Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»
рабочая программа (5, 6 класс)
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11– 14 лет
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:
· формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
· активизация проблемы выбора профессии;
· выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
· уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
· расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
· информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shag_v_budushchee.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №1 с наличием интерната» города Сарова
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического совета приказом МБОУ «Школа-интернат №1»
протокол от _______________2021 г «____» ___________ 2021 г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа социально-гуманитарной направленности
«Шаг в будущее»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 11– 14 лет
Автор-составитель:
Мочалова Ирина Юрьевна
г. Саров Нижегородская область
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива. Его важнейший аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества
Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.
Задачи:
∙ формирование общей готовности учащихся к самоопределению;
∙ активизация проблемы выбора профессии;
∙ выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;
∙ уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;
∙ расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;
∙ информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
1. Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
2.Мотивационно-ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
3.Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда. Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом
Формы занятий – рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование, экскурсии, участие в ярмарках рабочих мест, встречи с людьми интересных профессий и др.
Описание места внеурочной деятельности:
На проведение занятий кружковой деятельности «Шаг в будущее» в 5-6 классах отводится по 1 часу в неделю. Всего 35 часов в год.
Результаты освоения курса «Шаг в будущее»
I. Личностные:
∙ потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
∙ в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
∙ принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
∙ способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
∙ умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
∙ формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
∙ об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
∙ о принятых в обществе нормах поведения и общения;
∙ об основах здорового образа жизни;
∙ развитие ценностного отношения подростков к труду.
II. Метапредметные:
Регулятивные:
∙ умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
∙ умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах); ∙ формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
∙ демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
∙ навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
∙ анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
∙ умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
∙ критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
∙ овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
∙ умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
∙ приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
∙ умение находить общее решение и разрешать конфликты;
∙ о правилах конструктивной групповой работы;
∙ опыт публичного выступления;
∙ опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
∙ соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
III. Предметные
Обучающиеся научатся:
∙ владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
∙ использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
∙ об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
∙ приобретение опыта исследовательской деятельности;
Обучающиеся получат возможность научиться:
∙ участвовать в исследовательских работах;
∙ знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
∙ иметь представление о правилах проведения исследования;
∙ получение первоначального опыта самореализации.
Формы контроля:
1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать».
3. В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Ожидаемые результаты:
Реализация программы профориентационной работы «Шаг в будущее»:
∙ содействует моменту социализации у обучающихся;
∙ позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;
∙ повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие обучающихся;
∙ даст участникам курса возможность деятельностного ознакомления с миром профессий,
∙ позволит создать условия для преемственности поколений;
∙ выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.
Содержание курса «Шаг в будущее».
Введение. Знакомство с курсом. Инструктаж по ТБ
Тема 1. Трудом славен человек Знакомство с различными профессиями благодаря просмотру презентации. Групповая работа учащихся по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление расширенной информации о выбранной профессии благодаря дополнительным источникам.
Тема 2. Учеба - твой главный труд. Пресс-конференция с учителями школы по теме, составление учащимися в группах памятки «Успешное обучение- мое стремление!».
Тема 3. Человеческие возможности Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.
Тема 4. Способности к запоминанию. Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке (конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Тема 5. Способность быть внимательным Представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Значение наблюдательности как профессионально важного качества. Выполнение упражнений с учащимися на развитие внимания при помощи м/м презентации. Проведение игры «Выбери лишнее!».
Тема 6. Волевые качества личности Волевые качества личности. Регулирующая функция воли. Опросник «Какая у меня воля?». Проведение дебатов: «Какими качествами должен обладать волевой человек?».
Тема 7. «Узнаю, думаю, выбираю» Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».
Тема 8,9 Беседы о конкретных профессиях Приглашение и беседа с врачом-педиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и получить на них профессиональные ответы.
Тема 10. Классификация профессий Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограмами.
Тема 11,12 Профессия и современность Экскурсия в пекарню. Знакомство учащихся с профессией булочника-хлебопека и кондитера. Аналитическая беседа по окончанию экскурсии.
Тема 13, 14,15 Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей Встречи с родителями. Интервью. Анкетирование.
Тема 16. Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление синквейна обучающимися на тему «Моя любимая профессия».
Тема 17,18. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов. Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с учащимися примерной анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя групповая работа учащихся – опрос другого 6-го класса на выявление интересов и предпочтения профессии. Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер, девелопер, мерчендайзер. Исследовательская работа учащихся по нахождению этих профессий в дополнительных источниках информации.
Тема 19,20Темперамент и выбор профессии. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент? Опросник. Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл, Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей профессиональной сферы. Известные люди региона.
Тема 21,22. Здоровье и выбор профессии Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе профессии. «Анкета здоровья». Приглашение и беседа со школьной медицинской сестрой.
Тема 23,24. Дело твоей жизни «Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего. «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта «Я бы смог стать…».
Тема 25. Профессиональный тип личности Определение своего профессионального типа личности. Тест «Профессиональный тип личности».
Тема 26. Ошибки при выборе профессии Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при выборе профессии!».
Тема 27,28. Человек среди людей Межличностные отношения и их значение в профессиональной деятельности. Коммуникативные умения и навыки. Конфликты и возможности различных тактик поведения. Проведение урока-игры на свежем воздухе «Живем вместе».
Тема 29. Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» Проведение игры-викторины «По одежке встречают, по уму провожают».
Тема 30. Природа – это наши корни, начало нашей жизни Проведение экологической игры совместно с учителем по биологии.
Тема 31, 32. Творческий урок Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 33,34. Практическая работа Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия между ними по разработанным проектам.
Тема 35 Итоговая аттестация
Тематическое планирование в 5-6классах
№ п/п | Тема | Теоретические занятия | Практические занятия |
Введение. Знакомство с курсом. Инструктаж по ТБ | 1 | ||
Трудом славен человек. | 1 | ||
Учеба - твой главный труд | 1 | ||
Человеческие возможности | 1 | ||
Способности к запоминанию | 1 | ||
Способность быть внимательным | 1 | ||
Волевые качества личности | 1 | ||
«Узнаю, думаю, выбираю» | 1 | ||
Беседы о конкретных профессиях | 1 | ||
Беседы о конкретных профессиях | 1 | ||
Классификация профессий | 1 | ||
Профессия и современность | 1 | ||
Профессия и современность | 1 | ||
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей. | 1 | ||
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей. | 1 | ||
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей. | 1 | ||
Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать? | 1 | ||
Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 1 | ||
Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» | 1 | ||
Темперамент и выбор профессии | 1 | ||
Темперамент и выбор профессии | 1 | ||
Здоровье и выбор профессии | 1 | ||
Здоровье и выбор профессии | 1 | ||
Дело твоей жизни | 1 | ||
Дело твоей жизни | 1 | ||
Профессиональный тип личности | 1 | ||
Ошибки при выборе профессии | 1 | ||
Человек среди людей | 1 | ||
Человек среди людей | 1 | ||
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке встречают, по уму провожают» | 1 | ||
Природа – это наши корни, начало нашей жизни | 1 | ||
Творческий урок | 1 | ||
Творческий урок | 1 | ||
«Моя будущая профессия». | 1 | ||
Итоговая аттестация | 1 | ||
Всего | 18 | 17 |
Материально-техническое обеспечение
- Компьютерный класс.
- Оборудование для проведения дистанционных занятий и сетевых мероприятий с партнёрами по сети Интернет (компьютер, проектор, принтер).
- Методическая и учебная литература
- Кабинет педагога-психолога для индивидуального и группового консультирования участников образовательных отношений.
Учебно-методическое обеспечение
- Аткинсон М. Достижение целей: Пошаговая система / Мэрилин Аткинсон, при участии Рае Т. Чойс; Пер. с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2014.
- Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г.
- Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2007.
- Бондарев В. П., Кропивянская С. О. Успешный выбор профессии. - М.: ВАКО, 2015.
- Горшкова Е. Г. Управление карьерой: Руководство по ловле золотых рыбок. – СПБ.: Речь, 2007.
- Грецов А. Психология жизненного успеха для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008.
- Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Феникс, 2012.
- Куляпин А. С. Выбор профессионального маршрута. Программа для учащихся общеобразовательных школ / Под ред. Н.Н. Захарова. - Пермь, 2004.
- Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального самоопределения. - М.: Генезис, 2003.
- Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Митиной Л. М. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.
- Резапкина Г. В. Секреты выбора профессии, или Путеводитель выпускника. – М.: Генезис, 2005.
- Фопель К.На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами, М.: Генезис, 2008.
- Черникова Т. В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006.
- Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. - М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2010
Интернет-ресурсы (5 – 6 класс)
https://bilet.worldskills.ru/tests - онлайн-тестирование и информирование о специфике профессий;
https://bilet.worldskills.ru/map-of-professions/professional-areas - информация о каждой профессиональной сфере, тенденции развития и перспективные направления, информация по конкретным профессиям и необходимым компетенциям;
https://psytests.org/profession/hollandA-run.html - тест профессионального
личностного типа Голланда
https://proforientator.ru/professions/#tocontent – изучение профессий по разным сферам
https://bilet.worldskills.ru/tests- онлайн-тестирование различных способностей;
https://psytests.org/profession/kos1-run.html- тест «Коммуникативные и
организаторские склонности»
https://onlinetestpad.com/ru/testview/24992-ekspr- Экспресс-диагностика уровня самооценки подростков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Искусство общения»
Актуальность: общение в жизни детей играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды, поэтому в работе с обуча...
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Тропинка к своему Я» для ОВЗ
Актуальность программыОдной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека, возможностей человека. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общест...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-гуманитарной направленности «Ступени успеха»
Направленность программы: социально-гуманитарная. Уровень усвоения: общекультурный. Актуальность программы: на современном этапе от обучающихся требуется четкое осознание своих целей, умение планиров...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «За страницами школьного учебника немецкого языка» ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Медиаклуб «Вестник Гимназии»
Создание школьной газеты «Медиаклуб» позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие в школьном пресс-центре поддерживает индивидуальное развитие школьников, ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Школьный Медиацентр"
Программа дополнительного образования, где проходит изучение всей совокупности средств массовой коммуникации и овладение разносторонними процессами социального взаимодействия через СМИ....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...