Игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда
статья
Каждый школьник, особенно в старших классах, сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии.
На этапе формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной монологической и диалогической речи логопеды включают в планы логопедических занятий задания, игры и упражнения по профориентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_proforientatsii_29.10.24.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда
Каждый школьник, особенно в старших классах, сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. При выборе профессии пойти навстречу своей мечте прекрасно, потому что если работа человеку нравится, то он наполовину уже становится счастливым, так как идёт на работу с радостью. Чтобы определить, какая из профессий интересна и подходит конкретному обучающемуся, детям дают представления о профессиях ещё в детском саду, а в школе уже знакомят и со специальностями.
Целью профориентации в школе является расширение знаний о мире профессий и специальностей, формирование интереса к знаниям и миру труда, развитие творческих способностей и деловых качеств, формирование функциональной грамотности.
На этапе формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной монологической и диалогической речи логопеды включают в планы логопедических занятий задания, игры и упражнения по профориентации. Рассмотрим некоторые из них.
5 – 7 классы
Перечень профессий
Цель: Уточнение и активизация словарного запаса по лексической теме: «Мир профессий».
Инструкция: Нужно разбить учащихся на группы и каждая группа должна написать как можно больше профессий на заданную букву, например, на «С». Упражнение можно усложнить, предлагая каждой группе за определенное время написать профессии в алфавитном порядке (можно по 2-3 профессии на каждую букву алфавита).
Кто что делает?
Цель: Уточнение и активизация словарного запаса.
Инструкция: Дети рассматривают картинки, называют профессию человека и что он делает.
Волшебная рука
Цель: Формирование умения определять положительные и отрицательные качества героя.
Инструкция: Посмотреть мультфильм (напр. «Приключения Буратино»). Из мешочка вытащить имя героя (Мальвина, Карабас Барабас или др.) На листке бумаги нужно обвести контур ладони. Далее на пальчиках написать хорошие качества героя, а на ладошке – те, которые нужно изменить. Затем можно обсудить,как можно исходя из качеств, трудоустроить героя.
Назови профессию
Цель: Формирование умения правильно называть профессии человека по видам машин, управляемых им.
Инструкция: Ведущий называет машины или другие технические средства, а учащиеся называют профессии людей, управляющих этими средствами. Например: трактор – тракторист, машина – шофер, экскаватор – экскаваторщик, комбайн – комбайнер, подьемный кран – крановщик, поезд – машинист, корабль – капитан, самолет – летчик (пилот), пожарная машина – пожарный, бульдозер – бульдозерист, автомобиль - водитель и т.п.
Чудо – профессия
Цель: Развитие креативного мышления и навыков группового взаимодействия.
Логопед задаёт вопрос «Как сделать жизнь на Земле лучше?»
Инструкция: Чтобы ответить на этот вопрос нужно разделиться на команды. Задача каждой команды – придумать модель профессии, которая может выполнить сложную миссию, т.е. улучшит жизнь на нашей планете. Для начала нужно определить, какие проблемы и трудности есть у жителей планеты Земля и какой должна быть жизнь. Обучающиеся высказывают свои мнения.
Я с профессией родился…
Цель: Знакомство с профессиями. Соотнесение личностных качеств с характеристиками представленных профессий.
Инструкция. Участники разбиваются на группы и готовят выступления о профессиях, обосновывая свой выбор. Ребята готовят ответ на вопрос «Кем я родился?». Говорят, какие качества и умения у них уже есть, какой имеется опыт (например, профессия – лётчик; качества – внимательность, выносливость; опыт - строит самолёты; ходит в авиаклуб; умения – хорошо прыгает в высоту; и т.д.).
Город мастеров
Цель: Развитие креативного мышления и навыков группового взаимодействия.
Инструкция: Группы участников создают свои места работы: «Школа», «Больница», «Театр», «Магазин», «Мастерская» и т.д. (для этого оформляют свои места предметами труда, которые рисуют сами или используют имеющиеся или найденные в Интернете стихи, игрушки, картинки, ксерокопии). В ходе выступления ребята могут показать сценки из профессиональной жизни.
Самая - самая
Цель: Повышение уровня осознания особенностей конкретных профессий. Инструкция: «Сейчас вам будут предлагаться некоторые характеристики профессий, а вы должны будете называть те профессии, которые в наибольшей степени данной характеристике подходят». Это могут быть, например, следующие характеристики: самая молодая, самая сладкая, самая смешная, самая цветная, самая живучая, самая высокая, самая деревянная и т.п. Обучающиеся аргументируют свой ответ.
Сказка о профессиях
Цель: Расширение знаний о профессиях, развитие творческих способностей.
Инструкция: Участники разбиваются на группы и готовят свои сказки о выбранных профессиях: как возникла профессия, где она живёт, что умеет делать, с кем она дружит и т.д. Сказка разыгрывается перед классом. В ходе подготовки сказки используются описания профессий, профессиограммы и книги о профессиях, информация из Интернета.
Дотянись до звёзд
Цель: Расширение знаний о мире профессий.
Инструкция: Играют 2 группы. Каждая группа выбирает профессию (космонавты, летчики, моряки, повара и др.) придумывают девизы, посвящают этой профессии концертный номер. После этого проходит презентация профессии. Оценка команд: чья звезда светит ярче? Чей номер лучше? Учитывается умение найти информацию о профессии, владение этикой поведения.
Земля – наш дом
Цель: Знакомство с профессиями сферы «Человек и природа»
Инструкция: Участники создают свои группы: «Моя ферма», «Наш сад», «Лесное хозяйство». Можно обсудить какие профессии находятся в вышеперечисленных группах, а также, что они делают (секреты мастерства, заботу о своей земле они представляют в виде рассказа, сценки, фотографии, рисунка).
Творцы мира прекрасного
Цель: Знакомство с профессиями сферы «Человек и художественный образ». Инструкция: Класс разбивается на группы: «телевидение», «рекламное агентство», «керамический завод», «мастерская художников и дизайнеров», «швейная мастерская». Группы делают презентации своих профессий, используя рисунки, стихи, пантомиму и другое.
На логопедических занятиях с целью профориентации также можно использовать ЦОР, интерактивные игры, игры-драматизации, логоритмику, загадки, чтение текстов и стихов, придумывание рассказов – повествований описаний по картинкам и т.д.
Литература
1.Давыдова Э. Характер ребенка - приговор? Книга о том, как помочь ребенку выбрать профессию.
2.Курдояк Е.Д. Петропавловская Н.В. –– Сборник профориентационных игр и упражнений.
3.Профориентация - что это и зачем нужна. - www.profguide.io
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников....
Игровые упражнения "Камни марблс в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
В авторской разработве представлены игры и упражнения способствуют развитию всех компонентов речи детей, а также вносят разнообразие в коррекционные занятия...
Картотека игровых упражнений в работе учителя-логопеда
Картотека упражнений....
Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...
Картотека сюжетно – ролевых игр и лексического материала по профориентации для работы учителя-логопеда и воспитателя во внеурочное время.
Ни для кого не секрет, что сюжетно-ролевые игры нужны ребёнку. Но не все знают, что для того, чтобы ребёнок в них играл с удовольствием, часто и эффективно с точки зрения развития речи и общего развит...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя - логопеда
Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в...
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда со специалистами. Годовой план работы учителя-логопеда с родителями. Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям....