Педагогический проект "Учимся грамотно писать"
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_gramotno_pisat.pptx | 597.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность На сегодняшний день нарушения письма (дисграфии) являются самыми распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. 2
Расстройства письменной речи оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка. Поэтому в последнее время очень актуальна проблема коррекции дисграфии, то есть профилактика и исправление специфических нарушений письменной речи, что определяются реальными потребностями системы отечественного образования и существующими противоречиями. 3
Противоречия: между ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся; между необходимостью выполнении рекомендаций логопеда педагогом и родителями и пассивным их участием в коррекционно-логопедическом процессе. 4
Артикуляторно-акустическая дисграфия Это дисграфия, связанная с неразличением ряда звуков не только на слух, но и в собственном произношении ребёнка (замены в устной речи одних речевых звуков другими). Ошибки на письме не всегда соответствуют ошибкам в произношении, уровень нарушения письма не всегда соответствует степени выраженности недостатков произношения. 5
У детей наблюдаются стойкие, повторяющиеся ошибки, отражающие слабость дифференцирования звонкости - глухости, твёрдости - мягкости звуков. Низкая способность к проведению звукового анализа подлежащих написанию слов отражается в ошибках следующего типа: - пропуск букв и слогов, их перестановки (окно - оНКо); - добавление букв и слогов (дружно - дУружно); - искажение графического образа букв; - смешение парных согласных (замена Б на П и наоборот); - ошибочное написание гласной в ударной позиции (вАлосы вместо вОлосы); - неправильное обозначение мягкости согласных на письме («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»). 6
Цель: снижение количества детей, страдающих артикуляторно - акустической дисграфией путем коррекционно - профилактической работы в условиях школьного логопункта. 7
Задачи - выявить путём ранней диагностики нарушения устной и письменной речи у младших школьников; - помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи; - разработать и систематизировать упражнения для коррекции артикуляторно-акустической дисграфии; - создать базу дидактических материалов, необходимую для занятий с детьми младшего школьного возраста; - оказать консультационную помощь педагогам, работающим с детьми в преодолении артикуляторно-акустической дисграфии 8
Адресная направленность - педагоги школы, так как умение грамотно писать и читать из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися, положительно скажется на успешной школьной адаптации детей, развитии самостоятельности, коммуникативных возможностей детей; - учебное заведение, так как, улучшение результатов по контрольным письменным работам благоприятно отразится на статистических данных школы; - сами учащиеся, так как реализация этого проекта позволит им повысить культурный уровень, разовьёт самостоятельность и уверенность. 9
Участники проекта Учащиеся начальных классов, учителя и воспитатели начальных классов. 10
Содержание Чтобы преодолеть этот вид дисграфии, нужно работать над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые ученик плохо различает на слух. Для дифференциации звуков [ ш ] и [ ж ] можно использовать следующие упражнения: раскладывание под буквами ш и ж картинок, в названиях которых содержаться соответствующие звуки (типа шапка , шарф , жилет , жакет , шуба , ландыш , пожар ); называние ребёнком слов со звуками [ ш ] и [ ж ]; 11
показ буквы ш или ж в ответ на произносимое взрослым слово с соответствующим звуком; называние ребёнком пропущенной в слове буквы ш или ж ( ко…ка , ко…а , ло…ечка , ду… , по…ар ); в дальнейшем подобные упражнения проводятся и в письменной форме; запись диктуемых взрослым слов под буквой ш или ж ; придумать и записать слова со звуком [ ш ], а затем - со звуком [ ж ] (например: жук , жираф , кожа , нож , и школа , шагать , кошка , душ и т.п .); придумывание и запись ребёнком слов, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука ( положишь , жалеешь , живёшь , ждёшь ) 12
Этапы реализации проекта 1 этап. Подготовительный. Сентябрь 2021 года. Задачи: Сформировать информационный банк данных о детях, поступающих на школьный логопункт . Подобрать и отобрать логопедический и дидактический материал, разработать планирование работы в соответствии с психическими и возрастными особенностями младших школьников. 13
2 этап. Реализация. Сентябрь 2021 – май 2022 года Задачи: 1. Проводить профилактическую работу с детьми; 2. Опробовать нетрадиционные приемы логопедической работы. 3. Продолжить создание базы дидактических материалов. 4. Оказать консультационную помощь педагогам, работающим с детьми. 14
3 этап. Контрольно-диагностический. Май 2022 года. Задачи: 1. Определить эффективность проделанной работы. 2. Разработать рекомендации для педагогов по дальнейшей коррекции письменной речи у учащихся. 15
Риски при реализации проекта 1. Трудность усвоения логопедического материала, обусловленная неврологическим статусом. 2. Пассивное участие педагогов в проведении логопедической работы. 3. Пассивность детей во время проведения логопедической работы. 4. Непостоянный состав детей в группе не позволит в должной мере оказать логопедическую помощь. 16
Ресурсное обеспечение - канцтовары (тетради, цветные и простые карандаши, бумага, ножницы); оборудование логопедического пункта; дидактический материал для проведения коррекционных занятий, наглядные пособия; - компьютер, диски ; - дидактические игры, настольно-печатные игры. 17
Результаты реализации проекта 1. Отработаны механизмы использования приемов логопедической работы на занятиях и вне их. 2. Создан перспективный план работы для каждой возрастной группы. 3. Сократилось количества детей с нарушениями письменной речи. 4. Разработаны рекомендации для педагогов по применению логопедических игр и упражнений на уроках и дополнительных занятиях. 18
19 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Учись писать грамотно"
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 9 классе "Учись писать грамотно"...
Научу грамотно писать по-русски!
https://www.youtube.com/watch?v=hGB9WEzbYXY&list=UUzb5d3PA9UmGoKdXVQ4ZU9g...
Курс по выбору для 7 класса по русскому языку. "Учись писать грамотно".
Программа курса по выбору «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе,...
«Учимся грамотно писать и красиво рассуждать»
Программа спецкурса по русскому языку для 8 класса общеобразовательной школы...
Методическая разработка "Образовательная акция "Писать грамотно - это модно!"
Методическая разработка представлена для работников системы дополнительного образования....
Программа элективного курса "Учись писать грамотно". 6 класс (базовый уровень)
Программа курса разработана для учащихся, испытывающих затруднения в овладении орфографическими нормами...