Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2
рабочая программа (8 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР.
Цель – повышение эффективности логопедической работы с обучающимися и коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта, формирование у них предпосылок к полноценному усвоению программы по родному языку.
Задачи:
- закрепить и расширить знания, полученных на логопедических занятиях.
- совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
- совершенствовать зрительное восприятие, память, пространственные представления, зрительный анализ и синтез;
- совершенствовать синтаксические и морфологические обобщения, слоговой и морфологический анализ и синтез слов;
- коррегировать недостатки лексико-грамматического строя речи;
- развивать графо-моторные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8e_tmnr.docx | 60.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка…………………………….….............................….3
- Содержание программы………………………...…………………….…..…5
- Тематическое планирование……………………………………………..…6
- Учебно - методическое обеспечение……………………...……………....20
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с ТМНР.
Цель – повышение эффективности логопедической работы с обучающимися и коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта, формирование у них предпосылок к полноценному усвоению программы по родному языку.
Задачи:
- закрепить и расширить знания, полученных на логопедических занятиях.
- совершенствовать навыки языкового анализа и синтеза;
- развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;
- совершенствовать зрительное восприятие, память, пространственные представления, зрительный анализ и синтез;
- совершенствовать синтаксические и морфологические обобщения, слоговой и морфологический анализ и синтез слов;
- коррегировать недостатки лексико-грамматического строя речи;
- развивать графо-моторные навыки.
Характеристика обучающихся.
Результаты логопедической диагностики выявили, что у данной категории обучающихся:
- речевой дефект сложен и неоднороден по своей структуре;
- степень недоразвития речи соответствует степени общего психического недоразвития;
- с трудом понимают речевые инструкции, лучше воспринимают в виде коротких фраз;
- полиморфное нарушение звукопроизношения, связанное с нарушениями организации и удержания артикуляционных позиций;
- нарушение слоговой структуры слов;
- бедность активного и пассивного словаря, даже на бытовом уровне;
- связные высказывания с многочисленными ошибками комплексного характера;
- несформированность процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на подгрупповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября и промежуточная аттестация в последние две недели мая в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.
Планируемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающегося с умственной отсталостью сугубо индивидуален, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностные результаты:
- осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
- слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
- обращаются за помощью и принимают помощь;
- наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале.
Предметные результаты:
К концу учебного года обучающиеся должны:
- согласовывать свои действия с другими детьми;
- общаться с людьми в разных ситуациях;
- пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
- составлять предложения с заданными словами
-знать буквы и звуки; основные лексические темы; основные пространственные понятия: верх, вверх, низ, вниз, справа, слева, в центре, внизу и т.д.
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные.
Содержание программы.
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование учащихся | 6 |
2 | Лексико-грамматические категории. Звуки и буквы. | 62 |
Итого | 68 |
Формы контроля:
анализ устной речи в начале и в конце года.
Программа состоит из следующих разделов и тем.
Звуки и буквы.
Представления о звуках речи. Органы речи. Звук. Предложение. Звук и буква А. Звук и буква У. Звук и буква О. Звук и буква М. Звук и буква С. Звук и буква Х. Звук и буква Ш. Звуки С-Ш. Звук и буква Л. Звук и буква Ы. Звук и буква Р. Звуки Р – Л. Звук К, буква К. Звук П, буква П. Звук и буква Т. Звук и буква И. Звук и буква З. Звук и буква В. Звук и буква Ж. Звуки Ж – Ш. Звук и буква Г. Звук и буква Д. Буква Й. Звуки П –Б. Буква Е. Буква Ё. Буква Я. Буква Ю. Звук и буква Ц. Звук и буква Ч. Звук и буква Щ. Звук и буква Э. Звук и буква Ф.
Лексика. Животные. Части тела. Цвет. Лес. Сад. Огород. Фрукты. Домашние птицы. Животные. Семья. Посуда. Животные. Игрушки. Одежда. В лесу. Животные из сказки Чуковского «Бармалей». Птицы зимой. Птицы. Подворье. Почта. Транспорт. Игрушки, инструменты.
Животные. Птицы. Насекомые. Детеныши животных. Во саду ли в огороде. Дом. Сказки. В зоопарке. Персонажи сказок, скороговорок. Деревья. Море. Имена людей. Цирк. Утро. Рыба. Игра «Я знаю это слово». Профессии.
Календарно – тематическое планирование по логопедии
(68 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание коррекционной работы | Примечание |
1-4 | Обследование | 4 | ||
3 | «Представления о звуках». Животные | 1 | Слушание звуков вокруг нас: «Много звуков есть на свете: шелест листьев, плеск волны, Но бывают звуки речи, Мы их точно знать должны». Образование зву-ков речи. Знакомство с тер-мином «речевой звук». Произношение отдельных звуков (Волк – у-у-…) Игра: «Кто как голос подает». (Собака – р-р-р, корова–мммуу) | |
4 | Органы речи. Части тела | 1 | Повторение: какие бывают звуки? Что такое речевой звук? Ознакомление с органами артику-ляции. Наблюдение за деятельностью речевого аппарата. В образовании разных звуков участвует вся ротовая полость: язык, твердое и мягкое небо, губы, челюсть, зубы, полость носа + воздушная струя. Что мы слушали? (Звуки). Чем мы слушаем? (Ушами) Чем произносим звуки? (Ртом) | |
5 | Понятие «Звук». Цвет | 1 | Закрепление поня-тия «звук». Путешествие в замки красного, синего, зеленого цвета. Сказка «Подошла машинка к крас-ному замку, прикоснулась к красному кружку, и он зазвучал «А» (О.У.И): потом к синему замку – Д-д, м-м, б-бб; в зеленом замке – дьдь, мьмь, бьбь. Ознакомление с понятием «слово». Дифференциация понятий «звук – слово». Условно графическая запись. Выделение из речевого потока слов. Игра: «Слово – не слово» («плим» - сочетание звуков, «стол» - слово). | |
6 | Предложение. Лес. Сад. Огород. | 1 | Повторение понятия «звук», «слово». Ознакомление с понятием «предложение». Показать детям последователь-ность слов в предложении и отдельно каждое входящее в него слово мышка ? сыр Обозначение пред-ложения полосками – символами. Дифференциация понятий «слово» предложение. Составление пред-ложений с опорой на сюжетные картинки и вопро-сы КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Подбор слов по ситуатив-ным цепочкам. Что это? (сад, лес, огород). Если я назову САД, вы называете ФРУКТЫ …. | |
7-8 | Звук и буква А. Фрукты. | 2 | Повторение: что такое звук речи? Выделение звука А из ряда гласных звуков. Игра: «Пойте со мной» (ааауууыыыааа уууааа). Анализ артику-ляции звука А. А! – со мною вместе пойте А! – пошире рот откройте. Все теперь мы будем знать Вот как может А звучать. Характеристика звука А. Выделение слов со звуком А (Аня кушает фрукты, в названиях которых есть звук А). Знакомство с буквой Аа | |
9-10 | Звук и буква У. Домашние птицы. | 2 | Повторение «Звука А». Выделение звука у в начале слова УТКА. Анализ артику-ляции звука У. У – мы в дудочку дудим. У – как поезд мы гудим У – вперед мы тянем губки. В узенькую дуем трубку. Характеристика звука У – гласный, потому что нет преграды. Выделение звука У из слов (утка, гусь, петух, куры). Упражнение детей в практическом усвоении падежной конструкции (твор.падеж) (За кем ухаживает Уля? Уля ухажи-вает за уткой). Чтение слов ау, у – а. Звуко-буквенный анализ. | |
11-12 | Звук и буква О. Животные. | 2 | Повторение гласных звуков. Выделение звука О в начале слова. Анализ артикуля-ции звука О . О – мы губы округляем О – мы плавно напеваем О – свободно голос льется О – так звонко раздается. Характеристика звука О . Выделение глас-ного звука О из слов, из слогов, из ряда гласных звуков. Отгадывание загадок о домаш-них животных (кот, ослик, конь, соба-ка). Составление предложений по картинкам (Оля кормит (кого?) кота …) | |
13-14 | Звук и буква М. Семья. | 2 | Повторение. Какие звуки речи знаете? Выделение звука М из слова ДОМ. Характеристика звука М по артику-ляционным и акустическим признакам. Обозначение звука цветовыми симво-лами. Произношение звуков в слогах. Звуко-буквенный анализ слогов ОМ, АМ, МА. МУ. Произношение звука М в словах. Работа по картинке «Семья». Актуализация словаря по теме: «Семья». Как зовут детей в семье. Имена со звуком М. Восстановление деформированного текста. (Маленький Дима говорит: «Мама МЫТЬ Митя. Дима МЫТЬ лицо МЫЛО» Исправить речь Димы. Повторение глас-ных. Характеристика А, У, О. Чем отличаются от согласных. Характеристика звука по артикуля-ционным и акусти-ческим признакам. Чтение слогов, слов со звуком С. Звуко-буквенный анализ слогов, слов. Активизация словаря по теме «Посуда». Работа с опорными схемами. | |
15-16 | Звук и буква С. Посуда. | 2 | ||
17-18 | Звук и буква Х. Животные. . | 2 | Повторение согла-сных звуков. Отличие согласных от гласных. Проговаривание слов со звуком Х по картинкам. Игра «Эхо» - образование именительного па-дежа множествен-ного числа суще-ствительных хомяк – хомяки, петух - …… Преобразование деформированной фразы: (петухи, заборе, сидеть, на) Заучивание скоро-говорки Хи-хи-хи - ходят в поле петухи. Хи-хи-хи – поют в поле петухи. | |
19-20 | Звук и буква Ш. Игрушки. | 2 | Повторение изу-ченных согласных звуков. Выделение звука Ш из слов, обозна-чающих игрушки. Характеристика звука Ш по артику-ляционным и аку-стическим приз-накам. Звук Ш в слогах, словах, опреде-ление его места в слогах, словах. Звуко-буквенный анализ слов. Падежное управление. Кого пригласила Маша на день рождения? Что подарили гости Машеньке? Игра «Какой звук потерялся?» (мы-ка, ко-ка…) Звук Ш. | |
21-22 | Звуки С-Ш. . Одежда. | 2 | Сравнительный анализ звуков С и Ш по артикуляционным и акустическим признакам. Сравнительный звуко-буквенный анализ слов – паронимов. Активизация и расширение словаря по теме «Одежда». Согласование числительного с существительным (один шарф, два шарфа, 3) | |
23-24 | Звук и буква Л. В лесу. . | 2 | Анализ артикуля-ции звука Л. Узкий кончик языка вверх, в зубы упирается. По бокам от языка Воздух проби-рается. И получится певучий Плавный, ласковый и звучный. Характеристика звука Л. Произношение звука Л в слогах, словах. Активизация и расширение словаря по теме «Дикие животные». Игра «4 лишний». Падежное управление. (На дереве увидели – белка, дятел, дупло). Составить рассказ «Кто где живет». Белка живет в дупле. Волк живет в логове. | |
25-26 | Звук и буква Ы. Животные из сказки Чуковского «Бармалей» | 2 | Повторение гласных звуков. Образование гласных звуков. Выделение звука Ы. Как пыхтит тесто? (пых-пых). Характеристика звука Ы по артику-ляционным и акустическим признакам. Ы! – Спинку языка повыше Ы! – Кончик к нижним зубкам ближе Ы! – между языком и небом Ты голос пропусти попробуй. Звук Ы в слогах, словах, предло-жениях. Работа с иллюстра-цией к сказке Чуковского «Бармалей». Подсказать слова: В Африке … (акулы) В Африке … (гориллы) Злые …. (крокодилы) Игра «Чудесные превращения». Дил-дил-дил – появился крокодил Дилы-дилы-дилы – появились кроко-дилы. Мот-мот – появился бегемот Моты-моты – появились бегемо-ты и т.п. Буква Ы. А бедняжка буква Ы бродит с палочкой увы. | |
27-28 | Звук и буква Р. Птицы зимой. | 2 | Повторение звука Н. Назвать слова со звуком Н. Характеристика звука Р изолированно, в слогах, словах. Характеристика звука по артикуля-ционным и акусти-ческим признакам. Назвать птиц в словах – картинках. Место звука в слове. Буква Р. «Я похожа на флажок, Но не бери меня дружок, А напечатай-ка слова: Роза, рана и трава!. Отгадывание загадок и разме-щение птиц на панно «Зимний парк». Например: Черная, как вар, Кричит: «Карр!» (Ворона) Ворону размещаем на снег. Вещунья белобока А зовут ее …. (Сорока). Сороку – на пень. | |
29-30 | Звуки Р – Л. Птицы. | 2 | Повторение звука Р. Назвать птиц, в названиях которых есть звук Р. Сравнительная характеристика звуков Р-Л. Звуки Р-Л изолированно и в слогах. Игра «Прилетели птицы в парк». Дети расставляют птиц на панно – закрепление употребления предлога НА. Игра «Кто с кем поменялся» (Воробей с сорокой поменялись местами. Воробей сидел на снегу, а ворона – на пне). Игра «Птицы улетают из парка». Припоминание, кто на чем сидел и договаривание предложений с предлогом С без опоры на нагляд-ность. (Воробей слетел .. Сорока спрыгнула …..) | |
31-32 | Звук К, буква К. Подворье. | 2 | Повторение. Припоминание изученных гласных и согласных звуков. Чем отличаются гласные и соглас-ные звуки. Выделение звуков К, КЬ из слов – отгадок утки, козел, кот, поросенок. Характеристика звука К по артику-ляционным призна-кам. Обозначение цветовыми симво-лами. Игра «Поймай звук» в словах – названиях живот-ных. Анализ и синтез слогов, слов со звуком К. Падежное управ-ление. Согласовывание числительных с существительными. (Кого мы увидели? Корову с теленком. Кошку с котятами). Сосчитать сколько телят, котят. | |
33-34 | Звук П, буква П. Почта. | 2 | Повторение. Назвать звуки А, У, И, О по артикуля-ционной позе. Выделение звука П П! – мы губы сложим вместе. П! – мы выдохнем порезче! П!П!П! – пыхтим мы глухо Нету голоса и звука. Из слогов: ПА, ПУ, ПИ, ПО, АП, УП, ОП место звука. Характеристика звука П. Произношение звука П в словах, связанных с поч-той. Составление и преобразование нераспространен-ных предложений с глаголами покупать, принести, прислать…. (Почтальон принес…. Письмо прислал…. Петя покупает ….. Буква П. Упражнения на профилактику оптических нару-шений. | |
35-36 | Звук Т. Транспорт. | 2 | Повторение Звука П. Характеристика звука Т по акустическим и артикуляционным признакам. Игра «Поймай звук». Произношение звука Т в слогах. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов АТ_ОТ_УТ_ЫТ. Определение места звука Т в словах, которые обозна-чают названия транспорта. Анализ словесного состава предло-жения (придумать предложение со словом автобус, трамвай, обозна-чить полосками). | |
37-38 | Звук И, буква И. Игрушки, инструменты. | 2 | Повторение артикуляции гласных звуков. Произношение этих звуков громко – тихо – длительно. Диф-ция предметов относящихся к игрушкам и инструментам (игла, клещи, ножницы, молоток, избушка, мишка, лисичка, мячик). Выделение звука И из слов. Характеристика звука И. И – широко мы улыбнемся И – кончик языка опустим И – изнутри зубов коснемся И – голос петь свободно пустим. Подбор родствен-ных слов (Что можно делать с игрушками? Играть. Эта машинка …. (игрушечная). У нас много ….. (игрушек) Сейчас я приглашу вас на ….. (игру) Со мной вы будете ….. (играть). Буква И. | |
39-40 | Звук З. Животные. | 2 | Повторение. Какие звуки мы называем звон-кими. Назвать звонкие звуки. Выделение звука З из слов. Анализ артикуля-ции звука З. Язычок широкий ниже, Кончик к нижним зубкам ближе И со звонким ветерком Звонко ЗЗЗ произнесем. Характеристика звука. Звук З в слогах, словах. Прогулка по лесу на «коняшке в тельняшке» используя сюжет-ную картинку и предметные и определить в сло-вах место звука З. Как передвигается змея? (Змея ползет) Как передвигается динозавр? (динозавр топает, стрекоза летит, зебра скачет, заяц прыгает). | |
41-42 | Звук и буква В. Птицы. | 2 | Повторение звука З Дать характерис-тику звука З. Почему он соглас-ный (звонкий). Выделение звука В из слогов, слов. Произношение изолированно. Анализ артикуля-ции звука В. Зубками губку прикусим, Между ними голос пустим….. В – звучит неважно, вольно Воздух, ветер, вода, волны…. Так над свежею листвою Веет ветерок весною. Характеристика звука /В/. Звук В в слогах. Отгадывание загадок о птицах. Определение в отгадках места звука В. Буква В. Вот ведь горе у старушки, на очках сломались душки. Игра «Назвать новое имя» Аля – Валя Ася - ….. Аня - ….. Адик - ….. Назвать детей ласково. Рассказать как зовут членов семьи, одноклас-сников. | |
43-44 | Звук и буква Ж. Насекомые. | 2 | Повторение. Чем отличается буква от звука. Выделение звука из слогов, слов, стихов. Анализ артикуля-ции звука Ж. Ж – как Ш мы произносим, Только голос в гости просим Звонко ЖЖ в словах жужжит Ж – как жук большой жужжит. Характеристика звука Ж. Игра «Кто как жужжит» (мухи, пчелы, жуки) Составление и чтение слогов со звуком Ж. Звуко-буквенный анализ слова ЖУКИ. Сосчитать жуков: один жук, два жука ….. пять жуков. Составить слова из слогов КИ, ЖУ; ЖИ-У. Договаривание предложений. Женя побежал в лес и увидел ….. (жука). Он подбежал ближе к …. От Жени улетел …. Женя побежал за ….. Женя очень жалел, что не поймал …. Буква Ж. | |
45-46 | Звук Ж-Ш. Детеныши животных. | 2 | Повторение артикуляции звуков Ж, Ш. Уточнение и срав-нение артикуляции звучания звуков Ж-Ш. Применение тактильно-вибра-ционного метода. Характеристика звуков. Обогащение и уточнение словаря по теме животные и их детеныши. Падежное управ-ление «Кто за кем стоял?» «У кого кто?» «У кого что болело?» (Кошка за мышкой, У ежа – ежонок, У жирафа – шея) | |
47-48 | Звук и буква Г. «Во саду-ли, в огороде». | 2 | Повторение. На какие две группы делятся звуки (гласные, соглас-ные). На какие две группы можно разделить соглас-ные звуки? (Звонкие - глухие). Выделение звуков Г,ГЬ из слов гном Гоша, гном Гена. Характеристика звуков Г-ГЬ по артикуляционным и акустическим признакам. Звуки Г-ГЬ в слогах, словах, предложениях. Игра «Во саду-ли, в огороде» (названия фруктов, овощей со звуком Г-ГЬ). Какую кашу варим из гречки? Суп какой – гороховый, компот – грушевый и т.д.). Отгадать на вкус сок. Буква Г. «Г стоит как великан». Буква Г – подъемный кран. | |
49-50 | Звук и буква Д. Дом. | 2 | Повторение звон-ких согласных звуков. Тук-тук молоток Строим, строим новый дом. Выделение звука Д из слов дом, домо-вой, домовенок. Характеристика звука по артику-ляционным и акустическим приз-накам. Произношение звука Д в словах, предложениях. Картинки с разны-ми домами. Словообразование: дом, домик, домище….. Где видели эти дома? (В городе, в деревне). Дом из дерева – деревянный). Подбор видовых понятий к родо-вым. Назвать посуду (постельные принадлежности), которые есть в доме со звуком Д (ДЬ). Игра «Глупые советы». Домовенок предла-гает: «Дети, бро-сайтесь подуш-ками! Гладьте белье сковородой» и т.д. Объяснить, почему так нельзя делать. Дайте умные полезные советы. | |
51-52 | Звук и буква Й. Сказка. | 2 | Повторение звука и буквы И. Характеристика звука Й по артику-ляционным и акустическим признакам. Произношение звука Й в слогах, словах, развитие пространственной ориентировки. Кощей спрятал Марьюшку. Чтобы найти нужно выполнить задания: закрой глаза, пойди направо, попрыгай на одной ножке и т.д. Звук Й в предло-жениях – небыли-цах. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами. Буква Й. | |
53-54 | Звуки П-Б. В зоопарке. | 2 | Выделение звуков П и Б из слов. Сравнение их по артикуляционно-акустическим признакам. Произношение звуков Б, П в слогах, словах. Эх, кабы да кабы Сюда сбежались звери бы! Зоопарк бы я устроил И дома им всем построил. Увидели кого? Увидели барсука. Увидели барсуков и т.д. Звуковой анализ слова ПОНИ. Дифференциация слов со звуком Б и П. Игра «Кто в каком вагончике едет». Имитация движений разных животных. Вспомните какие животные ехали в первом (втором) вагоне? Составление предложений по опорным словам: верблюд, горб; зебра, полоски. | |
55 | Буква Е. Персонажи сказок, скорого-ворок. | 1 | Повторение гласных звуков. Гласные тянутся песенкой звонкой И-И-И Могут заплакать и застонать О-О-О – У-У-У Могут качать в колыбельке Аленку А-А-А Могут как эхо в лесу застонать АУ!АУ!АУ! Выделение Е из слогов, слов. Составление и чтение прямых слогов. Характеристика Е. Найти в словах картинках Е (Емеля, зайка Егорка). Подбор слов с противополож-ными значениями. Старые – новые Высокие - …. Толстые - …. Широкие - …. Буква Е. Ева гребнем причесалась В нем три зубчика осталось. Разучивание скороговорки Еле-еле Елизар Едет-едет на базар. | |
56 | Буква Ё. Деревья. | 1 | Повторение гласной Е. Выделение Ё из слова-отгадки «Под соснами, под ёлками лежим мешок с иголками» (Ёжик, ёж). Составление слогов с гласной Е прямых и обрат-ных. Нахождение места гласной Ё в словах: ёлка, берёза. Ёлка и берёза – это что? С помощью пред-метных картинок разместить предме-ты по отношению к дереву. Например: Ёжик под ёлкой На ёлке гнездо…) | |
57 | Буква Я. Море. | 1 | Повторение глас-ных. В чем отличие от согласных. Выделение гласной Я из стихотворения Яше снятся якоря, Снятся яхты и моря… Соотнесение буквы Я с символами. Анализ артику-ляции Я. Характеристика гласной Я. Вставить букву Я в слоги, слова. Прочитать предло-жения, найти родственные слова (Яша ушел в плавание. Яша пришел в гости. Яша отошел от якоря). | |
58 | Буква Ю. Имена людей.. | 1 | Повторение изу-ченных гласных II ряда. Знакомство с глас-ной Ю. Знакомство с героями занятия (Юра, Юля). Запись имен с буквой Ю. Упражнения на развитие навыка употребления глаголов настоя-щего времени в 1-м лице. (Танцевать – я танцую, петь – я пою, учить – учу). Какая пара лишняя? Составить по картинкам пред-ложения. У Юры юла. У Юли тюльпан. Правописание имен собственных. | |
59-60 | Звук и буква Ц. Цирк. | 2 | Повторение. Какие звуки называются согласными? Выделение звука Ц из слогов, слов. Буква Ц. Сравнение букв Ц и И. Характеристика звука Ц по акустическим и артикуляционным признакам. Обозначение звука цветовым симво-лом. Работа по сюжетной картинке «Цирк». Кто выступает? Дифференциация: домашние и дикие животные, птицы и звери. Игра «У кого кто?» | |
61-62 | Звук и буква Ч. Утро. | 2 | Повторение аффриката Ц = Т + С Выделение слов со звуком Ч, исполь-зуя сюжетную картинку «Завтрак». Характеристика звука Ч. Буква Ч. Звук и буква Ч в слогах, словах, предложениях. Составление рассказа «Утро ученика», исполь-зуя сюжетную и предметные картинки. Сказка «Почему буква Ч не дружит с гласными Я, Ю. | |
63-64 | Звук и буква Щ. Рыба. | 2 | Повторение аффрикат Ч, Ц. Выделение звука Щ из скороговор-ки. Артикуляционная и акустическая характеристика звука Щ, буквы Щ. Произношение Щ в слогах, словах. Звуко-слоговой анализ и синтез слов: щука, лещ, щенок. Игра «Лишний предмет». Составление предложений по теме «Рыбалка». Составление сказки (по аналогии с предыдущим занятием). «Почему буква Щ не дружит с Я, Ю». | |
65 | Звук и буква Э. | 1 | Повторение гласных звуков. Знакомство с темой занятия через развитие звукового анализа (Отгадать имя девочки по первым звукам слов-картинок). Знакомство с нормой артикуля-ции. Соотнесение звука Э с буквой и символом. Игра «Я знаю это слово» - рассмот-реть и назвать картинки. Чтение предложений с пропущенным словом. Во дворе … экскаватор. Дети …на экскурсию. | |
66 | Звук и буква Ф. Профессии. | 1 | Повторение. Какие звуки называются согласными? Знакомство с темой через игру «Разговор по телефону». Фа-фо-фу (сердито); фу-фо-фа (ласково). Звуко-слоговой анализ слогов, слов. Соотнесение звука Ф с буквой и символом. Произнесение слов сложного звуко-слогового состава (телефон, фотоап-парат …). Словообразование – от данных слов придумать профессию. (Например: телефон – телефонист). Составление пред-ложений от 1-го лица по наводящим вопросам. (Я фотограф. У меня фотоаппарат. Я фотографирую. Я фотографирую фокусника). | |
67-68 | Обследование | Обследование навыков чтения и письма |
Учебно - методическое обеспечение
Список литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.- М.:Просвещение, 2009г.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - М.: «Дрофа», 2000
Вариативные дидактические материалы:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с цел...
Коррекционная программа школьного логопеда
Рабочая программа учителя-логопеда, цели, задачи, сроки, этапы корреционной работы, темы занятий, речевой и наглядный материал, грамматические темы, используемые на занятиях....
Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости
Настоящая программа разработана в связи с необходимостью проведения специальных индивидуальных и групповых логопедических занятий для обучающихся со сложными дефектами и глубокой умственной отсталость...
Коррекционные программы учителя - логопеда для детей старшего школьного возраста 2021-2022 учебный год
ПРОГРАММЫ 5-7 классы за 2021- 2022 год...
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной ...
Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственн...
Рабочая программа "Информатика 9 класс УО вариант 1
Программа учебного предмета «Информатика» составлена с учетом психофизических особенностей и потенциала познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными ...