Мастер-класс для педагогов "Кинезиология как метод развития познавательной деятельности у обучающихся начальных классов с ОВЗ"
материал
Мастер-класс для педагогов, работающих с обучающимися с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_kineziologiya.docx | 46.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №4»
Мастер-класс для педагогов
«Кинезиология, как метод развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов с ОВЗ»
Подготовила: учитель-дефектолог МБОУ «Школа №4»
Васильева Юлия Сергеевна
2023 г.
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с обучающимися с ОВЗ.
Задачи:
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
- Распространить педагогический опыт и привлечь интерес к использованию кинезиологических упражнений на уроках;
- Раскрыть значения приемов и методов кинезиологических упражнений с точки зрения коррекционно-развивающей деятельности.
- Обеспечить в рамках мастер-класса атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и сотрудничества.
Категория слушателей: учителя-дефектологи общеобразовательных организаций.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, боксерская перчатка, маска для сна, магнитные буквы, мяч, ножницы, ручка, листы бумаги, схема упражнения «Игровое поле», схема упражнения «Тропинки», кинезиомешочки.
Ход мастер-класса
- Организационная часть (слайд 1)
- Добрый день, уважаемые коллеги!
-Я приглашаю Вас принять участие в мастер-классе.
2. Целеполагание (слайд 2)
-Прежде чем приступить к раскрытию темы мастер-класса, я предлагаю вам сделать небольшой глоток воды.
-Далее необходимо выполнить массаж ушных раковин: помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину, теперь потяните уши слегка в сторону, вверх, вниз. В конце упражнения разотрите уши руками.
-Как вы думаете, для чего мы выполнили эти действия, и какая тема мастер-класса? (мнение участников)
Стакан воды способен ускорить работу головного мозга на 14%. Массаж ушных раковин позволяет активизировать работу головного мозга, тем самым подготавливает его к принятию и переработке информации.
(слайд 3)
- Тема мастер-класса «Кинезиология, как метод развития познавательной деятельности обучающихся начальных классов с ОВЗ»
Мастер-класс предназначен для педагогов, работающих с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
(слайд 4)
Актуальность:
- В последнее время отмечается увеличение количества детей с трудностями в обучении, имеющие отличительные особенности, категорию этих детей составляют дети с ограниченными возможностями здоровья.
(слайд 5)
- Кто они, дети с ОВЗ, и в чем проявляется ограниченная возможность их здоровья? Для этого необходимо представить себя в мире особого ребёнка.
- Первому участнику я предлагаю надеть боксерскую перчатку, взять ручку и написать на листе свою фамилию (нарушение моторики);
- Второй участник должен вырезать из бумаги прямоугольник, пользуясь только одной рукой (нарушение моторной координации);
- Третий участник надевает маску для сна и на ощупь читает слово, выложенное на магнитной доске магнитными буквами (нарушение свойств восприятия);
- Четвертый участник должен подкидывать мяч, хлопнуть в ладоши и одновременно сосчитать, сколько людей находится в аудитории (низкая концентрация внимания).
-Какие трудности вы испытывали при выполнении упражнений? (ограниченные возможности)
-Таким образом, вы лично убедились, что нарушения моторики рук, координации движений, восприятия, внимания, слуха и др. недостатки развития являются значимыми проблемами в обучении и воспитании данной категории детей, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Постановка проблемы (слайд 6)
-Наш мозг, как известно, состоит из двух полушарий. Каждое из них выполняет свои особые функции.
Левое - отвечает за речь, логику, анализ, математические способности.
Правое - за восприятие информации на слух, планирование, креативность, образное мышление.
Обычно у человека одно из полушарий является доминирующим и это проявляется в различии способа переработки информации.
-Межполушарное взаимодействие у детей с ОВЗ развито слабо, ведущее полушарие берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется.
-От развитости межполушарных связей у детей зависит обучаемость, скорость и легкость овладения новыми знаниями и навыками. Чем более они развиты, тем легче ребенку осваивать программный материал, и даже строить межличностные отношения.
-Использование кинезиологических упражнений в практической деятельности с детьми меня давно привлекало. Изучив специальную литературу, следуя требованиям ФГОС НОО ОВЗ по созданию специальных условий для обучающихся, я решила использовать систему коррекционно-развивающих упражнений с учётом нейропсихологического подхода, следуя современным инновационным практикам ведущих специалистов в области педагогики и психологии.
(слайд 7)
Целью мастер-класса является повышение уровня знаний педагогов по использованию кинезиологических упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с обучающимися с ОВЗ.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- Создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
- Распространить педагогический опыт и привлечь интерес к использованию кинезиологических упражнений на уроках.
- Раскрыть значения приемов и методов кинезиологических упражнений с точки зрения коррекционно-развивающей деятельности.
- Обеспечить в рамках мастер-класса атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и сотрудничества.
- Основная часть: (слайд 8)
- Сегодня мы с вами будем говорить о том, как активизировать познавательную деятельность обучающихся с помощью кинезиологических упражнений.
А) Кинезиология, как наука
- Кинезиология (от лат. «кине» - движение, «лого» - знание) – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
-Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.
(слайд 9)
-Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка?
-Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга».
-На слайде представлены цели таких упражнений.
Цель таких игр и упражнений:
· балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия;
· развитие памяти и мыслительной деятельности;
· повышение продуктивной работоспособности;
· развитие мелкой моторики;
· развитие речи, навыков письма и чтения, мышления.
Б) Виды и качественная отработка упражнений (слайд 10)
-Предлагаемая система включает в себя следующие виды упражнений:
Упражнения-растяжки;
Дыхательные упражнения;
Глазодвигательные упражнения;
Телесные упражнения;
Упражнения для развития мелкой моторики;
Зеркальное рисование;
Упражнения с кинезиомешочками;
Упражнения на релаксацию.
-В ходе практической части, мы сейчас отработаем некоторые виды упражнений на конкретных примерах. Хочется отметить, что задания дополнены визуальным стимульным материалом, художественным словом, музыкальным сопровождением и проблемными вопросами, что позволяет решать дополнительные познавательные задачи.
- Дыхательные упражнения (слайд 11)
Цель: улучшают ритмику организма развивают самоконтроль и произвольность. Данный вид упражнений особенно эффективен для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
-Уважаемые коллеги, посмотрите на пиктограмму и ответьте на вопрос: «Как мы будем выполнять данное упражнение?» (говорить шёпотом).
Упражнение «Шепчем вместе»
-Уважаемые коллеги, я задаю Вам вопросы, каждый, кто знает ответ на вопрос, молча, поднимает руку. Когда большинство группы будет готово, ведущий начинает считать: «Одина, два, три». На счет «три» все вместе должны ответить шёпотом.
Вопросы:
Какой сегодня день недели?
Какое сейчас время года?
Какой весенний месяц?
-Вопросы могут разные в соответствии с темой и этапом урока или занятия. Данное упражнение влияет на развитие не только дыхательной функции (ответ произносится на выдохе), но и решает коммуникативные задачи среди воспитанников или учеников, а именно сплочение детского коллектива.
- С каким видом упражнений связана следующая пиктограмма?
-Верно, это глазодвигательные упражнения.
- Глазодвигательные упражнения (слайд 12,13)
- Ярким примером глазодвигательных упражнений является тренажёр учёного, врача и педагога Владимира Филипповича Базарного. Информация по тренажёру представлена на слайдах.
- Следующий вид - это телесные упражнения (слайд 14)
Цель: Развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
Плечики. Поднимать плечи вверх-вниз. Вперёд-назад, затем тоже сделать каждым плечом отдельно.
- Упражнения для развития мелкой моторики (слайд 15)
Тропинка.
-Перед Вами карточки для выполнения упражнения «Тропинка».
Она составлена из прямоугольников и квадратов разных цветов, количество фигур в рядах разное, что показывает разные варианты сложности упражнения. 1 Вариант, состоящий из красных и фиолетовых фигур – простой, руки будут выполнять синхронные движения, движения обеих рук будут совпадать. 2 Вариант состоит из зеленых и желтых фигур – усложненнный, так как руки будут выполнять асинхронные команды, непохожие друг на друга.
Схема напоминает игру в классики.
-Только играть мы будем пальчиками, помогут нам указательный и средний пальцы. Там где две фигуры касаемся двумя пальцами, там, где одна одним. Двигаемся по направлению снизу вверх.
Сначала правой рукой, затем левой и обеими руками одновременно.
- Начали.
Итак, правая рука….., левая….., обе руки.
«Игровое поле».
На схеме изображено поле в виде прямоугольника, в каждому углу - пальчиковая комбинация. Стрелки красного и зеленого цвета обозначают направление. Упражнения начинается с фигуры, под которой написано слово «Старт».
Первый вариант выполнения упражнения: передвигаемся левой рукой по периметру прямоугольника, следуя направлению красных стрелок, в каждом углу правой рукой демонстрируем нужную фигуру из пальчиков.
Второй вариант выполнения упражнения: точно также передвигаемся правой рукой по зелёным стрелкам, выполняя в каждом углу нужную фигуру из пальчиков.
-Как вы думаете, что развивают данные упражнения?
Цель: Такие упражнения способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, позволяет закреплять понятие о цветах и фигурах. Детям оно нравится, вызывает у них положительные эмоции, так как оно ритмичное, веселое и яркое.
- Зеркальное рисование (слайд 16,17)
Еще одной формой кинезиологических упражнений является зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.
-На слайде вы видите варианты упражнений, которые выполняются на бумаге, в своей практике я активно использую песок, муку, разные виды круп.
-Мы выполним данное упражнение в воздухе.
-Представим, что у нас в каждой руке карандаш, одновременно обеими руками пишем следующие цифры (2, 5,8).
-Попробуйте написать свое имя.
- Упражнения с кинезиомешочкамии - следующий вид упражнений. (слайд 18)
Целью использования кинезиологических мешочков является развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности развитие и коррекция визуально-пространственного мышления.
Кинезиомешочек – это коррекционно-развивающее пособие, которое сшитое из плотной ткани. Вовнутрь каждого мешочка можно положить разный материал, песок, различные виды крупы.
С учётом здоровьесберегающих технологий, материал мешочков гиппоаллергенен, широко применяем в работе с детьми, заменяет мяч, это пособие можно изготовить своими руками.
Помимо этого работа с кинезиомешочками развивает тактильные ощущения. Дополнительным заданием может выступать вопрос: угадай что внутри, или найди такой же мешочек на ощупь.
На экране вы видите названия некоторых упражнений с кинезиомешочками.
(слайд 19)
-На следующем слайде представлен фрагмент занятия с детьми. Мы выполняли упражнение «Котлетка», «Карусель», «Не урони» и другие
«Котлетка». Мешочек лежит на левой ладони. Ребром правой руки «рубим» мясо. Посолили щепоткой соли. Переложили в правую руку. Ребром левой руки порубили. Левой щепоткой поперчили. Слепили котлетку. Перебрасывание из руки в руку. Пожарили на одной стороне - на левой ладони. Покачиваем рукой. Пожарили на другой стороне - на правой ладони. «Ам» и съели. Имитируем проглатывание. Прячем мешочек за спиной. Глубокий вдох….выдох…3 раза. Пауза.
«Карусель». Передаем мешочек за спиной из левой руки в правую. Постепенно увеличивая темп, «раскручиваем карусель». Постепенно замедляем темп. Останавливаемся и меняем направление в другую сторону, передавая теперь мешочек за спиной из правой руки в левую. Раскручиваем «карусель» в другую сторону.
«Не урони!». Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек. Ребенок стоит ровно.
- С вами мы выполним другие упражнения.
«Ухо-нос-ухо». Подбрасываем мешочек двумя руками. Дотрагиваемся правой рукой до левого уха. Ловим. Подбрасываем. Дотрагиваемся правой рукой до носа. Ловим. Подбрасываем. Теперь дотрагиваемся левой рукой до правого уха. Ловим. Дотрагиваемся левой рукой до носа. Повтор несколько раз.
Таких упражнений существует множество вариантов.
- Какие эмоции у вас вызвали упражнения? (ответы участников)
-Можно сделать вывод, что выполненные упражнения вызывают положительные эмоции: радость, смех, хорошее настроение.
-Следует отметить, что эти методы не требуют материальных затрат, удобны в применении, органично вписываются в структуру урока, а главное – дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.
В) Педагогические условия для реализации кинезиологических упражнений (слайд 20)
При проведении упражнений следует не забывать о выполнении определенных педагогических условий, которые вы видите на экране.
- четкое выполнение движений.
- вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям;
- систематичность выполнения, ежедневно без пропусков;
- постепенное увеличение темпа и сложности;
- требуется точное выполнение движений и приёмов;
- продолжительность занятий составляет от 5 – до 10 минут в день.
- внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.
Г) Применение кинезиологических упражнений на этапах урока
(слайд 21)
-Коллеги, на каком этапе урока возможно применение данных упражнений? (ответы участников)
- Совершенно верно, упражнения можно проводить в образовательной деятельности, во время артикуляционной гимнастики (при произнесении скороговорок и других речевых упражнений) в начале урока, с целью облегчения письма и чтения, устранения тревожности перед проверкой домашнего задания или ответа у доски.
-Кинезиологические упражнения можно применять в середине урока во время заучивания правил, как динамическую паузу с целью восстановления работоспособности.
-Также их можно применять в те моменты, когда вы видите, что ребенок устал, начал отвлекаться и т.д.
Самое главное требование и условие — это регулярность и повторяемость.
Д) Результат и эффект от упражнений
Коллеги, как вы думаете, как влияют данные упражнения на деятельность организма ребёнка? (Ответы участников)
-Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
-Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения.
Поэтому можно сказать, что кинезиологические упражнения благоприятно влияют на развитие познавательной сферы детей.
- Рефлексия
В завершении мастер-класса я хочу получить Ваш отзыв.
Покажите знак «Виктория-победа», если Вы будете использовать упражнения в своей работе.
Покажите «Лайк», если Вам было интересно и мастер-класс понравился.
Покажите «ОК», если Вам понравилась психологическая атмосфера во время мастер-класса.
-Я подготовила для вас информационные буклеты, в которых вы найдете варианты кинезиологических упражнений и необходимую информацию по теме мастер-класса.
-Надеюсь, что информация, полученная в ходе мастер – класса была полезной. Спасибо Вам за работу! (слайд 22)
-В память о нашей встрече я хочу вручить Вам небольшие подарки, внутри которых вы найдете интересный практический материал.
- Желаю Вам, чтобы любимым делом была для вас работа; лучшим днем был день – «сегодня»; самым большим даром - любовь, а самым большим богатством – здоровье!
Список литературы:
1. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
2. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
3. Сиротюк, А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. [Текст]/ А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с.
4. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
5. Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
6. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
7. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
8. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. [Текст]/ А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М.: Аркти, 2001.- 144 с.
9. Ястребова, А. В., Лазаренко, О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. [Текст]/А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М.: Аркти, 1999.-136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательная игра для обучающихся начальных классов. В гостях у зарубежных сказок
Цели занятия:1.Обобщить знания детей по сказкам;2. Познакомить с иностранными сказками;3.Развивать мышление, воображение, интерес, внимание;4.Воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам....
Развитие творческого мышления у обучающихся начальных классов
Развивающее занятие-Развитие творческого мышления у обучающихся начальных классов...
МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
Мастер-класс "Кроссенс" как метод развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления"...
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОГРАММЕ GEOGEBRA
В статье рассмотрена возможность использования математического моделирования на уроках геометрии с использованием пакета GeoGebra. Раскрыта сущность и значение математического моделирования в процессе...
Методика развития физических качеств у обучающихся начальных классов средствами подвижных игр на занятиях физической культуры
Одним из важнейших средств развития двигательных качеств детей является подвижная игра. Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Игра – естественный ...
Развитие гражданско-патриотических качеств личности обучающихся через применение активных методов организации познавательной деятельности на уроках и внеурочных занятиях по географии
Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молод...
Рабочая программа дефектологических занятий коррекционного курса «Развитие познавательных процессов» для обучающихся 1 класса, вар.1
Рабочая программа дефектологических занятий курса "Развитие познавательных процессов" разработана для обучающихся 1 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Сро...