Рабочая программа по коррекционному курса "Альтернативная коммуникация" 6 класс
рабочая программа (6 класс)
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Альтернативная коммуникация" 6 класс | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 6 года обучения (вариант2)
Подготовила: Хабарова Я.С.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
на 2021-2022 учебный год.
Информация о назначении программы курса
У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.
Курс «Альтернативная коммуникация» содержит два раздела.
- Коммуникация. Привлечение внимания ребенка звучащими предметами, жестами, изображениями, речью. Установление зрительного контакта с взрослым. Поддержание зрительного контакта с говорящим (при предъявлении инструкции, в ходе беседы). Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника. Обозначение желаний с использованием взгляда, указательного жеста, изображения, слова, фразы. Обращение с просьбой о помощи. Выражение согласия и несогласия. Выражение благодарности.
Соблюдение очередности в разговоре. Ответы на вопросы. Вопросы к собеседнику. Ситуационное содержание речи и общение с собеседником. Прощание с собеседником.
- Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание слов, обозначающих разнообразные объекты и явления: предметы, материалы, люди, животные, действия, события и т.д. Понимание слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Понимание слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Понимание слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Понимание слов, обозначающих количественное выражение. Понимание местоимения я. Понимание содержания словосочетаний, простых и сложных предложений. Понимание обобщающих понятий.
Экспрессивная речь. Формирование мотивации к речи в виде отдельных звуков, звуковых комплексов, звукоподражания. Употребление слов, обозначающих функциональное назначение объектов и субъектов, действия. Употребление слов, обозначающих свойства (признаки) объектов и субъектов. Употребление слов, обозначающих состояния, свойства (признаки) действий. Употребление слов, обозначающих количество объектов/субъектов. Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям. Составление рассказа о себе. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков
(рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
- Социально - эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.
Базовые учебные действия.
- Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 класс
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во занятий | |
1 | Слова - приветствия, Слова - прощания | Работа с карточками | 1 | |
2 | Определение источника звука с опорой на практические действия (3-4 источника) | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
3 | Конструирование и выделение буквы Аа, Оо, Уу | Карточки, Алфавит. прописи, пластилин | 1 | |
4 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
5 | Определение источника звука, воспроизводимого с изменением силы звучания. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
6 | Конструирование и выделение букв Мм, Сс, Хх | Карточки, Алфавит. прописи, пластилин | 1 | |
7 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
8 | Обводка по шаблону геометрических фигур | Шаблоны | 1 | |
9 | Конструирование и выделение букв Нн, Ыы, Лл | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
10 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
11 | Имитация звуков окружающей среды речевыми звуками. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
12 | Конструирование и выделение букв Вв, Шш | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
13 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
14 | Составление слов из заданных слогов | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
15 | Повторение пройденного материала | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
16 | Рисование композиции из геометрических фигур | Альбомы, карандаши, шаблоны. | 1 | |
17 | Узнавание и конструирование буквы Рр | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
18 | Выделение буквы Рр | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
19 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
20 | Узнавание и конструирование буквы Кк | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
21 | Выделение буквы Кк | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
22 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
23 | Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок | Альбомы, карандаши, шаблоны. | 1 | |
24 | Узнавание и конструирование буквы Тт | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
25 | Выделение буквы Тт | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
26 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
27 | Составление слов из заданных слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
28 | Рисование композиции из фигур по шаблонам с опорой на рисунок | Альбомы, карандаши, шаблоны. | 1 | |
29 | Повторение пройденного материала | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
30 | Диагностическая работа | Проверочные задания | 1 | |
31 | Конструирование и выделение буквы Кк | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
32 | Выделение буквы Кк | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
33 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
34 | Рисование фигур по трафарету, контуру с последующим раскрашиванием | Трафарет, альбом, карандаш | 1 | |
35 | Конструирование и выделение буквы Ии | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
36 | Выделение буквы Ии | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
37 | Обводка по контуру с последующим раскрашиванием | Трафарет, альбом, карандаш | 1 | |
38 | Выделение предложения как единицы речи; составление предложений | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
39 | Конструирование и выделение буквы Пп | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
40 | Условно – графическая фиксация заданных предложений | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
41 | Конструирование и выделение буквы Зз | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
42 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
43 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
44 | Узнавание буквы и выделение Кк | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
45 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
46 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
47 | Дифференциация звуков С-З | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
48 | Узнавание буквы и выделение Йй | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
49 | Дифференциация звуков Й-И | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
50 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
51 | Узнавание буквы и выделение Гг | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
52 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
53 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
54 | Дифференциация звуков Г-К | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
55 | Узнавание буквы и выделение Дд | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
56 | Выделение буквы Дд | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
57 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
58 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
59 | Узнавание буквы и выделение Бб | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
60 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
61 | Составление предложений с опорой на картинку, его кодирование | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
62 | Дифференциация звуков Б-П | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
63 | Узнавание буквы и выделение Жж | Карточки, Алфавит. прописи | 1 | |
64 | Образование и чтение слогов | Карточки, Алфавит, прописи, пластилин | 1 | |
65 | Подбор слов по темам «Животные» | Карточки, Алфавит, прописи | 1 | |
66 | Подбор слов по темам «Фрукты» | Карточки, Алфавит, прописи | 1 | |
67 | Подбор слов по темам «Одежда» | Карточки, Алфавит, прописи. | 1 | |
68 | Подбор слов по темам «Овощи» | Карточки, Алфавит, прописи, картинки | 1 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
рабочей программы
Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир (вербальный и невербальный), средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:
- специально подобранные предметы (различные по форме, цвету, величине наборы материала, в т.ч. и природного), пазлы;
- графические/печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, а также составленные из них индивидуальные альбомы.
Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной (речевой) коммуникации с теми обучающимися, для которых она становится доступной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по коррекционной ритмике. 5 класс
Коррекционная ритмика - это учебный предмет, который включен в учебный план в общеобразовательных коррекционных школах....
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...