Психологическое здоровье дошкольников - актуальная тема в педагогической практике
методическая разработка по психологии
В методических материалах представлены теоретические аспекты понятия "психологическое здоровье" и факторов риска его нарушений; формы, методы, приемы работы по его формированию в соответствии с образовательными областями и требованиями ФГОС ДО; понятие о сказкотерапии как эффективной технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольников – актуальная тема
в педагогической практике
Тема о психологическом здоровье появилась на «сцене жизни» достаточно давно, и с течением времени становится все более обоснованной и актуальной.
Ведь мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов.
А ведь можно и нужно помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности.
Тема актуальна и в связи с тем, что практически 40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.
И, наконец, тема становится все более актуальной в связи с особенностями нового поколения наших детей: детей, которые родились и растут в эпоху серьезных социальных изменений при стремительном развитии технологий.
Исходя из «проблемных зон» современных детей, понятно, что у них нужно развивать: адаптивность, самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативную сферу, эмоциональную сферу.
А мы, окружающие ребенка взрослые, способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности.
Норма психологического здоровья – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.
Поскольку психологическое здоровье предполагает равновесие между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.
Ключевым для описания психологического здоровья словом является гармония между человеком и окружающими людьми, человеком и окружающим миром (природой), гармония с самим собой.
Обратимся к ФГОС ДО, который указывает на целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования; среди них следующие:
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
- обладает начальными знаниями о себе, о социальном мире, в котором он живет;
- способен учитывать интересы и чувства других; адекватно проявляет свои чувства;
- старается разрешать конфликты;
- проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- умеет подчиняться социальным нормам;
- способен к принятию собственных решений и т.д.
Целевые ориентиры соответствуют характеристикам психологически здоровой личности ребенка.
Наша задача – создать условия и способствовать формированию психологического здоровья обучающихся.
Какими способами ребенок может реагировать на окружающую его действительность?
- Активным или пассивным.
От чего может зависеть стиль поведения?
- Склонность ребёнка к активным или пассивным способам поведения во многом определяется особенностями темперамента, закрепляемыми условиями развития.
Пассивный стиль поведения характеризуется стремлением ребенка приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям.
Ребенок, избравший активный стиль поведения, наоборот, использует активно-наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям.
Какие же существуют факторы риска нарушения психологического здоровья?
▪ Младенчество
Главное для младенца – общение с матерью. Окружающий мир ребенка представлен в лице матери. Дефицит этого общения становится фактором риска. Понятно, если имеет место крайний вариант такого дефицита - материнская депривация, к каким нарушениям психологического здоровья это может привести.
К факторам риска относится и формальное общение матери с ребенком, лишенное тепла.
Однако психологическому здоровью младенца вредит и сверхизбыточное общение с матерью, приводящее к сверхстимуляции ребенка. Такая мать нередко впадает в эмоциональную зависимость от ребенка, и следствием чрезмерной привязанности становится хроническая тревожность матери, ее тревожность передается ребенку.
Другой вид патологических взаимоотношений – чередование тревожности и повышенного внимания с пустотой, с провалами в общении, когда жизнь ребенка становится структурно неорганизованной, аритмичной. Это такие матери, которые не имеют возможности постоянно ухаживать за ребенком, а чувство вины заглаживают чрезмерными ласками. А сейчас таких матерей очень большой % (матери-студентки, бизнес-леди, постоянно занятые на работе…)
Все эти нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию недоверия к окружающему миру.
Нарушения младенческого периода могут оказаться основой для возникновения в дальнейшем психосоматических отклонений: головные боли, немотивированная рвота, заикание.
Итак, в младенчестве должно сформироваться доверие к окружающему миру, а если оно не формируется, то ребенок чувствует себя незащищенным перед окружающим миром, это приводит в будущем к возникновению: при активной форме – к защитной агрессии, при пассивной – к страху внешней агрессии.
▪ Ранний детский возраст Начинает формироваться «Я» ребенка. И итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка («Я сам»).
К факторам риска относятся:
Продолжение навязчивой опеки со стороны тревожной матери;
Так и слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери, например: выход женщины на работу, помещение ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.д.
Одной из форм детской активности в раннем возрасте является агрессия. Практически каждый ребенок в норме проходит эту стадию становления собственной активности, самостоятельности. Стремление родителей полностью вытеснить проявления агрессии ребенка с помощью безусловного запрета на любую агрессивность также может оказаться фактором риска.
И еще очень важный фактор. В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторое удаление от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и, в-третьих, отец является по своей природе более психологически устойчивым и может оказаться источником психологической защиты ребенка.
Итак, несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам») может привести к появлению у ребенка чувства несвободы, зависимости от окружающих, и, снова, в активном варианте будет проявляться агрессия (деструктивная), и, в пассивном варианте - социальные страхи (то есть стремление к зависимости от мнения и оценок окружающих).
▪ Следующий возрастной период – дошкольный.
А определяющими факторами риска в этот возрастной период являются факторы семейной ситуации. К ним можно отнести:
Ситуацию «ребенок – кумир семьи». Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации – одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет общаться со сверстниками, не понимает требований взрослых.
Другой фактор риска со стороны семейной системы – это неполная семья или конфликтные отношения между членами семьи.
Серьезный фактор риска представляет родительское программирование. Вследствие чего ребенок приучается постоянно адаптировать свое поведение к ожиданиям взрослых, лишается самостоятельности. Формируется «приспособившийся ребенок». У него отсутствует важное новообразование дошкольного возраста – инициативность. В будущем, уже школьном возрасте, у таких детей наблюдается повышенная тревожность, неуверенность в себе, страхи.
Итак, если у ребенка-дошкольника формируется чувство одиночества и покинутости (на фоне нехватки любви, внимания, заботы), то впоследствии в активном варианте это может привести к демонстративной агрессии, а в пассивном варианте – к замкнутости (проявления: общая настороженность, боязливость, склонность к депрессивным настроениям, эмоциональная скованность).
Рассмотрим, как же формировать психологическое здоровье, по каким основным направлениям?
обучить положительному самоотношению, позитивному отношению к окружающему миру и принятию других;
сформировать эмоциональную грамотность;
побудить ребенка к последующему саморазвитию.
- На первом этапе основная задача – формирование позитивного образа «Я» ребенка, принятие самого себя и принятие других людей.
2-3года
Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя.
Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.
3-4года
Образ Я. Постепенно формировать образ Я. Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т. п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова). Закреплять умение называть свое имя и возраст.
Способствовать развитию у детей положительной самооценки, учитывая, что в этом возрасте самооценка и положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
4-5лет
Образ Я. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым»). Формировать первичные представления детей об их правах (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.). Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что он хороший, что его любят.
Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
5-6 лет
Образ Я. Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.). Через символические и образные средства углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Расширять традиционные гендерные представления. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
6-7 лет
Образ Я. Развивать представление о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребенок посещает детский сад, школьник учится, взрослый работает, пожилой человек передает свой опыт другим поколениям). Углублять представления ребенка о себе в прошлом, настоящем и будущем. Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза; воспитывать нацеленность на дальнейшее обучение, формировать понимание того, что хорошее образование необходимо любому человеку. Приучать детей — будущих школьников — проявлять инициативу в получении новых знаний. Воспитывать осознанное отношение к своему будущему (к своему образованию, к своему здоровью, к своей деятельности, к своим достижениям), стремление быть полезным обществу.
Формировать понимание того, что все зависит от самого человека — его трудолюбия, настойчивости, веры в себя. Продолжать воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и возможностях. Воспитывать инициативность и творческий подход, создавать для поддержания детской инициативы ПДР — пространство детской реализации (возможность для каждого ребенка проявить инициативу, сформулировать и реализовать свою идею, предъявить результат сообществу и увидеть (осознать) полезность своего труда для окружающих).
Закреплять традиционные гендерные представления, продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу.
Работа по формированию образа Я начинается с принятия собственного имени. На таких занятиях дети узнают историю своего имени, его значение, визуализируют, ассоциируют с ощущениями цвета, запаха, звучания, изображают его с помощью телесно-ориентированных техник, шифруют.
Дети оформляют «Книги имен», альбомы «О себе в картинках».
Актуальна проектная деятельность по темам: «Моя семья», «Мои друзья».
Одной из главных задач является формирование позитивного, творческого отношения к окружающему миру.
Достаточно эффективными приемами в этой работе являются:
Упражнение «Мой мир», в котором ребенку предлагается нарисовать мир, где ему хотелось бы находиться и ему нравится (это может быть какой-то уголок природы, знакомое ему место и т.д.) А затем это позитивное эмоциональное состояние закрепляется прослушиванием соответствующей музыки.
Просмотр видеосюжетов окружающего мира в музыкальном сопровождении работает на гармонизацию эмоционального состояния ребенка.
2) В рамках второго направления идет работа по формированию эмоциональной грамотности.
Эмоциональная грамотность (эмоциональный интеллект) – это способность человека воспринимать, оценивать, понимать эмоции, а также управлять эмоциями, способствуя своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
Важно уже в дошкольном возрасте формировать эмоциональную грамотность, так как многие дети не умеют понимать и описывать собственные эмоциональные состояния, состояния других людей, причины поведения, последствия поступков.
В своей работе можно использовать классификацию эмоций Кэррола Изарда.
Согласно этой теории, эмоции рассматриваются как основная мотивационная система человека, а также как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. К. Е. Изардом выделяется десять фундаментальных эмоций, каждая из которых ведет к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
• эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
• происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
• развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
• зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность.
В возрасте 3,5-5 лет дети начинают пользоваться определениями «злой», «добрый», «веселый» и глаголами «плачет», «смеется». Грусть и гнев дети могут охарактеризовать как «плохое настроение».
Ближе к 5 годам становится доступно дифференциация обозначения эмоциональных состояний «сердитый», «грустный», «веселый», «страшно, испугался». В 6 лет возникают более точные определения «недовольный, рассерженный». Дети до 6 летнего возраста стремятся изобразить мимически увиденные ими эмоции. После 7 лет ребенок должен быть в состоянии адекватно понять и вербализовать практически все базовые эмоции, выраженные в лицевой экспрессии.
Дети учатся распознавать эмоциональные состояния свои и друг друга по мимике, жестам, голосу. Можно читать сказки, обсуждать эмоции героев, вспоминать, в каких ситуациях проявляются наши собственные эмоции, помогают ли они нам добиваться цели, и изображать образ Я с помощью различных материалов. Можно рисовать их на бумаге, составлять из камней, рисовать на песке и украшать, изображать чувства с помощью танца, с помощью фигурок зверей и т.д. Образ Я можно представить в виде Я-частичек, свойственных личности ребенка: Веселушка, Грустинка, Умнушка, Обидочка…
3) Третье направление обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении. Очень важно заложить у детей основы веры в общечеловеческие ценности, пробудить стремление становиться с каждым днем лучше, добрее, умнее.
В рамках этого направления в старшем дошкольном возрасте следует начинать «работать на перспективу», говорить с детьми о будущем, каким оно будет, каким станет ребенок, мотивируя его на дальнейшее развитие.
В рамках данного направления работы эффективно использовать сказкотерапию. Ведь это разговор с ребенком о психологических трудностях на его собственном, доступном языке.
Сказкотерапия – это технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.
Основная задача – обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Это целая воспитательная система.
От года до четырёх лет используют сказки с животными. От пяти до шести-семи лет усваиваются сказки и с несуществующими персонажами: феи, гномы, эльфы и другие.
Методы и приёмы сказкотерапии:
- работа с уже написанными сказками;
- написание своей истории;
- инсценирование сказки;
- переписывание окончания сказочной истории;
- арт-терапевтическая работа над сказкой.
Формы и техники сказкотерапии:
- рассказывание или сочинение сказки;
- рисование сказки;
- изготовление кукол;
- постановка сюжета сказки; драматизация;
- музыкальное «озвучивание» сказки.
Сказок великое множество. Из каждой выносится определенный урок. Каждая сказка может помогать в решении определенных коррекционных задач: например, ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи, ребенок агрессивен, дерется, конфликтует со сверстниками, у ребенка не сформировано чувство меры, ребенок боится чего-то и т.д.
Психокоррекционная сказка – это сказочная история, которая позволяет посмотреть на свою проблему с другой точки зрения, увидеть пути решения. Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Но не всегда мы быстро можем найти нужную нам сказку, «достать ее с полки», чтобы она сработала на определенную ситуацию, поведенческое проявление.
Поэтому полезно уметь придумать самим поучительную сказочную историю. Но делать это нужно правильно. Для создания психокоррекционной сказки используется алгоритм:
- Жили-были… В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру; героем может стать любимый персонаж или игрушка.
- Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.
- И вдруг однажды…Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.
- Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру» мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача – через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем.
- Развязка. Позитивный итог истории. Герой понимает свою неправоту, признает ошибки, становится на путь изменений, получает вознаграждение.
Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого» поведения ребенка. Обычно это следующие причины:
- Ребенок желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания.
- Ребенок желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель проявления лидерских качеств (ибо власть связана с выраженными лидерскими качествами): хороший предводитель прежде всего должен заботиться о своих друзьях.
- Ребенок желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное видение героем проблемы и конструктивная модель поведения.
- Ребенку страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою поддержку и предлагают способы преодоления страха.
- У ребенка не сформировано чувство меры. В этом случае психокоррекционная сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ним.
Психокоррекционную сказку можно обсудить с ребенком, сформулировать «сказочный урок», проиграть ее с помощью кукол, рисунков, песочницы, миниатюрных фигурок, «озвучить» с помощью музыкальных инструментов. А можно просто прочитать, не обсуждая. Простое рассказывание сказки ребенку без дальнейшего анализа и объяснений уже будет иметь огромное значение: мягко на подсознательном уровне идёт грандиозная работа, происходит изменение внутреннего плана действий; происходит «замещение» стиля, который стал неэффективен, на новый – продуктивный.
Литература
Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001г.
Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.
Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое здоровье дошкольников.
Психологическое здоровье как цель и критерий успешности психологической поддержки детей. Счастливый ребенок в детстве - успешный взрослый в будущем....
Конкурс методических разработок среди педагогических работников «Формула здоровья». Номинация: «Психологическое здоровье школьников» Тема: «Психолог о здоровье»
ВведениеЖизнь невозможна без взлетов и падений. Жизненные сложности могут быть тягостными для одних людей и могут привести к стрессу, депрессии, а в дальнейшем и к ухудшению здоровья. Другие же люди и...
Семинар-практикум для педагогов-психологов "Концепция И.В.Дубровиной как модель формирования психологического здоровья дошкольников"
На семинаре-практикуме рассматриваются: понятийное поле психологического здоровья, факторы риска, классификация его нарушений; практическая модель формирования психологического здоровья дошкольников н...
Психологическое занятие "Реализация модели формирования психологического здоровья дошкольников через драматизацию"
Для педагогов-психологов ДОО...
Психологическое здоровье дошкольника.
Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих роди...
Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...
Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: традиции и инновации».
Методическая разработка по теме: « Психолого-педагогические практики просвещения родителей. Вовлечения семьи обучающегося во взаимодействие с образовательной организацией: тради...