Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)
рабочая программа (6 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостьи.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_1_variant.docx | 41.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………….…………….…....….3
- Содержание программы……………………………………………………….…….…5
- Тематическое планирование…………………………………………………………...6
- Учебно - методическое обеспечение……………..……………………..………...….12
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостьи.
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 минут.
Характеристика обучающихся.
У данной категории обучающихся словарь ограничен программным материалом.
Грамматический строй нарушен. Страдает употребление и понимание предлогов. При склонении существительных и прилагательных допускают ошибки. Не образуют новые слова с помощью суффиксов и префиксов. Не знают многих названий действий, слабо ориентируются в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различают значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.
Связная речь на бытовом уровне. Рассказ составляют с аграмматизмами, наблюдается стереотипность грамматического оформления, случаи пропуска слов или неверное словоупотребление. Пересказ после помощи или после повторного чтения.
Система оценки планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:
- первичной (входящей) аттестации;
- текущего мониторинга;
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.
Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Планируемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностные результаты:
- осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
- слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
- обращаются за помощью и принимают помощь;
- наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале;
Предметные результаты:
К концу года обучающиеся:
- пользуются суффиксальными и приставочными способами словообразования;
- выполняют морфемный анализ и синтез слов;
- выделяют родственные слова из текста.
- узнавют, различают, выделяют и называют отдельные звуки, дают им характеристику;
- понимают условно-графические схемы звукового состава слова;
- проводят фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
- дифференцируют фонемы, имеющие сходные характеристики;
- умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
- узнают слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
- правильно согласуют слова в роде, числе и падеже;
- правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
- умеют распространять предложения.
Содержание логопедической программы
Рабочая программа включает в себя разделы:
- Звуковой анализ
- Слоговая структура слова
- Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
- Мягкий знак
- Дифференциация звонких и глухих согласных
- Ударение
- Слова, обозначающие предметы
- Слова, обозначающие действия предметов
Лексика
Расширение и уточнение словаря по темам:
Сентябрь: Школа. Класс, урок.
Октябрь: Осениий лес. Грибы, ягоды. Дары осени. Осень в деревне. Осень в городе
Ноябрь: Хлеб. Сельскохозяйственная техника. Перелётные и зимующие птицы. Декабрь: Дом, семья. Человек и его строение. Наш организм. Азбука здоровья. Одежда, головные уборы, обувь
Январь: Мебель. Домашняя и офисная мебель. Посуда, продукты питания. Зима. Новогодние праздники. Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.
Февраль:Птичник. Дикие животные и их детёныши. Животные жарких стран и их детёныши. Животные севера и их детёныши. Электроприборы. Профессии. Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.
Март: Мамин праздник. Женские профессии. Растения. Комнатные и декоративные растения. Почта. Библиотека. Магазин. Рынок. Поликлиника. Больница.
Апрель: Весна. Времена года. Месяцы. Погода. Природные явления. Насекомые
Наша страна. Наш город. Космос
Май: Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. Правила дорожной безопасности. Мир нужен всем. Чему учат в школе.
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование | 8 |
2 | Предложение | 5 |
4 | Предлоги | 15 |
5 | Звуковой анализ | 3 |
6 | Твердые и мягкие согласные | 4 |
7 | Состав слова | 8 |
8 | Словосочетание | 12 |
9 | Предложение | 13 |
Итого | 68 |
Формы контроля:
- анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
- проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)
Тематическое планирование по логопедии
(68 часа)
I ч 16 часов
№ п\п | Наименование разделов, тем уроков | Количество часов | Содержание коррекционной работы | Примечание |
1-2 | Обследование устной речи. | 2 | Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи. | |
3-4 | Обследование чтения и письма. | 2 | ||
5 | Понятие о предложении. | 1 | Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений | |
6 | Простое предложение. | 1 | ||
7 | Знаки препинания в конце предложения. | 1 | ||
8 | Простое распространенное предложение. | 1 | ||
9 | Согласование слов в предложении. | 1 | ||
10-11 | Предлоги. | 2 | Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе. | |
12 | Предлог НА. | 1 | ||
13 | Предлог В. | 1 | ||
14 | Дифференциация предлогов НА-В. | 1 | ||
15 | Предлоги С(СО). | 1 | ||
16 | Предлог ИЗ. | 1 | ||
17 | Предлоги С (ИЗ). | 1 | Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе. | |
18 | Предлоги ПО,К. | 1 | ||
19 | Предлог ЗА. | 1 | ||
20 | Предлог ИЗ-ЗА. | 1 | ||
21 | Предлоги над, под. Осень в городе | 1 | ||
22 | Предлоги под, из-под. | 1 | ||
23 | Предлоги. Хлеб | 1 | ||
24 | Предлоги. Сельскохозяйственная техника | 1 | ||
25 | Гласные звуки. | 1 | Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук». | |
26 | Гласные звуки. | 1 | ||
27 | Сходство парных гласных. | 1 | ||
28 | Твердые и мягкие согласные. | 1 | умение находить буквы мягких согласных; - развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме; - развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость. | |
29 | Обозначение мягкости согласных посредством «ь». | 1 | ||
30 | Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда. | 1 | ||
31 | Итоговое занятие | 1 | ||
32 | Родственные слова. | 1 | Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова. | |
33 | Корень слова. | 1 | ||
34 | Сложные слова. | 1 | Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных О и Е. | |
35 | Сложные слова. | 1 | ||
36 | Приставка. Образование слов при помощи приставок. | 1 | Приставочное словообразование. Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака. | |
37 | Суффикс. Суффиксальное образование слов | 1 | Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных. | |
38 | Окончание в словах. | 1 | Выделение окончания в составе слова. Согласование слов. | |
39 | Дифференциация предлогов и приставок. Проверочная работа | 1 | Поиск предлогов в предложениях. Запись предложений, содержащих предлоги. Обозначать пространственно-временные отношения с помощью предлогов. | |
40 | Словосочетание: согласование имён существительных с глаголами в числе. | 1 | Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по числам. Развитие пространственно-временных отношений | |
41 | Словосочетание: Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | 1 | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагалельными в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |
42 | Согласование имён существительных с прилагательными в числе. | 1 | ||
43 | Согласование существительных с глаголами в роде. | 1 | Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами | |
44 | Согласование существительных с глаголами в роде. | 1 | ||
45 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | 1 | Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагательными в роде. Обогащение словаря признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |
46 | Согласование существительных с прилагательными в роде. | 1 | ||
47 | Словосочетания, образованные по типу управления. | 1 | Обогащение словаря действий и признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия | |
48 | Словосочетания, образованные по типу управления. | 1 | ||
49 | Словосочетания, образованные по типу управления. | 1 | ||
50 | Проверочный диктант по теме «Словосочетание». | 1 | ||
51 | Закрепление падежных форм. | 1 | ||
52 | Словосочетание и предложение | 1 | Работа по обобщению представлений о предложении как единице высказывания; - деление предложения на слова; -составление предложений из слов - систематизировать знания и понятия по теме «Предложение». | |
53 | Работа с деформированным предложением. | 1 | ||
54 | Повествовательное предложение. | 1 | ||
55 | Вопросительное предложение. | 1 | ||
56 | Восклицательное предложение. | 1 | ||
57 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»). | 1 | ||
58 | Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»). | 1 | ||
59 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»). | 1 | ||
60 | Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»). | 1 | ||
61 | Простое предложение. | 1 | ||
62 | Распространение предложений | 1 | ||
63 | Выделение предложений из сплошного текста. | 1 | ||
64 | Связь слов в предложении. (Проверочные задания). | 1 | ||
65-66 | Обследование устной речи | 2 | ||
67 -68 | Обследование чтения и письма. | 2 | Обследование навыков чтения и письма |
Учебно - методическое обеспечение
Список литературы:
- Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
- Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
- Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
- Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
- Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
- Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
- Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
- Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
Вариативные дидактические материалы:
- Детское лото «Мы играем в магазин»
- Домино «Животные»
- Игра настольно-печатная «Кубики»
- Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка», «Ягоды»
- Лото «Азбука в картинках»
- Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
- Мозаика (2 разновидности)
- Парные картинка
- Резиновый массажный мяч.
- Трафареты
- Папки с картинками по лексическим темам
- Шнуровки
- Деревянные пазлы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...
Рабочая программа "Профильный труд" для детей, обучающихся по АООП 2 вариант
Данная рабочая программа разработана на основе:- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного...
Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственн...
Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования ...
Конкурсное занятие «Времена года». Коррекционно - развивающее занятие для обучающихся по АООП вариант 7.2 2 класс
Тема: «Времена года».Цель: систематизация представлений обучающихся о временах года, их закономерной смене.Задачи:Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих в...
Открытое коррекционно-развивающее занятие с использование балансиров для обучающихся по АООП вариант 7.2 3 класс на тему "Геометрические фигуры"
Коррекционно-развивающее занятие с использованием балансиров.Тема «Плоские геометрические фигуры. Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.Коррекционно-образовательные цели:Учить со...
Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....