Формирование навыков жизни в семье у воспитанников детского дома»
материал на тему

Богданова Татьяна Николаевна

Выступление на методическом объединении по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Формирование навыков жизни в семье у воспитанников детского дома»

Семья, имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, особенно в определении и исполнении социальных ролей. В семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах социальных и межэтнических отношений, определяющих его стиль жизни, уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Кроме того, семья играет роль «тыла», психологически весьма важного в самостоятельной жизни. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию.

Для ребенка, который воспитывается в детском доме, микро факторы социализации имеют иную значимость, чем эти же факторы для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми объектами социализации для воспитанника детского дома являются: коллектив, сверстники, воспитатели детского дома, школа и т.д. При этом происходит социальное самоопределение воспитанников – выбор ими места в обществе и последующее включение их в систему общественных отношений на основе сформировавшихся у них (воспитанников) интересов и потребностей. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. Но вот у детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают искаженными. Как правило, отсутствие у детей-сирот нормальных контактов и взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит и к деформации их представлений о роли личности в обществе (о роли их собственной личности). Дети попадают в наше учреждение, пройдя тяжелые жизненные испытания. Есть такие, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Нетрудно себе представить, насколько возрастает в этом случае роль детского дома. Есть у нас и дети, их большинство, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они в ней не живут. Зная, однако, о наличии родителей, дети не перестают, так или иначе, стремиться к ним, нередко ищут для себя оправдания их асоциальному поведению, что формирует у таких детей недоверие и даже враждебное отношение к окружающим их взрослым из детского дома; безусловно, у этих детей непросто заслужить доверие. В такой ситуации особую трудность представляет работа педагога, которая в какой-то степени обеспечивает усвоение воспитанниками социальной роли члена семьи. Причем важно не создать у ребенка искаженное представление о семье. Обеспечить это можно только в условиях сотрудничества, взаимной поддержки и ответственности.  Мы часто задумываемся над тем, как же вырастить из воспитанников детского дома хороших отцов и матерей, способных в дальнейшем создать свою нормальную семью? Ведь для тех, кто провел детство в стенах детского дома, создание своей собственной семьи является едва ли не самой заветной мечтой. Однако, они чаще, чем домашние сверстники, терпят неудачи, оказываются неспособными создать и сохранить благополучную семью. Как подготовить детей к самостоятельной жизни? Подготовка к самостоятельной взрослой семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является серьезной и очень сложной проблемой, актуальность которой обуславливается тем, что дети, лишенные воспитательного воздействия кровной семьи, оказываются неспособными создать свою семью, воспитать своих детей, которые затем повторяют их судьбу, пополняют детские дома. Несформированные практические навыки ведения домашнего хозяйства приводят к тому, что семейный быт превращается в тяжкий крест, отравляет жизнь, снижает благосостояние семьи. В педагогической науке данной проблеме не уделяется должного внимания, отсутствуют государственные программы для детских домов. В России нет государственных разработанных технологий, программ воспитания детей-сирот. Можно научить ребенка какому-то ремеслу, соблюдению правил культурного поведения, дать ему хорошие знания, привить эстетический вкус и т. д., но если его не научить жить в семье, не сформировать чувство ответственности за своих будущих детей, он будет практически лишен возможности иметь нормальную семью. Такой человек не состоится как личность и просто потеряется в жизни.

ЦЕЛЬ: - формировать представление о семейных ролях членов семей и взаимоотношениях в семье; приобщить к положительным традициям национальной культуры русской семьи.

Формирование семейных ценностей на примерах мирового искусства, а также - жизни известных семейных пар - понятия о благополучной семье;

- формировать "семейные" отношения в группе;

- воспитание семьянина, способного в будущем самостоятельно создать семью, обеспечить полноценную жизнь в ней, способных вырастить своих детей (профилактика сиротства);

 - подготовить ребенка к взрослой жизни, научить ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

ЗАДАЧИ:

- обобщение и закрепление общежитейских умений и навыков;

 - создание системы социально-бытовых, экономико-трудовых, гражданско-правовых и коммуникативных навыков.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ: занятия, включающие практическую работу; лекции; беседы; деловые и ролевые игры, создание коллажей. Выбор форм и методов должен быть направлен на повышение уровня усвоения материала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по семейному воспитанию на тему "Мир семьи" (для воспитанников детского дома "Хуры тын")

Данная презентация способствует формированию нравственных основ семьи и укреплению кровно-родственных отношений...

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

Психологическая и социальная работа с принимающими семьями(усыновление,патронат,опека),работа с кровными,биологическими семьями и подготовка детей к передаче в семью....

"Формирование и развитие жизненных целей у воспитанников детских домов».

Формирование и развитие жизненных целей воспитанников детских домов, представляет собой единство целевого компонента, отражающего цель и задачи воспитания, предусматривающие формирование жизненн...

Организация социально-психологической работы с принимающими семьями и воспитанниками детского дома

В презентации раскрыта социально-психологическая работа с  принимающими семьями с учетом формы устройства,этапы работы с потенциальными родителями,реабилитационная работа с кровными семьями ...