О трудностях введения альтернативной коммуникации в семье и в детском доме.
статья

Мулкахайнен Любовь Михайловна

Статья описывает опыт работы с детьми с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениям развития по формировнию доступных способов коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_trudnostyah_vvedeniya_adk_v_seme_i_v_ddi.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

АДК в семье и в интернатном учреждении

О трудностях введения альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР)  в семье, в школе и в детском доме-интернате.

Мулкахайнен Любовь Михайловна

ГБОУ (Государственное бюджетное образовательное учреждение) школа №25 Петроградского р-на г.Санкт-Петербурга

Учитель высшей квалификационной категории,

класс «Особый ребенок».

В процессе обучения детей – воспитанников Детских Домов-Интернатов (далее ДДИ), не владеющих речью, – часто перед учителями и воспитателями  встает вопрос: «С чего же начать обучение АДК? Как вводить символы, графические либо жестовые?». Все специалисты по АДК могут тут же сказать: «Так же, как и с такими же  детьми, проживающими дома с родителями. Есть «стратегии» введения АДК, стратегии стимуляции ребенка к коммуникации («чего-то не хватает», «действия с задержкой» и.т.д.). Также доказана эффективность так называемых «естественных методов обучения» и использование АДК в «рутине» режимных моментов.

Почему же почти всегда на практике мы сталкиваемся с тем, что альтернативная коммуникация сводится к «обучению по картинкам», проверке «знаний» ребенка? Надо отметить, что чем выше интеллектуальный потенциал ребенка, тем эта тенденция менее выражена, присутствует истинная коммуникация. Здесь на задний план уходит даже тяжелая двигательная патология. Если же ребенок с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью, то окружающие его взрослые будут считать коммуникацией с ним одностороннее общение, не замечая его невербальных сигналов. В чем же причина такого поведения взрослых? Давайте вспомним родителей детей нормы, детей того возраста, когда они еще не говорят. Разве все родители  «настроены реагировать на сигналы ребенка?». К счастью, природа дала обычным детям механизмы борьбы с «неэмпатийными» родителями: они сами доползут, что-то снимут с себя, скажут первыми словами о своих желаниях или нежеланиях. Этого практически лишены дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Чаще всего у них в арсенале есть только крик и плач. «Непонятно, почему он ноет или кричит?» -  так часто говорят родители или воспитатели в ДДИ. Это порождает разные чувства, но выливаются они в любом случае в злость: завуалированную, скрываемую у родителей и хорошо заметную раздражительность у персонала детских домов.

Очевидно, что проблема заключается в самих взрослых. Как часто в практике консультаций родителей особых детей мы слышим: «Зачем мне спрашивать, я знаю, что он знает/хочет!», «Зачем ему изо дня в день самому выбирать взглядом свою одежду, зубную щетку, полотенце – мне быстрее и проще все сделать самому. Научите лучше его читать и решать уравнения!» Такое отношение они оправдывают нехваткой времени и желанием сделать «лучше ребенку». Примерно то же самое происходит и в Детском Доме. Воспитатели во время режимных моментов «выполняют инструкции». Очень хорошо, если они предлагают ребенку выбрать хотя бы одежду. Часто же коммуникация в ходе каждодневных рутин вообще отсутствует. Воспитателю легче «играть в куклы» с ребенком в ходе дидактического занятия, чем потратить полчаса на «дидактическое одевание» самого ребенка (например, с обсуждением погоды за окном, температуры в помещении, предстоящих занятий ребенка и т.п.). Родители, в свою очередь, уповают на чудодейственных специалистов и курсы реабилитации раз в год, где на ребенка просто обрушивается огромный объем физического и эмоционального воздействия.

Поэтому  решать проблему введения АДК нужно с изменения в сознании взрослых. Проходя стажировки, посещая семинары зарубежных специалистов, читая изданную у нас литературу (например, замечательную книгу Малгожаты Квятковской «Глубоко непонятые дети»), понимаешь, насколько отличается ситуация «поддержания развития» особого человека там, от специальных «коррекционных воздействий» у нас. «…Никакая специальная подготовка, тренинги и упражнения не помогут ребенку, если нет главного – не пластмассового, тренировочного, а настоящего живого мира. Мы должны привести ребенка в мир, а если он не может ходить, то принести в него. Зачем придумывать что-то особенное, если вокруг ребенка уже есть самая развивающая из всех развивающих сред – сама жизнь? Позвольте ему, по мере возможностей, в ней участвовать» - пишет в предисловии русского издания книги Малгожаты Мария Борисовна Беркович, педагог-дефектолог. Именно здесь и кроется возможный корень проблем. Мы не воспринимаем особого ребенка или взрослого как человека, способного влиять на происходящее с ним. Ведь специалист или  родитель «лучше знает, как лучше». Ребенок практически лишен возможности получения малейшего опыта причинно-следственных связей, когда от его решения что-то зависит. А зачем ему вступать в коммуникацию, если и без его участия все происходит. И накормят его по расписанию тем, что значится в меню, без вариантов. Это понятно в Детском доме: «Неважно, что ты хочешь яблоко – всему корпусу привезли бананы!» Но точно такое же отношение мы видим во многих семьях с особыми детьми: быстро сделанное пюре из фруктов на второй завтрак. На вопрос: «Пробовал ли он по отдельности, выбирал ли, есть ли предпочтения в еде?» – ответ: «Зачем? Так полезней, времени нет на вопросы!»  Времени всегда не хватает: нужно быстрее ехать в реабилитационный центр, потом в бассейн, затем к логопеду… В школе учителю надо «выполнять программу», следить за расписанием уроков и перемен. А в Детском доме воспитателю  – писать отчеты, бежать на совещание… Какая уж тут альтернативная коммуникация!

А ведь обучение какой либо системе АДК начинается с удовлетворения витальных потребностей человека. Вспомним знаменитый пример из опыта польских стажировок. Завтрак: помощник показывает ученику с ТМНР  две пиктограммы «есть» и «пить». Ученик показывает «есть», получает бутерброд, долго его разворачивает. Начинает есть. Помощник периодически предъявляет ему карточки – ученик упорно показывает «есть», то есть полчаса ест свой бутерброд  всухомятку, пока через сорок минут он не просит «пить». Какой наш родитель это выдержит? «Он же подавится, это вредно!», и тому подобные доводы мы услышим как в наших «особых» семьях, так и в Детском доме, перед тем, как ребенка напоют. Без его просьбы, помимо его воли, потому что, так надо.  В результате, наш ребенок так и не поймет, как и когда просить, если все и так сделают.

Таким образом, можно выделить две главные причины, по которым возникают трудности в процессе введения АДК для детей с ТМНР. Первая: состояние тотальной нехватки времени, постоянная спешка куда-то, неумение, как говорят психологи, «пребывать здесь и сейчас». Вторая: представление взрослых о собственной тотальной правоте, желание изменить, скорректировать,  вылечить другого. Это боязнь, что ребенок причинит себе вред, пусть даже и очень незначительный. В работе же зарубежных специалистов очень хорошо заметно, что они полностью погружаются в общение с ребенком: не спеша ждут его сигналов, проговаривают свои действия и эмоции, отражают его поведение, дают ему столько свободы, сколько необходимо для опыта, но не приведет к серьезным негативным последствиям. Этому, безусловно, нужно учится. Беда заключается в присущей нашим людям ригидности, нежелании менять что-либо. Печально присутствовать на семинарах и видеть стойкое сопротивление аудитории, слышать многочисленные доводы, «почему у нас так не получится». Европейские страны прошли эту стадию лет сорок назад. Остается надеяться, что со сменой поколения мы пройдем ее немного быстрее.

Возможно, в данной ситуации могли бы помочь специалисты по АДК, реально контролирующие процесс общения родителей, учителей, персонала ДДИ с детьми. Для нашего человека для изменения его поведения, видимо, необходимо присутствие авторитетного «контролера». Параллельно хорошо бы проводить психологические тренинги и для родителей, и для специалистов, направленные на предотвращение эмоционального и профессионального выгорания. К сожалению, общаясь с родителями особых детей, понимаешь, что в первые, самые сложные года, им не была оказана квалифицированная психологическая помощь.

В заключение хотелось бы заметить, что общение – это самый естественный процесс в жизни людей. Для обычных людей говорить – как дышать. Давайте же изменимся сами, чтобы дать время и возможность неговорящим людям «вздохнуть» - сделать жест или показать карточку, нажать на коммуникативную кнопку, высказать, наконец, свои желания.

Список литературы:

  1. Квятковска М. Глубоко непонятые дети. Поддержка развития детей с тяжёлыми и глубокими нарушениями интеллекта / СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. — 368 с. ISBN 978-5-00025-066-2
  2. Течнер С., Мартинсен Х. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. – М.: Теревинф, 2014. – 432 с. ISBN 978-5-4212-0194-6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома

Цель данной программы-содействие  социально-психологической адаптации детей-сирот с трудностями в поведении,профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в условиях детского д...

Презентация по семейному воспитанию на тему "Мир семьи" (для воспитанников детского дома "Хуры тын")

Данная презентация способствует формированию нравственных основ семьи и укреплению кровно-родственных отношений...

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

Психологическая и социальная работа с принимающими семьями(усыновление,патронат,опека),работа с кровными,биологическими семьями и подготовка детей к передаче в семью....

Формирование навыков жизни в семье у воспитанников детского дома»

Выступление на методическом объединении по теме самообразования....

Усовершенствование качества речевых способностей учащихся с ОВЗ посредством введения предмета «Альтернативная коммуникация»

В работе представлен обзор вспомогательных систем и средств альтернативной и дополнительной коммуникации, использующейся для расширения коммуникативных возможностей учащихся с ОВЗ, испытывающих т...

Отчет воспитательной работы по программе «Обретение надежды» в разновозрастной группе по типу семьи в условиях детского дома за 2017-2018 учебный год

Деятельность воспитательной работы нашей группы направлена на решение важной социально-значимой задачи – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду в обществеВ этом учебном году ра...

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

В презентации раскрыта социально-психологическая работа с  принимающими семьями с учетом формы устройства,этапы работы с потенциальными родителями,реабилитационная работа с кровными семьями ...