Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий
в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
XXI век считается веком информации. Современные информационно-коммуникационные технологии всё глубже проникают в разные сферы жизни и становятся важной составляющей современной культуры, в том числе и в образовательной сфере. Применение ИКТ открывает широкие перспективы для практической деятельности и гармонично дополняет традиционные методы работы, увеличивая возможности взаимодействия с детьми.
Интернет охватывает все аспекты педагогической деятельности. Из него можно узнавать последние новости в области образования, скачивать материалы для работы (презентации, видео, аудио, литературу) и многое другое. Также можно участвовать в онлайн-конкурсах, вебинарах, обмениваться опытом с коллегами в интернете, активно участвовать в профессиональных сетевых сообществах, пользоваться электронной библиотекой и так далее.
Преимущества использования ИКТ в работе педагога-психолога:
- Повышение эффективности образовательного процесса благодаря наглядности;
- Увеличение мотивации благодаря мультимедийным эффектам;
- Облегчение процессов развития и коррекции, добавление эмоциональности в занятия;
- Обширные мультимедийные возможности (графика, звук, трёхмерные изображения);
- Виртуальное общение, которое во многом похоже на реальное, с принципом переноса, поскольку взаимодействие происходит между людьми;
- Моделирование продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, эксперименты, прогнозирование), необходимых для освоения развивающих и корректирующих задач;
- Возможность выбора индивидуального темпа, объёма информации и времени обучения.
Информационные технологии широко используются в разных аспектах деятельности педагога-психолога: психодиагностике, психологическом просвещении и профилактике, психокоррекции, а также организационно-методической работе.
Диагностическая работа
Использование программы Microsoft Office Word облегчает процесс диагностики, так как компьютер позволяет подготовить стимульный материал для каждого ребёнка индивидуально. Это могут быть анкеты, тестовые бланки и другие материалы.
Информационные технологии помогают сэкономить время на обработку полученных данных. С помощью программы Microsoft Office Excel создаются различные отчёты, делаются выборки и составляются аналитические справки, которые затем заполняются.
В процессе работы формируется электронная библиотека и банк компьютерных тестов, которые будут полезны всем участникам образовательного процесса. За короткое время можно не только оценить способности учеников, но и провести консультации, обсудить результаты тестирования и предложить рекомендации.
Диагностика на компьютере повышает интерес учащихся к психологическим исследованиям, способствует их личностному развитию, формированию учебной и личностной мотивации, развитию рефлексии. В моей коллекции есть тесты на разные темы, многие из которых автоматизированы и доступны в компьютерном варианте. Информация о приобретении методик доступна на следующих сайтах: psy-files.ru, serendip.ru, mmpi.ru, linkarchive.ru, psihologytest.narod.ru, azps.ru, vsetesti.com.
Ещё один способ использования информационных технологий — ресурсы MS Excel. В программе создаётся шаблон с формулами для расчёта нужных показателей. Можно быстро получить диаграммы по результатам диагностики и работать с массивами данных.
Коррекционная и развивающая работа
Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе школьного психолога значительно расширилось.
Применяются компьютерные программы обучающего и развивающего характера, которые стимулируют познавательные процессы учащихся, повышают эффективность обучения и учебную мотивацию, а также развивают их интеллект и творческие способности.
Развивающие компьютерные игры, направленные на развитие определённых свойств, качеств или навыков, также доказали свою эффективность. Они особенно удобны для индивидуальной коррекционно-развивающей работы, где психолог наблюдает за процессом, контролирует выполнение заданий и помогает ребёнку при возникновении трудностей.
Большинство таких игр доступны под общими названиями, такими как логические игры, познавательные игры и развивающие игры. Некоторые из них также могут быть использованы для коррекции эмоциональных и поведенческих проблем, таких как агрессивность, замкнутость и страхи.
В коррекционно-развивающей работе часто используются отдельные эпизоды игр, моделирующие ситуации общения, которые психолог должен проиграть с ребёнком.
Развивающие игры можно скачать на различных сайтах, например:
http://gameboss.ru/games/all/page-2_
http://www.solnet.ee/games/g1.html
http://logicgame.com.ua/index.php?l=ua
Развивающие психологические тренажеры
Психологические тренажеры нацелены в первую очередь на развитие какого-то конкретного свойства, качества или навыка. Например, для тренировки внимания, памяти, мышления, восприятия. В основном психологические тренажеры встречаются на сайтах развивающих игр.
Коррекционно-развивающие занятия
К ним относятся практические индивидуальные и групповые занятия, которые педагог-психолог проводит с детьми в рамках коррекционно-развивающей работы, но с использованием компьютерной техники. Главная идея таких занятий в том, что основные упражнения предъявляются детям не в устном или письменном виде, а на экране монитора, то есть визуально. Плюс таких занятий не только в яркости и красочности предъявляемых заданий, но и в том, что компьютер дает возможность показать движущиеся объекты, анимацию, аудио- и видеоизображения. Конечно, занятие не сводится только к работе за компьютером. Ребенок может чередовать письменные задания с компьютерными, это только повысит его интерес к занятиям и повысит их эффективность.
Для проведения таких занятий психологу необходимо приобрести специальные развивающие компьютерные программы. Чаще всего основным назначением таких программ является развитие комплекса свойств и качеств ребенка.
Скачать пример таких программ, а также приобрести их вы можете на сайтах:
http://adalin.mospsy.ru/disc57.shtml
http://www.effecton.ru/758.html
Использование информационно-компьютерных технологий становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Благодаря внедрению современных компьютерных технологий в школьную психологическую практику, моя работа становится более продуктивной и эффективной.
Применение информационно-коммуникационных технологий органично дополняет традиционные формы работы педагога-психолога, расширяя возможности взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Таким образом, компьютер становится надёжным помощником психолога на всех этапах образовательного процесса. Использование современных информационных технологий способствует повышению информационной культуры учащихся, родителей и педагогов. Тесное сотрудничество психологов-теоретиков, психологов-практиков и программистов поможет сделать информационную среду созидающей, развивающей и безопасной. Наша активность, компетентность и жизненная позиция будут определять развитие и закрепление информационных компьютерных технологий в деятельности педагога-психолога.
Развивающие игры и тренажеры
- Найди пару.
Эти игры созданы по принципу известных игр "Мемори".
Задача: открывая карточки, запоминать расположение одинаковых картинок и искать все пары.
Если две карточки, открытые друг за другом, одинаковые, пара фиксируется и остаётся открытой до конца игры. А если открытые подряд две карточки разные, то они переворачиваются обратно.
- Тест космонавта.
Задача: в игровом поле разбросаны числа в хаотичном порядке. Необходимо находить числа в порядке возрастания начиная с 0. Величину поля и количество цифр можно увеличивать, тем самым повышая сложность. Также можно определить количество произведенных ошибок, когда игрок выбирает не ту цифру.
- Найди отличия.
На двух одинаковых, на первый взгляд, картинках нужно найти отличия и выбрать их на любой из картинок. В зависимости от сложности различий может быть 5, 7, 10 или даже больше.
- Поиск спрятанных предметов.
Внимательно изучите картинку и определите, какие предметы нужно найти. Обратите внимание на их форму, размер и местоположение. Начните искать предметы, следуя инструкциям и подсказкам, если они есть. Когда найдёте все предметы, проверьте результат и убедитесь, что ничего не пропустили.
- Раскраски.
Раскраски - это начальный путь ребенка в мир творчества, в мир изобразительного искусства. Раскрашивание картинок развивает мелкую моторику, внимание, волю, усидчивость.
В процессе раскрашивания ребёнок учится подбирать цвета и комбинировать их друг с другом, что развивает художественные способности, вкус и воображение. Такое занятие переключает внимание ребёнка, успокаивает нервную систему.
Как играть.
Кликни на одну из 16 красок, а затем на картинку. Фрагмент картинки окрасится в выбранный цвет. Теперь кликни на другую краску, а затем на картинку. И так далее. Цвет кисточки подсказывает, какая краска сейчас выбрана.
- Собери узор.
Цель игры: составление узоров различной сложности из 4, 9 или 16 квадратов.
К игре прилагаются 180 вариантов разнообразных узоров, а также схемы для складывания цифр и букв русского и латинского алфавитов.
Игра развивает способность детей к комбинированию, анализу и синтезу, тренирует внимание и усидчивость, способствует развитию памяти, пространственного воображения и творческих способностей.
- Составь слово.
Необходимо написать, кто нарисован на картинке, составив из букв слово.
Сначала нужно найти первую букву слова и кликнуть на нее. Если это верная буква, то она переместится в первый пустой кружок. Затем нужно искать вторую букву. И так далее.
- Cursor Run.
Игра в которой необходимо управлять мышкой и провести курсор от старта до финиша не задев запрещенную зону. Чем быстрее вы проведете курсор тем лучше, но если Вы слишком часто будете цеплять запрещенную зону, то проходить придется с самого начала.
Литература
- Беспалова Л.В., Болсуновская Н.А. Технологии создания автоматизированных систем обработки результатов диагностики в программе Microsoft Excel. - М.: Владос.- 2006.
- Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. - С-Пб., - 1994.
- Еременко Н. А. Возможности использования ИКТ и Интернет-ресурсов в деятельности педагога-психолога// http://www.it-n.ru/com
- Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога// Школьный психолог-2009.-№24
- Шипунова О.А. Педагогическая целесообразность использования ИКТ в деятельности педагога-психолога//http://www.openclass.ru
- Организация деятельности школьного психолога в рамках информатизации системы образования // http://www.it-n.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....
Использование информационных компьютерных технологий в работе педагога-психолога специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Статья к городской научно-практической конференции ноябрь 2014 г. "Современные образовательные технологии"...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра....
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ. Арт- терапия....
Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
В отчете представлены основные инновационные педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....
Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА...