Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" 5 кл, надомное обучение с КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_s_ktp_5_kl_adaptiv_fizkultura_nadomnoe_obuchen.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" предметной области "Физическая культура" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание", "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".
Содержание раздела "Плавание" включает задачи на формирование умений двигаться в воде и навыка плавания. Раздел "Коррекционные подвижные игры" включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде. Раздел "Лыжная подготовка" предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел "Физическая подготовка" включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программный материал раздела "Туризм" предусматривает овладение различными туристическими навыками.
Общая характеристика учебного предмета
В программу по адаптивной физкультуре для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет интеллектуальные дефекты и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков. Замедленность протекания психических процессов обуславливают чрезвычайную медлительность образования у него двигательных навыков. Для того чтобы, обучающийся усвоил упражнения, необходимо многократное повторение, сочетающиеся с правильным показом Необходимо подбирать такие упражнения, которые состоят из простых, элементарных движений. В работе с таким ребенком нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения
упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь в процессе воспроизведения того или иного задания. Для всех групп здоровья предусмотрены следующие виды работы и формы учебных занятий:
- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
–выполнение комплексов упражнений для индивидуальных занятий физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);
- выполнение комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
- выполнение комплексов упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
- выполнение комплексов упражнений на развитие основных физических качеств;
- выполнение доступных акробатических комбинаций;
- выполнение посильных комплексов упражнений на тренажерах и другом спортивном оборудовании;
- выполнение доступных упражнений и двигательных действий, используемых в процессе подвижных игр.
Учитывая вышесказанное, под физическим развитием обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.
Каждый урок по адаптивной физкультуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями:
- постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям;
- чередованием различных видов упражнений, соответствующим возможностям обучающегося;
- учет индивидуальных особенностей ученика;
- эмоциональность занятий;
- поощрение, похвала за малейшие успехи.
Урок целесообразно строить из 4 частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически связаны между собой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии учебным планом ГКОУ С(К)Ш на 2023/2024 учебный год рассчитана на 34 урока в год, 1 раза в неделю (0,5ч) (исходя из 34 учебных недель в год)
Содержание учебного предмета "Адаптивная физическая культура" представлено следующими разделами: "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".
Наименование разделов и тем учебного предмета | Содержание тем учебного предмета |
Теория. Основы знаний | Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности на лыжне. Одежда и обувь для занятий лыжной подготовкой. Беседа. Подбор лыж. |
Легкая атлетика. | Построение в шеренгу по одному, взявшись за руки по команде. Построение в шеренгу по одному, равнение по начерченной линии по команде. Построение в шеренгу по одному, размыкание на вытянутые руки по показу учителя по команде. Построение в шеренгу по одному, перестроение в круг. |
Гимнастика. | Комплекс упражнений для мышц туловища с предметами. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения для развития правильного дыхания. Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки точности движений. Упражнения с обручами. Упражнения на равновесие. Пролезание через гимнастический обруч. Комплекс упражнений для мышц туловища с предметами. Ползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной скамейке Подлезание на четвереньках под препятствием. Перелезание через препятствие высотой. |
Лыжная подготовка | Построение с лыжами. Укладка лыж на снег. Закрепление крепления. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Выполнение строевых команд. Переноска лыж на плече, под рукой сохраняя дистанцию во время передвижения. Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их с помощью учителя. Передвижение в колонне по одному ступающим шагом без палок. Передвижение в колонне по одному ступающим шагом с палками. |
Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты. | Игры на развитие памяти, внимания. Игры с прыжками, бегом, сметанием. Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий, умения ориентироваться в пространстве. Игры, направленные на совершенствование функции дыхания, на формирование и коррекцию осанки. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение детьми программы «Адаптивная физкультура» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- бережное отношение к своему здоровью;
- проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
- овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).
Регулятивные УД:
- умение проговаривать последовательность действий;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
- умение работать по предложенному учителем плану;
- организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
- умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
- умение формулировать совместно с учителем задание.
Познавательные УД
- умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;
Коммуникативные УД
- умение осуществлять совместную деятельность;
- умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
- умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
- умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.
- Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
- Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
- Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
- Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.
2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
- Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.
Название раздела | Количество часов по четвертям | Проведено за год | ||||
Iч | IIч | IIIч | VIч | |||
1 | Теория. Основы знаний | 1 | 2 | 1 | 1 | 5 часов |
2 | Легкая атлетика. | 5 | - | - | 1 | 6 часов |
3 | Гимнастика. | 1 | 2 | - | - | 3 часа |
4 | Лыжная подготовка | - | - | 6 | - | 6 часов |
5 | Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты. | - | 3 | 3 | 4 | 10 часов |
6 | Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 часа |
Итого: | 8 часов | 8 часов | 11 часов | 7 часов | 34 часа |
Уровень | Критерии оценивания |
I уровень (высокий) | Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике. |
II уровень (средний) | Выполняют упражнения в целом соответствующей с высоким уровнем, но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике. |
III уровень (низкий) | Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений. |
Календарно – тематическое планирование по предмету
«Адаптивная физкультура» на 2023-2024уч.год(34 урока, 17ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа | |
I четверть-8 ч. | |||||||
1 | Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. | 1 | правила безопасности | Знать правила ТБ, правил поведения на уроках и требования к форме. | Коррекция личностных качеств и эмоционально-волевой сферы. | ||
2 | Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Ходьба с высоким подниманием бедра. | 1 | замыкание | Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге. | Коррекция зрительного, слухового восприятия, мыслительной деятельности. | ||
3 | Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест» | 1 | перемена мест | Ходить в разном темпе, выполнять правила игры. | Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы. | ||
4 | Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку. | 1 | ходьба по линии | Выполняют комплекс упражнений по показу учителя. | Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы. | ||
5 | Тестирование | 1 | |||||
6 | Ходьба с различными положениями рук сохранением правильной осанки. | 1 | положение | Выполняют корригирующие упражнения, упражнения для развития внимания. Ходят под хлопки. Разучивание игры. | Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений. | ||
7-8 | Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. | 2 | ловкость | Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте. Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте. | Коррекция пространственной ориентировки, точности движений. | ||
II четверть-8ч. | |||||||
9 | Инструктаж по ТБ. Основная стойка. | 1 | шеренга | Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, выполнять строевые команды. | Расширение круга общих представлений. Воспитание дисциплинированности на занятиях. | ||
10 | Основная стойка. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях. | 1 | перекаты | Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, выполнять строевые команды. | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
11 | Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки. | 1 | перестроение | Выполнять упражнения в равновесии. Научиться выполнять строевые упражнения. | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
12 | Инструктаж по ТБ. Бросок мяча снизу на месте. Игра «Школа мяча». | 1 | броски | Владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение. | Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | ||
13 | Тестирование | 1 | |||||
14 | Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. | 1 | передача | Броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол. | Развитие произвольности при выполнении движений и действий. | ||
15 | Бросок мяча снизу на месте в щит. Эстафеты с мячами. Игра «Попади в обруч». | 1 | эстафета | Участвуют в эстафетах, разучивают правила игры. | Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений. | ||
16 | Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Попади в обруч». | 1 | перекладывание мяча | Выполняют упражнения с мячом. Разучивают игру. | Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений. | ||
IIIчетверть-11 ч | |||||||
17 | Инструктаж по ТБ. Переноска и надевание лыж. Закрепление. | 1 | безопасность | Знать ТБ при катании на лыжах. Правильно ухаживать за лыжами, правильно переносить лыжи. | Коррекция пространственной ориентировки, точности движений. | ||
18 | Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить на ногах, надеть правильно палки. | 1 | передвижение | Учатся правильно прикреплять лыжи к обуви; выполняют строевые команды. | Воспитание дисциплинированности на занятиях. | ||
19 | Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить на ногах, надеть правильно палки. | 1 | передвижение | Учатся правильно прикреплять лыжи к обуви; выполняют строевые команды. | Коррекция общей и мелкой моторики. | ||
20 | Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. | 1 | приставной шаг | Закрепляют умение прикреплять лыжи к обуви; переступают на лыжах вправо и влево. | Формирование и совершенствование двигательных навыков. | ||
21 | Ступающий и скользящий шаг. | 1 | шаг | Передвигаться на лыжах по команде. | Коррекция и компенсация нарушения физ. развития. | ||
22 | Ступающий шаг с палками. | 1 | лыжня | Повторяют инструктаж по технике безопасности на лыжне, подбирают лыжи. | Коррекция и компенсация нарушения физического развития. | ||
23 | Скользящий шаг без палок. | 1 | техника безопасности на лыжне | Слушают учителя, отвечают на вопросы, строятся с лыжами. | Воспитание дисциплинированности на занятиях. | ||
24 | Тестирование | 1 | |||||
25 | Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель. Игра «Попади в обруч» | 1 | выносливость | Разучивают броски мяча в цель: кольцо, щит, мишень. | Коррекция пространственной ориентировки, координация движений. | ||
26-27 | Ведение на месте правой и левой рукой мяча. Броски в цель. Игра «Мяч водящему» | 2 | мишень | Владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр. | Коррекция эмоционально-волевой сферы. | ||
IVчетверть-7ч. | |||||||
28 | Инструктаж по ТБ. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег 10 м. Подвижная игра «К своим флажкам» | 1 | правила игры | Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью. | Развитие памяти, крупной и мелкой моторики. Коррекция координаций движений. | ||
29 | Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. | 1 | вперед, назад | Выполняют прыжки по показу. | Совершенствование двигательных навыков, развитие силы, выносливости. | ||
30-31 | Метание набивного мяча из разных пол-ий. Игра «Метко в цель» | 2 | внимание | Выполняют задание по инструкции вслед за учителем. | Коррекция и компенсация нарушения физ. развития. | ||
32 | Подлезание под натянутый шнур. | 1 | подлезание | Подлезают и перелезают под препятствие и через препятствие. | Коррекция пространственной ориентировки, координация движений. | ||
33 | Итоговое тестирование | 1 | |||||
34 | Ловля мяча на месте. | 1 | ловля | Броски в процессе подвижных игр | Развитие произвольности. |
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает материально- техническое оснащение учебного предмета "Адаптивная физкультура" включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки; мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Адаптивная физическая культура".
- Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:
освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств);
освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей;
совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.
- Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:
умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения.
- Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:
интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;
умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» в 5-9 классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 8 класса...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.
Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и реализуется в течение 2-х лет, из расче...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (Адаптивная физическая культура) для дополнительного первого класса (I1) –IV классов
Программа по физической культуре...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 класса составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-4 классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания 5-9классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич
laquo;Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способност...