Педагогическая практика. Кинезиология, как метод активного развития дошкольников.
методическая разработка

Василишина Ольга Анатольевна

Метод кинезиологии  способствующий развитию межполушарного воздействия и активизации мыслительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologiya_tekst.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Кинезиология, как метод активного развития дошкольников.

Актуальность

Стремительно меняющийся современный мир предъявляет свои требования как ко взрослым, так и к детям. Современные дети с самого раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами, компьютерами, интернетом и т.д.… Безусловно, они становятся эрудированными и развитыми не по годам. Но вследствие того, что ребенок, только смотрит и не разговаривает, у него развивается примитивность и бедность речи, у такого ребенка страдает умственное и психическое развитие и, конечно же, перестает развиваться образно-логическое мышление.  А также, немалый % выпускников детских садов имеют нарушения зрения, в частности близорукость. Такие воспитанники не проявляют познавательной активности на организованной образовательной деятельности, постоянно отвлекаются. Все это замедляет образовательный процесс. Этих фактов достаточно, чтобы повнимательней отнестись к данным проблемам уже с дошкольного возраста.

Данная действительность поставила перед нашим коллективом задачу       поиска эффективного метода работы с детьми раннего и дошкольного возраста для улучшения образовательной деятельности.

Изучая и анализируя литературу по существующей проблеме, пришли к выводу, что таким методом работы может быть  кинезиология.
Итак, что же это такое? Понятие «кинезиология» имеет не одно значение. Хотя общий смысл един: наука о движении, а точнее Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение.

Таким образом, целью данного метода является развитие межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности, что позволяет решать следующие задачи:

  1. Развивать высшие психические функции у детей: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.
  2. Создавать условие для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у воспитанников.
  3. Обеспечить достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей.

Существует целый ряд кинезиологических упражнений, к комплексу которых относятся:

– растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус);

– дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность);

– глазодвигательные упражнения (расширяют поле зрения, укрепляют глазной аппарат, улучшают восприятие);

– упражнения для развития мелкой моторики (создают предпосылки для становления многих психических процессов, например, помогают развить речь);

– телесные упражнения (развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы);
– релакс-упражнения (
способствуют расслаблению, снятию напряжения).

Правила по применению кинезиологических упражнений:

  1. Основным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.
  2. Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.
  3. Заниматься ежедневно.
  4. Занятия должны быть оформлены в виде игры.
  5. Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.
  6. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  7. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
  8. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Необходимо отметить, что кинезиологические упражнения могут:
– давать быстрые результаты;
– иметь аккумулятивный (накопительный) эффект.

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Одной из составляющих кинезиологической гимнастики являются Глазодвигательные упражнения. Это эффективное средство профилактики зрительного утомления и развития зрительных способностей детей.  Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, способствуют к хорошему качеству зрения на разных расстояниях.

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз, рук и языка развивают межполушарные взаимодействия.

В своей работе мы применяем глазодвигательные упражнения, что благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора, укрепление глазного аппарата, тренировку глазных мышц.

Гимнастика проводится регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут.

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ведь ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей направлены в основном на укрепление дыхательной системы организма. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, вырабатывается привычка делать вдохи и выдохи правильно и ритмично.

Так как упражнения для детей младшего возраста носят игровой характер и включают произнесение звуков, то улучшается и работа речевого аппарата. За счет улучшения кровоснабжения организма, усиливается местный иммунитет ребенка.

Кинезиология включает и пальчиковую гимнастику, массаж, самомассаж пальчиков. Все игры с пальчиками можно разделить на несколько видов:

Пальчиковые игры с предметами.

Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением.

Пальчиковые игры манипуляции.

Пальчиковые игры с элементами самомассажа.

Пальчиковые игры на основе сказок.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения, они помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза».

Нейрогимнастика изучает развитие мыслительных способностей человека за счет выполнения заданий для обоих полушарий мозга, имеет перспективу применения в работе учителя-логопеда для коррекции звукопроизношения. Постепенное включение в логопедическую работу нейрогимнастики включает следующую последовательность:

1. Сначала ребенок разучивает   упражнения, отрабатывая технику.

2. Затем, решая поставленные задачи, учитель-логопед добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение, подключает движение языка к движениям рук, сочетает дыхательные и двигательные упражнения,а дополняет двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

3. Усовершенствованные упражнения сначала дети выполняют пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения самостоятельно (индивидуально или в группе).

За этапом постановки нарушенного звука следует процесс автоматизации, превращения умений в прочные навыки. Выполняя нейромоторные упражнения, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках.  

Таким образом, кинезиологическая составляющая в деятельности учителя-логопеда позволяет сделать работу более эффективной, ускорить результат, превратить занятия в увлекательную игру. Нейрогимнастика дает большое количество возможностей для ускоренного развития ЦНС детей дошкольного возраста. Положительный эффект от упражнений сохраняется на протяжении всей жизни ребенка.

Релаксация способствует повышению работоспособности человека, снятию физического и психического напряжения. Независимо от наличия или отсутствия специальных условий, руководствуясь только собственным желанием, перемещаясь в тот или иной сказочный мини-сюжет, задействовав только слуховые анализаторы можно отдохнуть и восстановить свои физические и психические силы. Умение расслаблять мышцы тела, начиная с мышц лица - одно из направлений восстановительной терапии. Недаром, релаксация активно практиковалась еще мудрецами древности, позволяя им добиваться хороших результатов, как в физическом, так и интеллектуальном плане.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Перед проведением релаксации педагог поясняет, для чего нужно расслабляться, какую позу или исходное положение нужно принять, а в ходе релаксационных упражнений контролирует степень расслабления детей.

Творческий подход педагога во время проведения релаксационных упражнений способствует созданию атмосферы доброжелательных отношений, позволяет детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации.

Кинезиология рассматривается многими исследователями как перспективное направление, в том числе и в дошкольной педагогике, поскольку оно интегрирует в себя психологию, педагогику, коррекционную педагогику, медицину, логопедию и др.

Таким образом, кинезиология развивает межполушарную связь, мелкую моторику, память, внимание, мышление, речь, способствует достижению эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей, снижению утомляемости, уровню заболеваемости, повышению способности сопротивления организма дошкольника.

Экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело! Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте почистить зубы, причесаться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга, помогает развивать новые контакты между клетками мозга и оказывает общее оздоравливающее воздействие на весь организм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Использование ТСО и визуальных методов для активизации языковых компетенций студентов" к конференции "Методы активного обучения в практике преподавания"

Данные тезисы и презентация были представлены мною на научно-практической конференции для преподавателей "Методы активного обучения в практике преподавания", которая проводилась в медицинском колледже...

Игра как эффективный метод музыкального развития дошкольников.

Данная статья отражает  опыт применения игрового обучения дошкольников в детском саду, раскрывает понятие "музыкальные способности"...

Психологическое здоровье дошкольников - актуальная тема в педагогической практике

В методических материалах представлены теоретические аспекты понятия "психологическое здоровье" и факторов риска его нарушений; формы, методы, приемы работы по его формированию в соответстви...

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста.

Мозг человека - это компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме.Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций о...

Биоэнергопластика как инновационный метод речевого развития дошкольников

В данной статье рассматривается проблема применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Определено теоретическое понятие «биоэнергопластика». Подчеркивается положит...

Инновационный педагогический проект «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности»

Инновационный педагогический проект«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия, повышение двигательной активности у дошкольников с нарушениями речи в процессе образовательной деятельности&raqu...