Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)
рабочая программа (6 класс)

Василовская Зинаида Викторовна

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостьи.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_1_variant.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………….…………….…....….3
  2. Содержание программы……………………………………………………….…….…5
  3. Тематическое планирование…………………………………………………………...6
  4. Учебно - методическое обеспечение……………..……………………..………...….12

Пояснительная записка.

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6  класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной отсталостьи.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
  • Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  • Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  • Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – подгрупповая. Продолжительность занятия составляет 30 минут.

Характеристика обучающихся.

 У данной категории обучающихся словарь ограничен программным материалом.

Грамматический строй нарушен.  Страдает употребление и понимание предлогов. При склонении существительных и прилагательных допускают ошибки. Не образуют  новые слова с помощью суффиксов и префиксов. Не знают многих названий действий, слабо ориентируются в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различают значения нескольких первообразных предлогов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Связная речь на бытовом уровне. Рассказ составляют с аграмматизмами, наблюдается стереотипность грамматического оформления, случаи пропуска слов или неверное словоупотребление. Пересказ после помощи или после повторного чтения.

Система оценки планируемых результатов.

       Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и          промежуточная аттестация, которые проводятся в форме:

- первичной (входящей) аттестации;

- текущего мониторинга;

- промежуточной аттестации в конце учебного года.

       Аттестация осуществляется на занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижения обучающегося в своем развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная (входящая) аттестация проводится при поступлении в образовательное учреждение, промежуточная в последние две недели мая в форме практических заданий.

       Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдений за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности (1 раз в полугодие), а так же анализа их продуктивной деятельности: поделок, рисунков, уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.

    Планируемые результаты:

В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.

Личностные результаты:

  • осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаются по школе, находят свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
  • слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
  • вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
  • обращаются за помощью и принимают помощь;
  • наблюдают, делают простейшие обобщения, сравнивают, классифицируею на наглядном материале;

Предметные результаты:

К концу года обучающиеся:

  • пользуются      суффиксальными и приставочными  способами  словообразования;
  • выполняют    морфемный анализ и синтез слов;
  • выделяют    родственные слова из текста.
  • узнавют, различают, выделяют и называют отдельные звуки, дают им характеристику;
  • понимают  условно-графические схемы звукового состава слова;
  • проводят фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без;
  • дифференцируют фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • умеют делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнают  слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласуют слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употребляют предложно-падежные конструкции;
  • умеют распространять предложения.

Содержание логопедической программы

Рабочая программа включает в себя разделы:

  1. Звуковой анализ
  2. Слоговая структура слова
  3. Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными
  4. Мягкий знак
  5. Дифференциация звонких и глухих согласных
  6. Ударение
  7. Слова, обозначающие предметы
  8. Слова, обозначающие действия предметов

Лексика

Расширение и уточнение словаря по темам:

Сентябрь:  Школа. Класс, урок.

Октябрь: Осениий лес. Грибы, ягоды. Дары осени. Осень в деревне. Осень в городе

Ноябрь: Хлеб. Сельскохозяйственная техника. Перелётные и зимующие птицы. Декабрь:  Дом, семья. Человек и его строение. Наш организм. Азбука здоровья. Одежда, головные уборы, обувь

Январь: Мебель. Домашняя и офисная мебель. Посуда, продукты питания. Зима. Новогодние праздники. Домашние животные и их детёныши. Скотный двор.

Февраль:Птичник. Дикие животные и их детёныши. Животные жарких стран и их детёныши. Животные севера и их детёныши. Электроприборы. Профессии. Наша Армия. Военная техника. Военные профессии.

Март: Мамин праздник. Женские профессии. Растения. Комнатные и декоративные растения. Почта. Библиотека. Магазин. Рынок. Поликлиника. Больница.

Апрель: Весна. Времена года. Месяцы. Погода. Природные явления. Насекомые

Наша страна. Наш город. Космос

Май: Транспорт: автомобильный, водный, воздушный, электротранспорт, городской транспорт. Правила дорожной безопасности. Мир нужен всем. Чему учат в школе.

Учебно – тематический план (68 часов).

№ п/п

Наименование разделов и тем

Часы учебного времени

1

Обследование

8

2

Предложение

5

4

Предлоги

15

5

Звуковой анализ

3

6

Твердые и мягкие согласные

4

7

Состав слова

8

8

Словосочетание

12

9

Предложение

13

Итого

68

Формы контроля:

  • анализ устной и письменной речи в начале и в конце года (фронтальный и индивидуальный);
  • проверочные работы и диктанты в течение года (в группе)

Тематическое планирование по логопедии

 (68 часа)

 I ч 16 часов

п\п

Наименование разделов, тем уроков

Количество часов

Содержание коррекционной работы

Примечание

1-2

Обследование устной речи.

2

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Исследование лексики и грамматического строя речи.

3-4

Обследование чтения и письма.

2

5

Понятие о предложении.

1

Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

6

Простое предложение.

1

7

Знаки препинания в конце предложения.

1

8

Простое распространенное предложение.

1

9

Согласование слов в предложении.

1

10-11

Предлоги.

2

Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе.
Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

12

Предлог НА.

1

13

Предлог В.

1

14

Дифференциация предлогов НА-В.

1

15

Предлоги С(СО).

1

16

Предлог  ИЗ.

1

17

Предлоги С (ИЗ).

1

Предлог как часть речи. Предлоги в, на, с, над, под, из-под, за, из-за, через, между, перед, сквозь. Согласование предлогов с существительными в единственном и множественном числе.
Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

18

 Предлоги ПО,К.

1

19

Предлог ЗА.

1

20

Предлог ИЗ-ЗА.

1

21

Предлоги над, под.

Осень в городе

1

22

Предлоги под, из-под.

1

23

Предлоги.

Хлеб

1

24

Предлоги.

Сельскохозяйственная техника

1

25

Гласные звуки.

1

Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук».

26

Гласные звуки.

1

27

Сходство парных гласных.

1

28

Твердые и мягкие согласные.

1

умение находить буквы  мягких согласных;

- развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме;              

- развивать наблюдательность, фонематический слух и орфографическую зоркость.  

29

Обозначение мягкости согласных посредством «ь».

1

30

Обозначение мягкости согласного гласными 2-го ряда.

1

31

Итоговое занятие

1

32

Родственные слова.

1

Понятия «родственные слова», «однокоренные слова». Чередование согласных звуков в корне слова.
Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

33

Корень слова.

1

34

Сложные слова.

1

Образование сложных слов. Правописание соединительных гласных О и Е.
Развитие фонематического анализа и синтеза

35

Сложные слова.

1

36

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

1

Приставочное словообразование. Разделительный твердый знак. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака, разделительного твердого знака.
Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза

37

Суффикс.  Суффиксальное образование слов

1

Выделение суффикса в составе слова. Суффиксальное словообразование. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы, обозначающие профессии. Суффиксы прилагательных.
Развитие зрительного восприятия, слуховой памяти, внимания и координации движений

38

Окончание в словах.

1

Выделение окончания в составе слова. Согласование слов.

39

Дифференциация предлогов и приставок. Проверочная работа

1

Поиск предлогов в предложениях. Запись предложений, содержащих предлоги. Обозначать пространственно-временные отношения с помощью предлогов.

40

Словосочетание: согласование имён существительных с глаголами в числе.

1

Развитие навыка постановки вопроса к глаголам. Изменение глагола по числам. Развитие пространственно-временных отношений

41

Словосочетание:

Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

1

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагалельными в числе. Обогащение словаря действий. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия

42

Согласование имён существительных с прилагательными в числе.

1

43

Согласование существительных с глаголами в роде.

1

Согласование глагола с существительным в роде. Работа по словоизменению. Соотнесение слов-действий с графической схемой. Работа с антонимами, синонимами

44

Согласование существительных с глаголами в роде.

1

45

Согласование существительных с прилагательными в роде.

1

Работа по словоизменению. Согласование имен существительных с прилагательными в роде. Обогащение словаря признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия

46

Согласование существительных с прилагательными в роде.

1

47

Словосочетания, образованные по типу управления.

1

Обогащение словаря действий и признаков. Преодоление аграмматизма в устной речи. Развитие внимания, мышления и восприятия

48

Словосочетания, образованные по типу управления.

1

49

Словосочетания, образованные по типу управления.

1

50

Проверочный диктант по теме «Словосочетание».

1

51

Закрепление падежных форм.

1

52

Словосочетание и предложение

1

Работа по обобщению представлений о предложении как единице высказывания;

- деление предложения на слова;

-составление предложений из слов 

- систематизировать знания и понятия по теме «Предложение».

53

Работа с деформированным предложением.

1

54

Повествовательное предложение.

1

55

Вопросительное предложение.

1

56

Восклицательное предложение.

1

57

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз» И»).

1

58

Сложное предложение: сложносочинённое. (Союз «А»,»но»).

1

59

Сложноподчинённое предложение. (Союз «потому что»).

1

60

Сложноподчинённое предложение. (Союз «чтобы»).

1

61

Простое предложение.

1

62

Распространение предложений

1

63

Выделение предложений из сплошного текста.

1

64

Связь слов в предложении. (Проверочные задания).

1

65-66

Обследование устной  речи

2

67 -68

Обследование чтения и письма.

2

Обследование навыков чтения и письма

        

Учебно - методическое обеспечение

Список литературы:

  1. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.
  2. Барылкина, Л.П. « Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  3. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  4. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  5. Галунчикова, Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь 4 по русскому язык. Глагол.» . – М:, «Просвещение», 2002 г.
  6. Ефименко, Л,Н,, Садовникова, И.Н. «Формирование связной речи у детей- олигофренов». – М:, «Просвещение»,1970 г.
  7. Ефименко, Л.Н., Мисаренко, Г.Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М:, «Просвещение», 1991 г.
  8. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
  9. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  10. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  11. Мазанова, Е. «Логопедия. Аграмматическая форма дисграфии». – «Аквариум Фгуппв», 2004 г.
  12. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  13. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.

Вариативные дидактические материалы:

  • Детское лото «Мы играем в магазин»
  • Домино «Животные»
  • Игра настольно-печатная «Кубики»
  • Кубики «Игрушки из глины», «Кто в тереме живет», «Сказка», «Ягоды»
  • Лото «Азбука в картинках»
  • Магнитная доска с набором пластмассовых букв.
  • Мозаика (2 разновидности)
  • Парные картинка
  • Резиновый массажный мяч.
  • Трафареты
  • Папки с картинками по лексическим темам
  • Шнуровки
  • Деревянные пазлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом для обучающихся по АООП (вариант 2)

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом. Курс "Предметно-практические действия" для обучающихся с умственно отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), ТМНР.Цел...

Рабочая программа "Профильный труд" для детей, обучающихся по АООП 2 вариант

Данная рабочая программа разработана на основе:- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного...

Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственн...

Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2

Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования ...

Конкурсное занятие «Времена года». Коррекционно - развивающее занятие для обучающихся по АООП вариант 7.2 2 класс

Тема: «Времена года».Цель: систематизация представлений обучающихся о временах года, их закономерной смене.Задачи:Образовательные: закрепить и уточнить представления о признаках присущих в...

Открытое коррекционно-развивающее занятие с использование балансиров для обучающихся по АООП вариант 7.2 3 класс на тему "Геометрические фигуры"

Коррекционно-развивающее занятие с использованием балансиров.Тема «Плоские геометрические фигуры. Тип занятия: закрепление и обобщение знаний.Коррекционно-образовательные цели:Учить со...

Рабочая программа «Математические представления» составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 2) для первого дополнительного класса.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний....