Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ.
статья по психологии
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога с детьми ОВЗ. Арт- терапия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremenye.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии в работе педагога- психолога
с детьми ОВЗ
Понятие «инклюзивное образование» (от франц.inclusif - включающий в себя) для нашей страны является относительно новым (вошло в обиход в конце 90-х годов). В Федеральном Законе № 273 - ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2) инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Под технологиями инклюзивного образования мы понимаем те технологии, которые ведут к созданию условий для качественного доступного образования всех без исключения детей.
Одним из основных результатов инклюзивного образования является формирование жизненных навыков, или социальных компетенций (навыков взаимодействия, взаимопомощи, продуктивной деятельности и т.д.).
Для достижения основных результатов, наиболее приемлема и экологична технология арт-терапии.
Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввел в употребление в 1938 г. Андриан Хилл.
Арт-терапия — это метод развития и изменения сознательных и бессознательных сторон психики личности посредством разных форм и видов искусства.
Основными задачами являются:
- формирование внимания на своих чувствах
- способствовать наиболее четкой вербализации и проработке тех мыслей и чувств, которые ребенок привык подавлять
- помочь ребенку найти социально приемлемый выход как позитивным, так и негативным чувствам.
Дети с ОВЗ быстро утомляемые и наша задача, как специалиста, раскрепостить ребёнка, что бы он почувствовал в себе уверенность, желание развиваться и получать новые знания.
Арт-терапевтические технологии – это один из методов, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Это метод воздействия на человека с помощью рисования, лепки, танцев, сказок, игр, музыки. Данную технологию я считаю наиболее эффективной при работе с детьми ОВЗ, так как - это очень близко детям, они охотно рисуют, лепят, фантазируют.
Так как основным принципам арт- терапии являются безоценочное восприятия всех работ (что бы ребёнок чувствовал себя в безопасности).
Арт терапия направлена на достижения следующих результатов:
- развитие творческих способностей;
- повышение самооценки и рост самосознания;
- развитие эмоционально-нравственного потенциала;
- формирование умения решать внутренние и групповые проблемы;
- формирование умения выражать эмоции;
- формирование умения разрешать конфликтные ситуации, снятие напряжения, релаксация;
-развитие коммуникативной компетенции, навыков социальной поддержки и взаимного доверия;
-формирование познавательной активности….
Арт-терапия позволяет увидеть окружающей мир иначе, таким, каким он является на самом деле.
В своей работе с детьми я применяю такие арт-терапевтические методы как изо терапия, мандала терапию, сказкотерапию, куклотерапия, коллаж.
В работе с ребенком ОВЗ необходимо учитывать не только х физические свойства материалов, но и ориентироваться на цели занятия.
Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие. Некоторые материалы (например, карандаши, мелки и фломастеры) позволяют «усилить» контроль, в то время как другие (пастель, краска и глина) способствуют более свободному выражению.
Если ребёнок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Таким же образом, при индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов.
Многие не уверены в своих художественных способностях, и поэтому создание коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным клиентам присоединиться к работе.
Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.
Рисование при помощи карандашей, восковые мелки, фломастеров рекомендована в работе с детьми у которых ослаблен контроль за поведением, самоконтроль.
Краски, пастель, глина- способствуют свободному выражению чувств, расслабляют.
Что бы ребёнок чувствовал себя увереннее и спокойнее, он сам выбирает с каким материалом будет работать.
Мандала- помогает стимулировать внутренние источники, избавиться от напряжения.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Музыкотерапия- это контролируемое использование музыки и звуков, тщательно подходящих для данного момента.
Игровая терапия- это психокоррекционное использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально значимых последствий
Основная цель игровой терапии заключается в том, что бы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Данный методологический подход является одним из самых эффективных и широко используемых в работе с детьми, пережившими насилие, как в отечественной, так и в зарубежной психолого-социальной практике.
Список литературы
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2006. — 160 с, илл.
- Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. — Речь, 2007. — 336 с.
- Стишенок И.В. Сказка в тренинге: коррекция, развитие, личностный рост. – СПб.:- Речь, 2006.- 144с.
- Сюзанна Ф. Финчер. Создание и интерпре тация мандалы: метод Мандалы в психотерапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 216 стр.
- Шоттенлоуэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер.с нем./СПб.: Издательство Пирожкова. (Серия новый импульс) 2001. -256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Специальное (коррекционное) образование...
Современные образовательные технологии в практике педагога дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству
В докладе дается обзор современнных педагогических технологий, внедренных в практику работы педагога дополнительного образования...
"Современные образовательные технологии в работе с одарёнными детьми"
Кружок «Занимательная анатомия» – это объединение учащихся 7-9 классов под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематич...
Современные инновации и образовательные технологии в работе с одаренными детьми.
Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости детей. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установи...
Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
В отчете представлены основные инновационные педагогические технологии, которые использует в своей работе педагог-психолог....
«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспи...
Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА...