Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 5 класса
рабочая программа (5 класс)
Адаптированная рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация" составлена на основе Примерной основной адаптированной общеобразовательной программы для обучающихся с тяжелой, умеренной и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_5_klass.docx | 49.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОМИТРОПОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рассмотрено на метод совете __________________ «_»_______2020 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «НСШ» ________В.Н.Хлебникова «___»_________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Новомитропольская СШ» ____________Е.И.Ануфриев « » _________ 2020 г. Приказ № от «_»____2020 г |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуального обучения
по учебному предмету
«Речь и альтернативная коммуникация»
__________________________________________________________
наименование учебного предмета (курса)
основное общее образование ___________________________________________________________
(уровень образования)
Пять лет
___________________
(срок реализации программы)
Составлена на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
(наименование программы)
Ксензова Елена Васильевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Новомитрополька
Рабочая программа
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающейся Валуевой Марии.
Основание: справка ВК № 3от 29.08.2020 г.
Планирование составлено на основе:
1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучения на дому по индивидуальному учебному плану разработана на основе:
1. Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
2. Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.
3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015г. № 26);
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 28 декабря 2018 г. № 345;
5.Адаптированная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
6.Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательного учреждения».
7.Учебный план МБОУ «Новомитропольская средняя школа».
8. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию (протокол от 22.12.2015 г.№4\15).
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Цель программы: - формирование речевых и коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребёнка;
- понимание обращённой речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные языковые (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения;
- обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах, формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв, слогов или слов; развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму; овладение чтением и письмом на доступном уровне.
Адресность программы.
Индивидуальная образовательная программа создана для ученицы Валуевой Марии, имеющей отклонения здоровья (заболевание ДЦП, ребенок – инвалид, умеренная умственная отсталость).
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения обучающимися
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Содержание предмета «речь и альтернативная коммуникация» представлено следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является частью учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю | ||
Количество учебных часов по учебному плану | Распределение недельной образовательной (по заявлению родителей) | ||
Количество часов, изучаемых с учителем | Количество часов для самостоятельной учебной работы | ||
5класс | 2 | 1 | 1 |
6 класс | 2 | 1 | 1 |
7 класс | 2 | 1 | 1 |
8 класс | 2 | 1 | 1 |
9 класс | 2 | 1 | 1 |
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению своего места в социуме, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты:
1) Развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка.
- Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях.
2) Овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными
- Качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями.
- Понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.).
3) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
- Мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности.
- Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации.
- Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения:
- использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей;
- пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;
- общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство).
4) Глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
5) Развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму.
- Узнавание и различение образов графем (букв).
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Начальные навыки чтения и письма.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по предмету « Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности;
- принцип комплексности - воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений.
Приемы:
- развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой и т.д.);
- выполнение действий по невербальной инструкции;
- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно-значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на и т.д.);
- развитие мимики и жеста;
- жестовое приветствие и прощание;
- выполнение имитирующих движений;
- понимание и пользование пиктограммам, картинок, рисунков, коммуникативных тетрадей.
Количество часов на темы указанные в тематическом планировании, распределяются педагогом с учётом степени усвоения материала детьми.
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, бабушка, дедушка, брат или сестра). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (хорошо, плохо). Понимание простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова. Сообщение имён членов семьи посредством напечатанного слова.
Составление простых предложений с использованием графического изображения.
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
5 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Использование мимики и жестов в общении | 5 |
2 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | Моделирование речевой ситуации. Использование мимики и жестов в общении. Освоение карточек с пиктограммами. | 11 |
3 | Чтение и письмо | Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами). Правильное произношение букв (повторение за учителем). Узнавание и написание графического образа букв, слогов. | 18 |
Итого | 34 |
6 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Использование мимики и жестов в общении. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы | 5 |
2 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | Моделирование речевой ситуации Использование мимики и жестов в общении. | 11 |
3 | Чтение и письмо | Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами). Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы. | 18 |
Итого | 34 |
7 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Использование мимики и жестов в общении. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы | 5 |
2 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | Моделирование речевой ситуации. Использование мимики и жестов в общении. Составление коммуникативных тетрадей. | 11 |
3 | Чтение и письмо | Глобальное чтение (карточек с напечатанными словами). Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы. | 18 |
Итого | 34 |
8 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | Выполнять практические инструкции учителя. Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы. | 5 |
2 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | Моделирование речевой ситуации. Составление коммуникативных тетрадей. | 11 |
3 | Чтение и письмо | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы. | 18 |
Итого | 34 |
9 класс
№ п\п | Наименование разделов | Виды деятельности | Кол-во часов |
1 | Коммуникация с использованием невербальных средств. | Выполнять практические инструкции учителя. Указывать взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Использование мимики и жестов в общении Формирование навыка использования графического изображения для ответа на вопросы | 5 |
2 | Развитие речи средствами невербальной коммуникации | Моделирование речевой ситуации Использование мимики и жестов в общении. Составление коммуникативных тетрадей. | 11 |
3 | Чтение и письмо | Выполнение простых и составных устных инструкций учителя. Формирование навыка использования графического изображения (фото и картинки) для ответа на вопросы. | 18 |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса
Адаптированная рабочая программа по математике для учащихся 6 класса...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 5 класса
Рабочая программа по швейному делу для учащихся 5 класса 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 класса 7вида основной общеобразовательной школы
Адаптированная рабочая программа по искусству для учащихся 9 ласса 7вида основной общеобразовательной школы...
Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся 8 вида 9 класс(девочки) Календарно- тематическое планирование
Пояснительная записка Основанием для разработки адаптированной рабочей программы по обслуживающему труду являются: образовательный стандарт 2004 г.; примерная программа: «Технол...
Адаптированная рабочая программа по алгебре для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
Адаптированная рабочая программа по геометрии для учащихся 9 класса с ОВЗ
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ориентирована на учащихся 9 класса для детей с ОВЗ. В настоящую программу в...
Адаптированная рабочая программа по географии для учащихся с ОВЗ. 6-9 класс.
Цель школьного курса географии – дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия че...