Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
материал по психологии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_tehnologiyam.docx995.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПЬЯНЫХ КСЕНИИ МИХАЙЛОВНЫ

С целью повышения эффективности педагогического процесса, обеспечения полноценного разностороннего развития каждого обучающегося, опираясь на данные диагностики детей, учитывая интерес родителей и запросы педагогов, при построении и психологическом сопровождении коррекционно-развивающего процесса я особое внимание уделяю следующим современным образовательным и психологическим технологиям:

  • Технологии психолого-педагогического сопровождения;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Технологии психолого-педагогического сопровождения и личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы школьного образования личность обучающихся, обеспечение комфортных условий в образовательном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию имеющихся природных потенциалов. С обучающимися провожу беседы, изучаю их документацию, провожу диагностику эмоционально-волевой и познавательной сфер, помогаю адаптироваться к новым условиям (это вновь прибывшие ученики, ученики 1-х и 5-х классов), а также знакомлюсь с семьями обучающихся, выясняю особенности характера ребенка, предпочтения в интересах, занятиях. Эти знания помогают мне выстроить профилактическую, просветительскую и коррекционно-развивающую работу с детьми, делая акцент на личностно-ориентированный подход в общении. Динамику развития каждого ребенка прослеживаю в течение всего учебного года.

В своей практической деятельности особое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям, а именно Арт-терапевтическим методам (изо-терапия; песочная терапия; сказкотерапия; музыкотерапия, танцевальная терапия; элементы игротерапии). Такие методы применяю  в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья для решения разнообразных психологических проблем, а также для гармонизации и развития личности детей. Занятия проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Одним из таких арт-терапевтических методов является изо-терапия, где обучающиеся сами создают продукты творчества: рисунки, плакаты, раскрашивают мандалы, и т.д. Для того чтобы активизировать творческий процесс в ходе занятий, детям предлагаю различные материалы (краски, восковые мелки, цветные карандаши др.) и использую разнообразные техники творческого подхода, например, «Джунгли», «Рисунок на стекле» и др. Суть техники «Джунгли» заключается в том, что ребята познают себя, свое эмоциональное состояние через работу с образами животных (раскрашивание образов), а также познают границы других участников в поле общего взаимодействия.

C:\Users\User\Downloads\1706768857358.jpg  C:\Users\User\Downloads\1706770645860.jpg  C:\Users\User\Downloads\1706770105780.jpg

Изо-терапия: техника «Джунгли»

Опыт работы по использованию данной техники представлен в конкурсе профессионального мастерства «Лучший мастер-класс» V межрегионального этапа Международного Форума (Ярмарки) социально-педагогических инноваций (Диплом III степени (Призер) в феврале 2024 г.

Для работы с эмоциональными состояниями обучающихся с ОВЗ использую также технику «Рисунок на стекле», автором которой является доктор педагогических наук Л.Д. Лебедева; данную технику можно использовать  и в работе по коррекции детско-родительских отношений. Опыт работы по использованию данной техники представлен на Творческой лаборатории «Мудрость на каждый день», организованной муниципальной ассоциацией педагогов-психологов образовательных организаций Иркутского районного муниципального образования в рамках проведения Единой методической-2024 «Современная дидактика и качество образования: от инноваций к традициям» в марте 2024 г.

C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\20240327_144745.jpg   C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711524396443.jpg   C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711522238510.jpg

Творческая лаборатория «Мудрость на каждый день»:

использование техники «Рисунок на стекле» в работе педагога-психолога

Одним из инновационных направлений арт-терапии в моей работе является использование метафорических ассоциативных карт (МАК). Это наборы картинок, предназначенных для проработки различных жизненных ситуаций. Красочные картинки с изображениями людей, животных, пейзажей, деревьев, эмоций, предметов подходят для выражения любого психоэмоционального состояния обучающихся. Также карты облегчают диагностику, например, прошу ребенка найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже; найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок; сгруппировать карты по симпатиям/антипатиям, изучая, таким образом, микроклимат в классном коллективе. Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки.

C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711364848348.jpg   C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711363671167.jpg   C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711364848366.jpg

Использование метафорических ассоциативных карт (МАК)

Следующее направление арт-терапии – это сказкотерапия.  С помощью метода сказкотерапии можно наладить контакт с ребенком, раскрыть душу ребенка, упорядочить внутренний мир. Сказкотерапия помогает преодолеть проблемы и изменить поведение либо просто развивает ребенка и обогащает его знания. В своей работе данный метод я использую при работе с детьми, пережившим утрату близкого человека, а также для развития творческого мышления. Опыт работы по использованию сказкотерапии с помощью МАК-карт представлен на Творческой лаборатории «Мудрость на каждый день», организованной муниципальной ассоциацией педагогов-психологов образовательных организаций Иркутского районного муниципального образования в рамках проведения Единой методической-2024 «Современная дидактика и качество образования: от инноваций к традициям» в марте 2024 г., где педагогам предлагалось из общей колоды МАК выбрать себе по 6 любых карт и составить по ним свой собственный рассказ или рассказать сказку. У педагогов получались очень интересные сказки.

Песочная терапия и использование камушков МАРБЛС – еще одно из арт-терапевтических направлений, используемое мною в работе. Это уникальный способ снятия внутреннего напряжения и тревоги. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, а «игра с камушками» вызывают у детей массу положительных эмоций. Такой метод способствует самовыражению и самореализации детей в  продуктах творчества, утверждению и познанию своего «Я». Можно сочетать песочную терапию с использованием камушков МАРБЛС.

C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711365484096.jpg  C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711365484122.jpg  C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711365484160.jpg

Песочная терапия и использование камушков МАРБЛС

Также применяю методы игротерапии (игры с предметами (в т.ч. в песке), словесные игры, игры-имитации, игры-путешествия, игры на развитие психических процессов, развивающие дидактические и др.). Моя цель – это формирование коммуникативных навыков общения, развитие позиции самостоятельности и креативности. Использование данного метода позволяет мне помочь детям научиться эффективно общаться, сделать коррекционно-развивающий процесс более увлекательным.  Используемые игровые приемы на коррекционно-развивающих занятиях обеспечивают заинтересованное восприятие изучаемого материала и привлекают школьников к овладению новыми знаниями. Единая сюжетная линия на протяжении всего занятия способствует погружению ребенка в игру и обучающая задача идет для него вторым планом на фоне эмоционального подъема, повышенного познавательного интереса. Одним из преимуществ игровых методов является то, что игра всегда требует активных действий каждого ребенка, поэтому с помощью нее при проведении образовательной ситуации  организую не только умственную, но и двигательную активность детей.

C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711366441122.jpg  C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711366441148.jpg   C:\Users\User\Desktop\Аттестация\NS портал\1711366441167.jpg

Использование развивающих дидактических игр

Опыт работы по использованию игротерапии представлен в октябре 2023 г. на заседании методического объединения специалистов инклюзивного обучения на тему «Применение игровых методов и приемов в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ».

Арт-терапия – это, прежде всего, интегральное средство, без ограничений в возрасте и побочных эффектов. На мой взгляд, терапия творчеством – очень прогрессивное направление, которое дает возможность приобрести ценнейший опыт позитивных эмоций и повысить уровень психического здоровья участников образовательного процесса.

С помощью информационно-коммуникационных технологий я осуществляю:

  • подбор иллюстративного и методического материала  для организации и проведения образовательной деятельности;
  • оформление отчетной документации;
  • знакомство  с опытом коллег, периодическими изданиями; работа над самообразованием;
  • создание мультимедийных презентаций в программе Microsoft  Power  Point;
  • работу с родительской общественностью и социумом на сайте школы.

Внедрение в образовательный процесс учащихся с ОВЗ современных технологий позволяют вести обучение в зоне ближайшего развития,  создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания  педагога  и детей, их сотрудничества  в  образовательном  процессе школы. Информационно-коммуникационные технологии способствуют обогащению содержания обучения, а использование здоровьесберегающих технологий формирует ценностные ориентиры, направленные на сохранение и укрепление психологического здоровья каждого обучающегося. Систематическое использование в психолого-педагогическом процессе современных технологий позволяет повысить уровень физического, интеллектуального и эмоционально-личностного развития обучающихся с ОВЗ, адаптировать их в обществе, в коллективе,  адаптировать младших школьников к школьному учреждению, а выпускников школы подготовить к беспроблемному вхождению в процесс взрослой жизни.

В результате проводимой работы я могу уверенно сказать, что использование современных образовательных технологий в моей психолого-педагогической деятельности являются опорой в достижении целей психокоррекционной работы: помогают найти пути решения различных вопросов, заинтересовать родителей и настроить их на сотрудничество со мной как психологом, так и педагогами ОО, также систематическое использование данных технологий дает возможность моего личностного и профессионального роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования современных образовательных технологий в работе отделения дополнительного образования

Данная статья содержит описание видов образовательных технологий , используемых в работе отделения дополнительного образования...

Инновационные образовательные технологии в работе педагога - психолога

В статье даны описания инновационных технологий, которые использует педагог-психолог в своей работе....

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.

Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога  с детьми ОВЗ. Арт- терапия....

Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога

В отчете представлены основные инновационные  педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....

Инновационные образовательные технологии в работе педагога- психолога

Инновационные процессы сегодня устремились во все сферы жизни общества. Изменения, происходящие в обществе, устанавливают новые, различные взгляды на современное образование. Для развития познавательн...