ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
статья по психологии

Зиновьева Галина Владимировна

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 159.99

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Галина Владимировна Зиновьева,

 педагог-психолог,

КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик»,

г. Борисоглебск

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, игротерапия, сказкотерапия, психогимнастика.

Я не боюсь еще и еще раз повторить:                                                                       забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

С увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, основной задачей педагога-психолога реабилитационного центра является сохранение психологического здоровья ребенка, профилактика его переутомления и психоэмоционального напряжения.

Одним из путей решения этой проблемы является использование здоровьесберегающих технологий.

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий является игротерапия, подразумевающая привлечение детей к участию в разнообразных играх. У детей появляется возможность проявить эмоции, переживания, фантазию, стать увереннее в себе.

Через сказкотерапию мы способствуем развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки.

При работе детьми с ОВЗ дошкольного возраста в Центре активно используется метод песочной терапии. Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью. Дети пересыпают песок из разных емкостей, рисуют на песке дыханием через трубочку, создают мандалы на песке с использованием мелких предметов.

В кабинете педагога-психолога расположены элементы сенсорной комнаты. Для снятия психоэмоционального напряжения используются пузырьковая колонна, волшебная нить с контролером, настенное панно «Бескончность», сухой бассейн, игровое панно «Светящиеся нити» и др.

Излишнее эмоциональное возбуждение ребенка помогают снять и релаксационные упражнения. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребёнка спокойным, уравновешенным, контролирующим свои эмоции и действия.

Коммуникативные игры так же являются одним из методов снятия психоэмоционального напряжения у дошкольников, так как формирование навыков общения, уверенности в собственных силах, благополучие ребенка в детском обществе являются  важными факторами психологического здоровья.

Одним из наиболее распространенных видов здоровьесберегающих технологий в Центре являются физкультурные минутки (динамичные паузы) и пальчиковая гимнастика. Цель физкультминуток заключается в смене вида деятельности, предупреждении утомляемости, снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения, активизации кровообращения, активизации мышления, в повышении интереса детей к ходу занятия, в создании положительного эмоционального фона. [2]

Пальчиковая гимнастика применяется не только для развития мелкой моторики рук, для решения проблем с речевым развитием у детей, но и способствует развитию осязательных ощущений, координации движений.

Подробнее хочется остановится на описании психогимнастики как  здоровьесберегающей технологии, которая используется на занятиях для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья, так как она предполагает обучение элементам техники выразительных движений, формирования умения распознавать и выражать свои переживания и эмоции и включает в себя ритмику, пантомимику, коллективные танцы, игры, упражнения, этюды, дыхательную и мимическую гимнастику.

С помощью психогимнастики мы развиваем и проводим коррекцию познавательной, эмоциональной и социально – перцептивной сферы личности.

В ее основе лежит игра, а это - наиболее естественный способ проникновения в мир детства, возможность «прожить» волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Психогимнастика рекомендуется детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Психогимнастика – главный инструмент психофизической разрядки. Надо помнить, что одним из важных элементов психогимнастики является поощрение, которое выражается в вербальных и невербальных формах.

Каждое упражнение  включает  фантазию, чувства, движения ребёнка. Все занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании.

Психогимнастика не отменяет и не заменяет традиционные методы воздействия на детей. Она направлена на комплексную коррекцию различных сторон психики ребенка.

Дети, с которыми систематически занимаются психогимнастикой, приобретают способность управлять своим поведением, легче переносят запреты, становятся более гибкими в общении, менее застенчивыми. Уменьшаются невротические проявления (страхи и различного рода опасения). В перспективе дети научатся понимать свои чувства, рассказывать о них.

Таким образом, каждая из представленных технологий имеет психопрофилактическую направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога способствует психологическому здоровью детей.

Список литературы

  1. Акулова А.С. Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психологас детьми с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2017/02/09/zdorovesberegayushchie-tehnologii-v-rabote-pedagoga (дата обращения:14.03.2019)
  2. Гладко М. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению [Электронный ресурс]. URL:http://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou (дата обращения: 14.03.2019)

©Г.В.Зиновьева,2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога с детьми раннего и дошкольного возраста и их родителями.

Здоровье  – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым....

Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.

Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования  детей  с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и  предствлены мной  на КМО в ЦПМСС К...

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР)

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья" (ДЦП, ОНР, ЗПР), на 2013 по 2016 год....

Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Волшебные пальчики»  по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Применение квест–технологии и элементы ТРИЗ-технологии в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Статья об эффективноти применения современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....