Доклад на педагогическом совете "Особенности преподавания письма и чтения в специальной (коррекционной) школе"
материал на тему
Учителем излагается материал с практическими заданиями по преподаванию письма и чтения в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на педсовет | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Успенский район
государственное казённое общеобразовательное учреждение
Краснодарского края
специальная (коррекционная) школа-интернат ст-цы Николаевской
Тема доклада
на педагогический совет:
«Особенности преподавания чтения и письма в специальной (коррекционной) школе»
Подготовила
Щербак А.В.,
учитель письма и чтения
ГКОУ КК школы-интерната
ст-цы Николаевской
2019г.
Русский язык, как учебный предмет, является ведущим, т.к. от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой общения и изучения других школьных дисциплин.
Обучение языку детей с ограниченными возможностями здоровья имеет практическую и коррекционную направленность. Необходим отбор такого учебного материала, который необходим для практической жизни, т.е. для социальной адаптации и реабилитации выпускников в обществе. Все знания и навыки, учащиеся должны получать в процессе упражнений, что должно обеспечить активизацию их познавательной деятельности.
Развивать речь детей – значит систематически работать над ее содержанием, последовательно учить детей построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным оформлением мыслей.
Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках письма и чтения.
Задача учителя – помочь учащимся овладеть сочетаемостью и сферой применения пассивных слов, чтобы перевести их в активный словарный запас учащегося. Слова считаются активизированными, если ученик использовал его хотя бы 1-2 раза в речи: в рассказе, диалоге и т.д.
Школьников необходимо учить умению раскрывать «смысл слова», правильно понимать его значение, а для этого нужны знания приемов толкования. Поэтому нужно каждое слово провести через сознание школьника несколько раз и в разных контекстах, чтобы активное участие в усвоении слова принимали и зрение, и слух, и рука, и память, и, конечно, сознание.
Методы работы над правописанием трудных слов:
1. Записываю слово, подлежащее изучению на доске.
2. Чтение слова учителем.
3. Объяснение значения слова (учителем или детьми).
4. Орфографическая работа над словом (постановка ударения, выделение трудной буквы, звукобуквенный анализ слова, деление слова на слоги и на слоги для переноса).
5. Заучивание правописания данного слова (подбор однокоренных слов, составление словосочетания, предложения с этим словом,
На уроках русского языка в старших классах проводятся уроки работы с толковым словарем. У них это вызывает огромный интерес.
Но, к сожалению, словарный запас школьников нашей школы продолжает оставаться ограниченным.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Например:
1.«Я начну, а ты продолжи…»
На доске записываю две стихотворные строки, а ученики должны продолжить.
2. Игра «Кто больше напишет слов?» (Учитель называет слова, а дети записывают синонимы. Кто больше, тот выиграл. Например: милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость.
3.Игра «Наоборот». (Я называю слово, а дети – антоним.): холодный – горячий, мальчик-девочка.
4.Кроссворды на изученную тему (обычно, если тема состояла из 2 и более уроков подряд).
5. Из одного слова, состоящего из большого количества букв, составить все возможные короткие слова. Например: простокваша можно составить более 20 коротких слов(просо, каша, ток, сток, квас, прок и др.)
6. Третий лишний: грамота, ученье, наука, знать.
7. Придумайте предложение с любой парой слов:
Чуткий, гостеприимный, внимательный, друг.
8.Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».
Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.
Например: обежать – обижать.
9. Тесты, например, спряжение глаголов.
10. Игра «Как назвать одним словом?»
- Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)
- Все положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта).
11. Карточки с набором букв, необходимо зачеркнуть, например, а и р, из оставшихся составить слово. Кто первый выполнит, тот получает «5».
Таким образом, предлагаемая система работы создает возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, определяет усвоение понятий, активизирует словарь учащихся коррекционной школы.
Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов программы. Предложите детям перечень пословиц и поговорок. НАПРИМЕР:
Мал золотник, да дорог.
Язык и хлебом кормит, и дело портит.
Ты ему по секрету, а он всему свету.
Друзья познаются в беде.
Задания могут быть такими:
1 Прочитайте одно предложение – пословицу. Устно передай ее смысл. Сформулируй тему.
2 Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль, в устной форме (от 2-4 предложений). В письменной форме им это очень трудно.
3 Кроме того, можно сделать подборку пословиц и поговорок на закрепление правил, изучаемых на уроке русского языка. Например,
«Правописание имени существительного с шипящими на конце»
1. На помощь надейся, а сам не плошай.
2. Спящий кот мышь не поймает.
3. Лучше горькая правда, чем красивая ложь.
4. Хорошую речь хорошо и слушать.
и другие
Использование на уроке загадок, тоже очень важный прием. При разгадывании загадок:
1. формируется любовь народному творчеству, родному языку;
2. ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
3. мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
4. развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакций;
5. расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь;
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Можно сделать подборку загадок при изучении определенных тем.
Например,
Ь ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ.
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой. (Ёж)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)
Хвост на дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернёт,
Тот и в дом войдёт. (Ключ)
Или при изучении темы: Состав слова.
Золотое решето черных
Домиков полно (подсолнух)
Ходит город – великан,
На борту в океан. (кораблик) и т.д.
Записать отгаданные слова на доске и разобрать одному из учеников по составу.
Кроме того практическую направленность на уроках письма в старших классах носит такой раздел программы, как «Связная речь». Это раздел включает в себя разные виды самостоятельной работы. Такие как:
6 класс - составление рассказа по опорным словам, сочинение по личным наблюдениям, продолжение рассказа по данному началу, изложение с изменением лица и времени, составление текста письма, телеграммы, заметки, объявления.
9, 10 классы - написание деловых бумаг (анкета, заявление, расписка, доверенность, автобиография, ) , сочинения и изложения.
Этот раздел один из самых трудных, поскольку требует от учащихся выполнения работы самостоятельно, но очень важный, так как эти знания и умения необходимы будут в дальнейшей успешной социализации учащихся.
Практическая направленность уроков чтения заключается:
- в развитие речи учащихся,
-формировании читательской культуры,
- в воспитании нравственных качеств личности учащихся.
На уроках чтения и развития речи любое художественное произведение разбирается по плану
1. Подготовка к чтению и словарная работа:
- обращение к прошлому опыту учащихся;
- беседа или рассказ учителя в сочетании с наглядным материалом или использование ИКТ
- создание проблемной ситуации;
2. Чтение текста учителем.
3. Проверка первого восприятия (эмоциональный настрой учащихся).
4. Речевая зарядка или словарная работа (трудночитаемые слова).
5. Чтение текста учащимися (возможно с параллельным проведением словарной работы). Слова разбираются в контексте, в старших классах учащиеся пытаются сами объяснить их значение.
6. Анализ произведения. Вопросы по содержанию текста. Чем старше дети, тем меньше информационных вопросов и больше смысловых.
7. Деление текста на части и озаглавливание частей.
8. Пересказ прочитанного (возможные варианты):
- по цепочке;
- от другого лица;
- по иллюстрации или серии иллюстраций;
- краткий пересказ;
- выборочный;
- полный;
- пересказ по картинно-символическому плану;
- пересказ по вопросам;
- творческий пересказ.
9. Работа над характеристикой действующих лиц.
10. Обобщающая беседа (если работали над большим произведением или темой):
- сравниваются главы прочитанного произведения или тексты из изученной темы;
- сравниваются характеры героев;
- сравнение и разбор последовательности развития событий в разных произведениях или в одном;
- выявление общей идеи;
- работа с пословицами, загадками.
11. Высказывание своих непосредственных суждений о прослушанном после чтения.
12. Рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
Через художественные произведения можно научить ребенка наблюдать, сострадать, любить, ненавидеть. Поэтому произведения в учебнике подобраны в соответствии с конкретной тематикой, освещающей жизнь детей и взрослых, их поступки и дела, сезонные изменения в природе и т.п., подводит учащихся к литературному чтению, т.е. к чтению произведений русских и зарубежных писателей. Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического, экологического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку.
На уроках чтения и развития речи в 9-10 классах осуществляется знакомство и изучение образцов художественной литературы. Именно уроки чтения являлись средством приобщения детей к богатствам русской культуры. Без знания художественной литературы невозможно хорошее владение языком. Кроме этого содержание произведений выступает одним из важнейших средств воспитания, накопления знаний, развития познавательных процессов и творческого воображения.
При изучении художественного произведения и постижения его главной идеи важную роль играло и осмысленное восприятие и понимание текстов . Основным способом, позволяющим добиться лучшего понимания текста, является постановка вопросов или заданий. Подлинное понимание связывается с проникновением в смысл произведения, осознании подтекста, понимания мотивационной стороны поведения – поступков героев, отношение к произведению.
Чтобы у учеников старших классов формировалась самостоятельность, интерес к изучению художественной литературы, задаю индивидуальные задания: подготовить кратко биографию писателя или поэта. Нашим ученикам такие задания очень нравятся.
В 6 - 9 классах, чтобы ученики овладели навыками чтения, улучшили темп, затем смогли работать по тексту, я использую метод «кнута-пряника»: при чтении по цепочке, кто не следит за читающим, в конце урока снимаю 1 балл. Перед чтением, конечно, ставлю такую цель. Это дисциплинирует, активизирует внимание.
Уроки письма и чтения в специальной (коррекционной) школе должны быть построены таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками письма и чтения. А для успешного формирования навыка учитель должен выполнять следующие условия:
учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;
следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);
учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);
нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;
для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;
для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по письму для 5 класса специальной( коррекционной) школы 8 вида
Представлено календарно - тематическое планирование для 5 класса. В помощь учителю....
Календарно - тематическое планирование по письму для 5 класса специальной( коррекционной) школы 8 вида
Представлено календарно - тематическое планирование для 5 класса. В помощь учителю....
Календарно - тематическое планирование по письму для 5 класса специальной( коррекционной) школы 8 вида
Помощь учителю корреционной школы....
Пояснительная записка по предметам Чтение и письмо класс 7 класс специальной (коррекционной) школы
Программа обучения и воспитания учащихся с умеренной умственной отсталостью построена с учетом регионального учебного плана рекомендованного для организации образовательной работы с данной катег...
Доклад на МО учителе-предметников "Виды работ по развитию речи учащихся на уроках письма и чтения в специально (коррекционной) школе"
Учителем по русскому языку и литературе излагается материал по видам работы с учениками школы 8 вида....
План - конспект урока делового и творческого письма в 10 классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: "Письмо".
Знакомство учащихся с понятием “письмо”; видами писем. Учить правильному написанию личного письма, правилам заполнения конверта; расширять словарный запас и кругозор об...
Здоровьесберегающие технологии на уроках письма и чтения в специальной (коррекционной) школе
Здоровьесберегающие технологии важны для любого учителя, а тем более в работе с детьми с ОВЗ, поэтому необходимо уделять должное внимание данной проблеме. Необходимо строить урок в соответствии с дина...