Коррекционная программа по логопедии 8 класс (АООП вариант 2)
рабочая программа (8 класс)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.
Данная программа способствует формированию у учащихся предпосылок лежащих в основе становления навыков письма. А так же способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей. Логопедическая работа с обучающимися направлена на реализацию системы логопедической помощи детям в освоении основной общеобразовательной программы, коррекцию недостатков в речевом недоразвитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8g_2_variant.docx | 44.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………….…...................….3
- Содержание программы………………………...………………….……...….…5
- Тематическое планирование……………………………………………..…..…6
- Учебно - методическое обеспечение…….……………………..……..........….12
Пояснительная записка.
Коррекционная программа по логопедии составлена на 2023/2024 учебный год для обучающихся 8 "Г" класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями, ФГОС умственная отсталость вариант 2.
Цель – коррекция дефектов устой и письменной речи у детей с нарушением и интеллекта.
Задачи:
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать речевой слух, различать звуки окружающей действительности, уточнять и развивать слуховое восприятие обучающихся;
- развивать и уточнять зрительное восприятие обучающихся, вырабатывать умение показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке;
- изучать звуки и буквы: а, у, о, м, с, х;
- образовывать и читать прямые и обратные слоги с изучаемыми буквами.
Характеристика обучающихся.
Для данной группы обучающихся характерна низкая трудоспособность, неустойчивость внимания.
Наблюдается ограничение речевых способов общения. Активный словарь состоит из малого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Характерна многозначность употребляемых слов, широко используются указательные жесты, мимика. Фраза состоит из лепетных элементов и пояснительных жестов. Импрессивная сторона речи находится на низком уровне развития. Дети не понимают формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глаголов, формы мужского и среднего рода, не понимают значения предлогов. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Не сформировано зрительное и слуховое внимание.
Программа логопедической коррекции рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов. Форма проведения занятий - подгрупповая, продолжительность 30-40 минут.
Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Во время прохождения программы предусмотрены текущий контроль и промежуточная аттестация, которые проводятся в форме
- первичной входящий аттестации
- текущего мониторинга
- промежуточной аттестации в конце учебного года.
Аттестация осуществляется на подгрупповых занятиях по протоколу обследования, который позволяет отслеживать продвижение обучающегося в своём развитии и на основе которого составляется логопедическое заключение (речевое представление). Первичная входящая аттестация проводится в первые две недели сентября и промежуточная аттестация в последние две недели мая в форме практических заданий. Текущий контроль осуществляется через текущий мониторинг, который проводится в форме наблюдения за обучающимися во время урочной и внеурочной деятельности один раз полугодие а также анализа их поделок, рисунков,
уровня развития речи и отражается в виде рекомендаций для учителей, работающих в классах.
Планируемые результаты:
В связи с тем, что способности к познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью сугубо индивидуальны, приведённые ниже требования по формированию личностных и предметных результатов освоения данной программы, могут быть применимы не ко всем обучающимся, но являются ориентиром, к которому следует стремиться.
Личностные результаты:
- осознают себя как учеников, заинтересованных посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- ориентируются в пространстве класса, школы (передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения), пользуются учебной мебелью;
- адекватно используют ритуалы школьного поведения (входят и выходят из учебного помещения со звонком, поднимают руку, встают, выходят из-за парты и т. д.);
- слушают и понимают речь других, инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности;
- вступают в контакт и работают в коллективе, используя принятые ритуалы социального взаимодействия (учитель - ученик, ученик – ученик, ученики);
- обращаются за помощью и принимают помощь;
- договариваются и изменяют свое поведение с учетом поведения других участников в спорной ситуации;
- осознают себя как гражданина России;
Предметные результаты.
К концу учебного года обучающиеся должны:
- различать изученные звуки на слух и в произношении;
- анализировать данные слова по звуковому составу, составлять слова из изученных букв и слогов разрезной азбуки;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
- писать изученные строчные и прописные буквы;
- списывать с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова.
Содержание программы.
Учебно – тематический план (68 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Часы учебного времени |
1 | Обследование учащихся | 6 |
2 | Добукварный период | 29 |
3 | Букварный период | 33 |
Итого | 68 |
Формы контроля:
анализ устной речи в начале и в конце года.
Тематическое планирование по логопедии
(68 часов)
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание коррекционной работы | Примечание |
1-4 | Обследование | 4 | ||
3 | Правильная посадка во время письма. Упражнения в раскрашивании. | 1 | Беседа на тему «Летний отдых детей». Артикуляционная гимнастика. | |
4 | Смена динамических поз во время урока: сидя, стоя, лежа и др. Игра с мозаикой. | 1 | Беседа на тему «Здравствуй, школа!». Артикуляционная гимнастика. | |
5 | Игровые упражнения на активизацию движений кисти рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»). Упражнения в обведении контуров. | 1 | Рассматривание иллюстраций. Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из одного звука (у-у); двух звуков (ау, ах, му, уа); 3-4 звуков (там, мама и т. д.). | |
6 | Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый). Упражнения в раскрашивании. | 1 | Беседа на тему «Учитель и ученики». Повторение фраз за учителем. | |
7 | Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант). | 1 | Беседа на тему «Я и моя семья». Понятие «слово». | |
8 | Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий по заданию учителя («Нарисуй линии такого же цвета», «Нарисуй столько же линий», «Нарисуй линии другого цвета»). | 1 | Игрушки. Понятие «слово». Составление простых предложений по своим практическим действиям. | |
9 | Рисование на нелинованной бумаге вертикальных линий из начальной точки «Дождик», «Расчёска». | 1 | Короткие и понятные стихотворения А. Барто. Слушание «Зайка», «Мячик». Разучивание «Мишка» с голоса учителя. | |
10 | Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий разной длины. | 1 | Школьные вещи. Понятие «слово». Называние слов по предъявленным предметным картинкам. Понятие «предложение». Составление простых предложений по картинкам и по вопросам. | |
11 | Рисование на нелинованной бумаге горизонтальных линий из начальной точки «Провода», «Покати мяч по дорожке». | 1 | ||
12 | Рисование горизонтальных и вертикальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»). Конструирование (лесенка, забор). | 1 | Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. | |
13 | Произвольное рисование наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»). | 1 | «Распорядок дня школьника». Составление простых предложений из 2-3 слов. | |
14 | Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Астра», «Солнышко»). | 1 | Различение звуков окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.) | |
15 | Рисование прямых наклонных линий в заданном направлении по начальной точке («Ветки дерева при порыве ветра», «Ёжик»). | 1 | Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми. | |
16 | Рисование прямых наклонных линий по двум точкам («Ёлочка»). Конструирование (елочка). | 1 | «Кто и как голос подаёт?» на материале домашних животных и птиц. | |
17 | Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка и др.) Дорисовывание предметов знакомыми линиями. | 1 | «Кто и как голос подаёт?» на материале диких животных и птиц. | |
18 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (вертикальные прямые). | Разучивание короткого и понятного стихотворения А. Барто «Кто и как кричит?» с голоса учителя. | ||
19 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (горизонтальные прямые). | 1 | «Занятия детей». Составление и анализ предложений из двух-трех слов. | |
20 | Выполнение штриховки предметов знакомыми линиями (прямые наклонные справа налево). | 1 | Слушание, запоминание и воспроизведение трехбуквенных слов, различающихся одним звуком. | |
21 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг), их закраска и штриховка. | 1 | Повторение произносимых учителем слов и фраз, практическое различение слов, сходных по звуковому составу (жук-лук, стол-стул, палка-лапка). | |
22 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (квадрат), их закраска и штриховка. | 1 | Дифференциация сходных по звучанию слов. Показывание и называние учеником изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении). | |
23 | Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (треугольник), их закраска и штриховка. | 1 | Понятие о громкой и тихой речи. Практические упражнения в изменении силы голоса в соответствии с учебным заданием, условиями игровой ситуации. Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. | |
24 | Рисование прямых линий и предметов из них (скамейка, лесенка, конверт) | 1 | Деление простых по структуре слов на слоги (у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Введение квадрата для обозначения слога. | |
25 | Рисование прямых линий и предметов из них (флажок, оконная рама, фигуры в форме букв). Конструирование (оконная рама). | 1 | Беседа на тему «Сад». Понятие «слово», «слог-часть слова». Составление схемы слова. Деление слов на слоги. | |
26 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки. | 1 | Выделение гласного звука «а» в начале слова в ударной позиции. Введение красного кружка для обозначения гласного звука в слове. | |
27 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямые палочки в соединении с наклонной. | 1 | Выделение из слов гласного звука «у» в ударной позиции. Обозначение гласного звука красным кружком. | |
28 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением вверху. | 1 | Выделение звука «м» в начале слова. Введение синего кружка для обозначения согласного звука. | |
29 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: прямая палочка с закруглением внизу. | 1 | Разучивание потешки «Сидит белка на тележке…» с голоса учителя. | |
30 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: овал. | 1 | Слушание сказки «Колобок», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | |
31 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради: полуовал. | 1 | Слушание сказки «Репка», пересказ сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам. | |
32 | Написание основных элементов рукописных букв в тетради в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. | 1 | Практические упражнения в различении понятий предложение, слово, слог, звук. Составление условно-графических схем. | |
33 | Письмо основных элементов прописных букв. | 1 | Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков). | |
34 | Письмо элементов строчной буквы а. Лепка буквы. | 1 | Звук и буква «А». Выделение звука «А» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Аа. | |
35 | Письмо строчной буквы а. Обводка трафарета, закрашивание. | 1 | Чтение буквы «А». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (качание ребенка: а-а-а) | |
36 | Письмо строчной буквы а по обводке. Рисование бордюров. | 1 | Правильное и отчетливое произношение звука «А», различение его в начале и конце слова. | |
37 | Письмо строчной буквы а по образцу. Обведение трафаретов, штрихование. | 1 | Разучивание стихотворения Е. Благининой «А-а-а…» с голоса учителя. | |
38 | Письмо элементов строчной буквы у. Лепка буквы. | Звук и буква «У». Выделение звука «У» в начале слова в ударной позиции. Образ буквы Уу. | ||
39 | Письмо строчной буквы у по обводке, орнаментов из элементов этой буквы. | 1 | Чтение буквы «У». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (пугание: у-у-у, волк воет, паровоз гудит). | |
40 | Письмо строчной буквы у по образцу. Рисование бордюров. | 1 | Правильное и отчетливое произношение звука «У», различение его в начале и конце слова. Заучивание вслух чистоговорок. | |
41 | Письмо строчных букв а, у и их соединений ау, уа по обводке. | 1 | Различение звуков и букв «А» и «У». Образование из усвоенных звуков и букв слов «ау» и «уа». Установление сходства и различия в звуковом и буквенном составе. | |
42 | Отработка плавности письма соединений ау, уа (письмо по образцу). | 1 | Составление слов из букв разрезной азбуки. Чтение этих слов с протяжным произношением по букварю. | |
43 | Письмо строчной буквы м. Лепка буквы. Упражнения в обводке и штриховке. | 1 | Звук и буква «М». Выделение звука в начале слова. Образ буквы Мм. | |
44 | Письмо строчной буквы м. Упражнения в выделении первого звука в слове. Составление схем слов и предложений. | 1 | Чтение буквы «М». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (м-м-м - мычит бык). | |
45 | Анализ и письмо слогов ам, ум. Отработка нижних соединений по обводке и по образцу. | 1 | Образование и чтение закрытых слогов АМ, УМ, сравнение их. | |
46 | Письмо прописной буквы М по обводке и по образцу. | 1 | Образование и чтение открытого слога МА, слова МАМА. Выделение первого слога из слова. | |
47 | Анализ и письмо слогов ам и ма по обводке и по образцу. Письмо прописной буквы А. | 1 | Сравнение слогов АМ и МА. Заучивание вслух чистоговорок. | |
48 | Письмо прописной буквы У. Письмо под диктовку изученных букв. | 1 | Образование и чтение открытого слога МУ. Выделение первого слога из слова. | |
49 | Анализ и письмо слогов ум и му по обводке и по образцу. | 1 | Сравнение слогов УМ и МУ. | |
50 | Письмо строчной и прописной буквы оО по обводке и по образцу. | 1 | Звук и буква «Оо». Выделение звука «О» в начале и в конце слов в ударной позиции. Образ буквы Оо. | |
51 | Письмо строчных а, у, о, м и прописных А, У, О, М по образцу. Письмо под диктовку изученных букв. | 1 | Чтение буквы «О». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (о-о-о – болит коленка). Чтение букв А, У, М и слогов с ними. | |
52 | Анализ и письмо слогов по образцу и под диктовку ом, мо. | 1 | Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов МО и ОМ, сравнение их. | |
53 | Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ам, ум, ом, ма, му, мо). | 1 | Образование и чтение открытых (МО, МА, МУ) и закрытых (ОМ, АМ, УМ) двухзвуковых слогов, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | |
54 | Письмо слогов по образцу и под диктовку с пройденными буквами и слова «мама». | 1 | Повторение изученных букв. Чтение изученных слоговых структур и слова МАМА. | |
55 | Письмо по обводке и по образцу строчной буквы с. | 1 | Звук и буква «С». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Сс. | |
56 | Письмо по обводке и по образцу прописной буквы С. | 1 | Чтение буквы «С». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание (с-с-с – насос качает колесо) | |
57 | Анализ и письмо закрытых слогов ас, ос, ус. | 1 | Образование и чтение закрытых слогов АС, УС, ОС, сравнение их. | |
58 | Анализ и письмо открытых слогов са, су, со. | 1 | Образование и чтение открытых слогов СА, СУ, СО, сравнение их. | |
59 | Анализ и письмо закрытых и открытых слогов (ас-са, ус-су, ос-со). | 1 | Сравнительный анализ слогов АС-СА, УС-СУ, ОС-СО. Заучивание вслух чистоговорок. | |
60-61 | Письмо двусложных слов. Анализ и запись предложения из двух слов. | 2 | Составление и чтение двусложных слов ОСА, САМА, предложений из двух слов. | |
62 | Письмо по обводке и по образцу строчной буквы х. | 1 | Звук и буква «Х». Выделение звука в начале и конце слова. Образ буквы Хх. | |
63 | Письмо по обводке и по образцу прописной буквы Х. | 1 | Чтение буквы «Х». Соотнесение звука и буквы. Звукоподражание ( х- х- х – девочка греет руки) | |
64 | Анализ и письмо закрытых слогов ах, ох, ух и открытых слогов ха, хо. | 1 | Образование и чтение закрытых слогов АХ, ОХ,УХ и открытых слогов ХА,ХО, сравнение их. Заучивание вслух чистоговорок. | |
65 | Анализ и письмо двусложных слов с буквой х. Слоговой анализ двусложных слов с выделением второго слога. | 1 | Составление и чтение двусложных слов с буквой Х. Сравнение слов по звуковому составу и значению (уха – ухо, уха – муха, ухо – сухо). | |
66 | Анализ и письмо слогов с буквами а, у, о, м, с, х. | 1 | Чтение слоговых таблиц. | |
67-68 | Обследование | 2 |
Учебно - методическое обеспечение
Список литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство-Пресс, 2001.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: «Айрис Пресс», 2004.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи.- М.:Просвещение, 2009г.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Программно-методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» - М.: «Дрофа», 2000
Вариативные дидактические материалы:
1. Лото с шариками.
2. Пирамидки из 4-8 колец, «почтовые» ящики.
3. Кубики разного цвета и размера, счетный материал в пределах 10 (палочки, грибочки и т.д.)
4. Разрезные картинки разной конфигурации и наборы картинок на выделение четвертого лишнего.
5. Набор матрешек, полных кубиков, геометрических форм и предметов.
6. Лото « живое – неживое», «бывает – не бывает» (сюжеты с элементами фантастики).
7. Игра «Сравни и отличи» (наборы картинок типа: самолет – птица, кукла – девочка).
8. Наборы карточек на обобщающие темы и набор карточек с видовыми и родовыми понятиями.
9. Наборы предметов, отличающиеся одним или несколькими признаками (цвет, форма, величина).
10. Набор загадок в форме описания предметов, набор загадок с пропущенным словом.
11. Набор сюжетных картинок, отличающихся одним или несколькими персонажами, набор картонок — слов омонимов.
12. Слова для составления шарад и ребусов.
13. Слова для запоминания слов с помощью картинки или другого слова, стихотворения с перепутанными словами.
Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр,
-дыхательных гимнастик.
Набор предметных картинок по разделу: «Ознакомление с окружающим миром»:
— обувь, одежда
— посуда, игрушки
— домашние птицы, зимующие и перелетные птицы
— домашние животные, дикие животные наших лесов, жарких стран и севера
— овощи, фрукты, ягоды
— растительный мир: деревья, кусты, цветы, насекомые
— рыбы, продукты питания
— профессии, транспорт
— времена года
— части тела человека
— школа, мебель
— дом и его части
— действия (глагольный словарь)
— занимательные игры.
Дидактический материал по формированию связной речи:
— сюжетные картины
— серии сюжетных картин
— тематические картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1
рабочая програма логопедических занятий 2-4 класс АООП вариант 1...
Рабочая программа по предмету "Человек" 2 класс АООП вариант 1.4
Настоящая программа по предмету "Человек" 2 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможн...
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» 6 класс (АООП, вариант 1)
Адаптированная образовательная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталост...
Рабочая программа "Я и другие" для 5-8 классов АООП (вариант 1)
Современная реальность открывает перед подростком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живёт подросток,...
Рабочая программа "Арт-терапия" для 5-7 классов (АООП вариант 1)
Творческая деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллекта. Невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительн...
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса (АООП вариант 1)
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 6 класса на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с легкой степенью умственной ...
Коррекционная программа по логопедии 8 класса, ТМНР, вариант 2
Коррекционная программа по логопедии составлена для обучающихся 8 класса. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования ...