План самообразования на 2024-2027 учебный год
методическая разработка

Арсланов Ильнур Гумерович

Патриотическое воспитание подростков с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лаишевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

План самообразования

на 2024 – 2027 учебные года

Разработал: Арсланов И.Г.

Воспитатель 1 категории

2024 год, г. Лаишево

Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Лаишевская  школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Место проживания: Республики Татарстан, Лаишевский муниципальный район, г. Лаишево, ул. Дзержинского, дом. 66, кв. 33.

Стаж работы по специальности: 4 года

Образование: высшее, Татарский государственный гуманитарно- педагогический университет, учитель географии и биологии, диплом ВСГ 3121168, выдан 20 июня 2008 года.

Тема самообразования: Патриотическое воспитание подростков с ОВЗ

Введение

Заботливый садовник укрепляет корень,

от которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий. Так учитель должен

заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

В. А. Сухомлинский

Под современным патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.

К сожалению, в современном обществе усилилось проявление жестокости, агрессии со стороны молодежи по отношению к взрослым. Вечные ценности отошли на второй план, а новые еще не выработаны. Молодое поколение уходит от обсуждения социальных вопросов в пространство виртуальных игр. Поэтому патриотическое воспитание определяется как одно из приоритетных направлений.

В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных организациях. Среди главных названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Постановление Правительства РФ «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г.», Единая Концепция ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, которые вступили в силу с 1 сентября 2016 года, подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания и отводят главную роль в воспитании патриотизма семье и образовательным организациям.

Школа должна воспитать «порядочного, патриотического» человека.

Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для обучающихся с ОВЗ осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребенка «умственной отсталости не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним». Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит еще острее и обусловлена рядом причин.

1. Слабость отвлечения и обобщения, узость познавательных интересов оказывают препятствие в развитии потребности в познании, и затрудняют процесс освоения многих понятий.

2. Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков.

3. Семейное воспитание не позволяет сформировать у детей собственную гражданскую позицию, навыки правильного социального поведения в силу неблагополучной обстановки в семьях, низкого уровня образования родителей.

Исходя из этого, актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, ее особенностях.

Поэтому основной целью моей работы в патриотическом воспитании школьников с умственной отсталостью является создание условий для формирование патриотических чувств и патриотического сознания у детей с ОВЗ.

                                               Цели самообразования:

1. Повышение уровня воспитательного процесса.

2. Развитие в детях способности общаться. Социализироваться. Развитие в них способности к саморегулированию отношений.

3. Повышение квалификации в постоянном самообразовании.

4. Систематическое изучение и внедрение передового педагогического опыта.

5. Изучение специальной литературы и публикаций педагогических материалов, а также из интернета и средств массовой информации.

6. Совершенствование знаний и применение их на практике.                                             

                               Индивидуальная тема самообразования:

Патриотическое воспитание подростков с ОВЗ

Цели:

Формирование положительных чувств к стране, ее народу, своей национальной культуре, способствующих возникновению чувства любви к Родине

Задачи:

1. Воспитывать чувства любви к своей Родине – России.

2. Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

3. Формировать основы экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Перечень вопросов по самообразованию:

1. Составление плана работы.

2. Моделирование навыков и знаний, приобретаемых воспитанниками для будущей успешной социализации в обществе.

3. Создание в группе надлежащих условий для обеспечения воспитания личности.

4. Продолжить изучение выбранной темы.

Предполагаемые результаты самообразования:

1. Повышение качества воспитания.

2. Разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,

3. Обобщение опыта по исследуемой теме.

4. Овладение способами самопознания и самоанализа накопленного опыта.

                                         Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новую методическую литературу по данной проблеме.

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет.

3.Повышать квалификацию на курсах для воспитателей коррекционных школ.

2024- 2025 уч.год.

 

 

 1 раз в 3 года

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания   воспитания детей с нарушением интеллекта.

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами воспитания.

3. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей.

4. Изучать опыт работы лучших воспитателей своей школы.

5. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

6. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

7. Создать собственную базу лучших сценариев внеклассных мероприятий, интересных приемов и находок на занятиях

8. Выступать с докладами по теме самообразования.

 регулярно

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по педагогике и психологии.

регулярно


 

Основные этапы работы по самообразованию:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

2024-2025 уч.г.

1.Курсы повышения квалификации воспитателей.

2.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах.

3.Изучение литературы

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2024-2025 уч.г.

1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

Практический

1.Внедрение опыта работы.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2024-2027 уч.г.

1.Открытые уроки.

2.Участие конкурсах, конференциях.

3.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками 

 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024-2025 уч.г.

1.Участие и результаты на конкурсах, конференциях.

2.Консультативная помощь воспитателям и учащимся.

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2024-2027 уч.г.

Обобщить результаты работы над темой самообразования  

План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новую методическую литературу по трудовому воспитанию, психологии и педагогики.

2024- 2025 г.

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучить личные дела учащихся

 

В течение года


сентябрь

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

3. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: « Герои нашего времени».

 

ежемесячно

 

  

в течение года

 

 

2025 г.

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

2. Обзор в Интернете новинок по современным технологиям в образовании

В течение года

 

 

Задачи на 2025-26 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

3. Продолжить работу по патриотическому воспитанию подростков с ОВЗ.

План работы по самообразованию на 2025-2026 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить методическую литературу по профориентации и трудовому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта

2025- 2026г.

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

В течение года

Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Герои наших дней»

 

 

 

  

в течение года

 

 2025г.

 


2026г.

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в воспитательный процесс.

 

В течение года

 

 

Задачи на 2026-2027 учебный год

1. Продолжить изучать литературу по теме самообразования, психологии и педагогике.

2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

3. Работа с сайтами интернет и сайтом школы по размещению своих методических разработок.

План работы по самообразованию на 2026-2027 учебный год

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить методическую литературу по патриотическому воспитанию подростков с ОВЗ

2026-2027г.

 

 

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

В течение года


Методические

1.Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей, педсоветах, совещаниях.

2. Изучать опыт работы воспитателей своей школы.

3. Посещать внеклассные мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

4. Провести открытое внеклассное мероприятие по теме самообразования: «Герои России-Герои нашего времени»

 

 В течении года

 

  

в течение года

 

 2026г.

 


2027г.

Информационно-технологические технологии

1. Обобщение и внедрение своих методических разработок.

В течение года

 

 

 План реализации проблемы:

1.Изучать литературу по данной проблеме.

2.Изучать опыт работы по данной теме других образовательных учреждений.

3.Участвовать в системе школьной методической работы.

4.Установить творческое сотрудничество с воспитателями по вопросам темы самообразования.

5. Обобщить опыт по исследуемой теме.

Используемая литература:

1. Артюхова И. С. Настольная книга классного руководителя -М. :Эксмо, 2008.

2. Лебедева О. В. Условия разрешения противоречий в процессе патриотического воспитания школьников// Воспитание школьников -2015.-№7.

3. Малофеев Н. Н., Никольская О. С. ,Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л. Единая концепция ФГОС для детей с ОВЗ. Основные положения//Дефектология- 2010.-№1.

4. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника-М. : Просвещение,1986.

5. Тивикова С. К. Воспитание гражданственности у младших школьников//Практика школьного воспитания – 2015.-№1.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ № 1599 Министерства образования и науки РФ от 19декабря2014 г.)

Интернет-ресурсы:

https://mosmetod.ru. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

https://www.consultant.ru/document/cons Закон РФ «Об образовании»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 учебный год.

Индивидуальный план самообразования учителя истории и обществознания....

Индивидуальный план самообразования на 2015-2016 учебный год

План самообразования Нагаевой Ирины Юрьевны, учителя русского языка и литературы...

Перспективный план самообразования на 2016-2021 учебный год

Перспективный план самообразования учителя информатики....

План самообразования на 2016-2017 учебный год

Мой личный план самообразования в процессе преподавания английского языка...

План самообразования на 2016-2021 учебный год

Работа направлена на повышение теоретического, научно-методического уровня, прфессионального мастерства и компетентности учителя....

План самообразования на 2017-2018 учебный год учителя русского языка и литературы МБОУ "Тюрнясевская СОШ" Нурлатского муниципального района РТ Дашкиной Гульзифы Фаатовны

Тема самообразования "Развитие орфографических навыков и умений на уроках русского язка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО", Для совремеенной школы требуется учитель,способный свобо...