностями.

   Целью профориентации в школе является расширение знаний о мире профессий и специальностей, формирование интереса к знаниям и миру труда,  развитие творческих  способностей и деловых качеств, формирование функциональной грамотности.

    На этапе формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной монологической и диалогической речи логопеды включают в планы логопедических занятий задания, игры и упражнения по профориентации. Рассмотрим некоторые из них.

                                                      5 – 7 классы

                                             Перечень профессий

 Цель: Уточнение и активизация словарного запаса по лексической теме: «Мир профессий».

Инструкция:  Нужно разбить учащихся на группы и каждая группа должна написать как можно больше профессий на заданную букву, например, на «С». Упражнение можно усложнить, предлагая каждой группе за определенное время  написать профессии в алфавитном порядке (можно по 2-3 профессии на каждую букву алфавита).

                                                   Кто что делает?

Цель: Уточнение и активизация словарного запаса.

Инструкция: Дети рассматривают картинки, называют профессию человека и что он делает.

                                               

                                                       Волшебная рука 

Цель: Формирование умения определять  положительные и отрицательные качества героя.

Инструкция: Посмотреть мультфильм (напр. «Приключения Буратино»). Из мешочка вытащить имя героя (Мальвина, Карабас Барабас или др.) На листке бумаги нужно обвести контур ладони. Далее на пальчиках написать хорошие качества героя, а на ладошке – те, которые нужно  изменить. Затем можно обсудить,как можно исходя из качеств, трудоустроить героя.

                                                   Назови профессию

Цель: Формирование умения правильно называть профессии человека по видам машин, управляемых им. 

Инструкция: Ведущий называет машины или другие технические средства, а учащиеся называют профессии людей, управляющих этими средствами. Например: трактор – тракторист, машина – шофер, экскаватор – экскаваторщик, комбайн – комбайнер, подьемный кран – крановщик, поезд – машинист, корабль – капитан, самолет – летчик (пилот), пожарная машина – пожарный, бульдозер – бульдозерист, автомобиль - водитель и т.п.

   

                                                 Чудо – профессия

 Цель:  Развитие  креативного мышления и навыков группового взаимодействия.

Логопед задаёт  вопрос «Как сделать жизнь на Земле лучше?»

Инструкция: Чтобы ответить на этот вопрос нужно разделиться на команды. Задача каждой команды – придумать модель профессии, которая может выполнить сложную миссию, т.е. улучшит жизнь на нашей планете. Для начала нужно определить, какие проблемы и трудности есть у жителей планеты Земля и               какой должна быть жизнь. Обучающиеся высказывают свои мнения.                                                   

                                       

               

                                         Я с профессией родился…

Цель: Знакомство с профессиями. Соотнесение личностных качеств с характеристиками представленных профессий.

 Инструкция. Участники разбиваются на группы и готовят выступления о профессиях, обосновывая  свой выбор. Ребята готовят ответ на вопрос «Кем я родился?». Говорят, какие качества и умения у них уже есть, какой имеется опыт (например, профессия – лётчик; качества – внимательность, выносливость; опыт - строит самолёты; ходит в авиаклуб; умения – хорошо прыгает в высоту; и т.д.).                                                    

                                                     Город мастеров

Цель: Развитие креативного мышления и навыков группового взаимодействия.

Инструкция: Группы участников создают свои места работы: «Школа», «Больница», «Театр», «Магазин», «Мастерская» и т.д. (для этого оформляют свои места предметами труда, которые рисуют сами или используют имеющиеся или найденные в Интернете стихи, игрушки, картинки, ксерокопии). В ходе выступления ребята могут показать сценки из профессиональной жизни.

                                                     Самая - самая

Цель: Повышение уровня осознания особенностей конкретных профессий. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые характеристики профессий, а вы должны будете  называть те профессии, которые в наибольшей степени данной характеристике подходят». Это могут быть, например, следующие характеристики: самая молодая, самая сладкая, самая смешная, самая цветная, самая живучая, самая высокая, самая деревянная и т.п. Обучающиеся аргументируют свой ответ.

                                                  Сказка о профессиях

Цель: Расширение знаний о профессиях, развитие творческих способностей.

Инструкция: Участники разбиваются на группы и готовят свои сказки о выбранных профессиях: как возникла профессия, где она живёт, что умеет делать, с кем она дружит и т.д. Сказка разыгрывается перед классом. В ходе подготовки сказки используются описания профессий, профессиограммы и книги о профессиях, информация из Интернета.

                                           

                                                       Дотянись до звёзд 

Цель: Расширение знаний о мире профессий. 

Инструкция: Играют 2 группы. Каждая группа выбирает профессию (космонавты, летчики, моряки, повара и др.) придумывают девизы, посвящают этой профессии концертный номер. После этого проходит презентация профессии. Оценка команд: чья звезда светит ярче? Чей номер лучше? Учитывается умение найти информацию о профессии, владение этикой поведения.

                                                   Земля – наш дом

Цель: Знакомство с профессиями сферы «Человек и природа»

Инструкция: Участники создают свои группы: «Моя ферма», «Наш сад», «Лесное хозяйство». Можно обсудить какие профессии находятся в вышеперечисленных группах, а также, что они делают (секреты мастерства, заботу о своей земле они представляют в виде рассказа, сценки, фотографии, рисунка).

                                             Творцы мира прекрасного

Цель: Знакомство с профессиями сферы «Человек и художественный образ». Инструкция: Класс разбивается на группы: «телевидение», «рекламное агентство», «керамический завод», «мастерская художников и дизайнеров», «швейная мастерская». Группы делают презентации своих профессий, используя рисунки, стихи, пантомиму и другое.

 

  На  логопедических занятиях с целью профориентации также можно использовать ЦОР, интерактивные игры, игры-драматизации, логоритмику,  загадки, чтение текстов и стихов, придумывание рассказов – повествований описаний по картинкам и т.д.

                                                  Литература

1.Давыдова Э. Характер ребенка - приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию.

2.Курдояк Е.Д. Петропавловская Н.В. –– Сборник профориентационных игр и упражнений.

3.Профориентация - что это и зачем нужна.   - www.profguide.io


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....

Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"

В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в   коррекционные занятия...

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...

Картотека сюжетно – ролевых игр и лексического материала по профориентации для работы учителя-логопеда и воспитателя во внеурочное время.

Ни для кого не секрет, что сюжетно-ролевые игры нужны ребёнку. Но не все знают, что для того, чтобы ребёнок в них играл с удовольствием, часто и эффективно с точки зрения развития речи и общего развит...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя - логопеда

Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в...

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям

Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....