Рабочая программа коррекционного курса "Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия" 1-4 класс
рабочая программа

Радченко Ольга Васильевна

Рабочая программа логопеда 1-4 класс для обучающихся с нарушением устной и письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1-4.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционного курса «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ОВЗ, ФАОП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022 г. № 1023,  рекомендациями и заключениями ТПМПК  обучающихся с ОВЗ, ППк МОУ «Шелаевская СОШ».

      Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А. Ишимовой, С.Н .Шаховской, А.А. Алмазовой; Москва «Просвещение» 2019г.

        Целевая аудитория: обучающиеся с нарушениями речи, испытывающие трудности в освоении основной общеобразовательной программы начального и основного общего образования и нуждающиеся в организации специальных условий обучения с учётом особых образовательных потребностей.

        Рабочая программа и методические материалы УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» О.А. Ишимовой, С.Н. Шаховской, А.А. Алмазовой могут использоваться в коррекционной логопедической работе с обучающимися по адаптированным образовательным программам: с тяжелыми нарушениями речи, с дисграфией и дислексией, при коррекции специфических нарушений речи у детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями, тугоухостью и др.)

        Цель программы:  предупреждение и исправление нарушения устной и письменной речи обучающихся 1-4 классов.   

  Задачи:

      1.Создать предпосылки, необходимые для предупреждения трудностей первоначального обучения грамоте (выделение звуков из речевого потока, перевод звуков в зрительный образ букв; превращение графических знаков в графические начертания).

      2.Сформировать обобщённые представления (речеслуховые, речедвигательные, зрительно-пространственные, зрительно-двигательные), необходимые для овладения стойким и правильным навыком устной речи, письма и чтения, осознанными и произвольными операциями и способами действия с речеязыковыми единицами.

     3.Создать для детей с нарушением устной речи, чтения и письма адекватные средовые условия с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей. А именно: создание комфортного воспитательного, образовательного, развивающего пространства, дающего возможность успешной коррекции, выбора способа и скорости освоения навыка письма. Коррекционная работа строится с учётом развивающей речевой среды, совместно организованной деятельности.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР (в соответствии с АООП обучающихся с ТНР (вариант 5.1) МОУ Шелаевская СОШ»)

  • детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка).

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.

Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Обучающиеся с общим недоразвитием речи, с ЗПР характеризуются явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся отмечаются нарушения звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования.

  • обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих  лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением.

Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. Грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой  устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи.

Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.

  1. Содержание коррекционного курса

         Общая характеристика коррекционно-педагогической работы

Коррекционно-педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (1-2 класс) - предупреждение трудностей формирования письма и чтения (ориентировочная продолжительность 1 учебный год). Параллельно ведется работа по устранению нарушений звукопроизношения у обучающихся.

 Второй этап (2-4 класс) - коррекция нарушения письма и чтения (ориентировочная продолжительность 2-3 учебных года).

       Общее количество тем-138, из них 35 тем на первом этапе, 103 темы на втором этапе. На одну тему может проводиться до трёх занятий в зависимости от образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей в освоении содержания материала. Периодичность занятий 2-3 раза в неделю. Работа организуется в форме подгрупповых, или индивидуальных занятий. При проведении работы в форме подгрупповых занятий используются фронтальная, индивидуализированная, индивидуальная формы организации деятельности детей.

В течение коррекционно-развивающей работы кол-во тем и их прохождение  может корректироваться с учетом стойкости и вариативности проявления речевых нарушений.

   Характеристика первого этапа коррекционно-педагогической работы « Предупреждение нарушения письма»

Организация коррекционно-педагогической работы с первых дней школьного обучения ребёнка необходима для создания предпосылок успешного формирования первоначального навыка письма как условия предупреждения дисграфии.

 Характеристика состава детей: обучающиеся 1 классов группы риска с нарушением в развитии устной речи (предрасположенность к дисграфии по признаку речевой недостаточности: недоразвитие фонетико-фонематических компонентов устной речи, недоразвитие фонетико-фонематических компонентов и лексико-грамматических компонентов устной речи (онр)).

 Количество тем – 35. Ориентировочная продолжительность коррекционно-педагогической работы год. В работе с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, продолжительность реализации первого этапа коррекционно-педагогической работы может быть увеличена на 0,5-1 год с учётом их образовательных потребностей.

        Коррекционно-развивающая работа направлена на создание устно-речевых, операциональных, функциональных предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма.

  1. Развитие устной речи как основа формирования письма (развитие и активизация, словарного запаса, развитие умения составлять предложения с заданным словом, восстанавливать правильный порядок слов, развитие фонематического восприятия, развитие слогового синтеза и анализа, развитие фонемного синтеза и анализа).
  2. Формирование и закрепление основных действий, входящих в состав письма (развитие умения определять место заданного звука в слове и выбор соответствующей буквы, закрепление графического образа печатной и письменной буквы, тренировка в написании строчной и прописной буквы).
  3.  Развитие процессов, составляющих базу формирования письма (развитие речеслухового восприятия, зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти, двигательной и образной памяти).

 Виды устных заданий:

  • Ответы на вопросы по лексической теме.  Сравнительное описание двух предметов по противоположности и сходству. Подбор к общему понятию частных понятий и наоборот. Подбор к словам противоположных им по значению слов.  Объяснение смысла устойчивых выражений, пословиц, поговорок.  Отгадывание и придумывание загадок.  Подобные задания выполняются для развития лексической системности Примерное количество заданий – 7 – 8.
  •  Составление предложений с заданным словом. Восстановление правильного порядка слов в предложении.  Вставка  пропущенного слова  в предложение. Образование новых слов и объяснение образования сложных слов.  Исправление преднамеренной ошибки в предложении.  Выбор правильного предложения. Выбор лишнего слова.  Такие задания выполняются для развития синтагматических и парадигматических связей, формирования умения понимать и использовать различные лексико-грамматические, логико-грамматические конструкции. Примерное количество заданий – 7 – 8.
  • Соединение слогов или звуков слова. Деление слова на слоги или звуки. Выделение гласного,  согласного звука в начале, в середине, в конце слова.  Подбор слов на заданный звук.  Определение последовательности и количества звуков в слове.  Характеристика звука с учетом дифференциальных признаков с использованием понятий: гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой согласный.  Такие задания выполняются для формирования слогового и фонемного синтеза и анализа.  Примерное количество заданий – 4 – 5.
  • Анализ готового рассказа и составление короткого рассказа по заданному началу, центральному событию, концу или по заданному плану. Подобные задания выполняются для развития связной речи, формирования умения составлять связное речевое высказывание по образцу, схеме. Примерное количество заданий – 1.

        Для каждого занятия отбор лексико-грамматического и фонетического материала проводится на основе тематического принципа. Общее среднее количество устно-речевых заданий – около 20.

 Виды письменных заданий:  

  • Дописывание недостающей части печатной буквы (правой или нижней).
  •  Определение места звука в слове и вписывание печатной буквы в схему слова.
  •  Обводка и самостоятельное письмо сначала строчной (маленькой), затем прописной (большой) буквы с одновременным называнием буквы (буква произносится как звук).
  • Нахождение и обводка  числа предъявленных букв двух букв, совпадающих с образцом.
  •  Рисование картинок с использованием сначала строчной, а затем прописной буквы.

       Письменные задания выполняются для каждой буквы. Последовательность изучения  букв определяется их частотностью.

       Задания направлены на развитие зрительного и слухового восприятия, зрительно-слуховой, зрительно-двигательной памяти, моторного планирования, регуляции и самоконтроля.

       Устные и письменные задания в сочетании с иллюстрированным материалом объединены и представлены в виде индивидуального учебно-дидактического пособия, используемого на занятиях (тетрадь-помощница).

   Характеристика второго этапа коррекционно-педагогической работы « Коррекция нарушения письма».

   Продолжение работы по устранению дисграфических ошибок с учётом характера их проявления, предупреждение или уменьшение количества орфографических ошибок (основной этап по коррекции дисграфии и предупреждению дизорфографии).   Характеристика состава детей: учащиеся 2-4 классов с нарушением речи (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дети с ЗПР, имеющие нарушения письма и чтения) продолжительность коррекционной работы 2-3 учебных года.

  В работе с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, продолжительность реализации второго этапа может быть увеличена с учётом их образовательных потребностей. В случаях тяжёлой формы нарушения письма, характеризующегося вариативными и стойкими дисграфическими и орфографическими ошибками, коррекционно-педагогическая работа с учащимися может быть продолжена в основной школе.

         На втором этапе  коррекционно-развивающая работа продолжается. Особенность этапа – подготовка к формированию представления о составе речеязыковых единиц, принципах их организации и взаимодействия, осознание детьми взаимосвязи между содержательной, смысловой стороной речи и средствами выражения на основе наблюдения оснвных единиц языка и речи. Дальнейшая коррекционно-педагогическая работа предполагает использование вариативных заданий специальной направленности с многократным их повторением для формирования операций и способов действий, необходимых для становления правильного письма.

Понимание письменной речи (чтение). Текст.

       Одним из направлений логопедической работы является способствование формированию письменной речи. Мотивация определяется как ведущий фактор.            

Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы.  

  • Развивать собственные речевые мотивы, побуждающие к объединению отдельных предложений в единое смысловое целое.
  • Формировать представление о связном высказывании как о едином семантическом целом. Виды заданий: сравнивать набор отдельных слов, предложений со связным текстом и определять, к чему можно подобрать или нарисовать картинку (сюжетная картинка – повествовательный текст; предметная картинка – описательный текст); сравнивать текст с набором бессвязных предложений, выполнять работу с деформированным текстом.
  • Учить анализировать текст с использованием метода моделирования структуры разных типов готовых текстов.
  • Отбирать лексический и грамматический материал с учетом тематического принципа частотности. Работа по грамматическому развитию ведется параллельно со словарной работой.  

Предложение

         Предложение в широком смысле является сообщением. Входя в текст в качестве его конструирующего компонента, предложение вместе с другими единицами организует соответствующее сверхфразовое единство и соотносит его части друг с другом.

         Для выражения заключенного в предложении содержания служат следующие языковые средства: формы отдельных слов, служебные слова, интонация, порядок слов.

        Для отработки раздельного написания слов используются  графические схемы предложений.

       Виды заданий:

  • Деление речи на предложения;
  • Определение границ предложений;
  • Составление схем предложений;
  • Наблюдение над смысловой и интонационной законченностью различных по структуре предложений (предложения нераспространенные, распространенные);
  • Восстановление деформированных предложений;
  • Составление предложений из данных слов;
  • Распространение предложений из данных слов;
  • Распространение предложений по заданному глаголу, по заданной основе;
  • Изменение слов таким образом, чтобы получилось как можно больше предложений.
  • Добавление не одного, а любого количества слов. Выполнять такого рода задания можно как устно, так и письменно.

Слово. Лексическое значение

         В основе лексико-семантической организации высказывания лежит выбор слова как минимального компонента высказывания. Критериями такого выбора являются фонетические и семантические признаки слова.

        Виды заданий: подбор слов по сходству – синонимия, по контрасту – антонимия, по соподчиненности в пределах одного подмножества, по принципу расширения и сужения от родовых понятий к видовым. Такие задания способствуют формированию семантического типа поиска, уменьшая ошибки из-за случайного подбора слов.

Слово. Звуко-буквенный состав. Письмо

        К фонетическим средствам русского языка, которые служат для различения смысла отдельных слов и целых высказываний, относятся звуки речи, ударение и интонация. Знание букв и их звуков, умение устанавливать последовательность звуков в словах, способность перекодировать одни знаки в другие. Смыслоразличительная роль звуков в слове.

       Фонемный анализ и синтез слов. Составление звуковых и буквенных схем, их сравнение. Введение цветного изображения звуков.

       Звуки гласные. Ударение. Роль ударения в слове. Сильные и слабые позиции гласных в слове. Буквы, обозначающие два звука. Наблюдение, сравнение, различение похожих звуков, двойных звуков, букв, имеющих оптико-пространственное, кинетическое сходство.

      Звуки согласные. Различение согласных звуков: твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Наблюдение, сравнение согласных звуков: мягкие непарные, твердые непарные, различение. Правописание устойчивых сочетаний. Наблюдение, сравнение, различение согласных звуков: звонкие непарные, глухие непарные, звонкие-глухие парные; букв, имеющих оптико-пространственное, кинетическое сходство.

Слово. Лексико-грамматическое значение

      Учитывая содержание логопедической работы, понятие «части речи» дается с ознакомительной целью.

Имя существительное. Число, род, падеж, изменение по числам и падежам. Глагол. Число, род, лицо, изменение по числам, лицам, родам, время. Имя прилагательное. Изменение по числам, родам и падежам.

      Причина трудностей дифференциации частей речи состоит в том, что часто она осуществляется с опорой на малозначимый признак – вопрос. Поэтому выбор такого способа в работе с детьми является ошибочным. Единственным надежным способом их различения является опора на существенные признаки:

  • по значению
  • по роли в предложении
  • по грамматическим категориям

Словосочетание. Предложение

        При жизни языка, в процессе его функционирования слова почти никогда не выступают изолированно, но в связях с другими словами. И усвоение элементов языка также всегда происходит в их связях, в виде готовых или более или менее устойчивых моделей.

        Представленный в начальном разделе речевой и грамматический материал необходим для создания целостной системы ситуаций употребления языка. В дальнейшем возрастает не количество материала, а степень его глубины и сложности. Поэтому к данному материалу необходимо возвращаться на всех этапах работы.

        Практическое ознакомление с сочетанием слов. Основные типы словосочетаний по характеру главного слова: глагольные, именные.

Текст

        В первом разделе говорилось о наблюдении готовых текстов. В данном разделе рассматривается путь формирования правильного употребления языка в ходе самостоятельного создания письменного текста.

         Сочинение является уникальным средством воспитания и развития личности.

          Сочинение, как и связная речь в целом, - это не просто раздел, сколько отражение результата коррекционно-педагогической работы.

         Виды заданий: две группы тем для сочинения – репродуктивная (раскрытие какого-то явления, факта, связанного с опытом детей),  творческая (от ребенка ожидаются умения сравнивать, доказывать, делать выводы, найти выразительные средства и построить связный текст, соответствующий неожиданному звучанию темы).

      Во всех разделах второго этапа работы направления не выделяются как абсолютно самостоятельные. На каждом логопедическом занятии дети слушают, говорят, рассказывают, придумывают, пишут, читают. Практическая направленность работы достигается путем актуализации уже имеющихся речеязыковых знаний и умения их использовать в устном общении, при восприятии и создании письменного текста.

        Перед изучением тем, объединенных в соответствующий раздел, проводятся проверочные фронтальные задания. По завершению каждого раздела проводятся проверочные работы. Анализ полученных работ поможет спланировать, какой материал необходимо включить для активного наблюдения, а какой материал необходимо повторить.

        Обязательность или необязательность прохождения тематических разделов определяется характером проявления, частотностью и стойкостью дисграфических и орфографических ошибок в письменных работах детей. Количество занятий на конкретную тему определяется специалистом самостоятельно с учетом образовательных потребностей  и возможностей ребенка с нарушением речи и письма.

Устные и письменные задания разделов второго этапа представлены в виде учебно-дидактических пособий, используемых на занятиях (тетради-помощницы).

  1. Планируемые результаты  освоения обучающимися

 коррекционного курса

        Реализация разделов первого этапа коррекционно-педагогической работы обеспечивает облегчение и сокращение периода адаптации к началу школьного обучения обучающихся 1 классов и обеспечивает готовность к овладению содержанием второго этапа.  Реализация разделов второго этапа обеспечивает устранение коммуникативных трудностей и трудностей формирования письма обучающихся 2-4 классов с речевой недостаточностью. Программный материал способствует предупреждению или минимизации трудностей достижения личностных, метапредметных результатов (коммуникативных, познавательных, регулятивных универсальных учебных действий).

Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:

отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;

умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;

правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;

умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;

умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);

умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; сформированность лексической системности;

умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;

овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование;

владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;

сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом;

сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);

позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;

понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.

Система оценки результатов

 Оценка динамики индивидуальных достижений в развитии устной речи и сформированности письма проводиться на основании сопоставительных данных первичной и контрольной диагностики.

 Обследование устной речи проводиться дважды: первичное – в сентябре (1-15 сентября), контрольное – в мае (15-30 мая). Для обследования устной речи используется тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А. Фотековой. Обследование письма проводиться циклично в каждом классе: в мае (15 – 30 мая) и в сентябре (1 – 15 сентября). Обследование письма первоклассников проводится один раз в конце учебного года. Для этого может использоваться методики обследования письма младших школьников И.Н. Садовниковой, О.Б.Иншаковой, Т. А. Фотековой Т.А., Ахутиной Т. В., Ю. Е. Розовой, Т.В. Коробченко.

Условия реализации коррекционно – педагогической работы

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется в подгруппе из 3–6 учащихся, одного возраста и со сходной структурой речевого нарушения.

Группы комплектуются учителем-логопедом по результатам диагностических работ в зависимости от ведущего и сопутствующих нарушений речевых функций, имеющих однотипные проявления.

Программа предусматривает возможность организации дистанционного обучения, обеспечивающего освоение учащимися данной программы в полном объеме независимо от их места нахождения.

С целью обеспечения непрерывного эффективного обучения по данной программе организовано:

  • электронное обучение как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ и учащихся, находящихся на домашнем обучении;
  • комбинированное электронное обучение, включающее очное обучение учащегося в школе с электронным обучением в случае длительного отсутствия учащегося на занятиях по уважительной причине (длительное заболевание, лечение в санатории и т.д.);
  • временное электронное (удаленное) обучение учащихся, основанное на распоряжениях Управления образования.

Электронное обучение имеет тот же компонентный состав: цели, задачи, содержание.

Расписание логопедических занятий в процессе временного электронного обучения для каждой группы остается прежним, без каких-либо изменений.

Длительность онлайн-занятий составляет 15–20 мин.

Учитель-логопед определяет средства коммуникации, набор электронных ресурсов, приложений для организации электронного обучения и формат электронного обучения, удобный для всех участников и эффективный для конкретного ученика, группы учащихся или темы; предоставляет информацию об электронном обучении, о возможности осуществления обратной связи с учителем-логопедом родителям (законным представителям), администрации школы.

Варианты использования средств коммуникации

для организации электронной работы учителя-логопеда

1. Электронная почта (Е-mail) – офлайн-консультирование, контроль за выполнением заданий, отправка заданий дистанционных занятий, контрольных работ, дополнительных материалов по темам данной программы, перечня рекомендуемой учебной литературы, дополнительных источников информации.

2. Мессенджеры, телефон (What’sApp, Telegram и т.д.) – контроль за выполнением заданий, офлайн- и онлайн-консультирование по заданиям, по преодолению возникших трудностей при изучении учебного материала, по проблемам использования электронных ресурсов технических средств, групповой и индивидуальный чат, опрос.

3. Приложения и платформы для видео-конференц-связи (Яндекс.Телемост, Сферум) – онлайн-занятия, онлайн-консультирование, конференции, лекции.

Продолжительность учебных периодов

Учащиеся 1-х классов зачисляются на курс занятий продолжительностью 33 недели (99 часов), 2-4 классов 34 недели (102 часа).

Длительность занятий

Подгрупповые – 40 минут;

Индивидуальные – 20–40 минут;

Онлайн-занятия – 15–20 минут.

 Материально - техническое обеспечение.  Занятия проводятся  в  специально оборудованном кабинете, позволяющем организовать деятельность, коммуникацию детей в группах и индивидуально, двигательную активность. Кабинет оснащен необходимым оборудованием и пособиями.

Обеспечение здоровьесберегающих условий. Во время занятия чередуются различные виды деятельности (слушание, говорение, письмо, чтение). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности не превышает 7-10 минут. Продолжительность одного занятия не превышает 40 минут. Занятия проводятся с соблюдением санитарно – гигиенических правил и норм. С целью предупреждения утомляемости и профилактики физических, умственных, психологических перегрузок детей проводятся физкультурные минутки.

Методическое и дидактическое обеспечение.

        Рабочая программа предполагает использование авторских пособий:

Ю.Е. Розова, Т.В. Коробченко, О.В. Чистякова, Л. Н. Ефименкова, О. А. Козырева, Е. В. Мазановой, О. И. Азова и др. авторов;

 программно – методических материалов учебно – методический комплекса О.А. Ишимовой С.Н. Шаховской А.А. Алмазовой «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» Письмо. Чтение. Москва «Просвещение» 2019г.

Класс

       УМК по письму

           УМК по чтению

     1класс

1.Тетрадь-помощница «Развитие речи. Письмо» О.А.Ишимова, А.А.Алмазова, Москва « Просвещение» 2019г.

1. Тетрадь-помощница « Чтение. От буквы к слогу и словам» О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2014

2-4 кл.

1.Тетрадь-помощница         « Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово» О.А.Ишимова, И.Е.Юсов, Москва « Просвещение» 2020

2.Тетрадь-помощница «Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пищу» О.А.Ишимова, Е.В. Дерябина, Москва « Просвещение» 2019  

3.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных» О.А.Ишимова, Н.Н.Алипченкова, Москва « Просвещение» 2018  

4.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю твёрдые и мягкие согласные звуки. Пишу правильно» О.А.Ишимова, В.Д.Подотыкина, Москва « Просвещение» 2020  

5.Тетрадь-помощница «Письмо.Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу», О.А.Ишимова, Е.Х.Заббарова,

Москва « Просвещение» 2020г.  

1. Тетрадь-помощница « Чтение. От слога к слову» О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2019

2. Тетрадь-помощница « Чтение. Читаю словами» » О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2020

3.Тетрадь-помощница « Чтение.Читаю и понимаю» О.А.Ишимова,С.И.Сабельникова, Москва « Просвещение» 2020

4. 3.Тетрадь-помощница « Чтение. От буквы к слогу и словам» О.А.Ишимова, Москва « Просвещение» 2019

  1. Тематическое планирование коррекционного курса

Распределение тем и проверочных работ по этапам коррекционно-педагогической работы

                        Этап

Количество                           тем

Количество проверочных работ

Всего

1.Предупреждение нарушения письма

      33

       2

     35

2.Коррекция нарушения письма

     99

      4

     103

3.Всего

     132

      6

     138

1.Первый этап коррекционно-педагогической работы

Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексическим темам. Звуки и буквы (33 темы + 2 проверочные работы).

Тематическое планирование 1-2 класс

                                           Тема

Количество

Количество проверочных работ

Всего

1.Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж». Звук [О]. Буква О.

1

-

1

2. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж Дети собирают грибы». Буква Е.

1

-

1

3. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме». Звук [А]. Буква А.

1

-

1

4. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Зимний пейзаж». Звук [И]. Буква И.

1

-

1

5. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Зимний пейзаж. Дети кормят птиц». Звуки [Н-Н,]. Буква Н.

1

-

1

6. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Зимний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звуки [Т-Т,], Буква Т.

1

-

1

7. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Весенний пейзаж». Звуки [С-С,]. Буква С.

1

-

1

8. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Весенний пейзаж. Звери и их детёныши». Звуки [Р-Р,]. Буква Р.

1

-

1

9. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Весенний пейзаж. Дети вешают скворечник». Звуки [В-В,]. Буква В.

1

-

1

10. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Летний пейзаж». Звуки [Л-Л,]. Буква Л.

1

-

1

11. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Летний пейзаж. Луг. Стадо». Звуки [К-К,]. Буква К.

1

-

1

12. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Летний пейзаж. Отдых людей». Звуки [М-М,]. Буква М.

1

-

1

13. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Двор». Звуки [Д-Д,]. Буква Д.

1

-

1

14. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Двор. Домашние птицы и животные». Звуки [П-П,] Буква П.

1

-

1

15. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Двор. Домашние животные». Звук [У]. Буква У.

1

-

1

16. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Улица». Буква Я.

1

-

1

17. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Улица. Люди». Звук [Ы]. Буква Ы.

1

-

1

18. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Комната». Звуки [Г-Г,]. Буква Г.

1

-

1

19. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Комната с мебелью». Звуки [З-З,].Буква З.

1

-

1

20. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Комната. Семья». Звуки [Б-Б,]. Буква Б.

1

-

1

21. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Сквер». Звук [Ч]. Буква Ч.

1

-

1

22. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Сквер. Люди». Звук [Й]. Буква Й.

1

-

1

23. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Цирк. Клоун». Звуки [Х-Х,]. Буква Х.

1

-

1

24. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Африка. Дикие животные». Звук [Ж]. Буква Ж.

1

-

1

25. Развитие речи и речемыслительной деятельности по лексической теме « Цирк. Фокусник». Звук [Ш]. Буква Ш.

1

-

1

26-27. Конфликт лексических тем « Зимний пейзаж. Дети собирают грибы». Буква Ю. Звук [Ц]. Буква Ц.

1

-

1

28-29. Осенний пейзаж. Дети лепят снеговика». Звук [Э]. Буква Э. Звук [Щ]. Буква Щ.

1

-

1

30-31. Конфликт лексических тем « Летний пейзаж. Дети кормят зимующих птиц». Звуки [Ф-Ф,]. Буква Ф. Буква Ё.

1

-

1

32-33. Конфликт лексических тем « Весенний пейзаж. Летний отдых людей». Буква Ь. Буква Ъ.

1

-

1

Проверочная работа. Списывание с печатного текста.

-

1

1

Проверочная работа. Письмо под диктовку.

-

1

1

2.Второй этап коррекционно-педагогической работы. Распределение тем и проверочных работ по разделам.

                           Раздел

Темы и содержание коррекционной работы

Количество тем

Раздел 1. Речь. Общее понятие. (8 тем)

Устная и письменная речь.

Уточнение пространственно-временных отношений.

- схемы тела; определение правого и левого направления в пространстве; графические диктанты;

- время: сутки, дни недели, месяцы, времена года, возраст.

- коррекция почерка;

- совместная работа с психологом, направленная на снятие «страха письма» (если требуется)

8

Раздел 2.Звуко-буквенный и слоговой состав слова (55 тем)

  1. Звуки гласные и согласные. Буквы, сходные по написанию.

Дифференциация рукописных букв, имеющих оптико-кинетическое сходство

Звуки речи (классификация).

Гласные и согласные звуки. Уточнение артикуляционных характеристик.

Развитие слогового анализа и синтеза слов различной звукобуквенной структуры.

Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной слоговой структуры.

Дифференциация рукописных букв О-А в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв О-А в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв И-У в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв И-У в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв Б-Д-В в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв Б-Д-В в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв П-Т в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв П-Т в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв Ш-Щ-Ц в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв Ш-Щ-Ц в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв З-Е в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв З-Е в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация рукописных букв У-Ч в слогах, словах.

Дифференциация рукописных букв У-Ч в словах, предложениях, тексте.

16

  1. Гласные I-II ряда.

Гласные звуки I-II ряда. Уточнение характеристик.

Дифференциация гласных А-Я в слогах, словах.

Дифференциация гласных А-Я в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных У-Ю в слогах, словах.

Дифференциация гласных У-Ю в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных О-Ё в слогах, словах.

Дифференциация гласных О-Ё в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных Ы-И в слогах, словах.

Дифференциация гласных Ы-И в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных Е-Я в слогах, словах.

Дифференциация гласных Е-Я в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация гласных Ё-Ю в слогах, словах.

Дифференциация гласных Ё-Ю в словах, предложениях, тексте.

15

  1. Обозначение мягкости согласного звука. (1-й, 2-й способ смягчения)

Обозначение мягкости согласных с помощью гласных II ряда.

Буква ь.

- произносительная и слуховая дифференцировка уточненных в произношении фонем, развитие полноценных представлений о звуковом составе слова на базе фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова;

-трансформационные упражнения со словами (добавление и исключение буквы (слога), «нет гласных», перестановка букв (слогов), наращивание слова, придумывание слов на начало и др.), работа над лексическим значением слова;

-анализ и синтез предложений, схемы предложений;

- работа с деформированным текстом.

8

4.  Звуки согласные звонкие – глухие парные, непарные.

Дифференциация звонких-глухих согласных.

Дифференциация согласных Б-П в слогах, словах.

Дифференциация согласных Б-П в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Д-Т в слогах, словах.

Дифференциация согласных Д-Т в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Г-К в слогах, словах.

Дифференциация согласных Г-К в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Ж-Ш в слогах, словах.

Дифференциация согласных Ж-Ш в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных З-С в слогах, словах.

Дифференциация согласных З-С в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных В-Ф в слогах, словах.

Дифференциация согласных В-Ф в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных З-Ж в слогах, словах.

Дифференциация согласных З-Ж в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Ц-Ч в слогах, словах.

Дифференциация согласных Ц-Ч в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Ч-Щ в слогах, словах.

Дифференциация согласных Ч-Щ в словах, предложениях, тексте.

Дифференциация согласных Р-Л в слогах, словах.

Дифференциация согласных Р-Л в словах, предложениях, тексте

- произносительная и слуховая дифференцировка уточненных в произношении фонем, фонематический анализ и синтез слов различной слоговой структуры; трансформационные упражнения со словами;

- анализ и синтез предложений, схемы предложений;

- работа с текстом.

16

Раздел 3. Морфемный состав слова (16 тем)

1. Корень. Окончание. Основа. Суффикс. Приставка. Предлог.  Безударный гласный в корне слова.

- анализ и синтез слов различной слогозвуковой структуры, трансформационные упражнения со словами;

- определение ударения в словах различной слоговой структуры, правописание слов с безударной гласной;

- морфемный анализ и синтез слов (разбор слов по составу, подбор схемы к слову, составление слов по схеме);

- правописание приставок и предлогов;

 -анализ и синтез предложений, схемы предложений;

- работа с текстом.

16

Раздел 4.Слово. Предложение. Текст. (20 тем)

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова.

Синонимы.

Антонимы.

Омонимы.

Прямое и переносное значение слов. Фразеологические обороты.

- графическое изображение слов различной слоговой структуры, смыслоразличительная роль ударения (многозначность слова, утрата смысла);

-морфемный анализ и синтез слов (разбор слов по составу, составление морфемной схемы, подбор и придумывание слов к морфемным моделям);

- различные способы словообразования;

- предлоги и приставки – правописание, смысловая функция;

- анализ и синтез предложений, схемы предложений.

Понятие о предложении. Согласование слов в предложении. Виды предложений.

Определение количества, последовательности и места слов в предложение.

Работа со схемой предложения. Подбор предложения к схеме, схемы к предложению.

Предлоги. Смысловая функция предлогов. Анализ и синтез предложений с предлогами.

Восстановление деформированных предложений.

Практические упражнения в распространении предложений.

Составление предложений по картине, схеме.

Текст, структура текста. Членение текста на предложения.

Логическая последовательность изложения мысли в тексте. Восстановление деформированного текста.

План. Составление плана текста. Пересказ по серии картин и плану.

Составление рассказа по серии сюжетных картин и плану.

Составление рассказа по картине и плану.

- работа над морфологическим анализом слов; дифференциация частей речи;

- уточнение значений используемых синтаксических конструкций, совершенствование грамматического оформления речевых конструкций, анализ и синтез предложений,

- работа с предлогами, смысловая функция предлогов, схематическое обозначение предлогов, включение предлогов в схему предложений.

20

5. Проверочные работы (по четвертям)

Повторение изученного материала.

Списывание с печатного и рукописного текста. Диктант.

Анализ итоговых контрольных работ.

Оценка динамики речевого развития учащихся

4

Итого:

103

 При составлении календарно-тематического планирования учитель-логопед имеет право изменять содержание тем, количество часов на изучение тем в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. Допускается проведение нескольких занятий на одну тему. Тематические занятия разделов 3-4 проводятся с детьми, имеющими стойкие орфографические ошибки, обусловленные речевой недостаточностью всех компонентов устной речи, для предупреждения дизорфографии (учащиеся 3-4 класса).

Тематическое планирование 2-3 класс

Кол-во часов

                     Тема занятия

Примечание

Раздел 1. Текст. Предложение. Слово

1

Вводная тема. Текст. Предложение. Слово. Письмо под диктовку

1

Текст ( повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет

1

Текст ( повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие

1

Текст ( описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак

1

Текст (басня). Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение)

1

Предложение (простое распространённое). Связь слов (согласование в числе и роде)

1

Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление беспредложное ( Р.п., В.п., Д.п., Т.п.)

1

Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.)

1

Предложение (простое распространённое). Связь слов. Управление предложное. Предлоги направления ( из, от, из-под, к, по, по и др.)

1

Предложение ( деформированное)

1

Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация

1

Слово  (лексическое значение). Антонимы. Синонимы.Омонимы

Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова.

А) Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию

1

Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку

1

Состав слова. Звуки и буквы

1

Звуки гласные. Ударение

1

Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквыА.о

1

Звуки гласные. Дифференциация А-О

1

Звуки гласные. Звук [У] и буква У

1

Звуки гласные. Дифференциация О-У

1

Звуки гласные. Звуки [Э] [Ы] [И] и буквы Э, Ы, И

1

Звуки гласные. Дифференциация И-У

1

Звуки гласные. Звук [Й] и буква Й

1

Звуки гласные. Дифференциация И-Й

1

Буквы Я, Ё, Ю, Е

1

Дифференциация Я-Е

1

Дифференциация Е-И

1

Дифференциация Ё-Ю

В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда)

1

Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (первый способ смягчения: гласные второго ряда). Письмо под диктовку

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Я

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ё

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Ю

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква Е

1

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Буква И

В) Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения: буква Ь

1

Вводная тема. Звуки согласные твёрдые-мягкие парные (2-й способ смягчения). Письмо под диктовку

1

Буква Ь (функция смягчения)

1

Буква Ь (функция разделения)

1

Буква Ь (различение функций)

Г) Звуки согласные твёрдые-мягкие (непарные)

1

Вводная тема. Звуки согласные твёрдые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку

1

Вводная тема. Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку

1

Дифференциация Ц-С

1

Дифференциация Ш-С

1

Дифференциация Ж-З

1

Дифференциация Ч-ТЬ

1

Дифференциация Ч-Щ

1

Дифференциация Ч-Ц

1

Дифференциация Ч-Ш

1

Дифференциация Ш-Щ

1

Дифференциация Ц-Й

Д) Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию

14+1

1

Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (парные). Буквы Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш. Письмо под диктовку

1

Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б-П

1

Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д-Т

1

Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В-Ф

1

Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г-К

1

Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З-С

1

Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж-Ш

1

Вводная тема. Звуки согласные звонкие-глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Щ, Ц. Письмо под диктовку

1

Дифференциация Б-Д

1

Дифференциация Б-В

1

Дифференциация П-Т

1

Дифференциация Л-М

1

Дифференциация Х-Ж

1

Дифференциация Ц-Щ

Итоговое занятие

Тематическое планирование 3-4 класс

Тема

Кол-во часов

Раздел 1. Текст. Предложение. Слово

1.

Вводная тема. Текст. Предложение. Слово. Письмо под диктовку

1

2.

Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее предмет

1

3.

Текст (повествовательный). Предложение. Слово, обозначающее действие

1

4.

Текст (описательный). Предложение. Слово, обозначающее признак

1

5.

Текст (басня). Предложение. Связь слов (лексико-грамматическое значение)

1

6.

Предложение (простое распространенное). Связь слов (согласование в числе и роде)

1

7.

Предложение (простое распространенное). Связь слов. Управление беспредложное (Р. п., В.п, Д.п., Т.п.)

1

8.

Предложение (простое распространенное). Связь слов. Управление предложное. Предлоги места (у, над, под, на, в и др.)

1

9.

Предложение (простое распространенное). Связь слов. Управление предложное. Предлоги направления (из, от, из-под, к, по и др.)

1

10.

Предложение (деформированное)

1

11.

Слово (лексическое значение). Обобщение. Классификация

1

12.

Слово (лексическое значение). Антонимы. Синонимы. Омонимы

1

Раздел 2. Звуко-буквенный и слоговой состав слова

  • Звуки гласные. Буквы, сходные по написанию

1.

Вводная тема. Состав слова. Слоги. Письмо под диктовку

1

2.

Состав слова. Звуки и буквы

1

3.

Звуки гласные. Ударение

1

4.

Звуки гласные. Звуки [А], [О] и буквы А, О.

1

5.

Звуки гласные. Дифференциация А-О

1

6.

Звуки гласные. Звук [У] и буква У.

1

7.

Звуки гласные. Дифференциация О-У

1

8.

Звуки гласные. Звуки [Э], [Ы], [И]  и буквы Э, Ы, И

1

9.

Звуки гласные. Дифференциация И-У.

1

10.

Звуки гласные. [Й] и буква Й (полугласный),

1

11.

Звуки гласные. Дифференциация И-Й

1

12.

Буквы Я, Ё, Ю, Е

1

13.

Дифференциация Я-Е

1

14.

Дифференциация  Е-И

1

15.

Дифференциация  Ё-Ю

1

  • Звуки согласные твердые – мягкие парные (1-й способ смягчения: гласные второго ряда)

1.

Вводная тема. Звуки согласные твердые-мягкие (1-й способ) Письмо под диктовку.

1

2.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Я

1

3.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Ё

1

4.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква Ю

1

5.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буквы  Е

1

6.

Дифференциация твердых и мягких согласных. Буква И

1

  • Звуки согласные твердые-мягкие (2-й способ смягчения: буква Ь).

1

Звуки согласные твердые-мягкие (2-й способ). Письмо под диктовку.

1

2

Буква Ь (Функция смягчения)

1

3

Буква Ь (Функция разделения)

1

4

Буква Ь (различение функций)

1

  • Звуки согласные твердые-мягкие (непарные).

1.

Звуки согласные твердые (непарные). Буквы Ж, Ш, Ц. Письмо под диктовку.

1

2.

Звуки согласные мягкие (непарные). Буквы Ч, Щ, Й. Письмо под диктовку.

1

3.

Дифференциация Ц – С

1

4.

Дифференциация Ш – С

1

5.

Дифференциация Ж – З

1

6.

Дифференциация Ч – ТЬ

1

7.

Дифференциация  Ч – Щ

1

8.

Дифференциация  Ч - Ш

9.

Дифференциация Ч – Ц

1

10.

Дифференциация Ч– Ш

1

11.

Дифференциация Ц – Й

1

  • Звуки согласные звонкие и глухие парные и непарные. Буквы, сходные по написанию

1.

Звуки согласные звонкие – глухие (парные). Буквы Б – П, Д – Т, В – Ф, Г – К, З – С, Ж – Ш. Письмо под диктовку

1

2.

Звук [Б] и буква Б. Звук [П] и буква П. Дифференциация Б – П

1

3.

Звук [Д] и буква Д. Звук [Т] и буква Т. Дифференциация Д – Т

1

4.

Звук [В] и буква В. Звук [Ф] и буква Ф. Дифференциация В – Ф

1

5.

Звук [Г] и буква Г. Звук [К] и буква К. Дифференциация Г – К

1

6.

Звук [З] и буква З. Звук [С] и буква С. Дифференциация З – С

1

7.

Звук [Ж] и буква Ж. Звук [Ш] и буква Ш. Дифференциация Ж – Ш

1

8.

Звуки согласные звонкие – глухие (непарные). Буквы Й, М, Л, Н, Р, Х, Ч, Щ, Ц. Письмо под диктовку.

1

9.

Дифференциация Б – Д

1

10.

Дифференциация Б – В

1

11.

Дифференциация П – Т

1

12.

Дифференциация Л – М

1

13.

Дифференциация Х – Ж

1

14

Дифференциация Ц – Щ

1

Раздел 4. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

1.

Вводная тема. Слово. Предложение. Текст. Письмо по памяти.

1

2.

Слово. Словосочетание (тип связи – управление). Предложение

1

3.

Слово. Словосочетание (тип связи – согласование). Предложение

1

4.

Предложение деформированное (простое распространенное). Порядок слов. Текст

1

5.

Предложение деформированное (простое распространенное). Определение границ. Текст

1

6.

Предложение (простое распространенное). Выбор местоимения. Текст

1

7.

Текст (деформированный)

1

8.

Текст (типы: повествование, описание, рассуждение)

1

9.

Изложение (повествование, описание, рассуждение)

1

10.

Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке

1

11.

Сочинение по заданному началу или на заданную тему

1

Тематическое планирование 3-4 класс

Кол-во часов

Тема занятия

Примечание

1

Диагностический период

1

Диагностика письма

1

Диагностика письма на слух

1

Обобщение фонетических знаний о последовательности выделенных звуков

1

Звукобуквенный анализ слов

1

Наблюдение за слогообразующей ролью гласных звуков

1

Анализ на базе материала с заранее допущенными ошибками в текстах.

1

Звук [Й] и его обозначение на письме

1

Дифференциация букв имеющих кинетическое сходство

1

Дифференциация букв о-а

1

Дифференциация букв б-д

1

Дифференциация букв и-у

1

Дифференциация букв и-ш

1

Дифференциация букв и-ц

1

Дифференциация букв ш-щ

1

Дифференциация букв л-м

1

Дифференциация букв п-т

1

Дифференциация букв х-ж

1

Дифференциация букв к-н

1

Дифференциация букв Е-З, У-Ч

1

Обобщение знаний о слоге. Ударение

1

Слоговой анализ и синтез слов

1

Ударение в слове

1

Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка

Морфологический состав слова

1

Однокоренные слова

1

Понятие о корне слова

1

Однокоренные слова и синонимы

1

Безударные гласные в корне

1

Правописание слов с суффиксами

1

Понятие об окончании

1

Словообразующая роль приставок

1

Предлоги

1

Дифференциация приставок и предлогов

1

Предложение

1

Главные члены предложения

1

Составление предложений из слов в начальной форме

1

Распространение предложений

1

Формирование умения выделять предложения из сплошного текста

1

Составление предложений – кратких ответов на вопросы

1

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

Работа с деформированным предложением.

1

Составление предложений по материалам наблюдений на данную тему. Редактирование, анализ составленных текстов.

1

Речь

1

Устная и письменная речь

1

Средства выразительности речи

1

Слово и его значение

1

Синонимы, подбор синонимов к слову

1

Нахождение синонимов к тексту

1

Антонимы, подбор антонимов

1

Пословицы и поговорки

1

Фразеологизмы. Фразеологические обороты.

1

Дифференциация согласных звуков и букв

1

Дифференциация согласных звуков [в-ф]. Буквы В-Ф.

1

Дифференциация согласных звуков [б-п]. Буквы Б-П.

1

Дифференциация согласных звуков [д-т]. Буквы Д-Т.

1

Дифференциация согласных звуков [г-к]. Буквы Г-К.

1

Дифференциация согласных звуков [з-c]. Буквы З-С.

1

Дифференциация согласных звуков [ж-ш]. Буквы Ж-Ш.

1

Дифференциация согласных звуков [с-ш]. Буквы С-Ш.

1

Дифференциация согласных звуков [з-ж]. Буквы З-Ж.

1

Дифференциация согласных звуков [р-л]. Буквы Р-Л.

1

Дифференциация согласных звуков [ч-ть]. Буквы Ч-Т.

1

Дифференциация согласных звуков [с-щ]. Бувы С-Ш.

1

Дифференциация согласных звуков [с-ц]. Буквы С-Ц.

1

Дифференциация согласных звуков [ц-ч]. Буквы Ц-Ч.

1

Проверочная работа  «Различение согласных»

1

Итоговое занятие

Тематическое планирование 4 класс (дизорфография)

Кол-во часов

Тема занятия

примечание

Раздел 3. «Морфемный состав слова»

А) Окончание. Основа. Корень

1

Вводная тема. Слово (лексико-грамматическое значение). Морфемный состав. Письмо под диктовку

1

Окончание и основа

1

Корень. Однокоренные слова

1

Корень. Корневая омонимия

1

Корень. Сложные слова

В) Суффикс. Суффиксальный способ образования имён существительных

1

Правописание суффиксов –оньк- (-еньк-), -очк- (-ечк-)

1

Правописание суффиксов –ушк- (-юшк-), -ышк- (-ишк-)

1

Правописание суффиксов –иц- (-ец-), -ищ-

1

Правописание суффиксов -арь-, -тель-, -чик- (-щик-)

1

Правописание суффиксов –ость- (-есть-), -изн-

1

Суффиксальный способ образования имён прилагательных

1

Правописание суффиксов –ан- (-ян-, -ин-), -н-

1

Правописание суффиксов –онн- ( -енн-)

1

Правописание суффиксов –лив- (-чив-) –ист-, -ив- (-ев-)

1

Правописание суффиксов –оньк- (-еньк-), -оват- (-еват-)

1

Суффиксальный способ образования глаголов

1

Правописание суффиксов –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-)

1

Правописание суффиксов –а-, -я-, -и-, -е-

Г) Приставка

1

Правописание приставок, не изменяющихся на письме

1

Правописание приставок на З (С)

1

Правописание приставок при- (пре-)

1

Приставка. Предлог. Способы различения

Д) Проверяемый безударный гласный в корне слова

1

Вводная тема. Проверяемый безударный гласный в корне слова. Гласный в корне слова: ударный-безударный. Письмо под диктовку

1

Безударный гласный А в корне слова. Способы проверки

1

Безударный гласный О в корне слова. Способы проверки

1

Безударный гласный И в корне слова. Способы проверки

1

Безударный гласный, обозначаемый буквой Е , в корне слова. Способы проверки

1

Безударный гласный, обозначаемый буквой Я, в корне слова. Способы проверки

1

Безударный гласный в корне  сложных слов. Способы проверки

Е) Проверяемый сомнительный согласный в корне слова

1

Вводная тема. Проверяемый сомнительный согласный в корне слова. Согласный в корне слова: звонкий-глухой (парный). Письмо под диктовку

1

Сомнительный согласный Б-П в корне слова. Способы проверки

1

Сомнительный согласный Д-Т в корне слова. Способы проверки

1

Сомнительный согласный Ж-Ш в корне слова. Способы проверки

1

Сомнительный согласный З-С в корне слова. Способы проверки

1

Сомнительный согласный В-Ф в корне слова. Способы проверки

1

Сомнительный согласный Г-К в корне слова. Способы проверки

Ж) Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

1

Вводная тема. Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова: Д, Т, Л, В. Письмо под диктовку

1

Непроизносимый согласный Д в корне слова. Способы проверки

1

Непроизносимый согласный Т в корне слова. Способы проверки

1

Сочетания согласных СН-СТН. Способы различения

1

Сочетания согласных ЗН-ЗДН. Способы различения

1

Непроизносимый согласный в корне слова: В, Л. Способы проверки

Раздел 4. Слово. Словосочетание. Предложение. Текст

1

Вводная тема. Слово. Предложение. Текст. Письмо по памяти

1

Слово. Словосочетание ( тип связи- управление). Предложение

1

Слово. Словосочетание ( тип связи- согласование). Предложение

1

Предложение деформированное (простое распространённое). Порядок  слов. Текст

1

Предложение деформированное (простое распространённое). Определение границ. Текст

1

Предложение  (простое распространённое). Выбор местоимения. Текст

1

Текст ( деформированный)

1

Текст (типы: повествование, описание, рассуждение)

1

Изложение ( повествование, описание, рассуждение)

1

Сочинение по серии картинок или по сюжетной картинке

1

Сочинение по заданному началу или на заданную тему

Тематическое планирование по коррекции звукопроизношения

Тема и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы, используемые на занятии

Кол-во часов

Подготовительный этап

Развитие ручной моторики

Семья. Дом

1

Логопедический массаж

Детские игрушки

1

Развитие арт. аппарата

Осень. Цветы

1

Дыхательные упражнения

Осень. Грибы

1

Уточнение пространственно-временных представлений

Животные домашние и дикие

Коррекционный этап

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с]

Звук и буква С. Транспорт.

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с]

Звук и буква С. Осень в картинах русских художников

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с]

Звук и буква С. Осень. Перелётные птицы

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с`]

Звук [с`]. Буква С. Поздняя осень (предзимье)

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [с`]

Звук [с`]. Буква С

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з]

Звук и буква З

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з]

Звук и буква З

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з`]1

Звук [з`]. Буква З

1

Пост1ановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [з`]

Звук [з`]. Буква З

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]

Звук и буква Ц. Цирк

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]

Звук и буква Ц. Зима, изменения в природе. Рассказ по сюжетной картине «Зима»

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]

Звук и буква Ц. Зима, зимующие птицы

1

Постановка и автоматизация свистящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ц]

Звук и буква Ц.

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Посуда

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Зима. Зимние забавы и развлечения

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Дикие животные и птицы

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Комнатные растения

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Зимующие птицы

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Домашние и дикие животные (повторение)

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ш]

Звук и буква Ш. Животные наших лесов

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж]

Звук и буква Ж. Хищные и травоядные животные

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ж]

Звук и буква Ж.

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]

Звук и буква Щ

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]

Звук и буква Щ

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [щ]

Звук и буква Щ

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]

Звук и буква Ч. Чайная посуда

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]

Звук и буква Ч. Гости на пороге. Этикет.

1

Постановка и автоматизация шипящих звуков (изолированно, в словах, слогах, предложениях). Звук [ч]

Звук и буква Ч.

1

Дифференциация звуков [с-ш]

1

Дифференциация звуков [з-ж]

1

Дифференциация звуков [ч-щ]

Весна

1

Постановка и автоматизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Л. Семья

1

Постановка и автоматизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Л. Перелётные птицы

1

Постановка и автоматизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Л. Профессии

1

Постановка и автоматизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Л. Строительство

1

Постановка и автоматизация звука [л] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Л

1

Постановка и автоматизация звука [л`] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звуки [л-л`]. Буква Л. Рыбы

1

Постановка и автоматизация звука [л`] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звуки [л-л`]. Буква Л. Лес, сад, парк

1

Постановка и автоматизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Р. Птицы

1

Постановка и автоматизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Р. Птицы, насекомые

1

Постановка и автоматизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Р. Транспорт

1

Постановка и автоматизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Р. Книги

1

Постановка и автоматизация звука [р] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звук и буква Р. Времена года

1

Постановка и автоматизация звука [р`] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звуки [р-р`]. Буква Р. Времена года

1

Постановка и автоматизация звука [р`] (изолированно, в словах, слогах, предложениях)

Звуки [р-р`]. Буква Р

1

Дифференциация звуков [л-р]

1

Дифференциация звуков [л-р-л`-р`]

Буквы Л и Р

1

Повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 1 классов с общим недоразвитием речи

Данная  рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1 классов, имеющими общее недоразвитие речи 3 -4 уровня -авторская. Сформулированы цель, задачи работы и р...

Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова

Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (коррекционная) VII вида по биологии 5 класс в соответствии с ФГОС.

РАБОЧАЯПРОГРАММА(коррекционная)VII видак учебникуЛ.Н.Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой.«БИОЛОГИЯ. Живой организм»5 классИздательство: «Просвещение»Линия УМК «Биология - Сферы»СоответствуетФ...

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие познавательной сферы", 5 класс

Цель программы: развитие познавательной сферы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Задачи:1)проводить диагностику познавательной сферы обучающихся с  легкой...

Рабочая программа коррекционного курса "Первый раз в пятый класс" для обучающихся 5 класса с задержкой психического развития.

Рабочая программа коррекционного курса «Первый раз в пятый класс» (для учащихся 5 класса с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) разработана на основе рекомендаций территориальной ПМП...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе с детьми с ФФНР (1 класс)

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА      Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонетико-фонематическое  недоразвитие  речи  (ФФНР) ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе с детьми НВОНР (2 класс)

Коррекционно-развивающая программа реализует:– развивающую цель, которая предполагает формирование функционального базиса навыков чтения и письма, т.е.развитие у учащихся речевых навыков и ...