Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация
рабочая программа
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda_poteshkinoy_l.sh_._1-4kl.alternativnaya_kommunikatsiya.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
для обучающихся 1(доп.(б)), 1б, 2, 3б, 3в, 4 классов
срок реализации: 1 год
Учитель-логопед:
Потешкина Л.Ш.
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление
№ | Название раздела | Стр. |
1 | Пояснительная записка | |
1.1 | Психолого – педагогическая характеристика обучающихся | |
1.2 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | |
1.3 | Сведения о создании условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | |
2 | Содержательный раздел | |
2.1 | Содержание коррекционного курса | |
2.2 | Календарно – тематическое планирование |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" составлена на основании Адаптированной основной общеобразовательной программа (Вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Нормативное обеспечение программы включает:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Весь программный материал направлен на решение коммуникативных задач: развитие импрессивной и зкспрессивной речи, необходимого запаса умений и навыков для использования доступных коммуникативных технологий. Для совершенствования подачи материала и развития познавательного интереса на уроках используются большое количество игровых упражнений и сюжетных игр дидактического характера, направленных на коррекцию и развитие речевой и коммуникативной активности учащихся в классах с умственной отсталостью. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тем в каждом классе, на более высоком уровне, усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза, лексические темы. Обучение основано на принципе системно - деятельностного подхода с учетом междисциплинарного комплексного подхода, жизненными компетенциями, поэтапного формирования умственных действий.
1.1. Психолого – педагогическая характеристика обучающихся
Всего обучающихся 1(доп.б), 1б, 2, 3б, 3в, 4 классов – 16 человек.
Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР.
Для данной категории обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
Обучающиеся отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровня сформированности той или иной психической функции; практический навык существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся затруднено формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия.
Внимание обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
В соответствии с ППк от 04.2023 года определены задачи индивидуальных образовательных маршрутов (см. табл.1).
Коррекционные задачи для обучающихся класса на 2023-2024 учебный год
Таблица 1.
Ф.И. обучающегося | Задачи |
1(доп.) класс | |
1.2 Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Таблица 2.
Название раздела | Планируемые образовательные результаты | ||
Личностные | |||
Коммуникация | Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; Умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях. | -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей социальных ролей. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, речеподражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, компьютерное устройство). | - формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности | |
Чтение и письмо. Элементы глобального чтения | Расширение понимания значения простых предлогов и обучение их правильному использованию в самостоятельной речи. Обеспечение усвоения притяжательных и определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных, их использование в экспрессивной речи. | - чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи. |
1.3. Сведения о создании условий, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Программа предполагает для каждой нозологий создание специальных условий (см. Таблица 3).
Создание образовательной среды
Таблица 3.
№ п.п | Нозологии | Формы, методы и приемы работы с обучающимися |
1 | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
2. Содержательный раздел
Содержание программы интегрировано с содержанием учебных предметов письмо и развитие речи, чтение, направлено на оказание помощи в освоении адаптированной образовательной программы (коррекцию пробелов в знаниях по данным предметам), в соответствии с рекомендациями ПМПК, и с учетом результатов логопедического обследования, учащихся в начале учебного года. (см. табл. 4).
2.1. Содержание коррекционного курса
Таблица 4.
№ п/п | Раздел | Формы организации учебных (коррекционных) занятий | Формируемые БУД | Коррекционно-развивающая работа |
Диагностика уровня речевого развития Коммуникация | Индивидуальные/подгрупповые *дистанционные Подгрупповые/групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Комплексный подход Комплекс артикуляционной гимнастики, изучение артикуляции звуков и слоговые упражнения. Упражнение на развитие дыхания. Кинезиологические упражнения. | |
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации | Подгрупповые/групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Работа с пиктограммами. Работа с сюжетными картинками. Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих предмет, признак, действие. | |
Чтение и письмо | Подгрупповые/групповые *дистанционные | Регулятивные Личностные Познавательные | Произношение звуков. Подбор карточек на заданный звук. Умение находить букву среди других букв. Письмо буквы по точкам и по образцу. Выкладывание слогов из разрезной азбуки по заданию. Чтение слогов. Написание слогов по образцу. Элементы глобального чтения. |
*в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой возможно дистанционное обучение
2.2.1 Календарно – тематическое планирование
Альтернативная коммуникация (1(доп.) класс)
№ | Тема занятия | Количество занятий | Дата | |
п/п | ||||
1 четверть (16 занятий) | ||||
1 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
2 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
3 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
4 | Диагностика уровня речевого развития. | 1 | ||
5 | Артикуляционные упражнения. | 1 | ||
6 | Артикуляционные упражнения. | 1 | ||
7 | Артикуляционные упражнения. | 1 | ||
8 | Артикуляционные упражнения. | 1 | ||
9 | Развитие слухового восприятия. | 1 | ||
10 | Развитие слухового восприятия. | 1 | ||
11 | Развитие слухового восприятия. | 1 | ||
12 | Развитие зрительного восприятия. | 1 | ||
13 | Развитие зрительного восприятия. | 1 | ||
14 | Развитие зрительного восприятия. | 1 | ||
15 | Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
16 | Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
2 четверть (16 занятий) | ||||
1 | Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
2 | Работа над лексической темой «Времена года». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
3 | Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
4 | Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
5 | Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
6 | Работа над лексической темой «Животные». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
7 | Работа над лексической темой «Школа». | 1 | ||
8 | Работа над лексической темой «Школа». | 1 | ||
9 | Работа над лексической темой «Школа». | 1 | ||
10 | Работа над лексической темой «Школа». | 1 | ||
11 | Работа над лексической темой «Семья». | 1 | ||
12 | Работа над лексической темой «Семья». | 1 | ||
13 | Работа над лексической темой «Семья». | 1 | ||
14 | Работа над лексической темой «Семья». | 1 | ||
15 | Понимание простых инструкций «Собери». | |||
16 | Понимание простых инструкций «Собери». | |||
3 четверть (22 занятия) | ||||
1 | Понимание простых инструкций «Собери». | 1 | ||
2 | Понимание простых инструкций «Собери». | 1 | ||
3 | Понимание названий предметов по теме «Одежда». | 1 | ||
4 | Понимание названий предметов по теме «Одежда». | 1 | ||
5 | Понимание названий предметов по теме «Одежда». | 1 | ||
6 | Понимание названий предметов по теме «Одежда». | 1 | ||
7 | Понимание названий предметов по теме «Обувь». | 1 | ||
8 | Понимание названий предметов по теме «Обувь». | 1 | ||
9 | Понимание названий предметов по теме «Обувь». | 1 | ||
10 | Понимание названий предметов по теме «Обувь». | 1 | ||
11 | «Понимание названий предметов по теме «Продукты питания». | 1 | ||
12 | «Понимание названий предметов по теме «Продукты питания». | 1 | ||
13 | «Понимание названий предметов по теме «Продукты питания». | 1 | ||
14 | «Понимание названий предметов по теме «Продукты питания». | 1 | ||
15 | Понимание названий предметов по теме «Овощи». | 1 | ||
16 | Понимание названий предметов по теме «Овощи». | 1 | ||
17 | Понимание названий предметов по теме «Овощи». | 1 | ||
18 | Понимание названий предметов по теме «Овощи». | 1 | ||
19 | Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
20 | Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
21 | Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
22 | Обогащение словарного запаса по теме «Фрукты». Имитация слогов и слов. | 1 | ||
4 четверть (14 занятий) | ||||
1 | Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. | 1 | ||
2 | Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. | 1 | ||
3 | Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. | 1 | ||
4 | Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. | 1 | ||
5 | Расширение пассивного словаря по изученным лексическим темам. | 1 | ||
6 | Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра. | 1 | ||
7 | Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра. | 1 | ||
8 | Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра. | 1 | ||
9 | Приветствие собеседника. Сюжетно-ролевая игра. | 1 | ||
10 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
11 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
12 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
13 | Диагностическое обследование. | 1 | ||
14 | Диагностическое обследование. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 2019-2020 учебный год
Программа является приложением к АООП...
Рабочая программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Пояснительная запискаРабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для 3 класса составлена на основе примерной адаптированной основной образователь...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация". 1 класс по АООП , 9.2
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. 1 КЛАСС...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация"
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)....
Рабочая программа по коррекционному курса "Альтернативная коммуникация" 6 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация
Рабочая программа по коррекционному курсу Альтернативная коммуникация для обучающихся с УО (интеллектуальными нарушениями) 2 вариант, 1-4 класс...