Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация с учащимся с расстройством аутистического спектра с умеренной умственной отсталостью", (7 класс, РАС, VIII вид).
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат», 29.08.2016г. При.№190). Рабочая программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rech_i_alt_kom_7_klass_8_vid_2021_2022_uch_god.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена Утверждена
и рекомендована приказом №____
педагогическим советом от «__»_________г.
протокол №_________ директор школы
от «__»______________г. _______
Рабочая программа
Речь и альтернативная коммуникация
с учащимся с расстройством аутистического спектра
с умеренной умственной отсталостью (7 класс, РАС, VIII вид)
Составитель:
учитель-логопед
Аверкина Г. Н.
2021-2022 учебный год
Содержание программы
- Пояснительная записка…………………………………………………3
- Содержание программы…………………………………………….......5
- Планируемые результаты ………………………………………………7
- Список литературы…………………………….……………………………......9
Приложение:
Календарно-тематическое планирование……………………………………………10
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутистического спектра" разработана и составлена на основе: Федерального Закона от 29.12.12 № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ», Конвенцией о правах ребенка ООН, Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. № 1599), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (ГКОУ ЛО «Кировская школа-интернат», 29.08.2016г. При.№190). Рабочая программа является модифицированной, учитывает психо-физическое развитие обучающегося.
Цель программы:
Формирование коммуникативно-речевых умений и навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, необходимой для социализации, ориентации в социальной среде и в повседневных жизненных ситуациях, владение которыми в дальнейшем поможет учащемуся максимально реализоваться в самостоятельной жизни.
Задачи:
Базовые учебные действия (БУД), которые обучающийся должен освоить, включают регулятивные, познавательные и коммуникативные умения, формируемые на занятиях.
Коммуникативные БУДы: проявление активности в процессе взаимодействия со взрослыми и с детьми, реагирование на обращения, адекватная вербальная и невербальная ответная реакция; умение слушать информацию и действовать в соответствии с ситуацией; проявлять доброжелательность, конструктивно взаимодействовать с людьми. Смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта.
Познавательные БУДы: Использовать средства альтернативной коммуникации для выражения своих желаний и потребностей. Грамотно формулировать фразы, слушать (до конца) ответы, адекватно реагировать на результат беседы. Развивать умение устного высказывания в соответствии с учебной задачей. Формирование диологической формы речи. Развитие мелкой моторики, графомоторных умений, памяти, внимания, понятийного аппарата. Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Регулятивные БУДы: Принимать цели занятий, произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану, умения следовать словесной инструкции к заданиям и работать в общем темпе. Формирование умения находить в тексте заданную информацию. Формировать умение делать обобщения.
Актуальность программы
По данным всемирной организации здравоохранения 1 из 160 новорожденных детей имеет расстройства аутистического спектра (РАС). РАС представляет собой группу сложных расстройств, характеризующихся особым нарушением психического развития, ярким проявлением которого является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни. Нарушения в развитии коммуникации, то есть социального взаимодействия приводит к тяжёлым отклонениям в поведении и отражается на интеллекте ребёнка, развитии социально значимых качеств личности.
Коммуникация представляет собой обмен сообщениями между двумя и более собеседниками. Традиционно ученые подразделяют коммуникацию на вербальную (с помощью слов) и невербальную (это общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.).
Коммуникативное общение - это не обязательно словесная форма взаимодействия ребенка с окружающими. Альтернативная коммуникация - это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь. Альтернативная коммуникация стимулирует появление речи и способствует её развитию.
Реализация данной Рабочей программы дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру, способствует активному контакту ребенка РАС с окружающим миром, эмоциональному комфорту, следовательно будет осуществляться коррекция поведения.
Содержание программы
Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающегося. На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность ребёнка в быту, его социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.
Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. На занятиях «Речь и альтернативная коммуникация» проводится целенаправленная педагогическая работа по формированию потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения. В рабочей программе уделяется большое внимание развитию у обучающегося доброжелательности, вежливости, честности, тактичности, терпения, любви и интереса к природе, Родине, к труду, ко всему живому. Программа составлена с учётом психофизических особенностей и характеристик ребенка. Формирование коммуникативных навыков строится с того уровня, на которм в данный момент находися учащийся. В процессе обучения происходит постояной пополнение и расширение способностей к общению.
Программа рассчитана на 1 год обучения. В основе коррекционно -развивающей программы - индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут. Содержание занятий «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие направления: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Программа состоит из четырех этапов:
1. Установочный этап. Главными задачами этого этапа является установка эмоционально -положительного контакт с ребенком, снятие эмоционального напряжения и развитие интереса к совместной работе. На данном этапе используются такие приемы как:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Спонтанные игры;
3. Коммуникативные игры.
2. Коррекционно - формирующий этап.
На данном этапе используются следующие приёмы:
1. Методы альтернативной коммуникации;
2. Игры: с движениями и тактильными ощущениями; игры - на сенсорное развитие; речевые игры; игры - на снятие эмоционального напряжения.
3. Упражнения на развитие письменной речи.
4. Работа с текстами.
3. Закрепляющий этап.
Задачами третьего этапа является закрепление сформированных знаний и умений.
В содержание занятия входят:
- развивающие игры;
- рассматривание рисунков и фотографий, беседа по иллюстрации;
- работа с видеоматериалом и презентациями;
- чтение художественных произведений;
- рассказ учителя;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование;
- составление предложений;
- письмо.
4. Диагностический этап.
Задача: выполнить диагностические задания для выявления уровня усвоения БУД, заявленных в начален учебного года с целью составления перспективного коррекционного плана работы на следующий учебный год.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала является динамика развития понимания обращенной к учащемуся речи в форме невербальных и вербальных проявлений и альтернативных средств коммуникации в разнообразных ситуациях взаимодействия, а так же адекватная реакция на обращенную речь (вербальная, невербальная).
Планируемые результаты
Результативность обучения проводится согласно личностным успехам, положительным достижениям в обучении, воспитании обучающегося с применением индивидуального и дифференцированного подхода.
Критерии оценки:
- Полнота знаний, прочность их усвоения и умения их применять.
- Степень самостоятельности и потребности в посторонней помощи:
- Самостоятельное выполнение,
- При выполнении требуется направляющая помощь педагога, инструктирование по мере выполнения задания,
- При выполнении требуется контроль педагога,
- Требуется стимулирование для выполнения задания
Достаточный уровень.
Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
Обучающийся использует в повседневных контактах с людьми усвоенные на занятиях обороты речи.
Обучающийся пишет («печатает») по заданию самостоятельно слова, предложения, грамотно оформляет границы предложения;
Списывает с классной доски, с книги, с карточек слово, предложение.
Подбор картинок к прочитанному тексту.
Ответы на вопросы по прочитанному с опорой на предметные и сюжетные картинки.
С помощью педагога выделяет главных действующих лиц.
Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
Обучающийся знает: обобщающие понятия, имена собственные (имена людей, клички животных).
Минимальный уровень.
Установление контакта с собеседником. Привлечение к себе внимания звуком, жестом. Способность указывать на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Способность выражать мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний.
Принятие сопряжённой помощи педагога.
Сохранность глобального чтения.
Копирование печатных, прописных и строчных букв и слогов.
Составление предложений из картинок-понятий.
Частичное воспроизведение заученных текстов.
Система оценки достижений обучающихся с РАС
При определении уровня развития обучающегося с РАС оценивается качественное содержание доступных ему действий. Наиболее значимыми выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним).
Действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально).
Действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу.
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.
Список литературы
1. Расстройство аутистического спектра: Всемирная организация здравоохранения. – 2016. – URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/autism-spectrum-disorders/ru
2. Захарова А.В. Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуниация" для обучающихся с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, сложным дефектом. - Красноярск, 2016.
2. Мухина, В.С. Аутизм как компонент психического или личностного развития на этапах детства, отрочества, юности//Научный электронный журнал "Развитие личности".– 2002.–№3 – С. 103-112. URL: http://rl-online.ru/articles/3-02/132.html.
3. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Сообщение I/ О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М Либлинг // Аутичный ребенок. –Москва, 2005. – С.10–16.
4. Шипицына, Л.М. Детский аутизм: Хрестоматия / Л.М. Шипицына – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 254.
5. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2014. – Альманах №18 – Электрон. ст. – Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/psihologicheskaja-klassifikacija-detskogo-autizma [15.04.16]
6. Петровского, А.В. Словарь психология/ А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – М.: издательской литературы 1990. – С. 32.
7. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация: методический сборник / Е.А. Штягинова – Новосибирск : 2012. С. 5–10; 21–26.
8. Магутина, А. А. Альтернативные средства общения, используемые в коррекционной работе с не говорящими детьми/ А. А. Магутина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. – Уфа, 2015. – С. 188-190с.
Приложение:
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание работы | Кол-во часов по плану | Кол-во часов по факту | Дата/ неделя |
I. | Установочный этап | 3 | |||
1 | Вводное занятие. | Установление эмоционального контакта. Задания на определение сохранности базовых учебных действий, освоенных в предыдущих годах обучения. | 2 | ||
2 | Правила в школе и дома | Повторение правил поведения в школе, основные занятия в школе, режим дня школьника. Рассматривание иллюстраций «Улица города». Обсуждение опасных ситуаций, безопасный маршрут до дома. Чтение и запись (по образцу с доски, под диктовку) названий транспорта. Формулирование предложений с названием транспорта с использованием опорной иллюстрации. Предметно-ролевые игры: по правилам дорожного движения. | 1 | ||
II. | Коррекционно-формирующий этап | 56 | |||
1. | Школьная жизнь | Формирование осознания необхщодимости и пользы в посещении школьных занятий, общения с учителями и школьниками. Упражнения в употреблении слов: "спасибо", "пожалуйста", "привет", "здравствуй" (словом, жестом). Упражнения в употреблении слов: "ты", "вы", "я","мой", "твой". Работа в тетради по смысловому чтению (чтение, работа с текстом, пересказ): Н.Носов «Снова в школу» М.Пляцковский «Чему учат в школе» Игровые задания на понимание действий. Глаголы - соотнесение надписи с картинкой. Ю.Ермолаева «Подздравление» В.Берестов «Читалочка» Загадки про школьные предметы. Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме. | 7 | ||
2. | Настало время листопада. | Обобщение и расширение знаний про осень. Введение понятий "нравится" - "не нравиться". Письмо слогов и слов по теме. Составление и письмо предложений по теме (по образцу и под диктовку). Подбор слов к сюжетной картинке в точном соответствии с колиеством предлженых условно-графических изображений. Чтение, работа с текстом, пересказ: Н.Антонова «Желтой краской кто-то…» Н.Абрамцев «Осенняя сказка» Е.Благинина «Подарки осени» А.Твардовский «Лес осенью» В.Путилина "В осеннем лесу" (+презентация про перелетных птиц) К.Бальмонт "Осень" (наизусть) Н.Сладков "Холодная зимовка" О.Иванеко "Сказка про маленького жучка" К.Ушинский "Пчелы и мухи" Г. Граубин "Время листьям опадать" (+ причины листопада) Загадки про осень. Качественное обогащение словаря по теме. Закрепление знаний обобщающих понятий: «урожай», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «перелетные птицы», «зимующие птицы», «ранняя осень», «золотая осень», «поздняя осень». | 20 | ||
3. | С приходом зимы! | Изменения в жизни людей и животном мире с приходом зимних холодов. Беседы по картинкам. Составление предложений. Оформление предложения: начало и конец предложения. Грамотная запись имен собственных. Соотнесение глагола с сюжетной картинкой. Чтение и работа с текстами: Ю.Дмитриев "Лиса" (жизнь обитателей леса зимой) В.Степанов "Зимой" И.Токмакова "Снег,снег" Одежда зимой. Беседа о традиции празднования Нового года. (+презентация) Изготовление новогодней поделки. Выполнение графических упражнений по тематике. Загадки про зиму, Новый год. | 18 | ||
4. | Настали дни весенние. | Изменения в жизни людей и животном мире с приходом весны. Составление предложений. Беседы по серии картинок. Письмо букв, слогов, слов по тематике. Разучивание четверостиший. | 12 | ||
5. | Значимые в государстве праздничные мероприятия. | Беседа о традиции празднования 23 февраля и 8 марта. Выполнение графических упражнений по тематике. Работа с адаптированными текстами, включая видеопрезентации. Полет человека в космос. Значение этого события. Беседа о различных видах профессий. Работа с текстами сказок и пословиц о труде. Повторение знаний о стране, в которой живем. Символы государства: флаг, герб, гимн. введение понятия "Конституция" - основной закон государства. Права и обязанности человека-гражданина. Основные сведения о праздник 9 мая (День Победы). Символы Дня Победы. Беседы по картинкам. Составление предложений. Письмо слогов, слов, предложений по тематике. | 16 | ||
6. | Скоро лето. | Признаки лета. Изменения в жизни людей и животном мире. Виды летнего отдыха: беседы по картинкам, оставление предложений, историй по серии картинок. Письмо слов, предложений по тематике. Беседа о безопасном поведении на дорогах, в лесу, на берегу водоема и в водоеме. Ядовитые и неядовитые грибы и ягоды. | 8 | ||
III. | Закрепляющий этап. | 6 | |||
1. | Закрепление. | Проведение итоговых обобщающих занятий. Проведение мониторинга, Подведение итогов. | 6 | ||
IV. | Диагностический этап. | 3 | |||
1. | Итоговая диагностика. | Проведение игровых занятий с выполнением заданий диагностиеского характера. Заполнение соответствующих таблиц по мониторингу, подведение итогов. Составление перспективного плана работы на следующий учебный год. | 3 | ||
Итого: | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....
Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» (работа с обучающимся с расстройствами аутического спектра, 5 класс VIII вид)
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе: Федерального Закона от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Речь и альтернативная коммуникация" (работа с учащимся 6 класса с расстройством аутистического спектра и с умеренной умственной отсталостью (6 класс, РАС, VIII вид)"
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающегося с расстройствами аутического спектра разработана и составлена на основе нормативных документов ...
Рабочая программа Направление курса: “Музыкальная шкатулка” Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР) Класс: 9 в
Рабочая программаНаправление курса: “Музыкальная шкатулка”Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР)Класс: 9 в...
Рабочая программа Направление курса: “Музыкальная шкатулка” Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР) Класс: 10 в
Рабочая программаНаправление курса: “Музыкальная шкатулка”Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР)Класс: 10в...
Рабочая программа Направление курса: “Музыкальная шкатулка” Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР) Класс:11 в
Рабочая программаНаправление курса: “Музыкальная шкатулка”Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР)Класс: 11 в...
Рабочая программа Направление курса: “Музыкальная шкатулка” Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР) Класс: 12 в
Рабочая программаНаправление курса: “Музыкальная шкатулка”Вид программы: ООП НОО с ОВЗ (с умеренной умственной отсталостью, ТМНР)Класс: 12 в...