Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс
рабочая программа
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант2)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_1_klass.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 1 года обучения (вариант2)
Подготовила: Хабарова Я.С.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Учебного плана ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа №12 г. Иркутска»
на 2019-2020 учебный год.
Информация о назначении программы курса
У ребенка с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия)/ приветствие (прощание) с использованием мимики.
Содержание курса
Коммуникация:
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации:
– Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом). Привлечение к себе внимания звуком (словом). Выражение своих желаний звуком (словом). Обращение с просьбой о помощи, выражая её
звуком (словом). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом). Выражение благодарности звуком (словом). Прощание с собеседником звуком (словом).
– Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из,из-за и др.).
Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова):
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.) Называние собственного имени. Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации. Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование карточки для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения конкретного коррекционного курса
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, Пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
- Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом Использование доступных жестов для передачи сообщения
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
- Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Личностные результаты
- Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
- Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной части.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
№ | Тема | Виды деятельности | Кол-во занятий | |
1 | Установление зрительного контакта с собеседником | Цветные игрушки, карточки. | 2 | |
2 | Указание взглядом на объект при выражении своих желаний | Раздаточный материал | 1 | |
3 | Узнавание и указание взглядом и жестом | Цветные картинки, раздаточный материал | 1 | |
4 | Выражение приветствия и прощание взглядом и жестом. | Карточки, раздаточный материал | 1 | |
5 | Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний. | Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Звуковые инструменты (колокольчик, звонок) | 1 | |
6 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребёнок в школе». | Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
7 | Знакомство с сигнальными обозначениями на лестничной площадке, в столовой, дверях туалета. | Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
8 | Создание ситуаций реагирования на запрет, понимание похвалы. | Карточки, предметные и сюжетные картинки | 1 | |
9 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Ребенок в столовой» | Карточки, предметные и сюжетные картинки | 1 | |
10 | Использование звучащего предмета для привлечение к себе внимания и выражение своих желаний. | Карточки, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Звуковые инструменты (колокольчик, звонок) | 1 | |
11 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Осень». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
12 | Ответы на вопросы с использованием графического изображения на тему «Осень» | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. | 1 | |
13 | Выражение своих желаний и обращение за помощью с помощью жеста. | Карточки с жестами, предметные картинки | 1 | |
14 | Ответы на вопросы с использованием жеста. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
15 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Учебные вещи». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
16 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. | Работа по карточкам и картинкам. Использование альтернативных средств коммуникации | 1 | |
17 | Члены семьи (мама, папа, брат, сестра). | Работа по карточкам и картинкам. | 1 | |
18 | Рассматривание фотографий членов семьи и возможное называние (показ) их на фото. | Работа по карточкам и картинкам (фотографиями). Узнавание членов семьи по фотографиям. | 1 | |
19 | Знакомство с пиктограммами: мама, папа, брат, сестра | Работа с картинками, пиктограммами. | 1 | |
20 | Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание). | Работа с картинками и с раздаточным материалом | 1 | |
21 | Распознавание эмоций по мимическим выражениям. | Работа с картинками и с раздаточным материалом. | 1 | |
22 | Игры с образными игрушками. | Работа с картинками и с раздаточным материалом. | 1 | |
23 | Игры на звукоподражания. | Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы | 1 | |
24 | Узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя. | Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом. | 1 | |
25 | Побуждение учащейся к высказываниям с использованием невербальных и вербальных средств общения. | Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом. | 1 | |
26 | Игры на звукоподражания. | Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. | 1 | |
27 | Игры с сюжетными игрушками, игры. | Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом. | 1 | |
28 | Узнавание игрушек по звуковым параметрам. | Имитация неречевых звуков, речевых звуков. (карточки разрезаются, дети выбирают одну карточку). Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. | 1 | |
29 | Узнавание знакомых игрушек по краткому словесному описанию. | Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом. | 1 | |
30 | Побуждение учащейся к высказываниям с использованием невербальных и вербальных средств общения. | Работа с картинками, жестами и с раздаточным материалом. | 1 | |
31 | Игры на звукоподражания. | Подражают звукам, которые издают звери, птицы или предметы Соотнесение звука с его источником. Различение звука по силе звучания. Игра «Угадай кто?» | 1 | |
32 | Игровые ситуации «Эмоции» (радость от достижения своих целей). | Работа с картинками и с раздаточным материалом. | 1 | |
33 | Упражнения на ориентировку в собственном теле | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
34 | Показ и называние частей тела совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения). | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
35 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Игрушки» | Раздаточный материал | 1 | |
36 | Выражение своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
37 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
38 | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме «Игрушки». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
39 | Использование графического изображения для обозначения признака предмета по теме «Игрушки». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
40 | Создание практической игровой ситуации взаимодействия. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
41 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Зима». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
42 | Ответы на вопросы с использованием графического изображения. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 1 | |
43 | Использование графического изображения для обозначения предметов по теме «Посуда». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 3 | |
44 | Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета. | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
45 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
46 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Руки – я все делаю» | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
47 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Ноги – я хожу» | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
48 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Я боюсь, радуюсь, плачу» | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
49 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Я играю» | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 | |
50 | Двигательные и жестовые упражнения типа «Мои игрушки». | Карточки, таблицы, предметные и сюжетные картинки, натуральные предметы. Шаблоны. | 2 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения
рабочей программы
– игрушки дидактические и сюжетные:
– магнитная доска;
– набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);
– трафареты с изображением животных, сюжетных картинок;
– графические средства для альтернативной коммуникации:
таблицы букв, карточки с изображениями объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами;
– наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения;
– сюжетные картинки различной тематики для развития речи;
– презентации;
– настольно-печатные игры (серии игр «Путешествие по зоопарку»);
- пиктограммы с жестами и символами (картинками).
Карточки с сюжетными картинками.
Мозаика.
Пазлы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса "Биология. Человек" 9 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программу VII и (или) VIII вида.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по столярному делу 6 класс на основе образовательной программы коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по столярному делу для 6 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа по коррекционной ритмике. 5 класс
Коррекционная ритмика - это учебный предмет, который включен в учебный план в общеобразовательных коррекционных школах....
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 7...
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5
Рабочая программа Предмет: коррекционно -развивающие занятия Вид программы: АООП для учащихся с легкой умственной отсталостью Класс: 5...