Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.
рабочая программа (5 класс) по теме

Правосуд Наталья Анатольевна

 

Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и  речевому  развитию в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekciya_2012-02013.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание учебного материала

Кол-во

часов

Повторение изученного в начальной школе

1

Отработка навыка  нахождения орфограммы в корне слова. Развитие связной монологической речи.

1

2

Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять главную мысль текста.

1

3

Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка написания разделительных Ъ и Ь.

1

4

Развитие памяти при закрепление навыка правописания окончаний существительных и прилагательных.

Проверка усвоения знаний. Проверочная  работа №1.

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

5

Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную мысль.

1

6

Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке тире между подлежащим и сказуемым.

1

7

Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составление схемы предложения.

1

8

Формирование навыка постановки знаков препинания в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения.

1

9

Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением. Формирование навыка постановки запятой при обращении.

Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №2.

1

10

Формирование навыка разграничения простого и сложного предложений.  Развитие умения составления схемы сложных предложений.

1

11

Развитие умения составления диалога  по картине, опорным словам.

1

12

Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов.

1

Проверка усвоения знаний. Словарный диктант.

1

        Фонетика

13

Формирование  навыка обозначении мягкости согласных при помощи Ь.

1

14

Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной монологической речи при описании предмета. 

1

Лексика

15

Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения слов.

1

16

Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам определенной тематики.

1

Морфемика.  Орфография. Культура речи

17

Развитие навыка рассуждения по данному образцу.

1

18

Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица.

1

19

Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание чередующихся гласных О и А в корне слова»

1

20

Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова». Проверочная работа №3.

1

21

Коррекция ошибок, допущенных в диктанте.

1

Имя существительное.

22

Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство в рассуждении.

1

23

Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных».

1

24

Формирование навыка правописания  гласных О и Е после шипящих и Ц.

1

25

Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя существительное».

1

Глагол.

26

Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам.

1

27

Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания чередующихся гласных И и Е в корнях»

1

28

Развитие умения запоминания правила  «Правописания безударных личных окончаний глаголов». Тестовая работа.

1

29

Формирование навыка составление юмористического текста по картине. 

1

Имя прилагательное

30

Развитие памяти, внимания  в работе с алгоритмом «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»

1

31

Формирование умения подбора прилагательных при описании животных.

1

32

Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания правил.

1

33

Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное».

1

34

Проверочная работа №4.

1

35

Игра «Занимательный русский язык».

1

Коррекционная программа в 5 классе по русскому языку.

Содержание.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Основные направления работы.
  4. Тематическое планирование.
  5. Методическое сопровождение.

Пояснительная  записка.          

         Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-8 классах, в которых ведется обучение по программам общеобразовательных учреждений VII вида, с целью коррекции отклонений в развитии познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и  речевому  развитию в целом.

Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов  предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Задачи.

Образовательные:

  1. Посредством формирования  и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания  и навыки, которые имеются  у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие:

  1. Развивать познавательную активность учащихся.
  2. Развивать  общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;
  3. Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.
  4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.
  2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

                В начале учебного года учитель выявляет степень готовности учащихся   к обучению; наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими:

  1. беседа по знакомой ребенку теме;
  2. устные и письменные диктанты;
  3. выполнение заданий по словесной инструкции;
  4. списывание с образца;
  5. составление образца по элементам;
  6. обследуется речь ребенка.

План занятий с группой включает в себя:

  1. восполнение пробелов предшествующего развития;
  2. коррекция дефекта;
  3. подготовка ребенка к усвоению программного материала.

                            Материал    урока    отбирается    в    зависимости    от    имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует  уделять         предметно-практической        деятельности.         Содержание индивидуальных   занятий   не   допускает   «натаскивания»,   формального механического   подхода, должно   быть   максимально   направлено  развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической    деятельности.         Действия    с    реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач:   формирования пространственных    представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

               При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям.

             При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи.

             Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

             Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

          Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления  у учащихся индивидуальных  проблем в развитии, отставания в обучении.  Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

            Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:

        1.  Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

             Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся  по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно –практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

        2.Пропедевтика изучения трудных тем.

              Некоторые темы, включенные в содержание программы  требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового . Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

         3.Восполнение пробелов в знаниях.

              В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

       4. Развитие речи.

            Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,  формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Планируемые результаты.

Учащиеся должны знать

  1. определения орфограммы, текста;
  2. определения основных орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить примеры.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. разбирать слова по составу;
  2. находить в словах орфограммы;
  3. определять части речи;
  4. определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных;
  5. определять лицо, время, число, род глаголов;
  6. правильно ставить знаки препинания при обращении и прямой речи.

          По развитию речи:

  1. составлять текст в соответствии с его темой;
  2. подбирать синонимы, антонимы для более точного выражения мыслей;
  3. пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и синонимов и другими школьными словарями.

Основные направления работы.

  1. Совершенствование движений  и сенсомоторного развития:
  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  2. Развитие навыков каллиграфии;
  3. Развитие артикуляционной моторики.

  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  1. Развитие зрительного восприятия;
  2. Развитие зрительной памяти и внимания;
  3. Развитие слухового внимания и памяти;
  4. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

  1. Развитие основных мыслительных операций:
  1. Навыков соотносительного  анализа;
  2. Навыков группировки и классификации;
  3. Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

  1. Развитие различных видов мышления:
  1. Развитие наглядно-образного  мышления;
  2. Развитие словесно-логического мышления;

  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (чтение по ролям, драматизация).
  2. Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Контроль знаний и умений.

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта. Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой проверочной работы, содержащей задания по основным  темам курса.

 Формы организации учебных занятий.

Индивидуальные или групповые занятия, длительность которых не превышает 20-25 минут.

В данном  календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.

Методическое сопровождение.

Литература для учителя.

  1. Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение», 2008.
  3. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку.   М, «Экзамен», 2006.
  4. Дидактический материал к учебнику.
  5. Ткаченко Н. 300 диктантов. М-Айрис, 2010.
  6. Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. М-Айрис, 2010.

Литература для учащихся.

  1. Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией Т.Ладыженской.
  2. Карточки для индивидуальной работы.
  3. Орфографический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.
  4. Орфоэпический словарь школьника. Екатеринбург, У-Фактория, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа 5 класса по русскому языку

рабочая программа 5 класса по русскому языку...

рабочая программа 6 класса по русскому языку

рабочая программа 6 класса по русскому языку...

рабочая программа 7 класса по русскому языку

рабочая программа 7 класса по русскому языку...

рабочая программа 8 класса по русскому языку

рабочая программа 8 класса по русскому языку...

рабочая программа 9 класса по русскому языку

рабочая программа 9 класса по русскому языку...

Программы 5 класс ФГОС русский язык, литература, риторика

Программы и календарно-тематическое планирование 5 класс ФГОС...

Рабочая программа 7 класса по русскому языку

Рабочая программа 7 класса по русскому языку...