Методические рекомендации родителям для формирования графомоторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в повседневной жизни.
методическая разработка

Чиряева Дина Рафиковна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich._rekomend._roditelyam_2.odt44.97 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФОМОТОРНОГО НАВЫКА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Играя или занимаясь с ребенком,будьте терпеливы.Не забывайте, что многие действия он только осваивает, и для того чтобы они выполнялись легко и быстро, перешли в навык, потребуется время. Важно поддержать ребенка, помочь обрести уверенность в себе. Будьте изобретательны: постарайтесь придумать игровые ситуации. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка достигается многократным его повторением. Все упражнения следует использовать по принципу последовательности (от простого к сложному). Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Тренируем руки на прогулке, дома …

На прогулке: где бы вы ни находились,предоставьте ребѐнку возможность поближе познакомиться с песком, глиной, водой, снегом. Поощряйте стремление ребѐнка строить башни и крепости из песка, возводить снежные городки, рисовать пальцем или палочкой на песке, глине (аналогичные «письмена» получатся на рассыпанной по столу манке и муке) и т.д. Дайте ребенку возможность поиграть с галькой, побросать камушки, пособирать камушки в емкость с узким горлышком.

Дома: особое внимание уделяйте формированию самых разнообразных навыков самообслуживания (умываться и вытираться, застегивать и расстегивать пуговицы, готовить постель ко сну, убирать кровать и т.д.). Ребенок с интересом будет  осваивать эти умения, если «тренировки» будут проходить в игровых ситуациях, например, в кукольном уголке. Таким образом, игры с куклами помогут ребенку закрепить необходимые бытовые навыки.

На кухне: ребѐнок может перебирать гречку, рис, пшено, насыпать сахар в сахарницу, соль в солонку. Научите его растирать, размешивать, взбалтывать, отливать, подливать, переливать. Важно, чтобы он научился держать ложку, вилку, нож, самостоятельно размешивать сахар в чашке, аккуратно наливать чай из чашки в блюдце. Ребѐнку доставит удовольствие раскатывание теста, раскладывания начинки и лепка пельменей, вареников. Научите ребенка закручивать и откручивать крышки.

Упражнения, повышающие энергетический потенциал

Массаж и самомассаж:

  •  подушечек пальцев и рук, фаланг пальцев,потягивания,растирание ладоней («ручки замерзли»), растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев («расческа»), легкие постукивания пальчиками одной руки по ладони другой («прыгают зайчики»), одну ручку в кулачок – постукивания по ладони другой руки («мишка ходит»); с помощью карандаша, толстой веревки, ореха, массажного мячика, шарика-суджок, сенсорного коврика, наждачной бумаги;

  •  растирание и разминка пальцев рук и всей кисти от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание следует уделить большим пальцам. Имитация «силового» мытья, растирания и пожатия рук;

  • головы

«Мытье головы»:

а) пальцы слегка расставить и немного согнуть в суставах.

Кончиками пальцев массировать голову в направлении:

1) ото лба к макушке,

2) ото лба до затылка и

3) от ушей к шее;

б) пальцы слегка согнуты, поверхность ногтей и первые

фаланги плотно соприкасаются с поверхностью головы сразу за

ушами; массаж производится ребенком обеими руками навстречу друг другу от ушей к макушке.

«Обезьяна расчесывается».

Правая рука массирует пальцами голову от левого виска к правой части затылка и обратно.Затем левая рука — от правого виска к левой части затылка. В

более сложном варианте руки перекрещиваются у основания волос (большие пальцы — по средней линии); в такой позе ребенок интенсивно массирует голову ото лба к шее и обратно;

  •  ушей:

«Ушки»

Массирующими движениями «вверх и назад» для

верхней части уха и «строго вниз» – на мочках(5 раз). Другой вариант: уши растираются ладонями, как будто они замерзли; разминаются три раза сверху вниз – по вертикали; возвратнопоступательным движением растираются в другом направлении

– по горизонтали (пальцы, исключая большие, соединены и направлены к затылку, локти вперед). Затем уши закрыть ладонями, а пальцы приложить к затылку, сблизив их. Указательными пальцами слегка постукивать по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает ощущение шума в ушах, головную боль, головокружение;

  • шеи, плеч:

«Гибкая шея, свободные плечи»

Массировать шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающие, похлопывающие, пощипывающие, растирающие, спиралевидные движения.

Аналогично:

– правой рукой массировать левое плечо в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой — правое плечо;

– правой рукой взяться за левое плечо и сделать 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против нее, то же

— левой рукой, затем обеими руками одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию коммуникативной сферы у детей с умеренной умственнной отсталостью

Рекомендации по формированию коммуникативной сферы у детей с умеренной умственнной отсталостью...

Методическая разработка - Рабочая программа по музыке для детей с умеренной умственной отсталостью

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСАУчащиеся должны:1-ый и 2-ой годы развития и обучения - петь с помощью педагога и с музыкальным сопровождением наиболее простые песни.3-ий , 4-ый, 5-ый годы развития и обучения - ...

Театрализация как один из элементов развития коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью»

Цель:Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью при помощи театрализованной деятельности.Задачи:  - побуждать детей к театральной игре, создавая ус...

Статья Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью

Формирование графо-моторных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью...