Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком
статья

Машкова Людмила Николаевна
В статье говориться об опыте применения развивающих игр и упражнений
с песком, как наиболее эффективного метода по формированию
социально-бытовых компетенций у детей с ТМНР. Представлены и
описаны упражнения по развитию социальных навыков. Перечислены
основные виды помощи детям при выполнении заданий на песочном поле.
Описано применение методики моделирования реальных ситуаций
-«социальные истории».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_2word.docx26.1 КБ

Предварительный просмотр:

Машкова Людмила Николаевна

Учитель - дефектолог

Г. Москва

ГКУ  ЦССВ « Сколковский »

Формирование социально – бытовых компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством развивающих игр и упражнений с песком.

Социальная интеграция является конечной целью воспитания детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально - бытовой компетентности воспитанника. Одной из приоритетных задач ЦССВ « Сколковский » является подготовка  каждого воспитанника   к независимой от помощи окружающих жизни.  

           Вопрос социальной адаптации изучен достаточно широко и полно. Эту тему рассматривали и изучали Т.А. Власова, М.С.Певзнер, С.Я. Рубинштейн, Л.С Выготский. Исследователи утверждают, что низкий уровень социальной компетенции детей тормозит, нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы знаний и представлений.

Для повышения эффективности  занятий, в  ЦССВ « СКОЛКОВСКИЙ» проходит проект развивающие игры с песком « Песочная сказка». Участники проекта дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.  Особенностью этих детей является то, что у них перекрыты каналы передачи общечеловеческого опыта. Формирование социально бытовых компетенций средствами песочной терапии позволяет расширять, закреплять, углублять представления детей о предметах быта, о макросоциальном окружении, назначении учреждений.  В играх и упражнениях с песком у воспитанников формируются знания о назначении учреждений, навыки поведения в этих учреждениях.

                Процесс формирования социальных навыков довольно длительный и требует от педагога терпения, настойчивости, часто педагогической изобретательности. Учитывая ограниченные возможности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, считается целесообразным давать небольшой объем материала и использовать многократное повторение. Главной опорой для детей при выполнении заданий и упражнений в песочном поле служат средства наглядности  и практическая деятельность. Очень важно использовать все возможности и способности воспитанников. В работе с нашими воспитанниками  приходится опираться на функции,  которые у детей относительно сохранны. Исследователями выявлены следующие возможности, на которые можно опереться педагогу в процессе формирования социально – бытовых компетенций. К ним относятся:

- подражательные способности - важный ресурс формирования навыков.

- стереотипии в поведении и в высказываниях. На уровне механики воспитанники  способны воспроизводить текст или действие.

- эмоции они относительно сохранны.

- опираемся на образование  самых элементарных обобщений.

Опираясь на сохранные функции, с помощью игр и упражнений с песком у детей можно успешно развивать навыки социально бытовой направленности. Во время формирования  навыков средствами песочной педагогики, использую различные виды помощи: побуждение, стимулирование деятельности, совместную деятельность, « рука в руку», указательный жест, демонстрация способа решения.

           Содержание обучения детей разного  возраста может быть различным, т.к. разный уровень социально - бытовой подготовленности. В проекте используются   адаптированные  игры и упражнения из следующих разделов

  1. Познай себя.
  2. Ознакомление с окружающим.
  3. Жилище человека.
  4. Хозяйственно-бытовое окружение (одежда, бытовые приборы, питание).

Представленные вашему вниманию упражнения из различных разделов. Эти игры направлены на формирование  полезных компетенций.

  1. Упражнение « Накрываем на стол », « Планируем праздник » из раздела хозяйственно-бытовое окружение. Целью этих упражнений -  закрепление бытовых навыков. Закрепляются зрительно - пространственные ориентиры. И ещё, что, немало важно, дети могут добиться успеха в игре и расширить свой  игровой репертуар.
  2. Игровое упражнение «Внутри и снаружи».  Это упражнение создает благоприятную среду, для обучения расширенным речевым навыкам о том, что мы видим. Предлагается разделить песочное игровое поле на две части. Одна часть дом, другая улица. Данное упражнение - один из способов формирования умения комментировать окружающую обстановку.  Умение комментировать  важная часть развития социальной речи.
  3. Упражнение «Чего не хватает на лице?» из раздела познай себя. Основной целью этого упражнения – эмоциональное распознавание и соединение эмоций с выражением лица. Развивается зрительная память, формируется умение запоминать отсутствующие части лица. В этом упражнении формируется целостное восприятие. Учим обращать внимание не только на отдельные части, но и на картину в целом.

 На игровом песочном поле удобно создавать социальные истории, они вовлекают детей в беседу. С помощью социальных  историй расширяются, закрепляются представления детей о поведении, способе разрешения  реальных  ситуаций. Такие игры помогают  формировать у воспитанников  элементарные социальные умения  ( приветствия, прощания, благодарности).

Социальная история – представляет собой моделирование   жизненных ситуаций в игровом песочном поле. Это самый сложный метод, т.к. дети с ТМНР не способны принимать на себя роль, не могут самостоятельно анализировать ситуации, воспитанникам сложно с первого раза понять и правильно оценить ситуацию.

Социальные истории это инструмент для объяснения потенциальных ситуаций связанных, в том числе, с новыми местами и людьми. Этот метод очень эффективен с детьми с ТМНР в песочном поле, каждая такая история подкреплена визуальными подсказками, моделирование социальных историй помогает детализировать роли других участников в игре, определяет рамки поведения в данной ситуации. При проигрывании ситуации необходимо руководство. Необходимо следить за тем, чтобы  дети, верно,  передавали последовательность действий, правильно произносили фразы. В результате многократных упражнений, дети получают правильное представление, знания и что не маловажно  -  практический опыт поведения в различных жизненных ситуациях.

         Мы, педагоги, часто наблюдаем, как быстро утомляется  ребенок, сталкиваясь с решением задач. При переносе задачи в игровое, песочное поле, детям с ТМНР становится интересно, воспитанники стараются выполнить упражнение правильно, красиво, самостоятельно.

Важно отметить, что применение развивающих игр с песком повышает эффективность занятия и способствует формированию навыков по  социальной адаптации, что позволяет без осложнений осуществлять социальную интеграцию.

Таким образом,  проектную деятельность  развивающие игры с песком  можно рассматривать  и  как один из многих методов  работы  по формированию  социально – бытовых компетенций.

Список используемой литературы:

  1. Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В.  «Песочная терапия в развитии дошкольников»- М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с. (Библиотека Логопеда).
  2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005 -340
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. «Игры в сказкотерапии». - СПб.: Речь, 2006 – 208 с.
  5. Пахомова Е. С. Доклад «Обучение социально-бытовым навыкам детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната»
  6. Электронный ресурс, режим доступа:https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/17/doklad-obuchenie-sotsialno-bytovym-navykam-detey-s-ogranichennymi
  7. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. // Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредствам использования развивающих игр с песком.

Применение развивающих игр с песком как наиболее эффективногометода в формировании коммуникативных навыков у детей с тяжёлымимножественными нарушениями развития. Представлены и описанывозможности дете...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Методические рекомендации «Развитие мелкой моторики у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методические рекомендации предназначены для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.Реко...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Развитие познавательных способностей детей с тяжелыми множественными нарушениями развития через экспериментальную деятельность с объектами живой природы

Одним из самых главных путей формирования познавательной деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в моей работе является, безусловно, проведение коррекционно – воспитате...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...

«Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» Методические рекомендации

Методические рекомендации «Правила ухода и присмотра за детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. Организация развивающей среды» предназначены для родителей детей, имеющих мно...