Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал

Ковалёв Денис Олегович

Учебно-методическое пособие

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

 в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

XXI век считается веком информации. Современные информационно-коммуникационные технологии всё глубже проникают в разные сферы жизни и становятся важной составляющей современной культуры, в том числе и в образовательной сфере. Применение ИКТ открывает широкие перспективы для практической деятельности и гармонично дополняет традиционные методы работы, увеличивая возможности взаимодействия с детьми.

Интернет охватывает все аспекты педагогической деятельности. Из него можно узнавать последние новости в области образования, скачивать материалы для работы (презентации, видео, аудио, литературу) и многое другое. Также можно участвовать в онлайн-конкурсах, вебинарах, обмениваться опытом с коллегами в интернете, активно участвовать в профессиональных сетевых сообществах, пользоваться электронной библиотекой и так далее.

Преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:

  1. Повышение эффективности образовательного процесса благодаря наглядности;
  2. Увеличение мотивации благодаря мультимедийным эффектам;
  3. Облегчение процессов развития и коррекции, добавление эмоциональности в занятия;
  4. Обширные мультимедийные возможности (графика, звук, трёхмерные изображения);
  5. Виртуальное общение, которое во многом похоже на реальное, с принципом переноса, поскольку взаимодействие происходит между людьми;
  6. Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, эксперименты, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и корректирующих задач;
  7. Возможность выбора индивидуального темпа, объёма информации и времени обучения.

Информационные технологии широко используются в разных аспектах деятельности педагога-психолога: психодиагностике, психологическом просвещении и профилактике, психокоррекции, а также организационно-методической работе.

Диагностическая работа

Использование программы Microsoft Office Word облегчает процесс диагностики, так как компьютер позволяет подготовить стимульный материал для каждого ребёнка индивидуально. Это могут быть анкеты, тестовые бланки и другие материалы.

Информационные технологии помогают сэкономить время на обработку полученных данных. С помощью программы Microsoft Office Excel создаются различные отчёты, делаются выборки и составляются аналитические справки, которые затем заполняются.

В процессе работы формируется электронная библиотека и банк компьютерных тестов, которые будут полезны всем участникам образовательного процесса. За короткое время можно не только оценить способности учеников, но и провести консультации, обсудить результаты тестирования и предложить рекомендации.

Диагностика на компьютере повышает интерес учащихся к психологическим исследованиям, способствует их личностному развитию, формированию учебной и личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей коллекции есть тесты на разные темы, многие из которых автоматизированы и доступны в компьютерном варианте. Информация о приобретении методик доступна на следующих сайтах: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru, vsetesti.com.

Ещё один способ использования информационных технологий — ресурсы MS Excel. В программе создаётся шаблон с формулами для расчёта нужных показателей. Можно быстро получить диаграммы по результатам диагностики и работать с массивами данных.

Коррекционная и развивающая работа

Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога значительно расширилось.

Применяются компьютерные программы обучающего и развивающего характера, которые стимулируют познавательные процессы учащихся, повышают эффективность обучения и учебную мотивацию, а также развивают их интеллект и творческие способности.

Развивающие компьютерные игры, направленные на развитие определённых свойств, качеств или навыков, также доказали свою эффективность. Они особенно удобны для индивидуальной коррекционно-развивающей работы, где психолог наблюдает за процессом, контролирует выполнение заданий и помогает ребёнку при возникновении трудностей.

Большинство таких игр доступны под общими названиями, такими как логические игры, познавательные игры и развивающие игры. Некоторые из них также могут быть использованы для коррекции эмоциональных и поведенческих проблем, таких как агрессивность, замкнутость и страхи.

В коррекционно-развивающей работе часто используются отдельные эпизоды игр, моделирующие ситуации общения, которые психолог должен проиграть с ребёнком.

Развивающие игры можно скачать на различных сайтах, например:

           http://gameboss.ru/games/all/page-2_

           http://www.solnet.ee/games/g1.html

           http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua

Развивающие психологические тренажеры

Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.

Коррекционно-развивающие занятия

К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.

Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.

Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:

      http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml

      http://www.effecton.ru/758.html

Использование информационно-компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Благодаря внедрению современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику, моя работа становится более продуктивной и эффективной.

Применение информационно-коммуникационных технологий органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Таким образом, компьютер становится надёжным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса. Использование современных информационных технологий способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов поможет сделать информационную среду созидающей, развивающей и безопасной. Наша активность, компетентность и жизненная позиция будут определять развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.

Развивающие игры и тренажеры

  1. Найди пару.

Эти игры созданы по принципу известных игр "Мемори".
Задача: открывая карточки, запоминать расположение одинаковых картинок и искать все пары.
Если две карточки, открытые друг за другом, одинаковые, пара фиксируется и остаётся открытой до конца игры. А если открытые подряд две карточки разные, то они переворачиваются обратно.

  1. Тест космонавта.

Задача: в игровом поле разбросаны числа в хаотичном порядке. Необходимо находить числа в порядке возрастания начиная с 0. Величину поля и количество цифр можно увеличивать, тем самым повышая сложность. Также можно определить количество произведенных ошибок, когда игрок выбирает не ту цифру.

  1. Найди отличия.

На двух одинаковых, на первый взгляд, картинках нужно найти отличия и выбрать их на любой из картинок. В зависимости от сложности различий может быть 5, 7, 10 или даже больше.

  1. Поиск спрятанных предметов.

Внимательно изучите картинку и определите, какие предметы нужно найти. Обратите внимание на их форму, размер и местоположение. Начните искать предметы, следуя инструкциям и подсказкам, если они есть. Когда найдёте все предметы, проверьте результат и убедитесь, что ничего не пропустили.

  1. Раскраски.

Раскраски - это начальный путь ребенка в мир творчества, в мир изобразительного искусства. Раскрашивание картинок развивает мелкую моторику, внимание, волю, усидчивость.

В процессе раскрашивания ребёнок учится подбирать цвета и комбинировать их друг с другом, что развивает художественные способности, вкус и воображение. Такое занятие переключает внимание ребёнка, успокаивает нервную систему.

Как играть.
Кликни на одну из 16 красок, а затем на картинку. Фрагмент картинки окрасится в выбранный цвет. Теперь кликни на другую краску, а затем на картинку. И так далее. Цвет кисточки подсказывает, какая краска сейчас выбрана.

  1. Собери узор.

Цель игры: составление узоров различной сложности из 4, 9 или 16 квадратов.

К игре прилагаются 180 вариантов разнообразных узоров, а также схемы для складывания цифр и букв русского и латинского алфавитов.

Игра развивает способность детей к комбинированию, анализу и синтезу, тренирует внимание и усидчивость, способствует развитию памяти, пространственного воображения и творческих способностей.

  1. Составь слово.

Необходимо написать, кто нарисован на картинке, составив из букв слово.

Сначала нужно найти первую букву слова и кликнуть на нее. Если это верная буква, то она переместится в первый пустой кружок. Затем нужно искать вторую букву. И так далее.

  1. Cursor Run.

Игра в которой необходимо управлять мышкой и провести курсор от старта до финиша не задев запрещенную зону. Чем быстрее вы проведете курсор тем лучше, но если Вы слишком часто будете цеплять запрещенную зону, то проходить придется с самого начала.

Литература

  1. Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
  2. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.
  3. Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога// http://www.it-n.ru/com
  4. Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24
  5. Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//http://www.openclass.ru
  6. Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда

Свою работу на логопункте я строю основываясь на  программы по  коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и  Н.В. Нищевой. Данные прог...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога  с детьми ОВЗ. Арт- терапия....

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА...