Рабочая программа коррекционного обучения, биология для 6-9 классов, Воронкова
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Красинская Елена Валентиновна

Представленный материал содержит рабочую программу коррекционного обучения по биологии для 6-9 классов, составленную на основе программы Воронковой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании ШМО

протокол № __ от ____20__г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Вантеева Е.А.

Утверждено

Директор школы

________Ю.А. Ребзон

____________/___________/

 __________ 2012 г.

_____________ 2012 г.

Рабочая программа

специального коррекционного образования VIII вида

по биологии

для 6-9 классов

уровень специального коррекционного обучения

Учитель первой квалификационной категории

Красинская Елена Валентиновна

Рабочая программа составлена на основе

Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.

Каменка, 2013

Пояснительная записка

Программа курса биологии для  коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой .                  

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки  учащихся каждого класса  по биологии.  Содержание программы  курса биологии для коррекционной  школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.    Основой  курса биологии для  коррекционной школы 8 вида  являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основными целями изучения биологии в  коррекционной школе являются:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;  проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа»(6 класс), «Растения»(7 класс), «Животные»(8 класс), «Человек и его здоровье»(9 класс).

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

 В  6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных  свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.

Биология  как учебный предмет в 6  классе состоит из следующих разделов:

Природа.

  1. Вода.
  2. Воздух.
  3. Полезные ископаемые.
  4. Почва

        Программа 6 класса по биологии призвана дать обучающимся основные знания по неживой природе; сформировать представления о мире, который окружает человека. В процессе знакомства с неживой природой  у обучающихся развивается наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее.

В  настоящей программе в разделе «Растения» (7 класс) растения объединены в группы по  виду семейств и классов. Такое структурирование материала оказалось более доступным для понимания детьми со сниженным интеллектом. В этот раздел включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.

Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений.

В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся  однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков  их сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.

В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в  сельской  местности («Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию»  и др.).

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на  анализ жизненных функций важнейших групп  животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.

 В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

    В результате изучения  курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

В разделе программы «Требования к уровню подготовки выпускников коррекционной  школы по биологии» указаны предполагаемые результаты изучения систематического курса биологии. Они направлены на реализацию деятельностного, практико- и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

 Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности : объяснять, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять. В подрубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
При обучении биологии важно ориентироваться на изложенные в программе требования к его результатам, стремиться к тому, чтобы все учащиеся получили обязательную общеобразовательную подготовку по биологии на необходимом уровне.

Учебно-тематический план предмета биология в 6 классе по программе специального коррекционного обучения

№ п/п


Тема






Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1

Природа.

3

3

Знать: отличие живой и неживой природы

2

Вода в природе.

15

15

Знать: отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

3

Воздух

15

15

Знать:некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел , воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие  npи  охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха

Уметь обращаться с самым простым лабораторным оборудованием

4

Полезные ископаемые

18

18

Знать: характерные признаки некоторых полезных ископаемых

5

Почва

17

16

1

Знать: характерные признаки песчаной и глинистой почвы

Уметь проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке

Учебно-тематический план предмета биология в 7 классе по программе специального коррекционного обучения

№ п/п


Тема






Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

Введение.

Многообразие растений

3

2

1

Знать: некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных

Цветок. 

4

4

1

Знать: строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий

Семя  растений.

7

7

3

Уметь выращивать некоторые цветочно-декоративные растения

Корень.

4

4

2

Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению  корней

Лист.

6

6

3

Уметь различать однодольные и двудольные растения по строению  корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений

Стебель 

3

3

2

Уметь различать органы у цветкового растения

Растение — целостный организм. 

7

7

Уметь различать органы у цветкового растения

Многообразие растений, бактерий и грибов

5

5

Знать: названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых, разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.

Уметь различать грибы и растения.

Покрытосеменные или цветковые растения

29

29

1

Уметь отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);

Учебно-тематический план предмета биология в 8 классе по программе специального коррекционного обучения

№ п/п


Тема






Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1.

Введение

1

Знать: основные отличия животных от растений

2.

Беспозвоночные животные:

11

Знать: места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся

Уметь кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

3.

Позвоночные животные

46

Знать: признаки сходства и различия между изученными группами животных; общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных; названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены и местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а  также в хозяйственной деятельности человека;

Уметь узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах); устанавливать взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней особенностями строения организма, поведения животных;

4.

Селскохозяйственные млекопитающие.

10

Знать: основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся). Уметь проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйственными животными (для сельских вспомогательных школ) или за домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома; рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и
повадках). 

Учебно-тематический план предмета биология в 9 классе по программе специального коррекционного обучения

№ п/п


Тема






Количество часов на изучение темы

В том числе:

Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

Уроки

Лабораторные, практические работы

Экскурсии

1.

Общий обзор организма человека

3

Знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека, элементарное представление о функциях основных органов и систем

2.

Опора тела и движение

15

3.

Кровь и кровообращение

7

4.

Дыхание

8

5.

Пищеварение

12

6.

Выделительная система

7

7.

Нервная система

10

8.

Органы чувств

4

9.

Охрана здоровья

2

Знать: о влиянии физических нагрузок на организм, вредном влиянии курения и алкогольных напитков на организм, основные санитарно-гигиенические правила

Уметь применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья, соблюдать санитарно-гигиенические правила

Календарно-тематическое планирование предмета биология в 6 классе по программе специального коррекционного обучения

Планирование составлено на основе Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.

Учебник:

 Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. /  А.И.Никишов – М.: «Просвещение» 2011

68 часов в год,  2 часа в неделю


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Природа (3 часа)

1.

1.

Живая и неживая природа. Для чего нужно изучать неживую природу.

1.09-7.09

сентябрь

Табл.»Живая и неживая природа»13,11,23

2.

2.

Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы.

1.09-7.09

сентябрь

Иллюстр.тел природы 9,11,23

3.

3.

Планета, на которой мы живем, — Земля. Смена дня и ночи. Смена времен года.

08.09-14.09

сентябрь

Интерактивные модели смены дня и ночи,времен года

2.

Вода в природе(15 часов)

4.

1.

Вода в природе.

08.09-14.09

сентябрь

Табл  «Вода в природе.»2,11,13,23

5.

2.

Вода- жидкость.

15.09-21.09

сентябрь

Мат-алы к опытам

6.

3.

Изменение воды при замерзании. Лёд- твёрдое тело.

15.09-21.09

сентябрь

Мат-алы к опытам,иллюстрации  снега.льда,града 11,23

7.

4.

Вода-растворитель.

22.09-28.09

сентябрь

Мат-алы к опытам,вещества для растворения в воде ,9,11,23,27

8.

5.

Нерастворимые в воде вещества.

22.09-28.09

Сентябрь

Мат-алы к опытам, вещества для растворения в воде9,11,23,27

9.

6.

Прозрачная и мутная вода.

29.09-5.10

октябрь

Мат-алы к опытам,водные растворы,фильтр,6,23,27

10

7.

Водные растворы и их использование. Растворы в природе: минеральная и морская вода.

29.09-5.10

октябрь

Мат-алы к опытам ,водные растворы,иллюстр.водоёмов.

11.

8.

Питьевая вода.

06.10-12.10

октябрь

Рисунки  и плакаты детей,9,23

12.

9.

 Температура воды и её измерение.

06.10-12.10

октябрь

Термометр,макеты термометра,

материалы к опытам.23

13.

10

Кипение воды. Превращение воды в пар.

13.10-19.10

октябрь

Табл.»Превращение воды в пар.»11,13,23,28

14.

11.

Три состояния воды.

13.10-19.10

октябрь

Табл. «Превращение воды в пар.»,мат-алы к опытам,21,23

15.

12.

Учет и использование   свойств воды. Бережное отношение к воде.

20.10-26.10

октябрь

Иллюстр.Трёх состояний воды.

Рисунки детей

16.

13.

Использование воды в быту и промышленности

20.10-26.10

октябрь

Знаки охраны воды.11,13,23

17.

14.

Охрана воды

27.10-02.11

ноябрь

18.

15.

Что мы узнали о воде?

27.10-02.11

ноябрь

3.

Воздух (15 часов)

19.

1.

Воздух вокруг нас.

10.11-16.11

ноябрь

Мат-алы к опытам,иллюстр.Атмосфера,11,13,21,23

20.

2.

Воздух занимает место.

10.11-16.11

ноябрь

Иллюстр. Лётчиков и водолазов

21.

3.

Сжимаемость и упругость воздуха

17.11-23.11

ноябрь

Мат-алы к опытам,иллюстр.предметов со сжатым воздухом,11,23

22.

4.

Воздух -плохой проводник тепла.

17.11-23.11

ноябрь

Мат-алы к опытам,иллюстр. предметов изолирующих воздух.13,23

23.

5.

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

24.11-30.11

ноябрь

Мат-алы к опытам,11,23

24.

6.

Свойства теплого и холодного воздуха.

24.11-30.11

ноябрь

Рисунки  детей,свеча,иллюстр. Теплой и холодной погоды

25.

7.

Состав воздуха.Кислород.

01.12-07.12

декабрь

Табл. «состав воздуха»

26.

8.

Значение кислорода в жизни растений ,животных и человека.

01.12-07.12

декабрь

Рисунки уч-ся

11,13,23

27.

9.

Состав воздуха.Углекислый газ.

08.12-14.12

Декабрь

Табл. «состав воздуха»

28.

10

Применение углекислого газа.

08.12-14.12

Декабрь

11,13,23

29.

11.

Состав воздуха.

15.12-21.12

декабрь

Табл. «состав воздуха»

30.

12.

Значение воздуха.

15.12-21.12

Декабрь

Мат-алы к опытам,9,11,13

31.

13.

Чистый и загрязнённый воздух.

22.12-28.12

декабрь

Иллюстр.чистого и загрязненного воздуха

32.

14.

Охрана воздуха.

22.12-28.12

декабрь

Знаки охраны воздуха,рисунки детей на тему «Охрана воздуха» 23

33.

15.

Воздух в нашей жизни.

13.01-19.01

январь

4.

Полезные ископаемые (18 часов)

34.

1.

Разнообразие полезных ископаемых.

13.01-19.01

январь

Физическая карта России, условные обозначения полезных ископаемых, 13,23,28

35.

2.

Полезные ископаемые ,используемые в строительстве.

20.01-26.01

январь

Образцы гранита,мрамора,мела. 23

36.

3.

 Определение и сравнение свойств песка и глины.

20.01-26.01

январь

Образцы глина и песок ,оборудование для опытов 23

37.

4.

Горючие полезные ископаемые.

27.01-02.02

февраль

Физическая карта России,

38.

5.

Свойства торфа ,его образование ,добыча и использование.

27.01-02.02

февраль

Мат-алы к опытам, образец торфа

39.

6.

Свойства каменного  угля ,его образование ,добыча и использование.

03.02-09.02

февраль

Мат-алы к опытам, образец  каменного  угля 11,23

40.

7.

Свойства нефти ,её образование ,добыча и использование.

03.02-09.02

Февраль

Мат-алы к опытам, образец нефти 11,23

41.

8.

Свойства природного газа ,его образование , добыча и использование.

10.02-16.02

февраль

Мат-алы к опытам, образец  газа 11,23

42

9.

Полезные ископаемые,используемые для получения минеральных удобрений

10.02-16.02

февраль

Иллюстр . с\х растений,табл.»Виды удобрений»

43

10

Свойства калийной соли ,её образование ,добыча и использование.

17.02-23.02

февраль

Мат-алы к опытам,образец калийной соли ,23

44

11.

Полезные ископаемые,используемые для получения металлов

17.02-23.02

февраль

Образцы медной ,железной руды,23

45

12.

Черные металлы.Их свойства и получение.

24.02-02.03

март

Образцы чугуна,стали,  иллюстр.изделий из стали,23

46

13.

Цветные металлы.Их свойства и получение.

24.02-02.03

март

ОбразцыАлюминий,бронза,олово,медь,23

47

14.

 Распознавание цветных и черных  металлов по образцам и изделиям.

03.03-09.03

март

Образцы цветных и черных  металлов

48

15.

 Распостранение полезных ископаемых на территории России .Работа по физической карте России.

03.03-09.03

март

Физическая карта России шаблоны карт для уч-ся

49

16.

Полезные ископаемые Иркутской области и Боханского района.

10.03-16.03

март

50

17.

Полезные ископаемые в нашей жизни.

10.03-16.03

март

51

18

Полезные ископаемые,их свойства,добыча и использование (обобщение)

17.03-23.03

март

5

Почва (17 часов)

52

1.

Почва-верхний плодородный слой,образование почвы.

04.04-10.04

апрель

Табл. «Расположение

почвы на слоях земли» 11,14,23

53

2.

Состав почвы.Минеральная и органическая части почвы.

04.04-10.04

Апрель

Мат-алы к опытам,индивид.карточки,9,23

54

3.

Перегной-органическая часть почвы.

11.04-17.04

апрель

Мат-алы к опытам,карты-маршруты ,23

55.

4.

Неорганическая часть почвы-глина.песок,минеральные соли.

11.04-17.04

Апрель

Мат-алы к опытам,образцы почвы,23

56.

5.

Песчаные,глинистые и черноземные почвы

18.04-24.04

апрель

Образцы почв,

Мат-алы к опытам,11,23

57.

6.

Различие песчаных и глинистых почв.

18.04-24.04

апрель

Садовый инвентарь

58.

7.

 Водные свойства песчаных и глинистых почв.

25.04-01.05

апрель

Обуродование к лабораторной работе.

59.

8.

Почвы родного края.

25.04-01.05

апрель

Рисунки уч-ся,образцы почв,иллюстр. полей 14,23

60.

9.

Зачем нужны удобрения?

02.05-08.05

май

Образцы удобрений, ребусы,12,23

61.

10

 Обработка почвы.

02.05-08.05

май

Садовый инвентарь

62.

11.

Весенняя обработка почвы на пришкольном участке.

09.05-15.05

май

Садовый инвентарь

63.

12.

Значение почвы в народном хозяйстве.

09.05-15.05

май

Садовый инвентарь,опорные схемы,11

64.

13.

Охрана и рациональное использование почв .

16.05-22.05

Май.

Знаки охраны почв, опорные схемы, 14,23

65.

14.

Значение  неживой природы в жизни человека.

16.05-22.05

май

Табл. «Значение почв»,рисунки уч-ся

66.

15.

 Почва,Воздух иВода в жизни человека.

23.05-29.05

Май

67.

16.

 «Вода,воздух,почва -основа жизни»

23.05-29.05

май

Названия команд,ребусы,листы самооценки

68.

17.

Неживая природа

23.05-29.05

май

Экскурсия

 

Календарно-тематическое планирование предмета биология в 7 классе по программе специального коррекционного обучения

Планирование составлено на основе Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.

Учебник:

 Биология. Неживая природа. 7 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. /  А.И.Никишов – М.: «Просвещение» 2011

68 часов в год,  2 часа в неделю


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Многообразие растений.(3ч)

1.

1.

Введение. Разнообразие растений.

1.09-7.09

сентябрь

Экскурсия

2.

2.

Значение растений

1.09-7.09

сентябрь

Гербарий, лекарственные растения,11,16,24

3.

1.

Охрана растений

08.09-14.09

сентябрь

Растения занесённые в Красную книгу13,17,24

2.

Цветок (4 часа)

4.

1.

 Строение цветкового растения.

08.09-14.09

сентябрь

Табл. «Строение цветкового растения», живые растения,24,11,4,6

5.

2.

Строение цветка.

15.09-21.09

сентябрь

Табл. «Строение цветка», живые цветы17,24

6.

3.

Виды соцветий.

15.09-21.09

сентябрь

Табл. «Виды соцветий» 11,13,24

7.

4.

Опыление цветков

22.09-28.09

сентябрь

Табл.»Опыление растений»  13,17,24

3.

Семя растений (7 часов)

8.

1.

Плоды. Разнообразие плодов.

22.09-28.09

сентябрь

Мультимедийная презентация,  Муляжи, рисунки, плоды ,28

9.

2.

Размножение растений семенами.

29.09-5.10

октябрь

Образцы семян

10

3.

  Внешний вид и строение семени фасоли.

29.09-5.10

Октябрь

Семена фасоли,  лабораторное оборудование ,16,24

11.

4.

  Строение зерновки пшеницы.

06.10-12.10

октябрь

Зерновка пшеницы,лабораторное оборудование ,16,24

12.

5.

Условия прорастания семян

06.10-12.10

октябрь

Четыре набора семян, выращ. в разных условиях,17,24

13.

6.

  Определение всхожести семян.

13.10-19.10

октябрь

Семена растений ,заделанных на разную глубину,табл. «Глубина заделки семян»

14.

7.

 Правила заделки семян в почву.

13.10-19.10

октябрь

Семена и земля,табл. «Глубина заделки семян»

4.

Корень (4 часа)

15.

1.

Корень. Виды корней.

20.10-26.10

октябрь

Пророщенные семена фасоли и пшеницы, черенок тополя ,13,17,24

16.

2.

Корневые системы.Корневые волоски.

20.10-26.10

октябрь

Табл. «Корневые системы»,17,24

17.

3.

Значение корня в жизни растения.

27.10-02.11

ноябрь

Табл. «Корневые системы» 11,24

18.

4.

Видоизменения корней.

27.10-02.11

ноябрь

Корнеплоды, корнеклубни -муляжи и реальные образцы.

5.

Лист (6 часов)

19.

1.

Лист. Внешнее строение листа

10.11-16.11

ноябрь

Различные листья(натуральные и  гербарий)17,24

20.

2.

Из каких веществ состоит растение

10.11-16.11

ноябрь

Листья растений, картофелина, йод,11,13,24

21.

3.

Образование органических веществ в растениях

17.11-23.11

ноябрь

Материалы к опытам,листья растений 11,13,24

22.

4.

Испарение воды листьями

17.11-23.11

ноябрь

Материалы к опытам,листья растений 11,13,24

23.

5.

Дыхание растений

24.11-30.11

ноябрь

Материалы к опытам, листья растений,28,24

24.

6.

Листопад и его значение

24.11-30.11

ноябрь

Картины листопада, 17,24,28

6.

Стебель(3 часа)

25.

1.

Стебель. Строение стебля

01.12-07.12

декабрь

Табл. «Строение стебля дерева», индивид.задания на карточках,11,24

26.

2.

Значение стебля в жизни дерева

01.12-07.12

декабрь

Материалы к опытам,Табл. «Строение стебля дерева», карточки-вопросы.16,11,24.

27.

3.

Разнообразие стеблей

08.12-14.12

декабрь

Гербарий, иллюстр различных видов стеблей.5,6,24

7

Растение — целостный организм (7 часов)

28.

1.

Взаимосвязь частей растения. Связь растения со средой обитания.

08.12-14.12

Декабрь

Мультимедийная презентация «Растения и окружающая среда»

29.

2.

Деление растений на группы.

15.12-21.12

декабрь

План-описание Табл.Взаимосвязь частей растения.11,17,24

30.

3.

Мох  как представитель многолетних травянистых растений.

15.12-21.12

Декабрь

Образцы мха,торфа

Табл «Использование торфа»11,24

31.

4.

Папоротники- нецветковые растения.

22.12-28.12

декабрь

Иллюстр.папоротника.

Табл «Использование каменного угля» 11,24

32.

5.

Голосеменные хвойные растения

22.12-28.12

декабрь

Иллюстр. хвойных и листв.растений,17,24

33.

6.

Волшебный мир растений.

13.01-19.01

январь

Игровое поле для игры,фишки,

иллюстрации различных заданий. 11,17,24

34.

7.

 Деление цветковых на классы

13.01-19.01

январь

Табл. условных обозначений; иллюстрации растений 13,24

8.

Многообразие растений, бактерий и грибов (5 часов)

35.

1.

Бактерии и особенности их жизнедеятельности.

20.01-26.01

январь

Иллюстр.различных видов бактерий  13,24

36.

2.

Строение и особенности  жизнедеятельности грибов.

20.01-26.01

январь

Иллюстр.папоротника

13,24

37.

3.

Съедобные и несъедобные грибы.

27.01-02.02

февраль

Иллюстр.  съедобных и несъедобных грибов,муляжи грибов

13,24

38.

4.

Ядовитые грибы

27.01-02.02

февраль

Садовый инвентарь

39.

5.

Мир растений.

03.02-09.02

февраль

Медиафайлы и иллюстрации различных растений.

9.

Покрытосеменные или цветковые растения (29 часов)

40.

1.

Однодольные покрытосеменные растения. Общие признаки злаковых.

03.02-09.02

Февраль

иллюстрации зерновых, полей и жатвы,11,24

41.

2.

Хлебные злаковые культуры.

10.02-16.02

февраль

иллюстрации зерновых и натуральные растения,5,16,11,24

42

3.

Выращивание зерновых и использование злаков в сельском хозяйстве.

10.02-16.02

февраль

Иллюстрации зерновых, хлебобулочных изделий 17,24

43

4.

Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные.

17.02-23.02

февраль

Иллюстрации лилия, тюльпан, хлорофитум

17,24

44

5.

Овощные лилейные.Строение луковицы.

17.02-23.02

февраль

Муляжи, рисунки, плоды овощных лилейных.11,24

45

6.

Дикорастущие лилейные.Ландыш.

24.02-02.03

Март

Иллюстрации ландыша, план-описание, опорные схемы.17,24

46

7.

Пасленовые. Определение общих признаков пасленовых.Паслен.

24.02-02.03

март

Иллюстрации паслена,11,24

47

8.

Строение клубня картофеля.

03.03-09.03

март

Клубни картофеля,24

48

9.

 Технология выращивания картофеля.

03.03-09.03

март

Иллюстр. Продуктов из картофеля,24

49

10

Овощные пасленовые.Томат.

10.03-16.03

март

Иллюстр. Продуктов из томатов,24

50

11.

Овощные пасленовые.Баклажаны и перцы.

10.03-16.03

март

Иллюстр. Растений перца и томатов,24

51

12.

Цветочно-декоративные пасленовые .

17.03-23.03

март

Иллюстр.табак и белена,24

52

13.

Общие признаки бобовых.Пищевые бобовые.

04.04-10.04

апрель

Табл. «Бобовые культуры»,натуральные бобовые 11,17,24

53

14.

Фасоль и соя -южные бобовые культуры.

04.04-10.04

Апрель

Иллюстр.Фасоль и соя,натуральные образцы. 24

54

15.

Кормовые бобовые.

11.04-17.04

апрель

Иллюстр,клевер,

люпин  17,24

55.

16.

 Покрытосеменные растения .

11.04-17.04

Апрель

56.

17.

Общие признаки розоцветных.Шиповник -растение группы розоцветных.

18.04-24.04

апрель

Иллюстр,розоцветных,гербарий  ,задания для групп  12,24

57.

18.

Плодово-ягодные розоцветные.Яблоня.Груша.

18.04-24.04

апрель

Иллюстр деревьев,плодов,цветков яблони и груши,14,17

58.

19.

«Эти удивительные растения»

25.04-01.05

апрель

Медиафайлы ,17

59.

20.

Плодово-ягодные розоцветные.Вишня.Малина.

25.04-01.05

апрель

Иллюстр деревьев,плодов,цветков вишни и малины  11,13,24

60.

21.

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

02.05-08.05

май

Иллюстр. растений, цветков и плодов земляники ,11,24

61.

22.

Персик и абрикос -южные плодовые  розоцветные культуры.

02.05-08.05

май

Иллюстр. растений, цветков и плодов абрикоса и персика 17,24

62.

23.

Общие признаки ложноцветных.Пищевые сложноцветные.Подсолнечник.

09.05-15.05

май

Иллюстр. сложноцветных,подсолнечника,продуктов из подсолнечника 16,24

63.

24.

Календула и бархатцы-однолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

09.05-15.05

май

Презентация «Календула и бархатцы» земля 11,24

64.

25.

Маргаритка и георгин -многолетние цветочно-декоративные сложноцветные.

16.05-22.05

Май.

Иллюстр.Маргаритка и георгин,корнеклубни  георгина 11,24

65.

26.

Уход за комнатными растениями.Перевалка.Пересадка

16.05-22.05

май

Комнатные растения ,земля, инвентарь

66.

27.

Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке

23.05-29.05

Май

Садовый инвентарь

67.

28.

Весенняя обработка почвы.

23.05-29.05

май

Садовый инвентарь

68.

29.

Растение -живой организм.

23.05-29.05

май

Табл.Взаимосвязь частей растения.занимательные задания 4,17,24

Календарно-тематическое планирование предмета биология в 8 классе по программе специального коррекционного обучения

Планирование составлено на основе Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.

Учебник:

 Биология. Животные. 8 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. /  А.И.Никишов, А.В.Теремов – М.: «Просвещение» 2009

68 часов в год,  2 часа в неделю


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Введение (1 час)

1.

1.

Многообразие животного мира. Значение животных и их охрана

1.09-7.09

сентябрь

Иллюстрации разнообразных животных

2.

Беспозвоночные животные (11 часов)

2.

1.

Общие признаки беспозвоночных животных, общие признаки червей

1.09-7.09

сентябрь

Иллюстрация червей, пиявок,14,25

3.

2.

  Внешний вид дождевого червя, образ жизни,питание, дыхание, способ передвижения.

08.09-14.09

сентябрь

Дождевой червь,7,25

4.

3.

Круглые черви — паразиты человека.

08.09-14.09

сентябрь

Иллюстрация круглых червей,правила гигиены в виде опорных схем 13,14,25

5.

4.

Общие признаки насекомых. Внешнее строение и образ жизни насекомых

15.09-21.09

сентябрь

Презентация «Мир насекомых»

6.

5.

Бабочка- капустница.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

15.09-21.09

сентябрь

Иллюстрации и экземпляры бабочки- капустницы 7,14,25

7.

6.

Яблонная плодожорка.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

22.09-28.09

сентябрь

Иллюстрации и экземпляры яблонной плодожорки 7 ,14,25

8.

7.

Майский жук.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

22.09-28.09

сентябрь

Табл. «строение майского жука»,план-описание,14,25

9.

8.

Комнатная муха.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

29.09-5.10

октябрь

Иллюстрации и экземпляры комнатной мухи,11,25

10

9.

Медоносная пчела.Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения.

29.09-5.10

октябрь

Иллюстрации и экземпляры пчелы, ульев 10,11 ,25

11.

10.

Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними.

06.10-12.10

октябрь

Иллюстрации и экземпляры тутового шелкопряда 14,25

12.

11.

Беспозвоночные (обобщение)

06.10-12.10

октябрь

3.

Позвоночные животные (46 часов)

13.

1.

Общие признаки позвоночных животных. Общие признаки рыб

13.10-19.10

октябрь

Презентация « Мир рыб»

14.

2.

Внешнее строение и скелет рыб

13.10-19.10

октябрь

Иллюстрации разнообразных рыб,модель скелета рыб 18,25

15.

3.

Внутреннее строение рыб

20.10-26.10

октябрь

Экземпляр внутреннего строения рыбы,18,25

16.

4.

Размножение рыб

20.10-26.10

октябрь

Схема развития рыб 18,25

17.

5.

Речные рыбы. Морские рыбы.

27.10-02.11

ноябрь

Иллюстрации разнообразных рыб 18,25

18.

6.

 Жизнедеятельность аквариумных рыб, забота и уход за ними.

27.10-02.11

ноябрь

Аквариум,принадлежности для чистки аквариума.

19.

7.

Рыболовство и рыбоводство. Рациональное использование рыб

10.11-16.11

ноябрь

Иллюстрация судна-тральщика, атрибуты для игры. 18,25

20.

8.

Общие признаки земноводных. Среда обитания и внешнее строение лягушки

10.11-16.11

ноябрь

Иллюстрация и макет лягушки  7,14,25

21.

9.

Внутреннее строение земноводных

17.11-23.11

ноябрь

Препарат вскрытой лягушки 7,14,25

22.

10

Размножение и развитие лягушки

17.11-23.11

ноябрь

Табл. «Схема развития лягушки» 14,25

23.

11.

Общие признаки пресмыкающихс. Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

24.11-30.11

ноябрь

Иллюстрации пресмыкающихся,опорные схемы 14,25

24.

12.

Внутреннее строение пресмыкающихся

24.11-30.11

Ноябрь

Табл. «Внутреннее строение ящерицы» 6, 7, 13, 25

25.

13.

Размножение и развитие пресмыкающихся

01.12-07.12

декабрь

Иллюстрация пресмыкающихся,14,25

26.

14.

Общие признаки птиц. Особенности внешнего строения птиц

01.12-07.12

декабрь

Презентация « Мир птиц»

27.

15.

 Наблюдение за птицами, обитающими в нашей местности.

08.12-14.12

декабрь

28.

16.

Особенности скелета птиц

08.12-14.12

Декабрь

Табл. «Скелет птицы»

29.

17.

Особенности внутреннего строения птиц

15.12-21.12

декабрь

Табл. «Внутреннее строение птиц»11,12,25

30.

18.

Размножение и развитие птиц.

15.12-21.12

Декабрь

Табл. «Строение яйца птицы»  11,25

31.

19.

Птицы, кормящиеся в воздухе

22.12-28.12

декабрь

Иллюстрации стрижа и ласточки 12,25

32.

20.

Птицы леса и  их особенности.

22.12-28.12

декабрь

Иллюстрации птиц леса

33.

21.

Хищные птицы  и их особенности.

13.01-19.01

январь

Иллюстрации совы и орла 12,25

34.

22.

Птицы пресных водоёмов и болот.

13.01-19.01

январь

Иллюстрации «Утки,цапли» 12,25

35.

23.

Птицы , обитающие вблизи жилья человека.

20.01-26.01

январь

Иллюстрации голубей,воробьёв,тря-согузок11,25

36.

24.

Нелетающие птицы и особенности их жизнедеятельности.

20.01-26.01

январь

Иллюстрация страусов,пингвинов 12,25

37.

25.

Птицы зимой. Значение птиц в жизни человека.

27.01-02.02

февраль

38.

26.

Потомство птиц. Строение яйца курицы.

27.01-02.02

февраль

Иллюстрации птенцов

39.

27.

Домашние куры. Содержание, кормление и разведение кур

03.02-09.02

февраль

Иллюстрации различных пород кур

40.

28.

Домашние утки и гуси. Содержание, кормление и разведение гусей, уток на птицефермах.

03.02-09.02

Февраль

Иллюстрации уток и гусей 12,25

41.

29.

Птицеводство. Выращивание цыплят.

10.02-16.02

февраль

Иллюстрации цехов птицефабрики, 12,25

42

30

Птицы нашего края. Охрана птиц.

10.02-16.02

февраль

43

31

Общие признаки млекопитающих. Внешнее строение млекопитающих.

17.02-23.02

февраль

Презентация «Млекопитающие»

44

32

Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

17.02-23.02

февраль

Иллюстрации скелета млекопитающих,опорные схемы,14,25

45

33

Внутренние органы млекопитающих.

24.02-02.03

март

Иллюстрации и экземпляры тутового шелкопряда11,25

46

34

Общие признаки грызунов. Внешний вид и отличительные особенности .

24.02-02.03

март

Иллюстрации разнообразных грызунов,14,25

47

35

Значение грызунов в природе и жизни человека.

03.03-09.03

март

Иллюстрации  мыши-полёвки,ласки ,

ондатры 14,25

48

36

Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами.

03.03-09.03

март

Иллюстрации заяц-беляк,

заяц-русак,кролики,14,25

49

37

Разведение домашних кроликов.

10.03-16.03

март

Иллюстрации различных пород кроликов  14,25

50

38

Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности.

10.03-16.03

март

Иллюстрации хищных зверей.11,12,25

51

39

Дикие пушные хищные звери.

Образ жизни, распространение и значение пушных зверей.

17.03-23.03

март

Иллюстрации соболь,лесная куница,

лисица,ласка 11,25

52

40

Разведение норки на зверофермах.

04.04-10.04

апрель

Иллюстрации норки,ласки 11,25

53

41

Домашние хищные звери. Уход за ними.

04.04-10.04

Апрель

Иллюстрации различных пород кошек и собак,рисунки уч-ся

54

42

 Млекопитающие: общие признаки и отличительные особенности.

11.04-17.04

апрель

55.

43

Общие  признаки ластоногих. Отличительные особенности, распространение и значение.

11.04-17.04

Апрель

Иллюстрации кит,дельфин, 11,25

56.

44

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных.

18.04-24.04

апрель

Иллюстрации парнокопытных.кабан,

лось  13,25

57.

45

Дикие растительноядные животные.  Характеристика    животных,  распространение,  значение   и охрана их.

18.04-24.04

апрель

Иллюстрации непарнокопытных,лошадь,зебра,осёл.13,14,25

58.

46

Приматы. Общая характеристика и образ жизни.

25.04-01.05

апрель

Иллюстрации приматов

7

4.

Селскохозяйственные млекопитающие (10 часов)

59.

1.

 Млекопитающие нашего края.

25.04-01.05

апрель

Иллюстрация различных пород коров,

 молочных продуктов

60.

2.

Сельскохозяйственные травоядные животные: корова.

02.05-08.05

май

61.

3.

 Содержание коров на фермах и выращивание телят.

02.05-08.05

май

Иллюстрации различных пород овец,

изделий из шерсти.25

62.

4.

Сельскохозяйственные травоядные животные: овцы и их содержание.

09.05-15.05

май

Иллюстрации верблюдов  7,25

63.

5.

 Сельскохозяйственные травоядные животные:  верблюды и их содержание.

09.05-15.05

май

Иллюстрации северных оленей 11,25

64.

6.

Всеядные сельскохозяйственные живот ные — северные олени и их содержание.

16.05-22.05

Май.

Иллюстрации различных пород свиней,11,25

65.

7.

Домашние свиньи и уход за ними.

16.05-22.05

май

Иллюстрации различных пород лошадей,7,25

66.

8.

Домашние лошади и их содержание.

23.05-29.05

Май

67.

9.

Млекопитающие.Сельскохозяй

ственные животные.

23.05-29.05

май

68.

10

В мире животных.

23.05-29.05

май

Календарно-тематическое планирование предмета биология в 9 классе по программе специального коррекционного обучения

Планирование составлено на основе Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.

Учебник:

 Биология. Человек. 9 класс: учеб. для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. /  Е.Н. Соломина, Т..В. Шевырева – М.: «Просвещение» 2011

68 часов в год,  2 часа в неделю


урока

п/п


темы

№ урока

в теме

Тема  урока

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата проведения урока

Эксперимент, материально-техническое оснащение урока

1.

Общий обзор организма человека (3 часа)

1.

1.

Человек-биосоциальное существо.Место человека среди млекопитающих.

1.09-7.09

сентябрь

2.

2.

Организм человека.Органы и системы органов.

1.09-7.09

сентябрь

Табл. «Системы органов »26,28

3.

3.

Клетка.Органоиды клетки.

08.09-14.09

сентябрь

Табл. «Строение клетки»,  22,26

2.

Опора тела и движение (15 часов)

4.

1.

Значение опорно-двигательной системы человека.

08.09-14.09

сентябрь

Медиафайлы 28,22

5.

2.

Состав и строение костей.

15.09-21.09

сентябрь

Табл. «Строение кости » 2,6

6.

3.

Скелет головы:череп.

15.09-21.09

сентябрь

Табл. «Скелет человека»  22,26

7.

4.

Скелет человека: грудная клетка; тазовые кости ; позвоночник.

22.09-28.09

сентябрь

Табл. «Скелет человека» 26

8.

5.

Скелет верхних и нижних конечностей.

22.09-28.09

сентябрь

Табл. «Скелет человека»26

9.

6.

Подвижные и неподвижные соединения костей.

29.09-5.10

октябрь

Табл. «Подвижные и неподвижные соединения костей.», модели соединения костей ,22

10

7.

Первая помощь при ушибах вывихах и растяжениях.

29.09-5.10

октябрь

 Средства  первой медицинской помощи

11.

8.

Вредное влияние курения и алкоголя на опорно-двигательную  систему.

06.10-12.10

октябрь

Рисунки уч-ся,опорные схемы,22,26

12.

9.

Опорно-двигательная система и её значение для человека.

06.10-12.10

октябрь

Табл. «Скелет человека»26

13.

10

 Опорно-двигательная система.

13.10-19.10

октябрь

20

14.

11.

Основные группы мышц

13.10-19.10

октябрь

Табл. «Мышцы человека» 22,26

15.

12.

Работа мышц.

20.10-26.10

октябрь

Табл. «Мышцы человека» 26

16.

13.

Осанка и здоровье человека

20.10-26.10

октябрь

Табл. «Осанка человека» , «Скелет стопы» 28

17.

14.

Значение физических упражнений и правильного формировыания скелета мышц

27.10-02.11

ноябрь

Фотографии различных физических упражнений 22,26

18.

15.

Опорно-двигательная система человека.

27.10-02.11

ноябрь

Иллюстр.больницы,

названия болезней ОДА

3.

Кровь и кровообращение (7 часов)

19.

1.

Значение крови и её состав

10.11-16.11

ноябрь

Табл. «Круги кровообращения» 22,26

20.

2.

Строение и работа сердца

10.11-16.11

ноябрь

Макет сердца,22,26

21.

3.

Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.

17.11-23.11

ноябрь

Схема кровообращения 22,26

22.

4.

 Подсчёт частоты пульса в спокойном состоянии и при физической нагрузке. Измерение артериального давления.

17.11-23.11

ноябрь

Точки определения пульса, тонометр

23.

5.

Предупреждение заболеваний сердца и сосудов

24.11-30.11

ноябрь

Фотографии различных видов спорта,26

24.

6.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды

24.11-30.11

ноябрь

Презентация « Влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце»

25.

7.

Первая помощь при кровотечениях.

01.12-07.12

декабрь

Бинты, йод, жгут, вата,2

4.

Дыхание (8 часов)

26.

1.

Органы дыхания

01.12-07.12

декабрь

Табл. «Органы дыхания»22,26

27.

2.

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

08.12-14.12

декабрь

Табл. «Газообмен в лёгких и тканях»

28.

3.

Дыхательные движения

08.12-14.12

Декабрь

Табл. «Газообмен в лёгких и тканях»26

29.

4.

Болезнь органов дыхания и их предупреждения

15.12-21.12

декабрь

Мат-ал для  поисковой деят-ти уч-ся,названия болезней.  26

30.

5.

Гигиена дыхания. Искуственное дыхание

15.12-21.12

Декабрь

Правила гигиены дыхания

31.

6.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Определение объёма грудной клетки

22.12-28.12

декабрь

Известковая вода, стеклянная трубка, сантим. лента

32.

7.

Охрана воздушной среды

22.12-28.12

декабрь

Знаки охраны воздуха 28,26

33.

8.

Кровеносная и дыхательная система человека.

13.01-19.01

январь

Занимательный материал,ребусы,

5.

Пищеварение (12 часов)

34.

1.

Значение и состав пищи.

13.01-19.01

январь

Табл. «Витамины»,иллюстр. различных видов пищи. 2,26

35.

2.

Значение пищеварения.Система органов пищеварения.

20.01-26.01

январь

Табл. «Система органов пищеварения»22,26

36.

3.

Строение и значение зубов.

20.01-26.01

январь

Табл. «Строение зуба», «Виды зубов» 22,26

37.

4.

Пищеварение в ротовой полости    и в желудке.

27.01-02.02

февраль

Медиафайлы  22

38.

5.

Пищеварение в кишечнике.Всасывание питательных веществ.

27.01-02.02

февраль

Табл. «Строение внутренних органов » 26,28

39.

6.

 Определение белка и крахмала в пшеничной муке.

03.02-09.02

февраль

Оборудование для опытов 2,26

40.

7.

Гигиена и нормы питания.

03.02-09.02

Февраль

Табл. «Полезные и вредные продукты »,этикетки различных продуктов  26

41.

8.

 Определение нормы питания и расхода энергии.

10.02-16.02

февраль

Табл. «Нормы питания для людей различных профессий»

42

9.

Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.

10.02-16.02

февраль

Табл. «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний.» 26,28

43

10.

Пищевые отравления.

17.02-23.02

февраль

Иллюстр.ядовитых растений и грибов 26

44

11.

Вредное влияние курения и алкоголя на пишеварительную систему.

17.02-23.02

февраль

Творческие сообщения уч-ся, 26

45

12.

 Пищеварительная система человека.

24.02-02.03

март

Медиафайлы, 22

6.

Выделительная система (7 часов)

46

1.

Значение выделения.Строение почек.

24.02-02.03

март

Табл. «Выделительная система» 22,26

47

2.

Предупреждение заболеваний органов выделительной системы.

03.03-09.03

март

Табл. «Строение почек»  22,26


48

3.

Значение и строение кожи.

03.03-09.03

март

Табл. «Строение кожи» 11,22

49

4.

Роль кожи в терморегуляции.Закаливание организма.

10.03-16.03

март

Фотографии различных средств закаливания 26

50

5.

 Первая помощь при   перегревании,

ожогах ,обморожении.

10.03-16.03

март

Средства первой помощи

51

6.

 Кожа и Выделительная система.

17.03-23.03

март

52

7.

Гигиена кожи.Гигиенические требования к одежде и обуви.

04.04-10.04

апрель

Иллюстр. И натуральные предметы одежды и обуви и средства ухода за ними.26

7.

Нервная система (10 часов)

53

1.

Значение и строение нервной системы.

04.04-10.04

Апрель

Табл. «Строение нервной системы»28,26

54

2.

Спинной мозг и его значение.

11.04-17.04

апрель

Табл. «Строение спинного мозга.»22,26



55.

3.

Головной мозг и его значение.

11.04-17.04

Апрель

Табл. «Строение  головного  мозга.»22,26

56.

4.

Особенности высшей нервной деятельности.Речь.

18.04-24.04

апрель

Иллюстрации различных реакций на раздражители 22

57.

5.

Эмоции.Внимание и память.

18.04-24.04

апрель

Материалы для тестирования свойств внимания и памяти

58.

6.

 Гигиена нервной деятельности.

25.04-01.05

апрель

Табл.  «Режим дня  подростка» , 26

59.

7.

Режим дня.

25.04-01.05

апрель

Иллюстр.ядовитых змей и пауков,  26

60.

8.

Нарушения нервной деятельности.

02.05-08.05

Май

Табл. «Органы чувств.»,22

61.

9.

Влияние курения и алкоголя на нервную систему

02.05-08.05

май

Табл. «Строение органа зрения»

таблица для определения зрения,26

62.

10

Нервная система (обобщение)

09.05-15.05

май

Табл. «Строение органа слуха»

стимульный материал для определения слуха,26

Органы чувств (4 часа)

63.

1.

Значение органов чувств.

09.05-15.05

май

Табл. «Органы чувств.»,22

64.

2.

Орган зрения и гигиена зрения.

16.05-22.05

Май.

Табл. «Строение органа зрения»

таблица для определения зрения,26

65.

3.

Орган слуха и гигиена слуха.

16.05-22.05

май

Табл. «Строение органа слуха»

стимульный материал для определения слуха,26

66.

4.

Органы осязания,обоняния,вкуса.

23.05-29.05

Май

Табл. «Органы чувств.»,22,рисунки уч-ся

Охрана здоровья (2 часа)

67.

1.

Охрана здоровья и общество.

23.05-29.05

май

68.

2.

 «Наш выбор здоровье !»

23.05-29.05

май

Литература:

1.  Методика преподавания естествознания в 5-7 классах   общеобразовательных учреждений: Книга для учителя /Под ред.

А.Г.Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997. -С. 83-93, 125-139.

2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.

3.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития:(Олигофренопедагогика) /Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Академия,

2000. –С.152-172.

 4.Худенко Е.Д. Естествознание во вспомогательной школе//Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания

умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1987. – С. 65-69.

5. Худенко Е.Д. Использование словесных методов на урокахестествознания //Дефектология. – 1989. - №1. – С. 30-35.

6. Худенко Е.Д. Формирование биологических понятий на уроках естествознания //Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталых школьников. – М.: МГПИ, 1983. – С. 72-77.

7.Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. – М.: «Терра» – «Terra», 1992. –Т.3. - С. 5-160.

8. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.:Просвещение, 1981. – С. 94-141.

 9. Основы экологии /Под ред. В.И. Жидкина. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1994. – 352 с.

10. Старикович С.Ф. Самые обычные животные. – М.: Наука, 1988. – С.79-107.

11. Что такое? Кто такой? В 3-х т. – М.: Педагогика-Пресс, 1995. – Т.2. –С. 7-8, 43-47, 104-105, 112-113, 162-164, 338; Т. 3. – С. 50-51, 131, 161, 172,262-263, 293, 332-333.

 12.Беме Р.Л., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств : Полевой определитель: Кн. для учителя. – М., 1983.

13 Герасимов В.П. Живой мир нашей Родины. Пособие для учителей. – М., 1977.

14 Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М., 1973.

15 Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

16. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.

17. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

18. Сабунаев В.Б. Занимательная ихтиология. – Л., 1967.

19. Шелкунова О.В. В помощь студенту, ориентированному на творческую профессиональную самореализацию: Методические рекомендации по методике преподавания естествознания в школе 8 вида. – Иркутск, 2002.

20. Шелкунова О.В. Тестовый контроль знаний на уроках естествознания в специальных (коррекционных) школах // Ступени: Научный журнал. – 2000. – № 1.

21. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

22. Медиафайлы  Диски 1-2 «Биология .Человек.» Просвещение 2005г

23. А.И.Никишов, Н.ИАрсиневич«Естествознание.Неживая природа.»Москва «Просвещение» 2004 год ( 6 класс)

24. З.А. Клепинина «Биология» Москва «Просвещение» 2005 год ( 7 класс)

25. А.И.Никишов, А.В. Теремов «Биология. Животные» Москва «Просвещение» 2004 год                           ( 8 класс)

26. И.В.Романов,И.А.Агафонова «Биология. Человек»  Москва «Дрофа» 2009 год  ( 9 класс)

27. Сивоглазов В.И., Романина В.И., Перова М.Н., Лифанова Т.М., Воронкова В.В., Эк В.В., Кмытюк Л.В., Бородина О.И., Мозговой В.М., Павлова Н.П., Евтушенко И.В., Грошенков И.А., Кузнецов Б.В.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл : В 2 сб. .- Ч. 1 / Под ред. В.В. Воронковой .- М. : Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционного обучения младших школьников

Программа разработана в помощь учителям-логопедам....

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочие программы коррекционного обучения

Рабочие программы коррекционного обучения, план работы по прафилактике правонарушений, совет по профилактике правонарушений, программы дополнительного образования...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

Рабочие программы по дисциплине «Биология» (7-9-е классы) предназначены для обучающихся  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений....