Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 2 класс
рабочая программа
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnyy_kurs_tnr_2_klass.docx | 55.89 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС (ОНР, 2 уровень речевого развития)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
2 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования;
- АООП образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Важность данного курса в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в процессе его освоения происходит развитие и коррекция всех компонентов речевой деятельности, обеспечивается пропедевтика и восполнение пробелов в освоении курсов русского языка и литературного чтения, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Цель курса: развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся.
Задачи курса - формирование у детей с речевыми нарушениями следующих составляющих речевой компетенции:
- лексическо-грамматической, фонетической, диалогической, монологической;
- овладение устной и письменной формами речи и умением применять их в различных жизненных ситуациях.
Общая характеристика курса
Коррекционный курс направлен на достижение задач, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов:
- развить психофизиологические механизмы, лежащие в основе устной речи: оптимальный для речи тип физиологического дыхания, речевое дыхание, голос, артикуляторную моторику, чувство ритма, слуховое восприятие;
- обучить нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка;
- сформировать просодические компоненты речи (темп, ритм, паузацию, интонационную выразительность, логическое ударение);
- развить функции фонематической системы (включающие процессы звукового анализа, синтеза, восприятия и представления);
- способствовать компенсации нарушений звукослоговой структуры слова;
- сформировать, развить и обогатить лексико-грамматический строй речи (уточнить значения слов, способствовать овладению продуктивными и непродуктивными способами словоизменения и словообразования, связи слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций предложений);
- развить коммуникативную функцию речи: формировать умение планировать собственное связное высказывание; самостоятельно определять и адекватно использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной установкой и задачами коммуникации;
- способствовать компенсации нарушения чтения и письма.
Место коррекционного курса в учебном плане
На прохождение курса отводиться 3 ч в неделю. Всего 102 часа в год. Занятия индивидуальные.
Целевые ориентиры содержания коррекционного курса
Индивидуальные логопедические занятия играют важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с ТНР. Своевременное овладение правильной речью является одним из главных условий формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе.
Индивидуальные логопедические занятия позволяют максимально успешно усвоить как «академический» компонент образовательных программ, так и «жизненные компетенции» позволяющие ребенку овладеть знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной социализации.
Личностные и предметные результаты
Личностные результаты
Универсальные учебные действия | У выпускника будут сформированы на достаточном уровне |
Самоопределение | - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности; - осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни |
Смыслообразование | - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; - положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика» |
Нравственно-этическое оценивание | - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Предметные результаты
Задача реализации курса | Выпускник научится на достаточном уровне |
1. Развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: а) оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, б) голоса, в) артикуляторной моторики, г) чувства ритма |
|
2. Развитие слухового восприятия, функций фонематической системы. а) смыслоразличи-тельная функция |
|
б) слухопроизноси-тельная дифференциация фонем |
|
в) фонематический анализ и синтез |
слова со стечением согласных;
|
3. Обучение нормативному (компенсированному) произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова). |
|
4. Коррекция нарушений звукослоговой структуры слова. |
|
5. Формирование просодических компонентов речи: а) темпа б) ритма, в) паузации, г) интонации д) логического ударения |
|
6. Профилактика нарушений чтения и письма |
|
Содержание коррекционного курса
Рабочая программа направлена на коррекцию устной речи обучающихся и профилактику и коррекцию дисграфии и дислексии. Работа по компенсации нарушенного речевого развития строится в несколько этапов.
№ этапа | Назначение этапа | Цель этапа | Содержание деятельности |
I | Диагностический | Выявление индивидуальных речевых нарушений |
|
II | Подготовительный | Подготовка к коррекции нарушенного звукопроизношения, к обучению чтению и письму |
|
III | Основной | Коррекция нарушенного речевого развития |
|
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию нового, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное воздействие на формирование средств языка (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) и связной речи.
Звукопроизношение. Формирование навыков правильного произношения проходит в несколько этапов.
На первом этапе используются неречевые упражнения, предполагающие развитие орального праксиса. Они включают комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков (постановку звуков) и слоговые упражнения. Эти виды предусматривают в основном развитие моторики органов артикуляционного аппарата.
Второй этап – развитие фонематического восприятия – очень тесно связан с артикуляционными упражнениями. Дети учатся слышать разницу между фонемами, т. е. дифференцировать их на слух, опираясь на артикуляционные и акустические признаки звуков.
Третий этап – этап интеграции, т. е. дети приобретают навыки соединения фонемы в коротких высказываниях в соответствии с позиционными условиями.
Заключительный этап – автоматизация, т. е. переход правильного произношения в привычное настолько, что оно не требует специального времени и обеспечивается двумя категориями факторов: бессознательными – посредством слушания (аудирования) и воспроизведения (говорения) и сознательными – посредством усвоения фонологических признаков звуков и особенностей их артикуляционного уклада.
Просодика. Развитие умения регулировать темп речи в зависимости от содержания высказывания, с учетом пауз между речевыми отрезками.
Развитие интонационной выразительности речи включающую в себя: мелодику (повышение и понижение голоса при произнесении фразы), фразовое и логическое ударения (выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения в зависимости от смысла высказывания), тембр речи (звуковую окраску, отражающую эмоциональные оттенки)
Фонематические процессы. Определение наличия данного звука в слове, его позиции по отношению к началу, середине или концу слова. Определение линейной последовательности и количества звуков в слове. Различение слов, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности. Различение близких по звучанию, но разных по значению слов.
Совершенствование умения различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Лексико-грамматический строй. Уточнение и расширение запаса представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создание достаточного запаса словарных образов. Введение накопленных представлений и пассивного речевого запаса в активный словарь. Развитие понимания обобщающего значения слов, формирование доступных родовых и видовых обобщающих понятий. Расширение активного словаря обучающихся, обогащение его словами обозначающими предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Сопоставление предметов и явлений, и на этой основе обеспечение понимания и использования в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи.
Обучение использованию в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками.
Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными. Совершенствование навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствование умения составлять простые и сложные предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Развитие связной речи и речевого общения. Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца. Обучение составлению рассказа-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связному рассказу о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Развитие навыка пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Развитие коммуникативной функции речи.
Календарно – тематическое планирование
Материально – техническое обеспечение
Тетради-помощницы для учащихся:
О. А. Ишимова, А. А. Алмазова. Развитие речи. Письмо.
О. А. Ишимова, Е. В. Дерябина Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу.
О. А. Ишимова. Чтение. От буквы к слогу и словам.
О. А. Ишимова. Чтение. От слога к слову.
О. А. Ишимова. Чтение. Читаю словами.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
Электронные пособия:
«Букварь», 1С Образовательная коллекция.
«Скоро в школу. Учимся читать»
«Уроки письма для дошколят», IDCOMPANY
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 1 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование к логопедическим занятиям с учащимися 1 класса. АООП для обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 2 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 2 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар. 7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ЗПР (вар.7.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ЗПР, 5 -9 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 5-9 класса с ЗПР....
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с ТНР, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с ТНР (вар.5.1)...
Программа коррекционного курса логопедических занятий с учащимися с УО, 4 класс
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование логопедических занятий с учащимися 4 класса. АООП обучающихся с УО (вар.1)...
Рабочая программа Коррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)
Рабочая программаКоррекционного курса «Логопедические занятия» для учащейся АООП 2 класса (вариант 7.2)...