Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.
рабочая программа (5 класс) по теме
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekciya_2012-02013.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Повторение изученного в начальной школе | ||
1 | Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова. Развитие связной монологической речи. | 1 |
2 | Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять главную мысль текста. | 1 |
3 | Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка написания разделительных Ъ и Ь. | 1 |
4 | Развитие памяти при закрепление навыка правописания окончаний существительных и прилагательных. Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №1. | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | ||
5 | Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную мысль. | 1 |
6 | Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым. | 1 |
7 | Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составление схемы предложения. | 1 |
8 | Формирование навыка постановки знаков препинания в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения. | 1 |
9 | Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением. Формирование навыка постановки запятой при обращении. Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №2. | 1 |
10 | Формирование навыка разграничения простого и сложного предложений. Развитие умения составления схемы сложных предложений. | 1 |
11 | Развитие умения составления диалога по картине, опорным словам. | 1 |
12 | Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов. | 1 |
Проверка усвоения знаний. Словарный диктант. | 1 | |
Фонетика | ||
13 | Формирование навыка обозначении мягкости согласных при помощи Ь. | 1 |
14 | Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной монологической речи при описании предмета. | 1 |
Лексика | ||
15 | Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения слов. | 1 |
16 | Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам определенной тематики. | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи | ||
17 | Развитие навыка рассуждения по данному образцу. | 1 |
18 | Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица. | 1 |
19 | Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание чередующихся гласных О и А в корне слова» | 1 |
20 | Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова». Проверочная работа №3. | 1 |
21 | Коррекция ошибок, допущенных в диктанте. | 1 |
Имя существительное. | ||
22 | Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство в рассуждении. | 1 |
23 | Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных». | 1 |
24 | Формирование навыка правописания гласных О и Е после шипящих и Ц. | 1 |
25 | Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя существительное». | 1 |
Глагол. | ||
26 | Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам. | 1 |
27 | Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания чередующихся гласных И и Е в корнях» | 1 |
28 | Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных личных окончаний глаголов». Тестовая работа. | 1 |
29 | Формирование навыка составление юмористического текста по картине. | 1 |
Имя прилагательное | ||
30 | Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных» | 1 |
31 | Формирование умения подбора прилагательных при описании животных. | 1 |
32 | Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания правил. | 1 |
33 | Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное». | 1 |
34 | Проверочная работа №4. | 1 |
35 | Игра «Занимательный русский язык». | 1 |
Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы.
- Основные направления работы.
- Тематическое планирование.
- Методическое сопровождение.
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи.
Образовательные:
- Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность учащихся.
- Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
- Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
- Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
- Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:
- беседа по знакомой ребенку теме;
- устные и письменные диктанты;
- выполнение заданий по словесной инструкции;
- списывание с образца;
- составление образца по элементам;
- обследуется речь ребенка.
План занятий с группой включает в себя:
- восполнение пробелов предшествующего развития;
- коррекция дефекта;
- подготовка ребенка к усвоению программного материала.
Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям.
При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи.
Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно –практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового . Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
3.Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны знать
- определения орфограммы, текста;
- определения основных орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова по составу;
- находить в словах орфограммы;
- определять части речи;
- определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных;
- определять лицо, время, число, род глаголов;
- правильно ставить знаки препинания при обращении и прямой речи.
По развитию речи:
- составлять текст в соответствии с его темой;
- подбирать синонимы, антонимы для более точного выражения мыслей;
- пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и синонимов и другими школьными словарями.
Основные направления работы.
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Развитие зрительного восприятия;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций:
- Навыков соотносительного анализа;
- Навыков группировки и классификации;
- Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
- Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления;
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по ролям, драматизация).
- Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта. Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой проверочной работы, содержащей задания по основным темам курса.
Формы организации учебных занятий.
Индивидуальные или групповые занятия, длительность которых не превышает 20-25 минут.
В данном календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.
Методическое сопровождение.
Литература для учителя.
- Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение», 2008.
- Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку. М, «Экзамен», 2006.
- Дидактический материал к учебнику.
- Ткаченко Н. 300 диктантов. М-Айрис, 2010.
- Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. М-Айрис, 2010.
Литература для учащихся.
- Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
- Карточки для индивидуальной работы.
- Орфографический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
- Орфоэпический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа 5 класса по русскому языку
рабочая программа 5 класса по русскому языку...
рабочая программа 6 класса по русскому языку
рабочая программа 6 класса по русскому языку...
рабочая программа 7 класса по русскому языку
рабочая программа 7 класса по русскому языку...
рабочая программа 8 класса по русскому языку
рабочая программа 8 класса по русскому языку...
рабочая программа 9 класса по русскому языку
рабочая программа 9 класса по русскому языку...
Программы 5 класс ФГОС русский язык, литература, риторика
Программы и календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС...
Рабочая программа 7 класса по русскому языку
Рабочая программа 7 класса по русскому языку...