Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.
статья на тему
Использование в практике учителя-логопда игр с песком, направленных на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Колесова С.Н., учитель-логопед МБ ДОУ «Кемский детский сад №3»
Игры с песком в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Просто сыграем, как делают дети ,
Что «вне игры», то для них - мишура ,
Это сладчайшее дело на свете-
Общая наша игра!
На современном этапе развития дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО возрастает роль игры, как ведущего вида деятельности дошкольников.
Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма активности, через которую педагоги решают образовательные задачи речевого развития.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию, получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Включая игры с песком в коррекционную работу, выстраивается целая система взаимоотношений дошкольников с внешним миром, развиваются психические функции, развиваются речевые навыки, предупреждается или вытесняются фиксация ребёнка на своём дефекте, обогащается словарь. В ходе игры дети общаются друг с другом, формируется грамматический строй речи и связная речь. Игра с песком стимулирует ребёнка к совместной деятельности, где он чувствует комфорт и проявляет творчество. Играя с песком, ребенок развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику пальцев рук, а так же совершенствует пространственную ориентировку.
Для организации игр на песке необходимо учитывать принципы: (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко)
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход воображаемого в реальное и наоборот.
Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия, развития лексико- граматичкеских категорий у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
Для организации игр с песком понадобится песок в ящике с подсветкой, набор игрушек, предметов (палочки, камушки, пуговицы, бусенки, проволока, природный материал), картинок, геометрических фигур, пластмассовых букв и цифр, настольный театр. Перед тем , как начать играть с песком, необходимо познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Игры и упражнения, направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики пальцев рук.
• Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
• Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
• «Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;
• Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
• «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.
• Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
•Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.
•Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
• «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
• Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
•Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни, пуговицы и природные материалы.
•Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
•Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
•Выложить фишками геометрическую фигуру.
•Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д.
•Нарисовать узор кисточкой или палочкой
•Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
•Песочницу можно использовать для нахождения игрушек, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры "Волшебный мешочек").
•Обвести пальцем контуры и шаблоны.
Игровые методы с песком ,способствующие развитию диафрагмального дыхания.
• «Песочный ветерок»- выдувать углубления, ямки, дорожки на поверхности песка. Ребенок дует в коктельную трубочку и рисует на песке из дорожек буквы.
• «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение.
Игровые упражнения способствующие обучению грамоте.
•Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней.
•Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
• Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слово.
• Печатать буквы пальцем, палочкой, кисточкой.
• Напечатать на песке букв, затем стереть элемент. Предложить ребенку вылечить «больную» букву, дорисовав недостающую часть.
• Под небольшим слоем песка поместить карточку с буквой. Предложить небольшим сдуванием песка с карточки угадать по частям букву
Игры на развитие фонематического слуха.
Игровое упражнение «Спрячь ручки». Услышав заданный звук прятать руки в песок
«Назови звук» Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.
«Найди друга» Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь) и раздаёт их детям.
- Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка, кит, павлин, лошадь, мышка).
- Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах. - кит - [к'] – он пойдёт в гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы.
Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие).
«Кто это был?» Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр – рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.
«Какой звук лишний?»
- А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
- А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:( л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф); д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м); ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р); з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).)
«Эхо». Педагог произносит слоги, а дети повторяют их по очереди, при этом за каждое правильно выполненное повторение ребёнку предлагается взять любую игрушку для последующей игры в песке. (та-ка-па, па-ка-та, га-ба-да, по-бо-по, пу-бу-пу)
С выбранными игрушками дети играют в песочные прятки: один ребёнок закрывает глаза, а остальные прячут его игрушки в песок.
«Подарки для Совы» раскопать игрушки из песка и выбрать , те в названиях которых есть звук [c]
« Зоопарк» заселить в зоопарк животных , в названиях которых есть звук [л]
«Раздели животных» дети разделяют пространство песочницы и заселяют одну часть животными в названиях которых есть звук [c],а другую часть в названиях которых звук [ш].
Автоматизация звуков в играх с песком.
«Звуковая дорожка» Поместить в песочницу символ звука и предложить ребенку произносить звук и рисовать дорожку пальцем или палочкой.
Игровое упражнение -пересыпать песок из ладошки в ладошку, произнося звук [с]
«Заведи мотор машины» проводить указательным пальцем дорожку по песку, рисовать букву Р, играть с машинкой.
Игровые упражнения на развитие психических функций.
«Чего не стало» выставляются картинки , которые запоминают дети и закрывают глаза. Педагог засыпает одну картинку. Дети открывают глаза и называют чего не стало.
«Что изменилось» детям предлагает педагог запомнить расположение игрушек в песочнице .Дети закрывают глаза , а педагог меняет местами игрушки. Дети называют изменения.
« Что спрятано в песке?» У детей картинки с недостающей деталью. Дети из песка достают предметы, которые подходят к картинкам.
«Волшебное превращение». Нарисовать на песке круг и спросить ребенка, на что он похож, а затем попросить малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, мяч, яблоко, колесо, шарик, бублик, лицо и многое другое. Можно нарисовать дом, елку, цветок, девочку, палатку, сачок, бабочку, колпачок и другие предметы.
«Узнавалки». В этой игре рисуется какой-либо контур. А затем предлагается посмотреть на него с разных сторон, пытаясь придумать на что же он похож. В качестве примера можно предложить контуры и варианты ответов к ним.
Игры на усовершенствование лексико - грамматических категорий.
«Назови одним словом» Ребенку предложить раскопать из песка игрушки и назвать одним словом.
«Нарисуй отгадку на загадку»
«Площадка для собачки» Предложить ребенку сделать ямку, канавку, горку и «вывести на прогулку собачку».Собачка во время прогулки будет преодолевать все препятствия: прыгать в ямку, вылезать обратно, перепрыгивать через канавку, забираться на горку.
Использование в логопедической работе игр с песком дает положительные результаты: у обучающихся сохраняется работоспособность и интерес к занятиям, стабилизируется эмоциональное состояние детей, развиваются психические процессы, все компоненты речевой деятельности, совершенствуется предметно - игровая деятельность и коммуникативные навыки.
Литература:
- «Практикум по креативной терапии», Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
- «Практикум по песочной терапии» Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
- Сайт Института сказкотерапии: http://www.cka3ka-pro.ru/
- Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников, Новиковская О.А. – СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2005. –
- Сапожникова О.Б.,ГарноваЕ.В. Песочная терапияв развитии дошкольников.-М.:ТЦ,2014.(Библиотека логопеда)
- «Тренинг по сказкотерапии» (Авторы: Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д, ГрабенкоТ М. СПб., Изд-во «Речь», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".
Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Мастер- класс для педагогов тема" Нетрадиционные формы работы учителя - логопеда. Игры с песком"
Пескотерапия - как одна из нетрадиционных педагогических технологий в работе с детьми - логопатами....
Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным....
Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР (методическая разработка)
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гарм...
Применение инновационных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Л.А. Струковой с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома: Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - это целостна
Коррекционно - развивающее сопровождение образовательного процесса - этоцелостная система взаимодействия всех его участников: ребенка, учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, социал...
Игры и упражнения по профориентации в работе учителя-логопеда
Каждый школьник, особенно в старших классах, сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии.На этапе формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной монологической и диал...