Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)
рабочая программа
Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_russkiy_yazyk_kovaleva_6kl.docx | 30.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ____ «______»______________2022 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ № 65 ________________\С.И. Перепелкина\ «______» ______________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК)»
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 КЛАСС И/О
Составитель программы
учитель
Федина Е. В
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2), адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития с учетом психофизических особенностей обучающихся с нарушениями слуха ГКОУ СКШИ №65, на основе которой разработана специальная индивидуальная программа развития (СИПР), учитывающая индивидуальные образовательные потребности обучающегося.
Для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития, также, как и для всех детей с глухотой, общение – важнейший компонент социально-личностного и познавательного развития, неотъемлемая часть жизни. Однако возможности их речевого развития и коммуникации резко ограничены по сравнению с глухими обучающимися, не имеющими выраженной умственной отсталости и других тяжелых нарушений развития. Имеющиеся у глухих обучающихся другие первичные нарушения также негативно влияют на возможности речевого развития. У глухих детей, имеющих тяжелые расстройства аутистического спектра, отсутствует потребность в общении, для них характерен уход от общения, а какой форме бы оно не осуществлялось. Обучение коммуникации глухих детей с выраженной умственной отсталостью должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, использованию различных средств коммуникации на доступном для ребенка уровне. В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей.
Цель обучения основам коммуникации – формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.
Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащихся в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею.
К введению слов и простых фраз педагог подводит ребенка только тогда, когда у учащегося сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания. Первоначально ученика учат понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. Речевые единицы (слова, словосочетания, фразы) предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения слова (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Для формирования навыков зрительного и восприятия, развития элементарных произносительных умений необходимо наличие звукоусиливающей аппаратуры (стационарной и индивидуальной). Усвоение глухими учениками слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если ученик посещает школу не каждый день. В первую очередь важно научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности. С развитием всех видов речи тесно связано обучение грамоте, в частности, чтению. Обучение грамоте, учитывая низкий интеллектуальный потенциал обучающихся, особенности восприятия, внимания, мышления, памяти, занимает длительный период. Не все ученики могут овладеть элементарными навыками чтения и письма. Все обучающиеся в разной степени подготовлены к работе по русскому языку. В связи с неоднородностью состава детей программный материал не регламентируется четкими временными рамками, темп прохождения материала зависит от индивидуальных возможностей детей. С обучающимися, нуждающимися в дополнительной индивидуальной работе, осуществляются коррекционно-развивающие занятия, где также проводится работа по формированию коммуникативных навыков.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
Наша школа
Описание летних каникул. Работа по серии картин: «Школа». Учебные вещи. Их применение. Работа по серии картин: «Утро». Работа по серии картин: «Класс». Что есть в классе? Кто работает в школе?
Осенние цветы
Рассказ "Осенние цветы" (чтение и показ на картине). "Осенние цветы" (раскрашивание). "Осенние цветы" (грамматическое упражнение). Работа в прописях.
Грибы
Рассказ "Грибы" (чтение и подклад. таблички). "Грибы" (съедобные и несъедобные). "Грибы" (грамматическое упражнение). "Грибы" (ответы на вопросы).
Деревья осенью
"Деревья" (подклад. табличек, чтение). Коллекция листьев. Описание листьев разных деревьев. Изготовление коллажа из листьев.
Поздняя осень
Работа в прописях. Описание погоды по картине. "Поздняя осень. В парке осенью" (чтение с показом по картине). "Поздняя осень. В парке осенью." (наблюдение погоды).
Время года -зима
Рассказ "Наступила зима" (чтение рассказа). Праздник в школе (чтение и вписывание слов). "Праздник в школе" (рисование ёлки). "Праздник в школе" (описание по рисунку). "Праздник в школе" (грамматическое упражнение). Елочные украшения. Словарная работа. Дед мороз и Снегурочка. Грамматическое упражнение в тетради. Описание зимних каникул по картинкам.
Зимующие птицы
Названия зимующих птиц. Как люди помогают зимующим птицам? Какие птицы прилетают к кормушке? Описание птиц по картинкам. Описание вороны и воробья.
Повторение. Глаголы
Работа в прописях. Грамматическое упражнение в тетради. Вопросы: Кто? + Что делает? Вопросы: Что? + Что делает? Дописывание предложений по опорным словам.
Составление коротких предложений
Составление предложений по вопросной схеме:" Кто? + Что делает?" Дополнение предложений. Составление предложений по вопросной схеме:" Что? + Что делает?" Дописывание предложений по опорным табличкам. Замена рисунков словами.
Город
Город. Работа со словарем. Город. Занятие с иллюстрацией и с письменными табличками. Что есть в городе? Транспорт в городе. Транспорт. Ответы на вопросы. Городские улицы. Что расположены на улицах? Магазины в городе.
Деревня
Деревня. Работа со словарем. Деревня. Работа с табличками. Кто живет в деревне? Домашние животные живут в деревне. Домашние животные. Работа с табличками. Что едят домашние животные? Домашние животные. Какую пользу приносят домашние животные. Беседа по картинкам. Дикие животные. Домашние животные. Кто где живет?
Семья
Семья Маши. Семья. Рассказ о семье. Члены семьи, их имена. Семья. Слова, обознающиеся действия: варит, моет, помогает, читает, играет. Семья. Работа с табличками. Семья. Ответы на вопросы.
Время года - весна
Рассказ "В парке" (рассмотрение картинки, подклад. табличек). "В парке" (ответы на вопросы). "В парке" (чтение и показ на картинке). "В парке" (грамматическое упражнение). "В парке" (действия детей). "В парке" (зарисовка и подписывание). Насекомые. Работа с письменными табличками. Вредные и полезные насекомые. «В саду» (рассмотрение картинки, подклад. табличек). «В саду» (чтение и показ на картинке). «В саду» (грамматическое упражнение). «В саду» (зарисовка и подписывание). Скоро лето.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
- понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
- умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации;
- умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
- осознанное правильное устно-дактильное чтение слов, предложений, тестов;
- умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными объектами и явлениями (показать, изобраз
- Развитие доброжелательности и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На урок отводится 3 часа в неделю (102 часа в учебном году).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Наша школа | 6 |
2 | В столовой | 8 |
3 | Овощи и фрукты. | 4 |
4 | Осенние цветы. | 4 |
5 | Грибы. | 4 |
6 | Деревья осенью. | 4 |
7 | Поздняя осень. | 5 |
8 | Время года -зима. | 9 |
9 | Зимующие птицы. | 5 |
10 | Повторение. Глаголы. | 5 |
12 | Составление коротких предложений | 6 |
13 | Город | 8 |
14 | Деревня | 8 |
15 | Домашние птицы | 2 |
16 | Семья | 5 |
17 | Время года - весна. | 15 |
Итого | 102 |
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
- Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М. «Просвещение», 2017 г.
- Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2021.
- Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.
- Зыкова Т. С., Кац З.Г., Руленкова Л.И.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2022 г.
- «Речь и альтернативная коммуникация» включает: графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, таблички с напечатанными словами и фразами, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
- тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в слож...
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (жестовый язык)" для детей 6 класа с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 1.4). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сл...
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации
Аннотация к рабочей программе по альтернативной коммуникации 9 класс...