Рабочие программы для ОВЗ 8 класс 2 вариант Окружающий социальный мир
рабочая программа (8 класс)

Рабочие программы для ОВЗ 8 класс 2 вариант Окружающий социальный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.sots_.mir_.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

              АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                       по учебному предмету

                                           «Окружающий социальный мир»

для  обучающегося  8 класса по ФАООП

 с умственной отсталостью 

(интеллектуальными нарушениями), (вариант 2)

   Сроки реализации программы 1 год

Программу разработала:   Юркова Татьяна Викторовна    

                                            с. Прасковея 2024

                                   Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии             природной и социальной частей;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступной социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных

нормах,общепринятых правилах;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережномуотношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

  • интерес к объектам, созданным человеком;
  • представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах;
  • умение соблюдать элементарные правила безопасности;
  • представления о деятельности и профессиях людей;
  • представления о социальных ролях людей;
  • опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
  • умение соблюдать правила поведения на уроках;
  • умение взаимодействовать в группе в процессе учебной деятельности.

        Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»

Школа

Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей, работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.         Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.

Квартира, дом, двор

Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе. Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет, электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме.

Бытовые приборы

Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание назначение кухонного инвентаря.

Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, статуэтки, свечи).  Знание назначения предметов интерьера.

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические, электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

Продукты питания

Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш. Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель, рожки).

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.).

Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами, изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги, игрушки и др.). Знание свойств металла (прочность, твёрдость – трудно сломать, тонет в воде). Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся).

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (лёгкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).

Личная гигиена

Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека.

Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей.

Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.

Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки).

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.

Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос.

Гигиена жилища

Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету.

Торговля

Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в магазине. Соблюдение последовательности действий при взвешивании товара: складывание продукта в пакет, выкладывание товара на весы, нажимание на кнопку, приклеивание ценника к пакету с продуктом. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, ожидание во время пробивания кассиром товара, оплата товара, предъявление карты скидок кассиру, получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку. Раскладывание продуктов в места хранения.

Город

Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: районы, улицы (проспекты, переулки), площади (Ленина и др.), здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный, драматический и др.), цирк, жилой дом. Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.  Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения (дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например) (Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник княгине Ольге, памятник героям-десантникам и др.).

Транспорт

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание (различение) космического транспорта. Знание назначения космического транспорта. Узнавание (различение) составных частей космического транспортного средства. Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте. Соотнесение деятельности с профессией.

Традиции, обычаи

Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций. Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест, Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в православии.

Страна

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание) государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы (Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.

Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток, Сочи и др.). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых исторических событий России. Знание выдающихся людей России.

Календарно-тематическое планирование

№п/п

год

Содержание

Кол-во

часов

Дата

Планир.

Фактич.

Школа

3

1.

1 сентября – день знаний.

1

03.09

    2.

Школьная территория. Правила безопасного поведения на территории школы.

1

10.09

3

Распорядок школьного дня.

1

18.09

Квартира, дом, двор

3

4

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.

1

25.09

5

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

1

02.10

6

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации в доме.

1

09.10

Личная гигиена

6

7

Личная гигиена подростка.

1

16.10

8

Индивидуальные предметы гигиены.

1

23.10

9

Уход за кожей лица.

1

06.11

10

Гигиена одежды и нательного белья.

1

13.11

11

Косметические средства (лосьоны, кремы).

1

20.11

12

Уход за волосами.

1

27.11

Город

5

13

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения.

1

04.12

14

Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

1

11.12

15

Узнавание (различение) элементов города (улицы, здания, парки. Город,  в котором я живу.

1

18.12

16

Узнавание (различение), назначение городских зданий: кафе, вокзал, поликлиника, парикмахерская, магазин и т.д.). Правила поведения в общественных местах.

1

25.12

17

Профессии города: продавец, врач, парикмахер и т.д.

1

08.01

Бытовые приборы

1

18

Электроприборы (утюг, телевизор) Назначение, использование. Правила техники безопасности при использовании электроприборов.

1

15.01

Страна

1

19

Государственные символы России (флаг, герб, гимн страны).

1

22.01

Предметы и материалы, изготовленные людьми.

3

20

Бумага и предметы из бумаги. Свойства бумаги. Назначение, применение.

1

29.01

21

Телефон. Назначение, использование. Умение совершить вызов экстренных служб.

1

05.02

22

Правила поведения дома. Телефоны экстренных служб.

1

12.02

Традиции

1

23

23 февраля – день защитника Отечества. История праздника, традиции с ним связанные.

1

19.02

Гигиена жилища

4

24

Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.

1

26.02

25

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.

1

05.03

26

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время аварийной ситуации.

1

12.03

27

Специализированные магазины (книжный, спортивный).

1

19.03

Торговля

5

26

Отделы магазинов.

1

02.04

27

Порядок приобретения товара.

1

09.04

28

Промежуточная аттестация

1

16.04

29

Домашняя аптечка.

1

23.04

30

Первая помощь при травмах.

1

30.04

Страна, обычаи и традиции

4

31

Государственные символы России.

1

07.05

32

Знание традиций и атрибутов праздников.

1

14.05

33

Знание школьных традиций.

1

21.05

34

Представление о крупных городах России.

1

22.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса по предметам: "Графика и письмо", "Альтернативное чтение", "Развитие речи и окружающий мир", "Живой мир", "Математические представления и конструирование" и другие

Все рабочие программы для 2 класса для детей со сложной структурой дефекта по предметами (15 предметов):-"Графика и письмо"-"Альтернативное чтение"-"Развитие речи и окружающий мир"-"Живой мир"-"Матема...

Рабочая программа по развитию речи и окружающему миру 3 вспомогательный класс (индивидуальное обучение)

Рабочая программа  по предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 3 вспомогательного класса на 2015-2016 учебный год  разработана  с учетом уровня подготовки и  индивидуальных ос...

Индивидуальная рабочая программа Предмет: Развитие речи и окружающий мир Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7

Предмет: Развитие речи и окружающий мир                    Вид программы: АООП УО (ИН)  ТМНР в...

рабочая программа учителя логопеда ФГОС вариант 2 умеренная умственная отсталость 7 класс

Коррекционная программа по логопедии составлена  для обучающихся 7  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубо...

Адаптированная рабочая программа 1 дополнительный класс (вариант 2.2.)

Физическая культура1 дополнительный класс(вариант 2.2)...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литература» (вариант 2.2.2) 5-10 классы Срок освоения: 6 лет

Учебный предмет «Литература» изучается обучающимися с нарушениями слуха на уровне основного общего образования по АООП (вариант 2.2.2) в пролонгированные сроки (с 5 по 10 классы). Данная д...