Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекционный курс, 2 класс, ЗПР (вар.7.1) | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС
(Нарушение письма и чтения, обусловленное СНР у учащегося с ЗПР)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
2 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нарушения речевого развития у детей с ЗПР носят системный характер и затрагивают все компоненты речи: фонетико-фонематическую сторону, лексику, грамматический строй, семантику. У обучающихся отмечаются разной степени выраженности дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, нейродинамики и др. У учащихся с ЗПР повышена психическая истощаемость, что приводит к снижению умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам.
Цель и задачи специального (коррекционного) курса
Цель логопедических занятий состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);
развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).
Общая характеристика специального (коррекционного) курса
Коррекционный курс составлен на основе методики логопедического сопровождения учащихся начальных классов О. А. Ишимовой, С. Н. Шаховской, А. А. Алмазовой. Коррекционно- педагогическая работа проводится в два этапа. Первый этап (для учащихся 2 класса с ЗПР) – предупреждение трудностей формирования письма. Параллельно с работой по профилактике нарушений письменной речи учащихся проводится работа по коррекции звукопроизношения, развитию устной речи, познавательной сферы учащихся.
Логопедические занятия во 2 классе позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 2 ч в неделю. Всего 68 часов в год. Занятия индивидуальные.
Целевые ориентиры содержания коррекционного курса
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты:
- повышение познавательной активности;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- конструктивно действовать, особенно в ситуации неуспеха;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
Предметные результаты:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических);
- овладение учебными действиями с языковыми единицами;
- использование знаний для решения познавательных, практических задач;
- выбор адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач;
- овладение навыком чтения.
Содержание коррекционного курса
Коррекция недостатков звукопроизношения и введение исправленных звуков в устную речь. Работа направлена на развитие артикуляционной моторики, на исправление нарушений звукопроизношения, а также уточнение правильной артикуляции смешиваемых звуков. Данный раздел реализуется на индивидуальных занятиях.
Диагностика и коррекция лексической стороны речи. Занятия направлены на уточнение и активизацию пассивного словаря, обогащение активного словаря словами разных грамматических категорий, формирование представлений о роли слова в составе речевого высказывания, навыков и умений адекватного отбора лексических единиц в собственной экспрессивной речи. Работа по данному разделу проводится на групповых логопедических занятиях.
Звуко-слоговой и звуко- буквенный состав слова и профилактика нарушений письма и чтения. Занятия этого раздела направлены на уточнение и коррекцию артикуляционных укладов речевых звуков, обучение умениям фонематического анализа и синтеза; формирование представлений о слоговой структуре слова, о слогах разных типов, выработку навыков слогового анализа и синтеза; уточнение знаний о буквах русского языка, их связи со звуками и выработка навыков дифференциации букв. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой.
Диагностика и формирование грамматического строя устной речи и коррекция его недостатков. Работа направлена на формирование представлений о смысловых и грамматических характеристиках текста, предложения, словосочетания. Дети учатся конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами. Проводится работа по формированию и коррекции навыков словоизменения и словообразования.
Коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи. Занятия раздела предусматривают активизацию мотивационного компонента речевой коммуникации школьников; развитие и коррекцию навыков диалогической речи; формирование умений устного монологического высказывания.
Развитие навыка чтения. Предусматривается работа в тетрадях – помощницах О. А. Ишимовой с целью коррекции и развития навыка чтения.
Двигательные упражнения. Используется специальный комплекс двигательных упражнений для проведения физкультурных минуток.
Календарно – тематическое планирование
Материально – техническое обеспечение
Тетради-помощницы для учащихся:
О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.
О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу.
О. А. Ишимова. Чтение. От буквы к слогу и словам.
О. А. Ишимова. Чтение. От слога к слову.
О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Скоро в школу. Учимся читать»
«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...