Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"
рабочая программа
Программа направлена на раззвитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_grafomotornyh_navykov_ovz.doc | 949.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Управление образования
администрации муниципального образования
«Гусевский городской округ»
Калининградской области
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 11 Центр развития ребенка»
Принята на заседании педагогического совета МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» Приказ № 68 от 31.05.2023 г. | «Утверждаю» Заведующий МАДОУ «Детский сад № 11 Центр развития ребенка» _________________Т.А. Заварзина «____»_________________ 2023г. |
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ»
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 9 мес.
Автор программы:
Кузнецова Татьяна Владимировна, учитель-дефектолог
г. Гусев, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Описание предмета, дисциплины, которому посвящена программа
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, недостаточным формированием графических навыков, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
В основе реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» лежит изучение уровня развития мелкой моторики, как одного из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.
Раскрытие ведущих идей, на которых базируется программы
Ведущей идеей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного развития мелкой моторики, как одного из показателей интеллектуальной готовности старших дошкольников с нарушениями (ЗПР, обучающиеся с инвалидностью) в развитии к школьному обучению. Данная программа разработана на основе современных достижений дефектологической науки и практики, специальной и детской психологии, специальной педагогики и физиологии (А.А. Катаева, М.М. Безруких, Е.А. Стребелева, С.Е. Гаврина и т.д.), отражающих идеи, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования правильной речи детей, а также побуждает дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных особенностей. В основу программы положены следующие теоретические идеи:
1. Умение выполнять мелкие движения с предметами у дошкольников развивается в старшем дошкольном возрасте.
2. Развитие графомоторных навыков опосредуется рядом условий, прежде всего, развитием интеллектуальных способностей.
3. Побуждение к формированию и совершенствованию двигательных и познавательных способностей возникает y ребёнка под влиянием положительных эмоций.
Ключевые понятия
Моторика – совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений;
Моторное развитие – процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон;
Мелкая моторика рук – это движение мелких мышц кисти, направленное на овладение навыками действия с предметами, которое дает возможность человеку выполнять тонкие двигательные акты, такие как рисование, письмо, вышивание, бисероплетение и т.д.
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость;
Графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем помогут овладеть навыками письма.
Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции;
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
ТНР (тяжелые нарушения речи) – это стойкие специфические нарушения в созревании и становлении всех компонентов языковой системы (лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте.
ЗПР (задержка психического развития) – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых).
Обучающийся с инвалидностью – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Обучающийся с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Направленность программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» имеет социально-гуманитарную направленность.
Уровень освоения программы
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» имеет ознакомительный уровень освоения программы.
Актуальность программы
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678, одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов обучаться по дополнительным общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с другими обучающимися.
У дошкольников с ОВЗ уровень развития мелкой моторики недостаточно высок и поэтому возникла необходимость в создании адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ».
Педагогическая целесообразность образовательной программы
Данная адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации она, органично вписываясь в единое образовательное пространство МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка», становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим развитию у детей с ОВЗ мелкой моторики рук.
Практическая значимость
Программе свойственна развивающая направленность. Это значит, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий, игр и упражнений на развитие мелкой моторики помогает: преодолевать скованность движений рук; формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к занятиям; улучшает внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формирует игровую и практическую деятельность.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить мышление и речь ребенка с ОВЗ.
Принципы отбора содержания образовательной программы
Принципы отбора содержания (образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие его способностей):
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности;
- принцип единства развития, обучения и воспитания;
- принцип учёта возрастных особенностей детей;
- принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний;
- принцип постепенного и постоянного усложнения материала.
Реализация программы осуществляется успешно лишь при условии создания грамотного пространства для развития графомоторных навыков как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях.
Отличительные особенности программы
В данной программе предлагается насыщенный образовательный материал по развитию мелкой моторики, побуждающий дошкольника к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, разработанный на основе современных теоретических и практических методов и средств коррекционного воздействия (М.М. Безруких, Е.А. Стребелева, Е.С. Гаврина). А также предполагает использование современных образовательных технологий.
Цель адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста с ОВЗ к овладению навыком письма.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать и совершенствовать пространственные представления:
-ориентацию на листе бумаги;
-ориентацию в пространстве на примере собственного тела.
2. Формировать навыки учебной деятельности:
-умение действовать по словесным инструкциям, соизмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
-контроль за собственными действиями.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Развивать психические процессы:
-произвольного внимания;
-мышления;
-зрительного и слухового восприятия;
-памяти, речи детей.
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию.
Психолого-педагогические характеристики обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы
- особенности обучающихся с ТНР.
Детям с недоразвитием речи характерно замедленное развитие моторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания. У детей с недоразвитием речи наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.) Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамиды, а другой нанизывать колечки на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватить другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять или поставить предмет, т.к. неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки или соединить две точки на плоскости прямой линией;
- особенности обучающихся с ЗПР.
Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками рисования, ручного труда, письма. Обнаруживаются неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений, например, попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки. При выполнении произвольных движений, у детей часто проявляется излишнее напряжение мышц, а иногда и подергивания. Недостатки моторики неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей, обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем — в трудностях овладения письмом. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими. Нередко указанные нарушения сочетаются с расстройствами зрительно-двигательной координации.
Общими (для детей с ТНР и ЗПР) недостатками в развитии общей и мелкой моторики пальцев рук являются:
- Нарушение точности и плавности движений;
- Ошибки в пространственной координации;
- Нарушение темпа воспроизведения ритмического рисунка;
- Нарушение количества элементов в рисунке;
- Напряженность, скованность движений;
- Нарушение переключения с одного движения к другому;
- Нарушение синхронности в выполнении движений;
- Недифферинцированность движений;
- Нарушения контроля за собственными действиями;
- Трудности переключения;
- Явления зеркальности.
Особенности организации образовательного процесса
Набор осуществляется только из числа детей, посещающих МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка». Программа предусматривает подгрупповую форму работы с детьми. Состав группы: от 4 до 8 человек.
Формы обучения по образовательной программе
Форма обучения – очная.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Общее количество учебных часов в год – 36 часов. Недельная нагрузка на группу – 1 час. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах для детей 5-6 лет – до 25 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Объем и срок освоения образовательной программы
Срок освоения программы – 9 месяцев.
На полное освоение программы требуется 36 часов, включая индивидуальные консультации, коррекционно-развивающую работу с детьми, игровую деятельность.
Основные формы и методы обучения
- Словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- Наглядный (показ иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- Практический (повторение за педагога, разучивание пальчиковых игр, , стихов);
- Методы в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно – иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников;
- Методы стимулирования: поощрение, одобрение;
- Методы диагностики речевой деятельности детей: наблюдение, игра, беседа, диагностическая таблица, выступления на праздниках;
- Работа с родителями: консультации, привлечение родителей к закреплению поставленных звуков в домашних условиях;
Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя учителю-дефектологу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, воображение, творческое воображение, все компоненты речи, мелкую моторику рук.
Основные формы:
- обобщающие занятия;
- итоговые занятия;
- игровые занятия;
- открытые занятия.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов;
- смена видов детской деятельности;
- положительная оценка личных достижений воспитанников.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение года, для определения результативности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» применяются:
- диагностика;
- открытые занятия для родителей (законных представителей);
- открытые занятия для педагогов учреждения.
Планируемые результаты
Образовательные:
- у ребенка происходит совершенствование мелкой моторики рук (зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой);
- совершенствование крупных движений и умения владеть своим телом;
Развивающие:
- у ребенка развиты пространственные и временные представления (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела, ориентация во времени);
- у ребенка хорошо развита устная речь (активный словарный запас)
Воспитательные:
- ребенок становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; эмоциональные реакции адекватны и устойчивы, ребенок эмоционально стабилен и доброжелателен;
- ребенок сразу вступает в контакт, может выражать свои мысли и желания.
Механизм оценивания образовательных результатов
Уровень теоретических знаний.
- Не сформирован. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
- Стадия становления. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.
- Сформирован. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.
Уровень практических навыков и умений.
- Не сформирован. Требуется контроль педагога за практическими заданиями. Требуются постоянные пояснения педагога.
- Стадия становления. Может работать при подсказке педагога. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям.
- Сформирован. Четко и самостоятельно выполняет практические задания.
Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы
Качество реализации, адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ» обеспечивается за счет:
- доступности, открытости, привлекательности для детей и их родителей (законных представителей) содержания программы;
- наличия комфортной развивающей образовательной среды;
- наличия качественного состава педагогических работников, имеющих высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного материала;
- применение современных педагогических технологий.
Материально-технические условия реализации образовательной программы.
Наличие комфортной образовательной среды включает в себя светлое удобное помещение – кабинет учителя-дефектолога, соответствующий санитарным нормам СанПин. Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.).
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, звуковые колонки, интерактивный стол, настенное зеркало.
Учебно-методическое обеспечение реализации программы
Для образовательного процесса необходимы:
- демонстрационный и раздаточный материал для развития мелкой моторики
- наборы цветных карандашей для закрашивания и штриховки;
- дидактические игры с мелкими предметами;
- материалы и инструменты (пластилин, цветная бумага, альбом для рисования и т.д.).
Информационное обеспечение реализации программы
Нормативно-правовые акты и документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 7 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 года №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МАДОУ «Детский сад №11 Центр развития ребенка».
Программное обеспечение:
- Операционная система Windows;
- Для работы с интернет-порталом: Google Chrome, Яндекс-браузер, Edge;
- Учебно-развивающие интернет-платформы: https://mersibo.ru/, https://roboborik.com.
Кадровое обеспечение реализации программы
Педагог, реализующий данную программу, имеет высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Оценочные и методические материалы:
Методы педагогического мониторинга:
- опрос;
- наблюдение;
- практическое задание.
Формы педагогического мониторинга:
- контроль знаний (текущая, тематическая, итоговая диагностика знаний, умений и навыков);
- собеседования.
Оценочные материалы
№ п/п | Ф И О | уровень развития пространственных представлений | уровень развития моторного праксиса | уровень развития зрительно-моторной координации | уровень развития графических навыков | уровень развития графомоторных навыков | уровень развития психических процессов | Уровень общего развития |
1 |
Уровень знаний:
В. – сформирован (3 балла)
С. – стадия становления (2 балла)
Н. – не сформирован (1 балл)
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Раздел 1. Введение | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовые задания | |
1.1 | Вводное занятие (проведение мониторинга) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Раздел 2. Игры на развитие зрительного внимания | 5 | 1,5 | 3,5 | Каждый ребенок складывает отдельную картинку, а затем она собирается в одну общую картину | |
2.1 | Развитие зрительного внимания в работе с разрезными картинками (8-12 частей, все виды разрезов) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.2 | Развитие зрительного внимания в работе с мозаикой по изучаемым лексическим темам | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2.3 | Развитие зрительного внимания в работе с кубиками (без опоры на картинку) по изучаемым лексическим темам | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 3. Игры на развитие воображения и творческого мышления | 4 | 1 | 3 | Участие в творческих конкурсах и выставках | |
3.1 | Развитие воображения | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3.2 | Развитие творческого мышления | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Раздел 4. Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры и упражнения) | 5 | 1,5 | 3,5 | Пальчики показывают, а язычок рассказывает стихи и сказки | |
4.1 | Упражнения с предметами (карандашами, природным материалом, мячиками и т.п.) | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.2 | Упражнения в сопровождении веселых стишков и песенок, потешек (пальчиковые игры) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
4.3 | Пальчиковый театр | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4.4 | Массаж пальчиков различными предметами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 5. Игры на развитие тактильных ощущений | 2 | 1 | 1 | Коллективный коллаж | |
5.1 | Рисование пальчиками и ладошками (с использованием нетрадиционного оборудования) | 2 | 1 | 1 | |
Раздел 6. Игры с различными материалами | 4 | 1 | 3 | Коллективная работа (рисунки песком и пластилином) | |
6.1 | Работа с песком (рисование на песке и рисование песком) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
6.2 | Пластилинография | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Раздел 7. Упражнения на умение работать с карандашом | 5 | 1,5 | 3,5 | Выставка детских работ, выполненных как простым карандашом, так и цветными карандашами | |
7.1 | Массажные упражнения с использованием карандаша | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7.2 | Штриховка карандашом (разные направления) | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7.3 | Копирование по клеточкам | 1 | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 8. Упражнения для умения работать с ножницами | 3 | 1 | 2 | Декоративные и сюжетные композиции из бумаги | |
8.1 | Правила по технике безопасности при работе с ножницами | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8.2 | Резание бумаги на полоски, вырезание по контуру | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Раздел 9. Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник, способствующих развитию ручной умелости | 6 | 2 | 4 | Выставка детских работ/участие в конкурсах | |
9.1 | Бисерография | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9.2 | Точечный рисунок | 2 | 0,5 | 1,5 | |
9.3 | Рисование штрихом | 2 | 0,5 | 1,5 | |
9.4 | Квиллинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 36 | 11 | 25 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(36 часов, 1 раз в неделю)
№ п/п | Название раздела и темы занятий | Содержание работы | |
Теоретическая часть | Практическая часть | ||
Раздел 1. | Введение. Педагогическая диагностика. (2 часа) | ||
1,2 | Вводное занятие | «Вводное занятие (педагогическая диагностика) | Тестовые задания на: - динамическую координацию, - скорость движения, силу, статическую координацию; - определение ведущей руки; - умение работать простым карандашом (как держит карандаш, в какой руке, нажим) - повторение фигур из пальцев - работу с бумагой и ножницами |
Раздел 2. | Игры на развитие зрительного внимания (5 часов) | ||
3,4 | Развитие зрительного внимания в работе с разрезными картинками | Как сложить разрезную картинку? | Постепенное увеличение объема зрительного внимания. Совершенствование умения самостоятельно складывать разрезные картинки с разной конфигурацией разреза |
5,6 | Развитие зрительного внимания в работе с мозаикой | Как правильно сложить мозаику? | Постепенное увеличение объема зрительного внимания. Совершенствование умения самостоятельно складывать различных мозаик |
7 | Развитие зрительного внимания в работе с кубиками (без опоры на картинку) | Как правильно выложить картинку из кубиков? | Постепенное увеличение объема зрительного внимания. Совершенствование умения самостоятельно складывать картинки из кубиков |
Раздел 3. | Игры на развитие воображения и творческого мышления (4 часа) | ||
8,9 | Развитие воображения | Фантазировать – это интересно! | Тест 1 «Вербальная (словесная) фантазия» Тест 2 «Невербальная фантазия» Игры-беседы: «Увеличение – уменьшение», «Оживший рисунок», «Изменение привычных отношений между героями сказок» |
10,11 | Развитие творческого мышления | Учимся творчески мыслить | Обучение умению видеть новый образ в обычных предметах (на что похоже облако). Использование гипотетических возможностей (что можно увидеть, став таким высоким как дерево?) Обучение завершению историй. Воплощение творческого замысла в рисунке |
Раздел 4. | Игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры и упражнения) (5 часов) | ||
12 | Упражнения с предметами | Виды упражнений (с карандашом, каштаном, орехом, шариком и т.п.) | Увеличение подвижности пальцев как правой, так и левой руки, развитие силы, гибкости. Обучение движениям в такт и ритм стихотворений, песен и чистоговорок |
13,14 | Упражнения в сопровождении веселых стишков и песенок (пальчиковые игры) | Виды пальчиковых игр | Понимание и освоение простых и сложных движений пальчиками. Координированное сопровождение движений речью |
15 | Пальчиковый театр | Виды театра | Инсценировка знакомых детям стихов и сказок с помощью пальчикового театра. Пальчики показывают сказки (для детей ясельных групп) |
16 | Массаж пальчиков | Виды массажа для развития мелкой моторики | Обучение массажным движениям в такт и ритм стихотворений |
Раздел 5. | Игры на развитие тактильных ощущений (2 часа) | ||
17,18 | Рисование пальчиками и ладошками | Вместо кисточки – ладошка! | Превращение ладошки в различные предметы |
Раздел 6. | Игры с различными материалами (4 часа) | ||
19,20 | Работа с песком | Техника безопасности при работе с песком. Песок сухой и мокрый. | Выполнение действий по подражанию и образцу с речевым сопровождением. Самостоятельные действия с песком, отражающие собственный замысел ребенка |
21,22 | Пластилинография | Пластилиновая живопись | Создание объемных картин из пластилина |
Раздел 7. | Упражнения на умение работать с карандашом (5 часов) | ||
23,24 | Массажные упражнения с использованием карандаша | Карандашом ни только можно рисовать | Выполнение массажных упражнений с проговариванием коротких стихов и рифмовок |
25,26 | Штриховка карандашом | Редкая штриховка и частая штриховка | Редкая штриховка карандашом одного цвета. Штриховка двумя карандашами разного цвета. Частая штриховка карандашом одного цвета. Частая двумя карандашами разного цвета. |
27 | Копирование по клеточкам | Как научить ребенка видеть клеточку на фоне страницы? (тетрадь с крупной клеткой) | Выполнение рисунка с опорой на зрительный образ. Без словесной инструкции (срисовывание). Выполнение рисунка по словесной инструкции, с опорой на зрительный образ |
Раздел 8. | Упражнения для умения работать с ножницами (3 часа) | ||
28 | Правила по технике безопасности при работе с ножницами | Правила работы с ножницами | Отработка навыка пользования ножницами. Коллаж |
29,30 | Резание бумаги на полоски, вырезание круга из квадрата, преобразование одной фигуры в другие | Из каких частей состоят ножницы? | Совершенствовать навыки работы с ножницами (резание бумаги на полоски, вырезание кругов из квадратов, преобразовывание одной фигуры в другую. Создание изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур |
Раздел 9. | Упражнения и игры с использованием нетрадиционных техник, способствующие развитию ручной умелости (6 часов) | ||
31 | Бисерография | Что такое бисерография? | Выкладывание контура предмета с помощью нитки бисера (бисер нанизывает взрослый). Выкладывание небольших панно из отдельных бисеринок (прием развивает моторику руки, воспитывает у ребенка усидчивость, внимание) |
32,33 | Точечный рисунок | Точечный рисунок – это интересно! | Выполнение точечного рисунка карандашом, фломастером, красками на листе бумаги (заполнять точками пространство внутри контура рисунка) |
34,35 | Рисование штрихом | Как правильно штриховать рисунок (короткий-длинный, тонкий толстый и т.д.) | Выполнение штрихом рисунка простым карандашом. Выполнение штрихом рисунка в цвете для более точной передачи формы, строения изображаемых предметов, композиции рисунка |
36 | Квиллинг | Квиллинг – интересная работа с бумагой! | Создание различных художественных композиций и фрагментов цветной бумаги |
Всего: 36 занятий |
Календарный учебный график
№ | Режим деятельности | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников» |
1 | Начало учебного года | 01 сентября |
2 | Продолжительность учебного периода | 36 учебных недель |
3 | Продолжительность учебной недели | 5 дней |
4 | Периодичность учебных занятий | 1 раз в неделю |
5 | Количество занятий всего | 36 |
6 | Количество часов всего | 36 |
7 | Окончание учебного года | 31 мая |
8 | Период реализации программы | 01.09.2023 – 31.05.2024 |
Воспитательный компонент осуществляется по следующим направлениям организации воспитания обучающихся:
1)гражданско- патриотическое;
2) нравственное и духовное воспитание;
3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
4) интеллектуальное воспитание;
5) физическое и оздоровительное;
6) формирование коммуникативной культуры;
7) воспитание семейных ценностей.
Цель – формирование гармоничной личности с широким мировоззренческим кругозором, с серьезным багажом теоретических знаний и практических навыков, посредством информационно-коммуникативных технологий.
Используемые формы воспитательной работы: викторина, тематическое занятие, игровые программы.
Методы: беседа, моделирование, наблюдения, творческие и логические задания.
Планируемый результат:
- повышение мотивации к школьному обучению;
- сформированность настойчивости в достижении цели, стремление к получению качественного законченного результата;
- сформированность навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности;
- сформированность нравственного, познавательного и коммуникативного потенциалов личности.
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Наименование мероприятия, события | Форма проведения | Сроки проведения |
1 | Инструктаж по технике безопасности, охране жизни и здоровья детей при проведении занятий и других видов педагогической деятельности в помещении, правила поведения на занятиях | В рамках занятий | Сентябрь |
2 | Игры на знакомство и командообразование | В рамках занятий | Сентябрь-май |
3 | Беседа о сохранении материальных ценностей, бережном отношении к оборудованию | Беседа | Сентябрь-май |
4 | 1 сентября – день знаний | Беседа, игра-викторина | 1 сентября |
5 | 27 сентября - День работников дошкольного образования | Беседа, игра | Сентябрь |
6 | Международный день пожилых людей | Беседа, игра, творческая работа | Октябрь |
7 | День отца | Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы | Октябрь |
8 | День матери | Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы | Ноябрь |
9 | Подготовка к празднованию Нового года и Рождества | В рамках занятий | Декабрь |
10 | 11 января – Всемирный день «спасибо» | Беседа, игра, презентация | Январь |
11 | 21 февраля – Международный день родного языка | Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы | Февраль |
12 | 23 февраля – День защитника Отечества | Игра-викторина, презентация, чтение художественной литературы | Февраль |
13 | 8 марта – Международный женский день | Игра-викторина, презентация, чтение художественной литературы | Март |
14 | 12 апреля – День космонавтики | Беседа, игра, творческая работа, презентация | Апрель |
15 | 9 мая – День Победы | Беседа, игра, презентация, чтение художественной литературы | Май |
Список литературы
Нормативно-правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
- Конституция РФ.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Федеральный Закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599
- Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Приказ Министерства образования Калининградской области от 26 июля 2022 года № 912/1 «Об утверждении Плана работы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022 - 2024 годы) в Калининградской области и Целевых показателей реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Калининградской области»
Литература для педагогов:
- Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук, М., 1974
- Бирюков А. А. Самомассаж для всех и для каждого, М., 1978
- Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль: Академия развития, 1997
- Кольцова М.М. Ребенок учится говорить, Санкт-Петербург, Издательский дом «М и М», 1998
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М.,1978
- Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова; Ж – л «Дефектология», №4, 1988
Литература для обучающихся:
- Безруких М.М, Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, М.: Дрофа, 2008;
- Горбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006;
- Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – М.: Обруч, 2011;
- Новикова О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. Для детей 5-6 лет. – СПб.: Изд. Дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2007;
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
- Топоркова И.Г., Гаврина С.Е. Развиваем руку, чтобы учиться писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2007;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»
Срок реализации: 1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...
Аннотация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы социально-гуманитарной направленности "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"
Дана аннотация к программе "Развитие графомоторных навыков у старших дошкольников с ОВЗ"...