ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
план-конспект урока (9 класс)

Технологическая карта урока русского языка в 9    классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Тема урока :«Неопределённая форма глагола»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА54.77 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель, ОУ

Шалашина Людмила Васильевна, учитель русского языка ГКОУ школы № 8 г. Лабинска

Программы обучения

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предмет

Письмо и развитие речи

Класс

9

Кол-во уч-ся, особенности

контингента

По уровням освоения программы АООП:

Павел, Настя, Юра, Лиза, Дима, Данил, Егор, Никита,  Надя-2 уровень;

Кирилл,  Артём, Вова, Коля, Полина, Алина- 3 уровень.

Тема урока

«Неопределённая форма глагола»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Тип урока

Систематизация и  обобщение знаний и умений

Цель

Закрепить полученные знания о глаголе неопределённой формы

Задачи

Образовательные:

Коррекционно – развивающие:

Воспитательные:

- учиться находить глаголы не-определённой формы в тексте;

- учиться правильно, ставить вопросы «Что делать?», « Что сде-лать?» к глаголам в неопределённой форме;

- развивать, воображение, внимание, память.

-пополнять словарный запас.

-развивать речь детей, их мышление и воображение, а также творческие способности, развивать скоропись;

- развивать умения самостоятельно фор-мировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

- прививать устойчивый ин-терес к предмету, любовь к русскому языку;

-воспитывать чувства товарищества и взаимопо-нимания;

-воспитывать дисциплину труда;

Методы и формы обучения

Методы: Словесные, наглядные, практические.

(диалог, беседа; работа с наглядным материалом, использование электронных пособий; работа с учебной литературой, работа в тетради)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Формируемые БУД

Личностные:

Коммуникативные:

Регулятивные:

Познавательные:

Активно включаться в общую деятельность;

эмоционально откли-каться на произведения живописи;

гордиться школьными успехами и дости-жениями собствен-ными и своих това-рищей по классу

Вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных ситуациях взаимодействия; уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; уметь использовать разные виды речевых высказываний (задавать вопросы, отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации

Принимать цели и задачи решения учебных задач; поиск средств для их осуществления.

Работать с информацией (понимать инструкцию, изображение). Сравнивать, анализировать на наглядном, доступном вербальном материале.

Образователь-ные ресурсы

Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык 9 класс.

 Авторы-составители Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - г. Москва, изд. «Просвещение», 2018г.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Дидактическая
структура 
урока, цели.

Оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент.

Цель:

Организовать обучающихся на основную учебную деятельность.

Дневник, учебник, ручка, карандаш, линейка

Мультимедийный проектор 

Слайд с цитатой

Приветствую учащихся, проверяю готовность  к уроку.

(Слайд)

Учитель:

«Она ничего не стоит, но много дала.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновенья, а в памяти остается порой навсегда»

Я начала наш урок с этих замечательных слов, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я  желаю вам отличного настроения, и на этой веселой  нотке продолжим наш урок.

Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, рапортует о готовности класса к уроку.

Улыбаются друг другу, желают хорошего, доброго утра и удачного дня.

Обучающиеся будут уметь: организовы-вать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области

Проверка домашнего задания.

Цель:

Выявить знания учащихся по  изученной теме

Мультимедийный проектор

Стр.112, упр.130 Правильно выполненное упражнение выведено на экран

- Ребята, сверьте свою работу с образцом. (Слайд)

- Кто выполнил задание  без ошибок?

- Молодцы!

- Кто допустил ошибки?

- Исправьте их.

  Учащиеся проверяют выполнение домашнего задания.

 

Исправляют ошибки.

Будут уметь: анализировать, сравнивать, сопоставлять

Будут уметь: участвовать в коллективной деятельности;

Сообщение темы и цели урока.

Цель:

обеспечить восприятие и осмысление обучающимися  темы урока.

Тетрадь ручка.

Мультимедийный проектор (слайд с темой урока «Неопределённая форма глагола»)

- Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках?  

- Какую тему урока изучали?

Сегодня последний урок по этой теме.

-Давайте сформулируем тему урока, над  которой будем работать.

-Какую цель мы поставим для себя на уроке?

-На предыдущих урока мы изучали глагол.

- Тему изучали «Неопределён-ная форма глагола»

- Тема урока «Неопределённая форма глагола»

- Цель нашего урока -  обобщить и закрепить весь пройденный материал по теме

 Неопределённая форма глагола”,

Будут уметь:

Принимать

цели, подби-рать средства для достиже-ния цели

Актуализация знаний.

Цель:

Вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент.

Беседа.

Мультимедийный проектор (слайд с опорными фразами)

Используя опорные фразы, скажите, чему же мы должны научиться на сегодняшнем уроке?

(Слайд)

Опорные фразы:

1. Отличать … .

2. Учиться ставить ..….. .

3. Употреблять и находить ….. в тексте, речи.

4. Образовывать …. .

Отличать неопределенную форму глагола.

 Ставить вопросы.

Употреблять и находить глаголы в н. ф. в тексте, речи.

Образовывать неопределенную форму глагола.

- Давайте откроем тетради и запишем число, тему урока. (Тема урока на слайде)

Ответы учащихся.

- Отличать н.ф. глагола

- Учиться ставить вопросы к глаголам н.ф.

- Употреблять и находить глаголы в н. ф. в тексте, речи.

- Образовывать неопределенную форму глагола.

Учащиеся записывают число и тему урока.

Закрепление изученного материала по теме.

1.Беседа

2.Фронтальный опрос.

3.Работу у доски.

4.Работа в тетрадях.

5.Комментированное письмо.

1. Работа с карточками

2. Беседа.

Мультимедийный проектор (слайд с цитатой)

Мультимедийный проектор Карточки

Урок закрепления знаний проведём в необычной форме. Представьте, что наш класс – это редакция газеты «Школьная жизнь». (Слайд) 

Обзор и демонстрация газет.

Сегодня будем работать по группам.

Вы сотрудники газеты:

 - корреспонденты,

- работники рекламного отдела,

- работники отдела поддержки.

- Чтобы приступить к работе над номером газеты, всем вам необходимо посетить семинар – повышения квалификации и ответить на вопросы.

- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол?

-Как изменяется глагол?

- В цитате (на слайде) найдите и выпишите все глаголы.

(не стоит, дала,  обогащает, получает, одаривает,
длится, остаётся)

- Выполнить морфологический разбор глагола.

Дала - гл., н.ф. дать, ед. ч., ж.р., 3 л., пр. вр.  

Журналисты – народ грамотный и не допускают ошибок, особенно в нахождении и правописании глаголов неопределённой формы.

На карточках дано задание: отметить только глаголы в неопределенной форме, определить, к какой группе значения действия  относятся глаголы.

- Как находится глагол неопределённой формы?  

Работа по карточкам.

(звенеть, испечь, кричать, мести, краснеть, любить, бежать)

- Прочтите, какие глаголы вы отметили.

- Почему вы их отметили? 

- Кто расскажет, к каким группам относятся эти глаголы?  

- На что  оканчиваются глаголы неопределённой формы?

- Вы посетили семинар, теперь мы приступаем к работе над выпуском газеты «Школьная жизнь». 

Учащиеся рассматривают газеты, их разделы.

Рассадка по группам

- корреспонденты,

- работники рекламного отдела,

- работники отдела поддержки

 

Ответы обучающихся на вопросы учителя.

- Глагол – это часть речи.

- Глагол обозначает действие предмета.

- Глагол отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? и т.д.

-Глаголы изменяются по числам, родам, времени, имеют лицо и н.ф.

2,3 уровень: выписывают глаголы в тетрадь.

2 уровень: выполняют морфологический  разбор глагола.

Учащиеся получают карточки.

-Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы Что делать? Что сделать?

Учащиеся читают отмеченные глаголы.

-Глаголы делятся на различные группы: движение, трудовые процессы, звучание, речевая деятельность, поступки человека, чувства человека, глаголы цвета.

-Глаголы н.ф.  оканчиваются на ТЬ, ЧЬ, ТИ.

Будут уметь:

анализировать,

делать выводы.

Будут уметь и знать:

Понимать и использовать речевые высказывания.

Практическая работа

Цель: 

1.Работа с деформированным текстом.

2.Работа с карточками

Мультимедийный проектор

(Слайд) -- Перед вами газета, с пустыми колонками. Нам необходимо продуктивно поработать и заполнить все странички газеты. Приступим!

- Начнём мы с вами с замечательной рубрики «Интервью со звездой».

Наши корреспонденты взяли интервью у очень интересного, жизнерадостного и активного человека. Её знает, любит и уважает вся школа: учителя и обучающиеся - это учитель музыки и пения  Журавлёва Ирина Николаевна.

На ваших столах лежит черновой вариант этого интервью.  

- Ребята, ваша задача - письменно отредактировать текст и подготовить его к публикации, то есть глаголы, заключенные в скобки, употребить в правильной форме.  Время пошло!

Интервью со “звездой”.

«Прекрасной души человек!»

- Когда вы захотели стать учителем?

- Учителем (стала) мне очень захотелось в раннем детстве.

- Как вы учились в школе?

- В школе мне (учит) очень нравилось!

- А как Вы относитесь к книгам?

- Очень люблю (читают), а потом (обсуждаем).

 - Чем вы любите заниматься в свободное время?

- В свободное время я люблю (встретить) с друзьями, (отдохнул) на природе, (слушал) музыку и (вяжу).

- А когда Вы пришли работать в нашу школу?

- В нашу школу я пришла (работаю) в 1994   году.

Пока корреспонденты редактируют интервью, предлагаю рекламному отделу поработать с рекламными объявлениями.

- Ребята! К нам в редакцию поступили рекламные объявления, которые необходимо  напечатать в нашем номере. В объявлениях найти о подчеркнуть глаголы н.ф.

 (Учитель раздает рекламные объявления)

1. Кружок «Очумелые ручки».

Хотите научиться шить?

Опытные педагоги будут обучать вас шить различные изделия, вышивать картины и изготавливать мягкие игрушки.

Непременно надо записаться  в наш кружок.

2. Уважаемые выпускники!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой вкусной, актуальной профессией: повар - кулинар – кондитер.

Будете работать, создавать кулинарные шедевры и радовать людей.

Приглашаем вас записываться в нашу школу!

Рекламный отдел работает, но есть задание и для отдела поддержки.

  Так как наш выпуск газеты выходит накануне праздника Дня защитника Отечества, должна быть обязательно поздравительная рубрика. Необходимо выбрать нужный глагол и вставить в поздравление.

Дорогие защитники Отечества! Поздравляем вас с праздником!

В этот день хочется вам (…) смело (…) любые препятствия, (…) поставленных целей, ведь только настоящие мужчины умеют (…) ,(…) и (…) близких. Счастья и здоровья вам!

Слова: пожелать, бороться, преодолевать, достигать, любить, беречь.

  (Учитель раздаёт карточки-поздравление)

Пока работники рекламного отдела и отдела поддержки выписывают и подбирают нужные глаголы, корреспонденты уже  отредактировали интервью.

 -Проверяем интервью. (Слайд)

- Какие глаголы используются в этой статье?

(стать, учиться, читать, обсуждать, встречаться  отдыхать, собирать, работать)

- Запишите их в тетрадь.

- Давайте проверим, какие глаголы отметили из объявлений работники рекламного отдела:

(обучать,  шить, вышивать изготавливать,

записаться, овладеть, работать, создавать, радовать, записываться) (Слайд)

-Давайте посмотрим, что получилось  и у отдела поддержки. (Слайд)

-Вы молодцы, у вас все получилось!

Учащиеся - корреспонденты  получают карточки-интервью..

Группа корреспондентов редактирует интервью.

Обучающиеся из рекламного отдела получают объявления, они  читают и выписывают из них глаголы неопределённой формы  в тетрадь.

 

Обучающимся из отдела поддержки  раздаются карточки-поздравления, они  читают и выбирают нужный глагол неопределённой формы.

Ролевое чтение интервью. (Слайд)

Ответы учащихся.

Учащиеся читают объявления и называют глаголы. (Слайд)

Читает один человек поздравление. (Слайд)

Будут уметь:

самостоятельно выполнять и анализировать работу; использовать средства и источники получения информации

 

Тесты

ИКТ (мультимедий-ный проектор)

«Весёлая страничка».

- В каждой газете есть «Весёлая страничка», где можно отгадывать различные ребусы, загадки. Вот и в нашем выпуске необходимо оформить такую страничку.

1. Замените выражения  глаголами неопределённой формы: (Слайд)

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Надуть губы – (Обидеться)

2. Тест «Установи соответствие». Найди пару.

сохранять

смотреть

шагать

беречь

идти

глядеть

Раздаю тестовые задания с заданием.

Проверка по слайду.

Учащиеся, сидящие в парах, отвечают.

Проверка по готовым ответам.

Будут уметь:

самостоятельно изучать информацию; работать в парах.

Подведение итогов

Цель:

учить подводить итог учебной деятельности (самоанализ); определять уровень успешности.

лист самооценки

Наш урок подошёл к концу.

- Сегодня на уроке мы обобщили и расширили сведения о неопределённой форме глагола, повторили орфограммы, попробовали себя в роли журналистов.

- И вот перед вами первый номер газеты «Школьная жизнь». (Слайд)

-Давайте оценим свою деятельность.

Выставление самостоятельно оценок на лист самооценки

Учащиеся подают дневники учителю для выставления отметок.

Учащиеся заполняют лист самооценки.

Будут уметь: объективно оценивать свои результаты  работы на уроке.

Рефлексия

Цель:

-учить анализировать: что получилось, что не получилось.

- Ребята, как вы думаете, были ли решены задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока?

Продолжите фразу.. (Слайд)

-Сегодня на уроке я:

-добился своего

-убивал время зря

- не ударил в лицо грязь

-могу работать лучше

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных ребят. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

Спасибо всем, кто сегодня потрудился над её выпуском. Мы с вами неплохо сработались!

Учащиеся дают анализ уроку, что у кого получилось.

Учащиеся опираясь на слайд продолжают фразу.

Будут уметь: делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся.

Домашнее задание

Цель:

закрепить знания, полученные на уроке, через  самоорганизацию учебной деятельности.

Учебник чтение 9 класс: стр. 111.

Из произведения   М. Горького «Песня о Соколе»  найти  и отметить 10 глаголов неопределённой формы (Слайд)

-Урок окончен. Спасибо за творческую работу!

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

 Будут уметь: самостоятель-но применять полученные на уроке знания.

Карточка.

Отметить только глаголы в неопределенной форме.

Обращаюсь, звенеть, приходим, испечь, вырастут, кричать, мести,  приснился, краснеть, выбрали, любить, угрожают, бежать.

КОРРЕСПОНДЕНТЫ

Интервью со “звездой”.

«Прекрасной души человек!»

- Когда вы захотели стать учителем?

- Учителем (стала) мне очень захотелось в раннем детстве.

- Как вы учились в школе?

- В школе мне (учит) очень нравилось!

- А как Вы относитесь к книгам?

- Очень люблю (читают), а потом (обсуждаем).

 - Чем вы любите заниматься в свободное время?

- В свободное время я люблю (встретить) с друзьями, (отдохнул) на природе, (слушал) музыку и (вяжу).

- А когда Вы пришли работать в нашу школу?

- В нашу школу я пришла (работаю) в   году.

РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ

1. Кружок «Очумелые ручки».

Хотите научиться шить?

Опытные педагоги будут обучать вас шить различные изделия, вышивать картины и изготавливать мягкие игрушки.

Непременно надо записаться  в наш кружок.

2. Уважаемые выпускники!

Школа кулинарии «Натощак» приглашает овладеть самой вкусной, актуальной профессией: повар - кулинар – кондитер.

Будете работать, создавать кулинарные шедевры и радовать людей.

Приглашаем вас записываться в нашу школу!

ОТДЕЛ ПОДДЕРЖКИ

Необходимо выбрать нужный глагол и вставить в поздравление.

Дорогие защитники Отечества! Поздравляем вас с праздником!

В этот день хочется вам пожелать смело преодолевать любые препятствия, достигать поставленных целей, ведь только настоящие мужчины умеют бороться, любить и беречь близких. Счастья и здоровья вам!

Слова: пожелать, бороться, преодолевать, достигать, любить, беречь.

Весёлая страничка

1. Замените выражения  глаголами неопределённой формы: 

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Надуть губы – (обидеться)

2. Тест «Установи соответствие». Найди пару.

сохранять

смотреть

шагать

беречь

идти

глядеть

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

На уроке я ВЫПОЛНИЛ (а)/  НЕ ВЫПОЛНИЛ (а) все задания.

Материал урока мне был ПОНЯТЕН / НЕ ПОНЯТЕН

На уроке мне понравилось  (ДА/ НЕТ)________

Моя оценка себе за работу на уроке: ________

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...