Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация»
рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),
- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 59.21 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка………………………………………………………………… ..2
2. Общая характеристика учебного предмета……………………………………………..2
3. Описание места учебного предмета …………………………………………………….4
4.Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета…………….......5
5. Содержание учебного предмета………………………………………………………….6
6.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся ……………………………………………………………………………….13
7.Описание материально-технического обеспечения…………………………………….25
8. Список литературы…………………………………… ………………………………..27
1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика».
Обоснованием цели и содержания учебного предмета служат следующие положения отечественной психологии:
- психические функции формируются «в раннем онтогенезе при интериоризации процессов общения» (Л.С.Выготский),
- интериоризация выступает социальным механизмом психики человека (Л.С.Выготский),
- формирование основных социальных структур сознания человека происходит в процессе общения (Л.С.Выготский),
- о планомерно- поэтапном формировании психических функций, включая общение (П.Я.Гальперин),
- о закономерностях развития общения как особой деятельности на каждом возрастном этапе (А.В.Запорожец, М.И.Лисина),
Цель - формирование опыта социального взаимодействия на основе разнообразных, доступных ребенку, средств коммуникации (вербальных и невербальных).
2. Содержание программы
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития речи и альтернативной коммуникации, является условием активизации познания и овладения жизненными компетенциями в опыте социального взаимодействия.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого. Предшественником продуктивного взаимодействия является интерес и потребность в общении с окружающими людьми.
Процесс развития речи, активизация и расширение коммуникативных возможностей в доступных обучающемуся пределах выстраиваются взрослым путем использования специальных методов и приемов, дидактических средств в практически значимых для ребенка ситуациях.
Учебный предмет позволяет сосредоточить внимание учителя на создании специальных условий для активизации и формирования у обучающихся разных средств коммуникации с учетом актуальных возможностей: от невербальных, альтернативных до вербальных. Опыт социального взаимодействия детей будет обогащаться за счет формирования импрессивной и экспрессивной сторон речевых возможностей, моделированием в процессе обучения практико-ориентированных ситуаций общения.
Реализация содержания учебного предмета в дополнительном классе позволит подготовить обучающихся к продуктивному взаимодействию в ситуациях работы с учителем, в классе с другими обучающимися, в ситуациях взаимодействия с близкими взрослыми.
Учебный предмет осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) в соответствии с их возможностями к обучению и темпа усвоения программного материала.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа), как правило, понимают, обращенную к ним речь взрослого, в конкретной ситуации взаимодействия. Ответные коммуникативные проявления могут быть как невербальными (взгляд, улыбка, контакт глаза в глаза, жест, рука-в-руке, предметные действия и т.д.), так и вербальными в виде отдельных звуков, слов и элементарной фразы.
Обучающиеся с тяжелой умственной отсталостью и некоторые дети с множественными нарушениями в развитии (2 группа) ограниченно понимают обращенную к ним речь взрослого даже в конкретной ситуации, а невербальные средства общения используют фрагментарно, лишь в знакомой ситуации взаимодействия со взрослым.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью и большинство детей с множественными нарушениями в развитии (3 группа), реагируют непроизвольно, или эмоциональными, или двигательными проявлениями на голос взрослого без понимания обращенной к ним речи в конкретной ситуации взаимодействия.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к ребенку речи взрослого от непроизвольных невербальных проявлений до вербальных и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия.
Учебный предмет включает 3 раздела:
- коммуникация,
- развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,
- чтение и письмо.
Задачи предмета:
В разделе "Коммуникация":
- формирование у обучающегося интереса и потребности к деловому взаимодействию с учителем, а затем со сверстниками, умений продуктивного установления, поддержания и завершения контакта,
знакомство с альтернативными средствами коммуникации.
В разделе "Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации":
- активизация коммуникативных (невербальных и вербальных, альтернативных) средств для развития понимания и выражения ответа на обращенную речь взрослого любым доступным способом в разных ситуациях социального взаимодействия,
- формирование доступных (включая альтернативные) средства коммуникации взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
В разделе "Чтение и письмо":
- развитие ручной и мелкой моторики,
обучение умению выполнять целенаправленное действие с пишущим предметом по словесной инструкции в конкретной ситуации,
формирование элементарных графо моторных умений.
развитие слухового внимания и слухового восприятия,
- формирование интереса к чтению взрослым коротких текстов с иллюстрациями.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Речь и альтернативная коммуникация» обозначен как самостоятельный предмет. На его изучение в 1 дополнительном классе отведено 99 часов, 3 часа в неделю, 33 учебные недели.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа):
адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращенную речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия,
устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым,
потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения.
Предметные:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с тяжелой умственной отсталостью и некоторыми детьми с множественными нарушениями в развитии(2 группа):
эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия,
зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации,
интерес к взаимодействию со знакомым взрослым.
Предметные:
использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета обучающимися с глубокой умственной отсталостью и большинством детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа):
- эмоциональные (голосовые) проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия
двигательные и мимические проявления,
выраженный комплекс «оживления» в разных проявлениях (двигательные, голосовые и пр.) как мотивация для удовлетворения потребности взаимодействия со знакомым взрослым
зрительный контакт «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого.
Предметные:
проявление сенсомоторной активности в ответ на альтернативные и вербальные средства коммуникации, на ситуацию с пальчиковыми играми.
Базовые учебные действия.
Готовность обучающегося контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия :
выражать общепринятые нормы коммуникативного поведения невербальными и вербальными средствами;
поддерживать положительные формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
использовать доступные средства коммуникации для выражения собственных потребностей и желаний в разных ситуациях взаимодействия;
выполнять инструкцию взрослого в знакомой ситуации.
Оценивается динамика достижений в коммуникации общего характера: отклик на имя и положительное реагирование невербальными и вербальными средствами на обращение к ним знакомого взрослого; выполнение инструкции взрослого в знакомой ситуации, с использованием усвоенных средств общения.
У обучающихся с умеренной умственной отсталостью (1 группа) отмечается готовность к продуктивному взаимодействию со знакомым взрослым, используя при этом доступные, вербальные, невербальные и альтернативные средства общения; возможность включения в знакомую ситуацию социального взаимодействия.
У обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и у некоторых детей с множественными нарушениями в развитии(2 группа) отмечается интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, при использовании зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной или игровой ситуации.
У обучающихся с глубокой умственной отсталостью и у большинства детей с множественными нарушениями в развитии(3 группа) отмечаются реакции на знакомого взрослого в игровой ситуации при использовании доступных средств коммуникации с возможностью зрительного контакта «глаза в глаза», прослеживания за действиями взрослого.
5. Основное содержание учебного предмета
Основное содержание учебного предмета "Речь и альтернативная коммуникация" представлено тремя направлениями, в каждом из которых содержатся тематические блоки. Блоки включают задачи формирования у обучающихся в 1 дополнительном классе специфических умений, связанных с овладением доступных обучающемуся средств коммуникации, в аспекте развития импрессивной и экспрессивной речи, интереса к чтению коротких произведений с рассматриванием иллюстраций, использования пишущих предметов по назначению. Сформированные умения могут рассматриваться как коммуникативная готовность обучающихся к усвоению программного материала.
Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализации программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения.
Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо. В дополнительном классе в разделе "чтение и письмо" формируются предпосылки к чтению и письму. Методы обучения основаны на игровых приемах с использованием пальчиковых игр для развития ручной и мелкой моторики, игр на развитие слухового внимания и фонематического слуха, интереса к прослушиванию коротких текстов, рассматриванию иллюстраций.
Направление: Учитель и ученик
Блок: Приветствие взрослого.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию приветствия, зрительный контакт «глаза в глаза», фиксация внимания на лицо взрослого, прослеживание за его движениями и действиями; использование руки для приветствия.
Ориентировка на взрослого и прислушивание к его голосу (слуховое внимание и слуховое восприятие) в процессе чтения сказок, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными средствами) на обращенную речь взрослого, на игровые движений рук и действий пальцев с речевым сопровождением.
Блок: Приветствие сказочных персонажей.
Эмоционально-положительная реакция на игровую ситуацию со сказочным персонажем, фиксация и прослеживание взором за движениями и действиями взрослого с персонажами, реагирование (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие со сказочными персонажами; использование руки для приветствия сказочных персонажей.
Интерес к речи взрослого и прислушивание к его голосу в процессе чтения текста, положительное реагирование (мимико-жестикуляторными и вербальными средствами) на обращенную речь взрослого от лица сказочного персонажа и предметно-игровые действия.
Блок: Я и мое имя, моя фотография.
Положительная реакция на свое имя, а также на уменьшительно-ласкательные его формы; использование доступных вербальных или невербальных средств для называния своего имени, узнавания себя на фотографии.
Выделение своей фотографии среди других (или на общей фотографии) с использованием указательного жеста и речи. Выполнение игровых действий по подражанию действиям взрослого в процессе пальчиковых игр с речевым сопровождением.
Блок: Моя любимая игрушка.
Эмоционально-положительное реагирование на игровую ситуацию, фиксировать и прослеживать взором за действиями взрослого с игрушкой, реагировать (мимико-жестикуляторными средствами и действиями) на игровое действие с игрушкой; выполнение предметно-игрового действия с игрушкой в сопровождении речевого высказывания.
Прослушивание коротких сказок, выбор сказочных персонажей, проявление интереса к обыгрыванию сюжетной игрушки с использованием доступных вербальных и невербальных средств (взглядом, мимикой, пантомимикой, жестом, действием), выбор любимой игрушки среди других. Выполнение предметно-игровых и изобразительных действий с сюжетными игрушками.
Блок: Моя любимая сказка, драматизация сказки.
Прослушивание сказок, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения к обыгрыванию сказки или ее драматизации; запоминание персонажей, их действий, фрагментов сюжета с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета сказки разными доступными обучающемуся способами (совместные действия, по показу и подражанию, самостоятельные действия).
Блок: Моя любимая игра.
Проявление интереса к игровой ситуации, самостоятельный выбор игрушки или игры; соблюдение игровых правил при участии в игре и партнерских отношений; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору любимой игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача сюжета игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями); оценка собственных игровых действий средствами коммуникации (вербальными , невербальными, альтернативными).
Блок: Мои желания.
Использование вербальных и невербальных средств коммуникации для выражения своих житейских желаний и потребностей: обращение за помощью, высказывание участия, благодарности, согласия, отказа и др.
Выражение положительного отношения к ситуации высказывания своих житейских желаний и потребностей: в быту, в игре, в ситуации беседы о прослушанном произведении (о сказке), фильме и т.д.
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам), выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Мне нравится.
Выражение положительного отношения к ситуации передачи своего отношения к определенной ситуации или объектам (предметам) с помощью вербальных, невербальных и альтернативных средств коммуникации.
Выбор предмета для удовлетворения своих потребностей к познанию окружающего мира (в игровой ситуации, в ситуации прослушивания сказок, просмотра видеофрагментов, мультфильмов и т.д.).
Проявление интереса к пишущим предметам (цветным мелкам, фломастерам, карандашам, ручке), выполнение элементарных графических заданий.
Направление: Ученик - учитель - сверстник
Блок: Приветствие сверстника (узнавание).
Эмоционально-положительное отношение к ситуации приветствия сверстника (другого ребенка), прослеживание за его движениями и действиями; использование жеста для приветствия.
Интерес к сверстнику как партнеру в совместной игровой ситуации; выполнение целенаправленных действий с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в играх с мячом.
Выбор пишущего предмета (мелков) для предметного изображения.
Блок: Имена сверстников.
Запоминание имен сверстников, называние их уменьшительно-ласкательными формами; называние имен детей в разных житейских и игровых ситуациях; узнавание и называние имен сверстников по фотографиям.
Узнавание сверстников и называние их имен по фотографиям, выбор и приглашение сверстника для совместной игры.
Выполнение элементарных графических заданий.
Блок: Игрушки нашего класса.
Интерес к игровой ситуации, обыгрывание (и называние) знакомых игрушек; выполнение совместных предметно-игровых действий с игрушками в сопровождении речевого высказывания; совершение обмена игрушками со сверстниками с использованием доступных вербальных и невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием).
Выполнение определенных игровых действий по речевой инструкции взрослого, высказывание доступными средствами коммуникации о своих игровых действиях.
Выбор пишущего предмета (мелков) для раскрашивания предметного изображения.
Блок: Вместе слушаем сказки.
Прослушивание сказок совместно с одноклассниками, проявление интереса к обыгрыванию сказки с использованием вербальных и невербальных средств коммуникации в игровых ситуациях, передача с помощью специфических движений и эмоциональных проявлений характера персонажей; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе театрализованных действий.
Выражение положительного отношения (словом, звуком, жестом, действием) к обыгрыванию сказки или ее драматизации; передача сюжета сказки в соответствии с ролями персонажей разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Участие в дидактических играх, направленных на различение сказочных персонажей по звукоподражанию ("Кто в гости пришел?", "Кто спрятался?"), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Блок: Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами).
Выбор настольно-печатной игры; выбор партнера для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; невербальное сопровождение или речевое высказывание в процессе игровых действий.
Выражение положительного отношения к выбору настольно-печатной игры; запоминание правил, порядок игровых действий с использованием доступных вербальных, невербальных средств (словом, звуком, жестом, действием), альтернативных средств (изображения графические, печатные, электронное устройство), передача правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Выполнение элементарных графических заданий разноцветными карандашами (раскрашивание предметного изображения).
Блок: Наш класс (фотоальбом)
Выражать доступными вербальными, невербальными средствами (словом, звуком, жестом) потребность к взаимодействию с одноклассниками; запоминание фотографий сверстников среди других детей, узнавание лиц одноклассников на общей фотографии при использовании необходимых средств коммуникации (жест, звуки, слово).
Узнавание сверстников по их действиям на фотографиях (Петя рисует. Коля поливает цветы и т.д.).
Участие в подвижных играх, направленных на различение сверстников по голосу ("Кто тебя позвал?"), использование в ответах различные средства коммуникации (фотографии, звуки, слова, фразы и др.).
Блок: Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии).
Выражение проявлений эмпатийных чувств к сверстнику в разных игровых ситуациях (в предметно-игровых действиях, подвижных играх, хороводах (хороводы "Каравай-каравай", праздники "Осень", "Новый год" , "День рождения" и др.).
Высказывание положительного отношения к приобретенному социальному опыту взаимодействия со сверстником с помощью вербальных, невербальных средств коммуникации.
Участие в дидактических играх (просушивание аудиозаписей), направленных на различение звуков и шумов окружающей действительности (морской шторм, шум дождя, шум ветра, звон колокола), использование в ответах различные средства коммуникации (картинки, игрушки, планшеты, звуки, слова, фразы и др.).
Направление: Ученик - сверстник
Блок: Приглашение к взаимодействию
Положительное обращение к сверстнику (жестом, мимикой, звукоподражанием, словом), представление по имени; с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации, называние совместных игровых или бытовых действий.
Обращение доступными вербальными или невербальными средствами коммуникации к сверстнику с приглашением к совместной деятельности по инструкции учителя; выполнение задания учителя в парах (в игре, во время дежурства и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Лепим вместе
Положительное отношение к созданию совместной поделки со сверстником; передача друг другу материала для лепки по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе лепки, участие в обыгрывании поделки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для лепки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей поделки и поделок сверстников (такой-не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Выполнение графических заданий на листах бумаги, задания "Дорисуй", обведение предметов по трафаретам.
Блок: Строим вместе
Положительное отношение к созданию совместных построек со сверстником (наш дом, наша улица); передача друг другу материала для конструирования по заданию учителя; обращение к сверстнику по имени; оказание помощи сверстнику в процессе постройки, участие в обыгрывании постройки в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации.
Выбор материала для постройки по инструкции учителя; выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своей постройки и построек сверстников (такой - не такой, такие - не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием в ответах различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки. слова, фразы).
Блок: Рисуем вместе
Положительное отношение к созданию совместных рисунков со сверстником (по сюжетам знакомых сказок "Репка", "Колобок" и др.); передача изображенного сюжета (фрагмента) в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации, умение участвовать в создании продукта коллективного труда (картины: "Город", "Золотая осень", "Сбор урожая", "Новогодняя елка"); выражение просьбы о помощи в процессе продуктивных действий.
Выбор персонажа или определенного сюжета из знакомой сказки для рисования; выражение в доступной обучающемуся вербальной или невербальной форме коммуникации оценки своего рисунка или совместного изображения (такой-не такой, такие-не такие, похож - не похож и т.д.).
Участие в дидактических играх, направленных на различение определенных слов (длинные, короткие слова) с использованием для ответов различные средства коммуникации (таблицы, планшеты, звуки, действия, звуки, слова, фразы).
Блок: Играем вместе (настольно-печатные, подвижные игры и др.)
Выбор настольно-печатной игры и партнеров для совместной игры; использование элементарной считалки для определения ведущего игры; обращение доступными средствами (мимико-жестикуляторными, речевыми) к партнерам по игре в процессе игровых действий; положительно реагировать на завершение игры, выражать слова благодарности сверстникам за совместную игру.
Использование различных средств коммуникации, в том числе альтернативных (изображения графические, печатные, электронное устройство) для передачи и соблюдения правил игры разными доступными обучающемуся способами (совместными действиями, по показу и подражанию, самостоятельными действиями).
Совместное выполнение графических заданий на общем листе бумаги, задания "Дождливая погода", "Весенняя пора" "Весенняя лужайка".
Блок: Помоги другу
Выполнение совместных поручений учителя; сотрудничество детей в парах для выполнения поручений; готовность оказать помощь сверстнику для завершения определенного действия или поручения; выражение отношения к завершенному действию или поручению доступными средствами коммуникации; обращение к сверстнику с просьбой и выражение слов благодарности за оказанную помощь.
Совместное прослушивание фрагментов аудиозаписей знакомых сказок, использование различных средств коммуникации (планшеты, иллюстрации, игрушки, рисунки, действия, звуки, слова и др.) для ответов.
Блок: Готовимся к празднику. Участвуем в празднике.
Ориентировка на сверстника и продуктивное сотрудничество в подготовке праздника; выполнение определенных поделок или подготовка фрагментов оформления праздника, взаимодействие в паре со сверстником, в группе, действия по очереди, действия в определенной последовательности.
Выполнение заданий учителя; с помощью доступных средств коммуникации обозначать свою роль и участие в празднике, отвечая разными средствами коммуникации на конкретные вопросы взрослого (что ты делал на празднике? кем ты был?), принятие помощи сверстника; выражение благодарности за оказанную помощь.
Примечание:
Объем часов урочной работы с детьми (1 группы) в дополнительном классе реализуется в трех направлениях:
1 направление 24 часа,
2 направление 18 часа,
3 направление 56 часов.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (2 группы) реализуется также в 3-х направлениях:
1 направление 42 часов,
2 направление 36 часов,
3 направление 21 час.
Объем часов урочной индивидуальной работы с детьми (3 группы) реализуется только в двух направлениях:
1 направление 86 часов,
2 направление 13 час.
При обучении детей 2 и 3 группы необходимо учитывать темп усвоения программного материала каждым ребенком с соблюдением норма-часов для освоение конкретной тематической области, в некоторых случаях это требует индивидуальной формы обучения.
Программный материал распределен поэтапно:
Этап: формирование эмоционально-личностного контакта учителя с обучающимся, закрепление эмоционально-личностного общения и формирование ситуативного –делового общения учителя с обучающимися (24 – 42- 86 часа).
Этап: закрепление ситуативного – делового общения обучающихся с учителем и формирование ситуативно-делового интереса к сверстнику (18-36-13).
Этап: формирование ситуативно-делового взаимодействия со сверстником (56-21-0).
Тематическое планирование учебного предмета включает три направления:
1 направление: «Учитель и ученик»
2 направление: «Ученик-учитель-сверстник»
3 направление: «Ученик-сверстник».
Каждое направление включает несколько тематических блоков, которые распределены на конкретные временные периоды с учетом особенностей каждой категории обучающихся (1,2,3 группы детей).
Умения, формируемые в каждом тематическом блоке, закрепляются в содержании следующих блоков в рамках соответствующих уроков.
№ Блок | Тематика | Кол-во часов | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Учитель и ученик | 24ч | 13ч | 86ч | ||
1. | Приветствие взрослого | 3ч | 2ч | 6ч | |
2. | Приветствие сказочных персонажей | 3ч | 1ч | 12ч | |
3. | Я и моё имя, моя фотография | 2ч | 1ч | 6ч | |
4. | Моя любимая игрушка | 2ч | 5ч | 14ч | |
5. | Моя любимая сказка, драматизация сказки | 3ч | 1ч | 12ч | |
6. | Моя любимая игра | 3ч | 1ч | 14ч | |
7. | Мои желания | 4ч | 1ч | 10ч | |
8. | Мне нравится | 4ч | 1ч | 12ч | |
Ученик-учитель Сверстник | 18ч | 9ч | 13ч | ||
1. | Приветствие сверстника (узнавание) | 2ч | 2ч | 2ч | |
2. | Имена сверстников. | 2ч | - | 2ч | |
3. | Игрушки нашего класса. | 3ч | - | 4ч | |
4. | Вместе слушаем сказки. | 2ч | 2ч | 5ч | |
5. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами) | 5ч | 4ч | - | |
6. | Наш класс (фотоальбом) | 2ч | - | - | |
7. | Мое отношение к сверстнику (выражение эмпатии). | 4ч | 1ч | - | |
Ученик-сверстник | 56ч | 11ч | - | ||
1. | Приглашение к взаимодействию | 6ч | 1ч | - | |
2. | Лепим вместе | 8ч | - | - | |
3. | Строим вместе | 6ч | - | - | |
4. | Рисуем вместе | 6ч | - | - | |
5. | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) | 12ч | 6 | - | |
6. | Помоги другу | 6ч | - | - | |
7. | Готовимся к празднику. Участвуем в празднике. | 12ч | 4ч | - |
6. Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
1 модуль | 15 | |||
1. | Направление. Учитель и ученик. Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником. ИОТ и ТБ. | 1 | 6.09.2023г. | |
2. | Приветствие взрослого. Установление зрительного контакта с собеседником | 1 | 7.09.2023г. | |
3. | Приветствие взрослого. | 1 | 8.09.2023г. | |
4. | Приветствие взрослого | 1 | 13.09.2023г. | |
5. | Приветствие сказочных персонажей | 1 | 14.09.2023г. | |
6. | Приветствие сказочных персонажей звуком, имитацией слова, словом. | 1 | 15.09.2023г. | |
7. | Приветствие сказочных персонажей | 1 | 20.09.2023г. | |
8. | Приветствие сказочных персонажей | 1 | 21.09.2023г. | |
9. | Я и моё имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | 1 | 22.09.2023г. | |
10. | Я и моё имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | 1 | 27.09.2023г. | |
11. | Я и моё имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | 1 | 28.09.2023г. | |
12. | Я и моё имя, моя фотография. Реагирование на собственное имя. | 1 | 29.09.2023г. | |
13. | Моя любимая игрушка | 1 | 4.10.2023г. | |
14. | Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний. | 5.10.2023г. | ||
15. | Моя любимая игрушка. Ответы на вопросы словом (пиктограммы) | 1 | 6.10.2023г. | |
2 модуль | 15 | |||
16 | Моя любимая игрушка. Выражение удовольствия. ИОТ и ТБ | 1 | 11.09.2023г. | |
17 | Моя любимая игрушка. Указание взглядом на объект при выражении согласия. | 1 | 12.09.2023г. | |
18 | Моя любимая игрушка. Выражение мимикой удовольствия. | 1 | 13.10.2023г. | |
19. | Моя любимая сказка. Выражение мимикой удовольствия. | 1 | 18.10.2023г. | |
20. | Моя любимая сказка. Выражение мимикой согласия (несогласия) | 1 | 19.10.2023г. | |
21. | Моя любимая сказка. Выражение жестом своих желаний. | 1 | 20.10.2023г. | |
22. | Моя любимая сказка. Выражение мимикой приветствия (прощания) | 1 | 25.10.2023г. | |
23. | Моя любимая сказка. Выражение жестом согласия (несогласия) | 1 | 26.10.2023г. | |
24. | Моя любимая сказка. Выражение жестом удовольствия (неудовольствия) | 1 | 27.10.2023г. | |
25. 26. | Моя любимая игра. Привлечение внимания звучащим предметом. | 1 | 8.11.2023г. | |
27. | Моя любимая игра. Обращение за помощью с использованием звучащего предмета | 1 | 9.11.2023г. | |
28. | Моя любимая игра. Выражение своих желаний с предъявлением предметного символа. | 1 | 10.11.2023г. | |
29. | Моя любимая игра. Выражение благодарности с предъявлением предметного символа | 1 | 15.11.2023г. | |
30. | Моя любимая игра. Обращение за помощью с предъявлением предметного символа. | 1 | 16.11.2023г. | |
3 модуль | 15 | |||
31. | Мои желания. Приветствие (прощание) с предъявлением предметного символа. ИОТ и ТБ. | 17.11.2023г. | ||
32. | Мои желания. Выражение согласия (несогласия), Удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний с использованием графического символа. | 1 | 22.11.2023г. | |
33. | Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием графического символа. | 1 | 23.11.2023г. | |
34. | Привлечение внимания с использованием пиктограмм. | 1 | 24.11.2023г. | |
35. | Мои желания. Приветствие (прощание), обращение за помощью с использованием пиктограмм. | 1 | 29.11.2023г. | |
36. | Мои желания. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа). | 1 | 30.11.2023г. | |
37. | Мне нравится. Понимание близких по звуковому составу слов ( бабушка, дедушка). | 1 | 1.12.2023г. | |
38. | Мне нравится. Понимание близких по звуковому составу слов (тётя, дядя). | 1 | 6.12.2023г. | |
39. | Мне нравится. Понимание близких пониманию слов (учитель, воспитатель) | 1 | 7.12.2023г. | |
40. | Мне нравится. Узнавание (различение) имён учащихся класса | 1 | 8.12.2023г. | |
41. | Мне нравится. Узнавание (различение) имён членов семьи. | 1 | 13.12.2023г. | |
42. | Мне нравится. Узнавание (различение) имён учащихся класса. | 1 | 14.12.2023г. | |
43. | Приветствие сверстника (узнавание). Узнавание (различение) имён педагогов. | 1 | 15.12.2023г. | |
44. | Направление Ученик-учитель. Сверстник. Приветствие сверстника (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: стол, стул. | 1 | 20.12.2023г. | |
45. | Приветствие сверстника (узнавание). Понимание слов, обозначающих предмет: шкаф, кровать. | 1 | 21.12.2023г. | |
4 модуль | 21 | |||
46 47 | Приветствие сверстника (узнавание). Подбор картинок, предметов к заданному слову. Имена сверстников. Понимание обобщающих понятий: мебель. ИОТ и ТБ. | 1 | 22.12.2023г. | Уплотнение за короткую неделю |
48. | Имена сверстников. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: зайка (мягкий, пушистый, маленький) | 1 | 27.12.2023г. | |
49. | Имена сверстников. Понимание слов обозначающих предмет, признак предмета: мишка (большой, мягкий). | 1 | 28.12.2023г. | |
50. | Имена сверстников. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: машинка(большая, маленькая, легковая, грузовая) | 1 | 29.12.2023г. | |
51. | Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кукла (большая, маленькая, красивая, новая, старая). | 1 | 10.01.2024г. | |
52 53 | Игрушки нашего класса. Подбор картинок предметов к заданному слову. Понимание обобщающих понятий: игрушки. | 1 | 11.01.2024г. | Уплотнение за короткую неделю. |
54. | Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: яблоко (большое, маленькое, вкусное, румяное, красное, жёлтое, зелёное, сочное) | 1 | 12.01.2024г. | |
55. | Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: груша (большая, маленькая, зелёная, жёлтая, сочная, вкусная). | 1 | 17.01.2024г. | |
56. | Игрушки нашего класса. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: банан (длинный, жёлтый, мягкий, вкусный). | 1 | 18.01.2024г. | |
57. | Вместе слушаем сказки. Подбор предметов к заданному (услышанному) слову. | 1 | 19.01.2024г. | |
58. | Вместе слушаем сказки. Понимание обобщенных понятий: фрукты. | 1 | 24.01.2024г. | |
59. | Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: помидор (большой, маленький, круглый, красный, жёлтый, спелый, зелёный, незрелый). | 1 | 25.01.2024г. | |
60. | Вместе слушаем сказки. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: огурец (длинный, овальный зелёный, сочный). | 1 | 26.01.2024г. | |
61. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: лук большой, маленький, жёлтый, фиолетовый, злой). | 1 | 31.01.2024г. | |
62. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | 1 | 1.02.2024г. | |
63. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание обобщающих понятий: овощи. | 1 | 2.02.2024г. | |
64. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кофта, рубашка (красивая, любимая, белая, цветная) | 1 | 7.02.2024г. | |
65. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: брюки (штаны), юбка длинные (ая), короткие (ая), теплые(ая), лёгкие(ая), темные(ая). | 1 | 8.02.2024г. | |
66. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: куртка (зимняя, осенняя, тёплая, холодная, цветная). | 1 | 9.02.2024г. | |
5 модуль | 18 | |||
67. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: шапка, шарф (тёплый (ая), пушистый (ая), вязанный (ая), холодная, цветная)). ИОТ и ТБ. | 1 | 21.02.2024г. | |
68 69 | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. Понимание обобщающих понятий: одежда. | 1 | 22.02.2024г. | |
70. | Я и учитель играем со сверстником (игры с правилами). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: тарелка(глубокая, мелкая, железная, деревянная, глиняная). | 1 | 28.02.2024г. | |
71. | Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ложка (большая, маленькая, чайная, железная, деревянная). | 1 | 29.02.2024г. | |
72. | Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: стакан (стеклянный, пластмассовый, большой, маленький). | 1 | 1.03.2024г. | |
73. | Наш класс. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кружка большая, маленькая, железная, глиняная). | 1 | 6.03.2024г. | |
74. | Наш класс. Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному) слову. | 1 | 7.03.2024г. | |
75. | Моё отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание обобщающих понятий: посуда. | 1 | 13.03.2024г. | |
76. | Моё отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: воробей (маленький, серый) | 1. | 14.03.2024г. | |
77. | Моё отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: ворона (большая, черная) | 1 | 15.03.2024г. | |
78. | Моё отношение к сверстнику (выражение эмпатии). Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному слову). | 1 | 20.03. 2024г. | |
79. | Направление. Ученик -сверстники. Приглашение к взаимодействию. Понимание обобщающих понятий: птицы. | 1 | 21.03.2024г. | |
80. | Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: заяц (маленький, трусливый, белый, серый). | 1 | 22.03.2024г. | |
81. | Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: волк (большой, серый, голодный, злой). | 1 | 3.04.2024г. | |
82. | Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: кошка (пушистая, лысая, маленькая, ласковая, домашняя). | 1 | 4.04.2024г. | |
83. | Приглашение к взаимодействию. Понимание слов, обозначающих предмет, признак предмета: собака (злая, добрая, домашняя) | 1 | 5.04.2024г. | |
84. | Приглашение к взаимодействию. Подбор картинок, предметов к заданному (услышанному слову). | 1 | 10.04.2024г. | |
6 модуль | 15 | |||
85. | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) Понимание обобщающих понятий: животные. ИОТ и ТБ. | 11.04.2024г. | ||
86. | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) Понимание слов обозначающих состояния (громко, тихо). | 1 | 12.04.2024г. | |
87. | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) Понимание слов обозначающих состояния (громко, тихо). | 1 | 17.04.2024г. | |
88 89 | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) Понимание слов обозначающих состояния (хорошо, плохо). Понимание слов обозначающих состояния весело, грустно). | 1 | 18.04.2024г. | Уплотнение за 30.04. |
90 91 | Понимание слов обозначающих действие предмета (пить, есть). Понимание слов обозначающих действия предмета (сидеть, стоять). | 1 | 19.04.2024г. | Уплотнение За 1.05 |
92. | Играем вместе (настольно-печатные, подвижные и др.) Понимание слов обозначающих действие предмета (бегать, прыгать, спать). | 1 | 24.04.2024г. | |
93. | Понимание слов обозначающих действие предмета (пить, есть). Понимание слов обозначающих действия предмета (учиться, играть, рисовать, лепить) стоять). | 1 | 25.04.2024г. | |
94. | Готовимся к празднику. Понимание слов обозначающих действия предмета (гулять, играть (на улице)). | 26.04.2024г. | ||
95. | Готовимся к празднику. Понимание слов обозначающих места расположения предмета: на столе. | 8.05.2024г. | ||
96. | Готовимся к празднику. Понимание слов обозначающих места расположения предмета: около дома. | 15.05.2024г. | ||
97. | Готовимся к празднику. Понимание слов, указывающих на объекты: я, ты. | 16.05.2024г. | ||
98. | Готовимся к празднику. Понимание слов, указывающих на объекты: мой, свой. | 17.05.2024г. | ||
99 | Участвуем в празднике. Понимание слов указывающих на объекты: это. Итоги года. | 22.05.2024г. |
7. Описание материально-технического обеспечения
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Утверждён Приказом Министерством образования и науки России от 19 декабря 2014г №1599);
- адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) (вариант 2);
Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, шнуровки и т.п.
- графические(печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, электронные средства обучения.
«Речь и альтернативная коммуникация» включает:
- игрушки дидактические и сюжетные:
- магнитная доска;
- фланелеграф;
- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;
- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски).
- графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
- наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
- сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
- книги с иллюстрациями сказок («Репка», «Колобок», «Теремок». В. Сутееева «Кто сказал мяу?» и др.);
- настольно-печатные игры (серии игр «Детское лото», «Детское домино»);
- технические средства для альтернативной коммуникации: записывающие устройства;
- компьютерные устройства, синтезирующие речь:
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для создания пиктограмм;
-компьютерные программы символов;
-компьютерные программы для общения, синтезирующие речь (например, «Общение» и др.);
- обучающие компьютерные программы и программы для коррекции различных нарушений речи;
- аудио и видеоматериалы.
Выше перечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только для тех учащихся, для которых она становится доступной.
8. Список использованной литературы
1.Альбом для логопеда. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -280 с.: ил
2.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа-Пресс, 1994.
3.Кириллова, Е.В. Логопедическая работа с без речевыми детьми/Е.В. Кириллова. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
4.Коробейников, И.А. Нарушение развития и социальная адаптация. /И.А. Коробейников. – М.: Академия, 2002.
5Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
6.Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
7.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2011г.
8.Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: «Академия развития». – 1998г.
9.Тихомолова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие логического мышления. – Ярославль: «Академия развития». – 2004г.
10.Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
11.Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методический материал/под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитарный центр. изд. центр ВЛАДОС, 2007.-181с.
12.Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. –Спб.: Издательство «Союз», 2004.
13.С.Е. Большакова «Формирование мелкой моторики рук» - М.:ТЦ СФЕРА, 2008
14.Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова «Сценарии занятия по комплексному развитию дошкольников» - М.: ВАКО, 2005;
15.М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей» - М.: ТЦ СФЕРА, 2004; 6) Л.Ф. Тихомирова «Познавательные способности» - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001
16.Аксенова А.К. Букварь под ред. Бгажноковой. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017.
17.Комарова С.В. Устная речь. 1 класс .Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с у/о).
Рабочая программа предназначена для учащихся 1 класса, обучающихся по АООП вариант 9.2...
Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 5 класса
Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основе Примерной основной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелой, умеренно...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального ...
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)...