Доклад на педагогическом совете «Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО. Динамика обученности и качества успеваемости по математике в 5 – 9 классах».
материал

Никифорова Наталья Николаевна

Математика является одним из самых трудных предметов для  учащихся  с  нарушением  интеллекта.  Потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, что объясняется особенностями их психофизического развития.

Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Доклад на педагогическом совете

«Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО.

 Динамика обученности и качества успеваемости

по математике в 5 – 9 классах».

Подготовила учитель математики

Н.Н. Никифорова

2023

 «Особенности обучаемости учащихся с ОВЗ УО.

 Динамика обученности и качества успеваемости

по математике в 5 – 9 классах».

Известно, что математика является одним из самых трудных предметов для  учащихся  с  нарушением  интеллекта.  Потенциальные возможности каждого ученика своеобразны, что объясняется особенностями их психофизического развития.

Особенности психики таких детей проявляются как в недоразвитии основных психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), так и в особенностях высшей нервной деятельности.

Дети, у которых ослаблен процесс возбуждения  - вялы, медлительны, плохо усваивают всё новое, учатся с трудом, но, в конечном счёте, добиваются удовлетворительных результатов. Новые навыки и умения формируются у таких детей медленно. У этих детей мало инициативы, самостоятельности.

У детей с ослабленным процессом торможения несколько иная картина. Они встречаются реже, но заметно выделятся из общей массы. Они быстро реагируют на всё происходящее, отвечают и действуют необдуманно.

Среди особенностей высшей нервной деятельности детей является выраженная инертность. Выработка новых условных связей у них резко замедленная.

Ещё одной особенностью является склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Ребёнку трудно сосредоточить внимание на чём-либо, всё происходящее вокруг воспринимается неясно, трудно припоминается то, что всегда легко вспоминалось. Эти состояния охранительного торможения (изученные и описанные академиком И.П. Павловым и его учениками) под названием «фазовых» состояний возникают у умственно отсталых детей часто. Пока нервные клетки коры головного мозга ребёнка находятся в состояние охранительного торможения, его умственная работоспособность оказывается резко сниженной. Однако, это снижение временное, проходящее. Но в результате, учащиеся не имеют систематических знаний.

Учащиеся с нарушением интеллекта быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность. Всё это объясняется недоразвитием психических процессов.

Свойственные детям снижение работоспособности и неустойчивость внимания имеют разнообразные формы индивидуального проявления. У одних детей максимальное напряжение внимания, высокая работоспособность обнаруживаются в начале выполнения задания и снижаются по мере продолжения работы, у других, - сосредоточение внимания наступает лишь после некоторого периода  деятельности; у третьих - отмечаются периодические колебания внимания и неравномерная работоспособность на протяжении всего времени выполнения задания.

У умственно отсталых детей наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний.  Передаваемая учителем  информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять, припоминать ранее изученный учебный материал.

Обучающиеся плохо запоминают тексты, правила, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти,  быстрое забывание выученного.

Для них характерна конкретность мышления, его некритичность.

Некоторым  детям свойственно не сомневаться в правильности своих решений. Они редко замечают свои ошибки.

Возможности  обучаемости по математике учащихся 5 – 9 классов сильно варьируются по степени выраженности ведущего дефекта.  В связи с этим, обучающиеся каждого класса распределены на дифференциальные группы по параметрам обучения математике. Основным принципом определения дифференциальной группы послужила степень успешности в овладении знаниями, умениями и навыками в рамках стандартной программы обучения.

1-ый  уровень обученности:

а) учащийся усваивает программный материал соответствующего класса обучения на «4» и «5» в процессе фронтального обучения; темп и качество работы удовлетворяют требованиям специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

б) обладает самостоятельностью при выполнении заданий;

в) учебные ситуации и требования понимает;

г) может воспроизвести изученный материал осмысленно и точно;

д) способен осуществить перенос ЗУН в новую ситуацию (при условии припоминания ранее изученного учебного материала, т.е. активизирующей, направляющей помощи учителя).  Припоминание – важный фактор успешности в обучении всех категорий обучающихся с УО.

е) старателен, к учению относится положительно.

К данной группе относятся обучающиеся:

5 класс: Е. В., В. А.

6 класс: Р. Н.

7 класс: нет таких детей.

8 класс: Р. К.;

9 класс: Д. Т., Т. Т., Ч. С., К. Я.

2-ой  уровень обученности:

2.1 а) учащийся усваивает программный материал соответствующего класса обучения в основном на «4», иногда на «3»;

б) обладает недостаточной степенью самостоятельности при выполнении заданий;

в) учебные ситуации и требования не всегда ясны;

г) может воспроизвести изученный материал с незначительными ошибками или неточностями;

д) требует постоянного контроля, активизации, упорядочения; способен осуществить перенос полученных  ЗУН в новую ситуацию при активизирующей и направляющей помощи учителя;

е) темп работы обучающегося либо убыстрён и качество обучения страдает от неусидчивости и суетливости, либо замедлен и качество обучения страдает от инертности;

ж) интерес к учению неустойчивый.

К этой группе относятся обучающиеся:

5 класс:  Г. К.

6 класс: К. Д., Б. Е, Л. В.

7 класс: Х. Д. (темп работы убыстрён, самооценка завышена),

Ч. Н., В. И. (инертны).

8 класс: Р. Д. (инертен, темп выполнения заданий замедлен), Ш. К. (качество обучения страдает от неусидчивости и суетливости), К. А. (качество обучение страдает от пропусков).

9 класс: В. А., Т. Е., М. Я.

2.2. а) учащийся усваивает программный материал соответствующего класса обучения  на «3» и «4» (иногда с незначительным перевесом на «4» по некоторым темам программы), оценивается в пользу ученика:

 9 класс: Ж. М., В. В., З. И.

3-ий  уровень обученности:

а) усваивает программный материал соответствующего класса обучения с трудом, в неполном объеме;

б) воспроизводит изученный учебный материал с большим количеством ошибок и неточностей;

в) обладает низкой степенью самостоятельности при выполнении заданий;

г)  темп работы низкий, объём неполный, качество плохое;

д) не способен осуществить перенос полученных  ЗУН в новую ситуацию или переносит  ЗУН только при оказании значительной индивидуальной помощи учителя;

е) интереса к учению нет; отношение к обучению безразличное или отрицательное.

К этой группе обучающихся относятся:

5 класс: Д. И., С. П.

6 класс: П. В.

7 класс: нет

8 класс: нет

9 класс: И. Е.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное место внутри группы.

В течение всего учебного года все обучающиеся дают определенные (по их индивидуальным возможностям) продвижения в овладении программным материалом.

Некоторые обучающиеся 5 класса сложно проходили, а можно сказать, до сих пор проходят  адаптацию к условиям обучения в среднем звене (С. П., Д. В., Г. К.).

С. П.  на начало обучения не ориентировался на тетрадном листе, не соблюдал при записи примеров строчки и клетки. Считал в пределах 10 с помощью счётных палочек.  На данный момент ориентировка в тетрадном листе стала намного лучше. Считает в пределах 20, но, по-прежнему, с помощью счётных палочек. Выполнял работу на оценку «4» по теме: «Деление круглых десятков, сотен на 10, 100».

        Д. И. может выполнять лёгкие задания (примеры на сложение и вычитание без перехода через разряд) с незначительными ошибками и неточностями. Но те темы, которые вызывают у него затруднения, ведут либо к полному отказу от работы, либо к формальным записям (пишу «от потолка»).

        Г. К. может усваивать новый материал с направляющей помощью учителя, решать примеры с незначительными, единичными ошибками, если настроен на работу. Поведение мешает учёбе.

        Новый программный материал хорошо усваивают Е. В. и В. А. Они могут решать задачи в 1 – 2 действия. Остальные обучающиеся – задачи не решают, не понимают смысла в тексте задачи.

В целом, в течение учебного года у обучающихся (не считая Д. И., С.  П.)  наблюдалась положительная динамика в овладении программным материалом, хотя усвоение некоторых тем: («Преобразование чисел, полученных при измерении», «Письменное умножение и деление на однозначное число») давалось с трудом. Е. В. и В. А. занимались в течение года на «5» и «4» и имеют за год оценки «5». Г. К.  – оценку «4». С. П., Д. И. имеют низкий уровень овладения программным материалом и оценку за год «3».

Обучающиеся 6 класса в течение учебного года показывали стабильный хороший учебный потенциал (кроме П. В.). Динамика усвоения программного материала в целом положительная у всего класса, кроме П. В. Считает он плохо, на пальцах. В основном списывает с доски. Самостоятельно ничего не решает. Хотя некоторые положительные динамические продвижения есть и у него: освоил тему «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями». Наиболее трудными темами для усвоения всеми обучающимися являлись темы, касающиеся преобразований: «Преобразование обыкновенных дробей», «Преобразование чисел, полученных при измерении».

Динамика усвоения программного материала обучающимися 7 класса в целом положительная.  Дети усваивают программный материал на «4». Лучше всех занимается Х. Д., хуже – В. В. (но и у него есть незначительная положительная динамика в усвоении программного материала).  У всех обучающихся, кроме Х. Д., часто наблюдается склонность к охранительному торможению. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестаёт его понимать. Но обучающиеся могут выполнять задания правильно или с единичными ошибками при постоянной активизирующей помощи учителя.

Обучающиеся 8 класса в течение учебного года показывали стабильный учебный потенциал.  На «5» занимается Р. К. В течение учебного года наблюдалось повышение уровня ЗУН у обучающихся К. А., З. И.,  Ш. К. (оценка «4»).  Причинами непрочности ЗУН по некоторым темам программы являлись периодические многодневные пропуски занятий обучающимися (хотя и по объективным уважительным причинам).

Обучающиеся 9 класса отличаются стабильностью хорошего учебного потенциала, высокой работоспособностью. Динамика усвоения программного материала положительная у всего класса. На оценку «5» занимаются Д. Т., Ч. С., Т. Т., На твёрдую оценку «4» - К. Я.  Анализ результатов контрольных работ подтверждает уровень их ЗУН по предмету.

Положительная динамика в усвоении ЗУН наблюдается у Т. Е., Ж. М. (с «3» на «4»). Незначительно, но всё же повысилась успеваемость у Е. В., И. Е.

У обучающихся 5 – 9 классов (III группа) способности, необходимые для успешного овладения  математическими знаниями, развиты чрезвычайно слабо.

Успех в обучении математике школьников с нарушением интеллекта во многом зависит, с одной стороны, от учета трудностей и особенностей овладения ими математическими знаниями, а с другой — от учета учителем потенциальных возможностей учащихся.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме: "«Особенности деятельностного подхода в обучении»

Деятельностный подход  при проведении уроков имеет важное значение при обучении по ФГОС, позволяет научить ребенка научиться работать, мыслить на уроке, избавляет его от роли пассивноо слуш...

Доклад на педагогическом совете "Особенности преподавания письма и чтения в специальной (коррекционной) школе"

Учителем излагается материал с практическими заданиями по преподаванию письма и чтения в специальной (коррекционной) школе 8 вида....

Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"

Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"...

ДОКЛАД на педагогическом совете Тема: «Актуальные аспекты подготовки учащихся к ОГЭ по  математике».     

ОГЭ - это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного  общего образования.  Цель, которую ставит  перед  собой каждый учитель,  это подго...

ДОКЛАД на педагогическом совете «Современные методы организации учебно – познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

В настоящее время в России идет становление новой системы образования.  Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям....