Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура"
рабочая программа (5 класс)

Потапова Ольга Алексеевна

Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" 5 кл, надомное обучение с КТП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура" предметной области "Физическая культура" включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по предмету.

Пояснительная записка.

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре. Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности обучающихся и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни. Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.

Программа по адаптивной физической культуре включает 6 разделов: "Плавание", "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".

Содержание раздела "Плавание" включает задачи на формирование умений двигаться в воде и навыка плавания. Раздел "Коррекционные подвижные игры" включает элементы спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе игры, соблюдать правила игры. На занятиях по велосипедной подготовке обучающиеся осваивают езду на трехколесном и двухколесном велосипеде. Раздел "Лыжная подготовка" предусматривает формирование навыка ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование. Раздел "Физическая подготовка" включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения. Программный материал раздела "Туризм" предусматривает овладение различными туристическими навыками.

Общая характеристика учебного предмета

В программу по адаптивной физкультуре для обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Ребенок с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет интеллектуальные дефекты и значительные отклонения в физическом и двигательном развитии, что сказывается на содержании и методике уроков. Замедленность протекания психических процессов обуславливают чрезвычайную медлительность образования у него двигательных навыков. Для того чтобы, обучающийся усвоил упражнения, необходимо многократное повторение, сочетающиеся с правильным показом  Необходимо подбирать такие упражнения, которые состоят из простых, элементарных движений. В работе с таким ребенком нужно помнить, что словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной для усвоения

упражнения. Поэтому требуется непосредственная помощь в процессе воспроизведения того или иного задания.  Для всех групп здоровья предусмотрены следующие виды работы и формы учебных занятий:

- беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;

–выполнение комплексов упражнений для индивидуальных занятий физической культурой (утренней гимнастики, коррекции осанки и телосложения);

  • выполнение комплексов упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия;
  • выполнение комплексов упражнений на развитие дыхательной системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
  • выполнение комплексов упражнений на развитие основных физических качеств;
  • выполнение доступных акробатических комбинаций;
  • выполнение посильных комплексов упражнений на тренажерах и другом спортивном оборудовании;
  • выполнение доступных упражнений и двигательных действий, используемых в процессе подвижных игр.

Учитывая вышесказанное, под физическим развитием обучающегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных двигательных представлений и связанных с ними логических операций.

Каждый урок по адаптивной физкультуре должен планироваться в соответствии с основными дидактическими требованиями:

  • постепенным повышением нагрузки в упражнениях и переходом в конце урока к успокоительным упражнениям;
  • чередованием        различных        видов        упражнений,        соответствующим возможностям обучающегося;
  • учет индивидуальных особенностей ученика;
  • эмоциональность занятий;
  • поощрение, похвала за малейшие успехи.

Урок целесообразно строить из 4 частей: вводной, подготовительной, основной, заключительной, которые должны быть методически связаны между собой.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа по предмету «Адаптивная физкультура» в соответствии учебным планом ГКОУ С(К)Ш на 2023/2024 учебный год рассчитана на 34 урока  в год, 1 раза в неделю (0,5ч) (исходя из 34 учебных недель в год)

Содержание учебного предмета "Адаптивная физическая культура" представлено следующими разделами: "Коррекционные подвижные игры", "Велосипедная подготовка", "Лыжная подготовка", "Физическая подготовка", "Туризм".

Наименование разделов и тем учебного предмета  

Содержание тем учебного предмета  

Теория. Основы знаний

Техника безопасности на уроках адаптивной физкультуры. Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены. Инструктаж по технике безопасности на лыжне. Одежда и обувь для занятий лыжной подготовкой. Беседа. Подбор лыж.

Легкая атлетика.

Построение в шеренгу по одному, взявшись за руки по команде. Построение в шеренгу по одному, равнение по начерченной линии по команде. Построение в шеренгу по одному, размыкание на вытянутые руки по показу учителя по команде. Построение в шеренгу по одному, перестроение в круг.

Гимнастика.

Комплекс упражнений для мышц туловища с предметами. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения для развития правильного дыхания. Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки точности движений.

Упражнения с обручами. Упражнения на равновесие.

Пролезание   через гимнастический обруч.

Комплекс упражнений для мышц туловища с предметами. Ползание на четвереньках в медленном темпе по горизонтальной скамейке

Подлезание на четвереньках под препятствием. Перелезание через препятствие высотой.

Лыжная подготовка

Построение с лыжами. Укладка лыж на снег. Закрепление крепления. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Выполнение строевых команд. Переноска лыж на плече, под рукой сохраняя дистанцию во время передвижения. Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить их с помощью учителя. Передвижение в колонне по одному ступающим шагом без палок. Передвижение в колонне по одному ступающим шагом с палками.

Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты.

Игры на развитие памяти, внимания. Игры с прыжками, бегом, сметанием. Игры, направленные на развитие быстроты реакции, точности движений и дифференцировки усилий, умения ориентироваться в пространстве. Игры, направленные на совершенствование функции дыхания, на формирование и коррекцию осанки.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета  

Освоение детьми программы «Адаптивная физкультура» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающихся  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность,
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
  • бережное отношение к своему здоровью;
  • проявление толерантности, уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение навыками коммуникации при общении со сверстниками в совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса  являются формирование следующих базовых учебных действий (УД).

Регулятивные УД:

  • умение проговаривать последовательность действий;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать оценку действию;
  • умение работать по предложенному учителем плану;
  • организующие умения: вовремя приходить на занятие, организованно входить, знать и выполнять правила внутреннего распорядка, санитарно-гигиенические требования,
  • умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем,
  • умение  формулировать совместно с учителем задание.

Познавательные УД

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • умение анализировать, сравнивать, группировать различные материалы, инструменты;

Коммуникативные УД

  • умение осуществлять совместную деятельность;
  • умение участвовать в работе группы, распределять обязанности, договариваться друг с другом.
  • умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми, умение слушать и понимать речь других;
  • умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

Предметными результатами изучения курса являются следующие знания и умения:

1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

  • Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться
  • Освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей.
  • Совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости.
  • Умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал и др.

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.

  • Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения, др.

Название раздела

Количество часов по четвертям

Проведено за год

IIч

IIIч

VIч

1

Теория. Основы знаний

1

2

1

1

5 часов

2

Легкая атлетика.

5

-

-

1

6 часов

3

Гимнастика.

1

2

-

-

3 часа

4

Лыжная подготовка

-

-

6

-

6 часов

5

Коррекционные подвижные игры, элементы спортивных игр и эстафеты.

-

3

3

4

10 часов

6

Тестирование

1

1

1

1

4 часа

Итого:

8

часов

8

часов

11

часов

7

часов

34 часа

Уровень

Критерии оценивания

I уровень (высокий)

Самостоятельно выполняют упражнения, умело пользуются приёмами, выполняют правильную последовательность при выполнении упражнений. Умеют пользоваться навыками на практике.

II уровень (средний)

Выполняют упражнения в целом соответствующей с высоким уровнем, но нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений и при помощи учителя (по наводящим вопросам) восстанавливают последовательность выполнения упражнений. Имеют место случаи неправильного выполнения приёмов на практике.

III уровень

(низкий)

Выполняют нормативы в соответствии ниже среднему уровню. Не умеют пользоваться навыками на практике, выполняют упражнения по подражанию. Выполняют упражнения с помощью учителя. Нарушают правильную последовательность при выполнении упражнений.

Календарно – тематическое планирование по предмету

«Адаптивная физкультура»  на 2023-2024уч.год(34 урока, 17ч)

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности

Коррекционная работа

I четверть-8 ч.

1

Техника безопасности на  уроках адаптивной физкультуры.

Правила поведения, форма одежды, правила личной гигиены.

1

правила безопасности

Знать правила ТБ, правил поведения на уроках и требования к форме.

Коррекция личностных качеств и эмоционально-волевой сферы.

2

Разновидности ходьбы. Бег с ускорением. Ходьба с высоким подниманием бедра.

1

замыкание

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге.

Коррекция зрительного, слухового восприятия, мыслительной деятельности.

3

Ходьба в медленном и быстром темпе с сохранением правильной осанки. Коррекционная игра «Перемена мест»

1

перемена мест

Ходить в разном темпе, выполнять правила игры.

Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы.

4

Ходьба по линии на носках и пятках на внутреннем и внешнем своде стопы. Комплекс упражнение на осанку.

1

ходьба по линии

Выполняют комплекс упражнений по показу учителя.

Коррекция пространственной ориентировки, координация движений, эмоционально-волевой сферы.

5

Тестирование

1

6

Ходьба с различными положениями рук сохранением правильной осанки.

1

положение

Выполняют корригирующие упражнения, упражнения для развития внимания. Ходят под хлопки. Разучивание игры.

Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений.

7-8

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед.

2

ловкость

Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте. Выполнять прыжки на одной ноге и на двух на месте.

Коррекция пространственной ориентировки, точности движений.

II четверть-8ч.

9

Инструктаж по ТБ. Основная стойка.

1

шеренга

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, выполнять строевые команды.

Расширение круга общих представлений. Воспитание дисциплинированности на занятиях.

10

Основная стойка. Группировка. Перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях.

1

перекаты

Выполнять акробатические элементы раздельно и в комбинации, выполнять строевые команды.

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

11

Перестроение по звеньям, по заранее установленным местам. Размыкание на вытянутые в стороны руки.

1

перестроение

Выполнять упражнения в равновесии. Научиться выполнять строевые упражнения.

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

12

Инструктаж по ТБ. Бросок мяча снизу на месте. Игра «Школа мяча».

1

броски

Владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение.

Коррекция образной памяти на основе упражнений в воспроизведении.

13

Тестирование

1

14

Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте.

1

передача

Броски в процессе подвижных игр; играть в мини-баскетбол.

Развитие произвольности при выполнении движений и действий.

15

Бросок мяча снизу на месте в щит. Эстафеты с мячами. Игра «Попади в обруч».

1

эстафета

Участвуют в эстафетах, разучивают правила игры.

Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений.

16

Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Игра «Попади в обруч».

1

перекладывание мяча

Выполняют упражнения с мячом. Разучивают игру.

Коррекция долговременной памяти и совершенствование двигательных умений.

IIIчетверть-11 ч

17

Инструктаж по ТБ. Переноска и надевание лыж. Закрепление.

1

безопасность

Знать ТБ при катании на лыжах. Правильно ухаживать за лыжами, правильно переносить лыжи.

Коррекция пространственной ориентировки, точности движений.

18

Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить на ногах, надеть правильно палки.

1

передвижение

Учатся  правильно прикреплять лыжи к обуви; выполняют строевые команды.

Воспитание дисциплинированности на занятиях.

19

Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи и закрепить на ногах, надеть правильно палки.

1

передвижение

Учатся  правильно прикреплять лыжи к обуви; выполняют строевые команды.

Коррекция общей и мелкой моторики.

20

Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом.

1

приставной шаг

Закрепляют умение прикреплять лыжи к обуви; переступают на лыжах вправо и влево.

Формирование и совершенствование двигательных навыков.

21

Ступающий и скользящий шаг.

1

шаг

Передвигаться на лыжах по команде.

Коррекция и компенсация нарушения физ. развития.

22

Ступающий шаг с палками.

1

лыжня

Повторяют инструктаж по технике безопасности на лыжне, подбирают лыжи.

Коррекция и компенсация нарушения физического развития.

23

Скользящий шаг без палок.

1

техника безопасности  на лыжне

Слушают учителя, отвечают на вопросы, строятся с лыжами.

Воспитание дисциплинированности на занятиях.

24

Тестирование

1

25

Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель. Игра «Попади в обруч»

1

выносливость

Разучивают броски мяча в цель: кольцо, щит, мишень.

Коррекция пространственной ориентировки, координация движений.

26-27

Ведение на месте правой и левой рукой мяча. Броски в цель. Игра «Мяч водящему»

2

мишень

Владеть мячом: держание, передачи на расстояние, ловля, ведение, броски в процессе игр.

Коррекция  эмоционально-волевой сферы.

IVчетверть-7ч.

28

Инструктаж по ТБ. Бег с изменением направления, ритма и темпа. Бег 10 м. Подвижная игра «К своим флажкам»

1

правила игры

Правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью.

Развитие памяти, крупной и мелкой моторики. Коррекция координаций движений.

29

Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две.

1

вперед, назад

Выполняют прыжки по показу.

Совершенствование двигательных навыков, развитие силы, выносливости.

30-31

Метание набивного мяча из разных пол-ий. Игра «Метко в цель»

2

внимание

Выполняют задание по инструкции  вслед за учителем.

Коррекция и компенсация нарушения физ. развития.

32

Подлезание под натянутый шнур.

1

подлезание

Подлезают и перелезают под препятствие и через препятствие.

Коррекция пространственной ориентировки, координация движений.

33

Итоговое тестирование

1

34

Ловля мяча на месте.

1

ловля

Броски в процессе подвижных игр

Развитие произвольности.

Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает материально- техническое оснащение учебного предмета "Адаптивная физкультура" включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: гимнастические мячи разного диаметра, обручи, кегли, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки; мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.

Предметные результаты освоения учебного предмета "Адаптивная физическая культура".

  1. Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений:

освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств);

освоение        двигательных        навыков,        последовательности        движений,        развитие координационных способностей;

совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости; умение радоваться успехам: выше прыгнул, быстрее пробежал.

  1. Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой: усталость, болевые ощущения.

  1. Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание:

интерес к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка;

умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах, плавать, играть в подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физическая культура» в 5-9 классах

                                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 4 классов (базовый уровень) на 2017 –2018 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для обучающихся 4-х классов разработана   в соответствии с основными положениями Федерального Государственного Обра...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» (10-11 классы) на 2018 учебный год.

Объем рабочей программы по учебному предмету «Физическая культура» составляет 207 часов (105 часов в 10 классе и 102 часа в 11 классе) и  реализуется в течение  2-х лет, из расче...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 1-4 класса составлена на основе комплексной программы физического воспитания 1-4 классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохране...

Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся 5-9 классов составлена на основе комплексной программы физического воспитания 5-9классы. Авторы: В.И.Лях, А.А.Зданевич

laquo;Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования свойственных каждому физических качеств и связанных с ними способност...