Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_no_2word.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Машкова Людмила Николаевна
Учитель - дефектолог
Г. Москва
ГКУ ЦССВ « Сколковский »
Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком.
Социальная интеграция является конечной целью воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально - бытовой компетентности воспитанника. Одной из приоритетных задач ЦССВ « Сколковский » является подготовка каждого воспитанника к независимой от помощи окружающих жизни.
Вопрос социальной адаптации изучен достаточно широко и полно. Эту тему рассматривали и изучали Т.А. Власова, М.С.Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Л.С Выготский. Исследователи утверждают, что низкий уровень социальной компетенции детей тормозит, нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы знаний и представлений.
Для повышения эффективности занятий, в ЦССВ « СКОЛКОВСКИЙ» проходит проект развивающие игры с песком « Песочная сказка». Участники проекта дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Особенностью этих детей является то, что у них перекрыты каналы передачи общечеловеческого опыта. Формирование социально бытовых компетенций средствами песочной терапии позволяет расширять, закреплять, углублять представления детей о предметах быта, о макросоциальном окружении, назначении учреждений. В играх и упражнениях с песком у воспитанников формируются знания о назначении учреждений, навыки поведения в этих учреждениях.
Процесс формирования социальных навыков довольно длительный и требует от педагога терпения, настойчивости, часто педагогической изобретательности. Учитывая ограниченные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, считается целесообразным давать небольшой объем материала и использовать многократное повторение. Главной опорой для детей при выполнении заданий и упражнений в песочном поле служат средства наглядности и практическая деятельность. Очень важно использовать все возможности и способности воспитанников. В работе с нашими воспитанниками приходится опираться на функции, которые у детей относительно сохранны. Исследователями выявлены следующие возможности, на которые можно опереться педагогу в процессе формирования социально – бытовых компетенций. К ним относятся:
- подражательные способности - важный ресурс формирования навыков.
- стереотипии в поведении и в высказываниях. На уровне механики воспитанники способны воспроизводить текст или действие.
- эмоции они относительно сохранны.
- опираемся на образование самых элементарных обобщений.
Опираясь на сохранные функции, с помощью игр и упражнений с песком у детей можно успешно развивать навыки социально бытовой направленности. Во время формирования навыков средствами песочной педагогики, использую различные виды помощи: побуждение, стимулирование деятельности, совместную деятельность, « рука в руку», указательный жест, демонстрация способа решения.
Содержание обучения детей разного возраста может быть различным, т.к. разный уровень социально - бытовой подготовленности. В проекте используются адаптированные игры и упражнения из следующих разделов
- Познай себя.
- Ознакомление с окружающим.
- Жилище человека.
- Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, бытовые приборы, питание).
Представленные вашему вниманию упражнения из различных разделов. Эти игры направлены на формирование полезных компетенций.
- Упражнение « Накрываем на стол », « Планируем праздник » из раздела хозяйственно-бытовое окружение. Целью этих упражнений - закрепление бытовых навыков. Закрепляются зрительно - пространственные ориентиры. И ещё, что, немало важно, дети могут добиться успеха в игре и расширить свой игровой репертуар.
- Игровое упражнение «Внутри и снаружи». Это упражнение создает благоприятную среду, для обучения расширенным речевым навыкам о том, что мы видим. Предлагается разделить песочное игровое поле на две части. Одна часть дом, другая улица. Данное упражнение - один из способов формирования умения комментировать окружающую обстановку. Умение комментировать важная часть развития социальной речи.
- Упражнение «Чего не хватает на лице?» из раздела познай себя. Основной целью этого упражнения – эмоциональное распознавание и соединение эмоций с выражением лица. Развивается зрительная память, формируется умение запоминать отсутствующие части лица. В этом упражнении формируется целостное восприятие. Учим обращать внимание не только на отдельные части, но и на картину в целом.
На игровом песочном поле удобно создавать социальные истории, они вовлекают детей в беседу. С помощью социальных историй расширяются, закрепляются представления детей о поведении, способе разрешения реальных ситуаций. Такие игры помогают формировать у воспитанников элементарные социальные умения ( приветствия, прощания, благодарности).
Социальная история – представляет собой моделирование жизненных ситуаций в игровом песочном поле. Это самый сложный метод, т.к. дети с ТМНР не способны принимать на себя роль, не могут самостоятельно анализировать ситуации, воспитанникам сложно с первого раза понять и правильно оценить ситуацию.
Социальные истории это инструмент для объяснения потенциальных ситуаций связанных, в том числе, с новыми местами и людьми. Этот метод очень эффективен с детьми с ТМНР в песочном поле, каждая такая история подкреплена визуальными подсказками, моделирование социальных историй помогает детализировать роли других участников в игре, определяет рамки поведения в данной ситуации. При проигрывании ситуации необходимо руководство. Необходимо следить за тем, чтобы дети, верно, передавали последовательность действий, правильно произносили фразы. В результате многократных упражнений, дети получают правильное представление, знания и что не маловажно - практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях.
Мы, педагоги, часто наблюдаем, как быстро утомляется ребенок, сталкиваясь с решением задач. При переносе задачи в игровое, песочное поле, детям с ТМНР становится интересно, воспитанники стараются выполнить упражнение правильно, красиво, самостоятельно.
Важно отметить, что применение развивающих игр с песком повышает эффективность занятия и способствует формированию навыков по социальной адаптации, что позволяет без осложнений осуществлять социальную интеграцию.
Таким образом, проектную деятельность развивающие игры с песком можно рассматривать и как один из многих методов работы по формированию социально – бытовых компетенций.
Список используемой литературы:
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. «Песочная терапия в развитии дошкольников»- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
- Пахомова Е. С. Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
- Электронный ресурс, режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/17/doklad-obuchenie-sotsialno-bytovym-navykam-detey-s-ogranichennymi
- Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.
Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...
Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития
Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...
Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»
Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений 8 вида, родителей.Реко...
Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/
Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...
Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы
Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...
Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...
«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации
Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...