Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя - логопеда
статья

Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сферы детей, имеющих дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звёздочка»

г. Малая Вишера Новгородской области

   

 Нейропсихологические игры и упражнения

в работе учителя – логопеда

                                                                Автор: Орлова Галина Юрьевна,

                                                              учитель-логопед

г. Малая Вишера

2024 г.

         Ежегодно растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, заторможенность, мышечное напряжение, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь. Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, граммати- ческий строй речи, связная речь.

       В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми. Их эффективность доказана наукой и практикой в решении задач преодоления отставаний в психическом развитии, профилактики и преодолении возникающих трудностей в обучении детей дошкольного возраста. Методы нейропсихологии являются необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность человека и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов коррекционных занятий с ребёнком.

       Нейропсихология - наука о связи психических процессов (память, внимание, мышление, речь и т.д.) с работой различных отделов головного мозга, с функционированием правого и левого полушария головного мозга. Она позволяет узнать какие зоны мозга или функциональные системы оказались несформированными, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения. Учет сильных и слабых звеньев психических функций логопата - основа нейропсихологического подхода к исправлению речевой патологии.

      Heйpoпcиxoлoгичecкaя кoppeкция — этo coвoкупнocть cпeциaльнo пoдoбpaнныx пcиxoлoгичecкиx мeтoдoв, пoмoгaющиx пepecтpуктуpиpoвaть функции мoзгa, кoтopыe были нapушeны, c цeлью выpaбoтки кoмпeнcaтopныx вapиaнтoв. В основе методики нейропсихологической коррекции лежит учение советского психолога А. Р. Лурии о закономерностях развития и строении мозговой организации высших психических функций. Ни один вид деятельности не может осуществляться без одновременного участия трёх функциональных блоков мозга. В случае «поломки» одного из них процесс развития и обучения ребёнка нарушается. Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических технологий становится особенно актуальным.

       Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сферы детей, имеющих дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия, которые доступны даже детям младшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития целесообразно использовать  в начале каждого занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребёнка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. Задачи игр – это развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно – моторной координации.

         В своей работе на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие игры и упражнения:

Игра «Попробуй, повтори» (ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке) способствует стимуляции развития нервной системы, образованию новых нейронных связей между корой и подкорковыми структурами головного мозга, развивает внимание, пространственные представления, улучшает реакцию.

Игра «Ухо-нос» 

Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.

Упражнение «Класс»

Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак "Класс". Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение «Класс – заяц»

Левой рукой показывать «класс», правой – «зайчика». Одновременно менять положение рук и постепенно наращивать скорость.

Упражнение «Зеркало»

Выполнять его необходимо в паре. Два ребенка встают друг против друга и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий начинает производить хаотичные движения руками, а «зеркало» пытается отразить их в том же ритме. Меняются ролями.

        Для автоматизации звуков применяю кинезиологические упражнения. Выполняя движения упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Упражнение «Колечко» - поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец, одновременно проговаривая звук «Ш». На этапе автоматизации звука «Ш» в слогах произносим слог «ша» («шо», «шу», …), далее слова, словосочетания, стихи и потешки. Сначала отдельно на обеих руках, затем одновременно.

Упражнение «Пианино» - правая рука лежит на столе. Попеременное поднимание (отрывание от стола) пальцев, начиная с большого. Сначала по порядку, а затем хаотично поднимайте пальцы по одному и называйте звуки, слоги, слова.

 Игра «Веселые карандаши»

На стол выкладывается 5–10 карандашей, собираем карандаши в кулак правой рукой, левой рукой, обеими одновременно, затем по одному выкладываем карандаши на стол: правой рукой, левой рукой, обеими руками, при этом произнося автоматизируемый звук изолированно, в слогах, словах.

 Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т.д.).

Упражнения на развитие внимания

«Запретное движение»

Логопед показывает детям различные движения. Дети их повторяют. Одно из движений повторять нельзя, дети его пропускают.

«Охота на фигуры»

Ребенку предлагается бланк с набором различных фигур. Задача ребенка — как можно быстрее все квадраты зачеркнуть, а все круги подчеркнуть.

«Найди и обведи букву»

Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «А» в бланке и обвести их.

«Найди и зачеркни букву»

Ребенку предлагается бланк с набором различных букв. Задача ребенка — как можно быстрее найти все буквы «С» в бланке и зачеркнуть их.

«Птица, рыба, зверь»

Дети стоят в кругу. Первый ребенок называет птицу, а изображает в это время рыбу, следующий называет рыбу, а изображает зверя, следующий за ним называет зверя, а изображает птицу и т. д. Сделавший ошибку выбывает из игры.

«Музыкальное рисование»

Включается ритмичная музыка. Инструкция: отстучать по нарисованному. положенному на стол листу круг или квадрат в ритм.

«Запретное слово»

Дети стоят в кругу и по очереди повторяют за ведущим названия овощей (цветов, городов, цифр, букв и т. п.). Название одного овоща (например, «огурец») является запретным словом. Его нельзя произносить, вместо этого надо хлопнуть в ладоши.

Игра «Топ, хлоп, нос»

Яблоко - топ, банан - хлоп, апельсин – покажи нос» (показывает картинки, дети выполняют соответствующие движения).

Игра «Молчу, шепчу, кричу»

Показываем ребёнку карточки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать, где ребёнок должен реагировать соответствующим образом. Подобные нейропсихологические игры развивают навыки управления у гиперактивных детей. Они помогают им регулировать громкость своих высказываний и молчать, когда это нужно.

      Одним из этапов логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Чтобы не уменьшился интерес к этому виду деятельности, я соединила её с биоэнергопластикой.

Упражнение «Толстяк» - кисти рук лежат ладонями вниз.

На счет 1 - щеки одновременно надуваются, пальцы обеих рук сжимаются в кулаки. На счет 2 щеки одновременно сдуваются, руки в И.П.

Упражнение «Худышка» - руки опущены вниз.

 На счет 1 - щеки одновременно втягиваются в ротовую полость, ладони соединяются на уровне груди, как при хлопке, но без звука. На счет 2 – возвратиться в И.П. Эти упражнения делаем чередуя.

«Полощем рот» - кисти рук ладонями вниз, на счет 1- надувается правая щека, пальцы правой руки сжимаются в кулак. На счет 2 – воздух перегоняем в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой – сжимаются в кулак.

Игры с мячами (обычными, прыгунами)

       Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения.

На звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук С левой;

Если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой;

Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх;

Стукни раз, а может два, по частям скажи слова - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол;

Мяч кидай, где звук узнай - определить позицию заданного звука в слове;

Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове;

Разноцветные мячи по порядку собери - составить звуковую схему слова;

С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов;

Лови да бросай, слово новое узнай - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши);

Мяч бросаю, диких животных называю;

Мяч передаю, деревья назову;

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья) и т.д.

Упражнение «Передай мячи»

Игра проходит в парах, дети встают друг против друга, в руках у одного ребенка 2мяча.

Передают поочередно в руки другому;

Передают, держа руки крест на крест;

Передают по одному мячу с хлопком и т.д.

Нейроигры, нейротренажеры, нейродорожки, задания на активизацию работы мозга

Цель: Развитие межполушарных связей, когнитивной сферы, мелкой моторики рук, пространственной ориентации. Способствование развитию речи, ориентировке в пространстве.

Игра с цветными ладошками: перед ребенком силуэты цветных ладошек (левой и правой руки). Ребенок должен дотронуться до ладошек в определенном порядке:

- двумя руками одновременно по словесной инструкции взрослого;

- двумя руками одновременно, но с опорой на цветные фишки (для каждой руки свои цветные фишки).

Игра с нейродорожками: ребенку необходимо двумя руками одновременно пройти дорожки.

Материал: карточки с дорожками разных видов.

Ход: на небольшие прямоугольники нужно установить указательный и средний палец, на длинные – указательный и средний палец, сложить вместе. Каждая рука движется в одно и то же время по собственной дорожке, переставляя пальцы одновременно.

Данные упражнения выполняются двумя руками. Во время прохождения дорожки можно добавлять дополнительные задания. Например, произнеси звук, слог или хлопни в ладоши.

Игра «Весёлые ладошки» по автоматизации звуков: ребенку необходимо называть картинки в ладошках, при этом выполнять соответствующей рукой действие (нажать звоночек, поднять руку с мячом и др.).

Упражнение «Резиночки»

Эта игра полезна для развития мелкой моторики, внимания, пространственной ориентировки. Здесь есть специальные карточки со схемами одевания резинок на пальцы. Такую игру легко сделать самим. Так же полезен вариант без использования карточек по словесной инструкции (Одень на указательный пальчик левой руки розовую резинку, на безымянный пальчик правой руки-синюю и т.д. Таким образом закрепляем названия пальцев и понятия: «право-лево».

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнение № 1

Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик).

Упражнение № 2

Ежика возьмем в ладошки (берем массажный мячик)

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем тоже самой)

Помассируем бока. (катаем между ладошек)

Ежика в руках кручу, (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе)

Упражнение № 3

Я мячом круги катаю, (Движения выполняются по тексту)

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошки,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк!

Мяч катаю между рук!

Упражнение № 4

Я мячом круги катаю, (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)

Взад-вперед его гоняю, (гоняем мячик между ладонями по столу)

Им поглажу я ладошку, (гладим одну ладошку мячиком)

Будто бы сметаю крошку, (гладим другую ладошку мячиком)

И помну его немножко, (сжимаем мячик одной рукой)

Упражнение № 5

Ежик, ежик – чудачок

Сшил колючий пиджачок (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)

Встал с утра, и в лес – гулять, (поднять руки вверх)

Чтоб друзей всех повидать. (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)

Ежик топал по тропинке (постучать мячом по столу)

И грибочек нес на спинке. (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)

Ежик топал не спеша, (прокатываем мяч по одной коленке вперед)

Тихо листьями шурша. (прокатываем мяч по другой коленке назад)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий Попрыгайка, (подбрасываем и ловим мячик)

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку! (завести руки за спину и спрятать мяч)

Упражнение № 6

Этот шарик не простой (Движения выполняются по тексту)

Весь колючий, вот такой.

Меж ладошками кладем

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем

Свои ручки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекидывать друг другу.

1, 2, 3, 4. 5 –

Всем пора нам отдыхать!

Упражнение №7

Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между ладонями)

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошкам он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч пальчиками)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по пальчикам)

Да, да, да! Уходи, колючий еж, (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)

В темный лес, где ты живешь!

                                      Межполушарная доска

        Межполушарные доски — это развивающая игра для тренировки обоих полушарий головного мозга ребёнка и взрослого. Она позволяет составлять разные комбинации заданий, в результате которых:

улучшается взаимодействие работы левого и правого полушарий мозга;

развивается мелкая моторика и координация движений рук;

улучшается концентрация, память и внимание;

улучшается процесс развития речи, чтения и письма;

ускоряется развитие нейронных связей и общее развитие ребёнка.

К доске прилагается стилус (палочка), с помощью которой можно попрактиковаться в правильном захвате карандаша или ручки на начальном этапе. При прохождении лабиринта двумя руками (обе доски расположить зеркально) активизируются оба полушария.

Можно использовать как одну доску, так и две, а также две разные доски.

Упражнения для доски:

Пройти лабиринт сначала правой рукой, потом левой рукой.

Пройти лабиринт одной рукой (сначала правой, потом левой) поместив доску горизонтально, потом повернуть доску вертикально и опять пройти лабиринт правой рукой, то же самое сделать левой рукой.        

        Таким образом, использование в коррекционной работе нейропсихологических методов и приемов повышают интерес к занятиям и положительный эмоциональный настрой, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, а также психические процессы, способствующие общему развитию ребенка. Развивают все компоненты речевой системы, ускоряют исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации), способствуют профилактике и коррекции нарушений письма и чтения, создают условия для оптимальной работы всех анализаторов у ребенка, развивают компенсаторные возможности.

                        Перечень используемой литературы:

1. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2018. 140 с.

2. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. .

 3. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. – М.: 2015.

4. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60 с.

5. Онлайн-вебинары:

– «Игровые приёмы нейростимуляции, оптимизирующие логопедическую работу» (ведущая Архипова  Е. Ф.)

- «Экспресс-коррекция [Л, Л’, Р, Р’] по подражанию с приёмами нейрости- муляции» (Архипова Е. Ф.)

- «Нейропрактикум для логопедов. Готовые нейропсихологические игры, задания и упражнения для коррекционной работы с детьми»

(ведущая Логвина Е. Н.)

- «Нейрологопедия. Вся правда и реальные возможности нейроподхода»

(ведущие Логвина Е. Н., Неженец А. И., Бежан Е. А.).


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"

Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий....

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Методы и приемы коррекционной работы на  логопедических занятиях в темной сенсорной комнате с детьми с различной речевой патологией...

Использование кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда

Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, которые позволяют синхронизировать работу полушарий, развить межполушарную св...

Теоретические основы применения кинезиологических упражнений в работе учителя-логопеда с детьми с речевыми нарушениями

Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта....

Тема самообразования «Использование нейропсихологических приемов в работе учителя – логопеда»

В материале раскрывается обоснованность выбранной темы, ее актуальность. Направление самообразования: нейроподход в логопедии.Раскрываются задачи, предполагаемый результат работы....