Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"
статья
Доклад на педагогическом совете "Особенности общения с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_obshchenie_s_roditelyami.docx | 31.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Новопетровская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
143570 Московская область, Тел., факс 8 (498) 316-24-39
Истринский район, с. Новопетровское, Тел. 8 (498) 316-23-44
ул. Советская, дом 42. Е- mail: npkosh@mail.ru
Доклад на педагогическом совете
На тему «Особенности общения педагога с родителями».
Учитель:
Барадулина Т.А.
уже давно в педагогических кругах есть фраза:
«Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя со словами
«Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать»
или просто уходят, разводят руками, показывая, что разговор окончен.
Всем педагогам очень знакомо такое поведение родителей.
основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие, Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…»)
не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.
Чего же хочет родитель от педагога?
Родителю хочется получить поддержку, Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.
- для родителя важно, чтобы педагог был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок педагогу небезразличен, что учитель или воспитатель стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.
- Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Часто от родителя, особенно в младших классах можно услышать вопрос: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)
- родитель хочет получить от педагога конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления кон тактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Третье правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо продумать:
цель;
содержание беседы;
манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть, два варианта такого общения:
- по инициативе учителя;
- по инициативе родителей.
2. Проведение беседы с родителями по инициативе учителя.
Постановка психологической цели.
Что я хочу от родителей? Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельности.
При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствую о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияю, на общение учителя и семьи.
Вызывать родителей стоит, если учитель хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка и т. д., т. е. психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.
- Организация начала диалога..
Церемония приветствия.
Приветствуя родителей, необходимо оставить свои дела, встать навстречу, улыбнуться, доброжелательно сказать слова приветствия, представиться (если встречаетесь впервые), обратиться к ним, но имени—отчеству.
- Установление согласия на контакт то означает, что учитель обязательно обговариваем время диалога, особенно если он видит, что родитель торопится, необходимо уточнить, каким запасом времени тот располагает. Лучше перенести разговор, чем проводить его в спешке, т. к. он все равно не будет усвоен.
- Создание обстановки диалога заключается в том, что учитель продумывает, где и как будет проходить диалог. Недопустимо, чтобы учитель сидел, а родитель стоял, или чтобы учитель сидел за своим столом, а родитель за ученическим.
Нужно проследить, чтобы в классе никого не было, никто не вмешивался в разговор. Усадив родителя, необходимо поинтересоваться, удобно ли ему, обратить внимание на его и свои жесты и позы.
Жесты и позы учителя должны демонстрировать открытость и доброжелательность (недопустимы скрещенные на груди руки, руки на поясе «руки в боки», запрокинутая назад голова и т. д.).
Для снятия напряжения родителя и перехода к проблеме следует корректно и конкретно сообщить цель вызова, например: «Мне хотелось получше узнать (имя ребенка), чтобы подобрать к нему подход», «Нам нужно получше с вами познакомиться, чтобы действовать сообща», «Я еще не очень хорошо знаю, я ребенка, вижу в нем и положительные черты и не очень, мне нужна Ваша помощь, чтобы лучше понять его» и т. д.
Вызывая родителя для беседы, учитель не должен забывать, что беседа подразумевает диалог, следовательно, ему нужно продумать не только свое сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший мальчик, но...» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и доброжелательном, т. е. профессионале.
Факт о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный, невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать рассказ, о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный, опрятный, организованный».
Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Пено, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)» или «я не могу понять...», «Меня беспокоит...», «Я хочу понять, что стоит за этим...».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение «Ваш сын» т, е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени отчеству к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он, используя приемы активного слушания, может узнать много важного и необходимого об учащемся и его семье. Для того педагогу нужно всем своим видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств, но поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды па...», «Меня удивило...», «Я огорчена...» и т.д. Выполнение этого условия' предотвращаем возникновение конфликта при разнице во мнениях, и способствует взаимопониманию споров.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, просты по форме изложения.
Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на основе приема рефлексивного слушания - «резюмирования»: «Если теперь подытожить сказанное Вами, то...» и наметить пути дальнейшего сотрудничества, договориться о цели месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени - отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею, проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.
3. Проведение беседы учителем по инициативе родителей.
/. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо избегания диалога следует сообщить ей, ч то он не знал о ее приходе и запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает временем в минут. Если маму это устраивает, то можно поговорить, если нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом, учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря па неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что па самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за беседой как бы со стороны, стараться' понять, ч то же кроется за агрессией, что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе ситуация может стать неуправляемой.
Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь, попять Вас...», «Давайте вместе разберемся» - придадут беседе конструктивный характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить • степень обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные, хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу беседы па деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
4. Психологические основы проведения родительского собрания.
Почти всегда цель родительского собрания информирование родителей. Следовательно, педагог выступает па собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. По это только на первый взгляд. Учить и информировать задачи совершенно разные и предполагают применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает, подмену: вместо того, чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в" которой им было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью информации, то есть учить родителей. Л это мало кому из взрослых людей нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
- Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию.
- Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2 3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
- Если это ваша первая встреча - правильно представьтесь. Коротко, но, подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.
- Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. *
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.
- Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок.
- Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».
- Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые буду ! заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
- Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! то такое коварное место - учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
- Если класс большой, придется стоять. Опять-таки - рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей.
- Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым нартам или рядам стульев.
- При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и осмыслить, отойдите к доске.
- Соотнесите голос с размерами помещения.
- Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
- повторение последних слов,
- модулирование акцентов при помощи голоса.
- Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а с взрослыми людьми. Они умеют думать.
- Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движения рук при жестикуляции от себя, а не на себя, и многое другое, что вам хорошо известно.
- Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!
- Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону.
- Четко определите тему и придерживайтесь ее.
• И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они, проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".
В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя....
Доклад на педагогическом совете "Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".
Данный материал был представлен на педагогическом совете....
Доклад "Формирование педагогического мышления у родителей воспитанников"
Для эффективности образовательного процесса, достижения успехов в развитии подрастающей личности необходимо вести целенаправленную и систематическую работу с родителями обучающихся. Важно не поучать и...
Доклад к педагогическому совету по теме:"Социальная реклама, как система профессиональной помощи родителям в воспитании детей"
Одной из систем помощи родителям в воспитании детей, в частности оперативного предотвращения социальных проблем различного рода, является система социальных реклам....
Общение с родителями по телефону Как правильно звонить родителям и отвечать на их звонки.
Общение с родителями—часть работы учителя и классного руководителя. Причём если ещё несколько лет назад преобладало всё же личное общение педагогов и родителей, то теперь из-за большой занятости...
Доклад. Психолого-педагогические основы общения. Развитие у обучающихся культуры общения
Доклад на заседание ЦМК классных руководителей...