Воспитание звуковой культуры речи в общеразвивающих группах ДОУ
методическая разработка
Хорошо развитая речь дошкольника, как подтверждают исследования многих педагогов в научных работах в области детской педагогики, является необходимой предпосылкой для удачного обучения его в школе и в целом к адаптации предстоящей жизнедеятельности. Поэтому, следует отметить необходимость акцентировать огромное внимание к работе по воспитанию правильной речи в детских образовательных учреждениях. Воспитание звуковой культуры речи – одна из главных задач развития речи детей дошкольного возраста.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая содержит в себе фонематическую и орфоэпическую корректность речи, ее выразительность, четкую дикцию, также умение воспользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные способности в процессе разговора), речевым слуховым. Формирование звуковой культуры речи у дошкольников может быть лишь при условии организации полноценной речевой среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zkr.pptx | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Согласно ФГОС образовательная область «Речевое развитие» включает: Владение речью как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов; Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте .
Воспитание ЗКР занимает важное место в системе работы по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которая почти полностью должна быть решена в дошкольном возрасте.
В процессе воспитания у детей ЗКР в детском саду воспитатель решает задачи : Формировать нормальный темп речи Воспитывать интонационную выразительность речи
Есть логопед в детском саду или нет, педагоги общеразвивающих групп ОБЯЗАНЫ работать над звуковой культурой речи. Звуковая культура речи берётся как часть ООД, работая, Вы стараетесь принести детям добро. НО если Вы в ООД повторяете чистоговорки , учите выделять звуки, а большинство детей в группе, их не проговаривает, это не только бесполезная работа, это работа со знаком минус, Вы прикладываете силы к закреплению дефектного произношения звуков. Это не добро, это ЗЛО.
Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам. 1. Группа раннего возраста (третий год жизни ) Задачи: развивать органы артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания и слуховое внимание; упражнять в правильном произношении гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и соноров ); учить говорить внятно, не торопясь, достаточно громко, развивать речевой слух; поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах и при разнообразном звуковом сопровождении игровых действий; учить узнавать персонажи по звукоподражанию («ко-ко», « му-му », «ку-ка-ре-ку »); учить производить выдох через рот плавно и протяжно (дуновением приводить в движение султанчики, лодочки на воде, шарики из ваты).
Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам. 2. Младшая группа (четвёртый год жизни ) Задачи: формировать умение вслушиваться в звучание слов ; учить правильно и чётко произносить в словах гласные ([а], [у], [и], [о], [э]) и некоторые согласные звуки в следующей последовательности: [м]; [н]; [п]-[б]; [ф]-[в]; совершенствовать артикуляцию; готовить к правильному произношению шипящих звуков ; побуждать правильно пользоваться интонацией, протяжно и плавно производить выдох через рот .
Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам. 3. Средняя группа (пятый год жизни ) Задачи: совершенствовать восприятие речи и её произносительную сторону в тесной взаимосвязи с развитием общения, стремления ребёнка быть услышанным и понятым ; совершенствовать речевой слух, фонематическое восприятие (умение слышать одинаковые звуки в ряду из 3-4 слов, подбирать 2-3 слова с заданным звуком, слышать выделенный звук); знакомство с понятиями «звук», «слово »; уточнять и закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, учить внятно произносить в словах гласный [ы] и согласные звуки в следующей последовательности: [н]; [т]-[д]; [к]-[г]; [ х]; отрабатывать произношение свистящих звуков [с] - [с']; [з] - [з']; [ц ]; совершенствовать дикцию (отчётливое произнесение слов и словосочетаний ); развивать голосовой аппарат, интонационную выразительность речи, учить произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание.
Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам. 4 . Старшая группа (шестой год жизни ) Задачи: совершенствовать слуховое восприятие, правильное произношение, интонационную выразительность речи; закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков: йотированные (Я), (Е), (Ё), (Ю); шипящие [ш]-[ж]; [ч']; [щ']; сонорные [л]-[л'], [р]- [р ']; учить различать смешиваемые звуки на слух (твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, звуки [Л], [Р ]); знакомство с понятием «предложение»; учить составлять по образцу простые и сложные предложения ; побуждать правильно произносить слова, шутки- чистоговорки , скороговорки, содержащие смешиваемые звуки; укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат; совершенствовать дикцию; тренировать в произношении слов и в разном темпе, с разной силой голоса, интонацией.
Построение работы над звуковой культурой речи по возрастам. 5. Подготовительная группа (седьмой год жизни ) Задачи: совершенствовать все стороны звуковой культуры речи (фонематическое восприятие, звукопроизношение и дикцию, интонационную сторону речи); учить находить слова с заданным звуком в предложении; упражнять в составлении предложения; учить делить 2х – 3х сложные слова на слоги; учить составлять слова из слогов; учить выделять последовательность звуков в простых словах ; совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки [с]-[ш]; [з]-[ж]; звонкие – глухие [с]-[з]; [ш]-[ж]; [т]-[д]; сонорные [л]-[р]; твёрдые - мягкие [т]-[т ']; устранять ошибки звукопроизношения, учить произносить слова согласно нормам литературного языка, укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат; совершенствовать дикцию; развивать речевое дыхание, формировать умение менять силу и высоту голоса, темп речи в соответствии с конкретными условиями речевого общения, учить правильно пользоваться интонационными средствами выразительности .
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах : 1) на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи или как часть занятий по родному языку . 4 ) проведение дополнительной работы по звуковой культуре речи вне занятий. 3 ) отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия . 2 ) различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание занятий по родному языку.
3 основных этапа по воспитанию звуковой культуре речи: I этап — от 1 года 6 месяцев до 3 лет ( второе полугодие 2-й группы раннего возраста и 1-я младшая группа). Основой работы по звуковой культуре речи является использование различных звукоподражаний . Занятия с детьми в возрасте от 1 года 6 месяцев до 3 лет проводятся с подгруппами. II этап — от 3 до 5 лет (2-я младшая группа и средняя группа). Работа на этом этапе опирается на заметно выраженное сознательное отношение детей к звуковой стороне слова и строится на последовательной отработке всех звуков родного языка. III этап — от 5 до 7 лет ( старшая группа и подготовительная к школе группа). Этот этап является завершающим периодом в формировании звуковой стороны речи дошкольников в детском саду.
Структура занятий по ЗКР в разных возрастных группах. . 1. Группы раннего и младшего возраста (третий-четвёртый год жизни ) Еженедельно следует проводить занятия по воспитанию ЗКР, которые включают в себя артикуляционную гимнастику. Виды занятий: дидактические игры с игрушками, рассказ – драматизация, рассказ воспитателя с включением высказываний детей, игры с элементами движений . Занятия проводятся не реже одного-двух раз в месяц (2-3 упражнения (длительностью от 2-3 до 4-5 мин.) следует включать в занятия, решающие иные задачи речевого развития). Наиболее рациональной является такая структура занятия: 1 часть: задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; 2 и 3 части: игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения , голосового аппарата.
Структура занятий по ЗКР в разных возрастных группах. 2 . Группа среднего возраста (пятый год жизни ) Виды занятий по ЗКР: обучение осуществляется на занятиях и вне; занятия проводятся со всей группой: как часть занятия по родному языку (не реже одного раза в неделю, по 5—8 минут); как самостоятельные занятия (не менее одного занятия в месяц, по 15—20 минут). С труктура занятия: 1 часть – подготовка органов артикуляции; 2 часть – закрепление произнесения этого звука в слове; 3 часть – учить ребёнка произносить звук во фразовой речи (хоровое произношение стихов, потешек ).
Структура занятий по ЗКР в разных возрастных группах. 3. Группы старшего и подготовительного возраста (шестой-седьмой год жизни ) Виды занятий по ЗКР: занятия организуются еженедельно со всей группой в основном как часть занятий по родному языку (5—8 минут). Не менее одного раза в месяц проводится занятие, целиком посвященное ЗКР. Проводятся и фронтально и индивидуально. Цель: учить произносить смешанные звуки, дифференцировать их . Структура занятия: 1 часть – показ и объяснение артикуляции звука, упражнения на произношение. 2 часть – упражнения с целью закрепления и дифференцировки звуков. 3 часть– упражнения на произношение звука в связанной речи. 4 часть– произнесение чистоговорок , поговорок, скороговорок , потешек , с целью упражнения детей в умении менять силу голоса (громко, тише, ещё тише, шёпотом), темп речи, в отчётливом произнесении звуков и слов, вырабатываются навыки исполнения вопросительной и повествовательной интонации .
Примерная структура игр-занятий по ЗКР в младшей и средней группах: 1. Тема. В игровой форме (через определённый персонаж – кукла, игрушка, картинка) сообщить детям с каким звуком будем играть, чью песенку будем петь (например, комара «з-з-з»). 2 . Артикуляционная гимнастика и выработка воздушной струи . - Брать примерно 3 упражнения. - Упражнения должны подходить к артикуляционному укладу изучаемого на занятии звука. - Упражнения проводить в игровой форме, опосредованно, обязательно с использованием наглядности (например, упражнение «лошадка» сопровождается показом картинки «лошадка»). - Каждое упражнение выполнять 5-8 секунд . 3. Уточнение артикуляционного уклада звука и закрепление изолированного звука . Детям объясняется в доступной, игровой форме, как правильно произнести звук. Например, звук «В»: - Сейчас мы научимся петь песенку ветра «В-В-В». Зубками прикусите нижнюю губу вот так (педагог показывает) и сильно подуйте «В-В-В». Эту песенку надо попеть вместе, подгруппами и с некоторыми изолированно. В этой части занятия можно решать задачи по развитию фонематических процессов. Например, петь песенку ветра тихо и громко .
Примерная структура игр-занятий по ЗКР в младшей и средней группах : 4 . Закрепление звука в слогах, словах . Подобрать игры и игровые упражнения, в которых дети упражняются в произнесении изучаемого звука в словах и слогах. Каждое слово с этим звуком подкрепляется картинкой или игрушкой .. Например, игровые упражнения-рифмовки: « Са-са-са – вот бежит лиса» « Су-су-су – мы видели лису» « Сы-сы-сы – больше нет лисы». В этой части занятия следует обязательно использовать игровые упражнения по развитию фонематических процессов. Например , выделение звука голосом: « Сссапоги , санки, лиссса , носсс » 5. Закрепление звука во фразах и в связной речи . В этой части можно использовать множество форм: проговаривание предложений со словами на изучаемый звук по сюжетным картинкам; заучивание или проговаривание коротких стишков или потешек на заданный звук; обыгрывание сюжетов; игры-инсценировки и т. д. 6. Итог занятия.
Примерная структура игр-занятий по ЗКР в старшей и подготовительной группах: 1. Тема. В игровой форме, через игрушки или картинки детям представляются звуки, которые будут сравниваться на занятии. Например, появляются «собачка» и «заяц». Детям объясняется, почему именно эти персонажи присутствуют на занятии. Для этого определяется первый звук в словах: «В слове «собачка» первый звук «С», в слое «заяц» первый звук «З ». 2. Цель. Педагог чётко озвучивает цель. Например, «Мы сегодня будем сравнивать звуки «С» и «З». Узнаем, чем эти звуки отличаются и чем похожи». 3. Дифференциация звуков. Обязательно с использованием индивидуальных зеркал, с опорой на наглядность (схемы, пиктограммы). Эти схемы должны отражать те параметры, по которым различают конкретные звуки между собой. Чаще всего используются: - артикуляторные признаки: расположение губ, языка, зубов, при различении некоторых звуков - воздушная струя (длинная или короткая); - акустические признаки: глухость и звонкость, свистящие и шипящие звуки, иногда твёрдость и мягкость звуков. Выделение и озвучивание отличий звуков. Например, «Звук «С» глухой, а звук «З» звонкий ».
Примерная структура игр-занятий по ЗКР в старшей и подготовительной группах: 4 . Дифференциация звуков в слогах. Подбираются игры или игровые упражнения для различения звуков в слогах на слух и в речи. Например, в речи, игра «Телефон». Дети прикладывают к уху телефонную трубку (можно вырезать из картона), а педагог просит повторить ряд слогов: « Са – за – са ; зо – зо – со» и т. д. Ответы должны быть индивидуальными . 5 . Дифференциация звуков в словах. Подбираются игры или игровые упражнениях, в которых ребёнок учится слышать наличие звука в слове. Например, «Волшебник» - игры со словами-паронимами; «Магазин» - дети выбирают, «покупают» предметы, в названии которых слышится заданный звук. «Умная бабочка» - определение позиции звука в слове. В эти игры надо играть в любом виде детской деятельности, минимум раз в неделю. 6. Дифференциация звуков в предложениях, в связной речи. 7. Итог занятия. В итоге дети самостоятельно должны определять различия звуков и выбирать слова на заданный звук из ряда слов.
Таким образом, воспитание ЗКР одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения . Работа по воспитанию ЗКР должна быть систематической, ежедневной и спланированной, только в этом случае результат от своей работы Вы увидите. Основная ваша цель, уважаемые педагоги, состоит в том, чтобы научить ребёнка к 5 годам правильно произносить все звуки (т.е. Вы должны уметь рассказать и показать артикуляцию любого звука), правильно пользоваться голосовым аппаратом, говорить выразительно, не торопясь . И чем раньше эта работа будет начата, тем лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»
Методическая работа консультация для воспитателей«Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум...
Воспитание звуковой культуры речи
Материал о звуковой культуре речи детей. Содержит рекомендации для воспитания у детей звуковой культуры речи....
Семинар - практикум для воспитателей "Планирование и проведение звуковой культуры речи в разновозрастных группах ДОУ"
Не секрет, что с каждым годом наблюдается тенденция к росту речевых нарушений у дошкольников. Зачастую причиной речевых нарушений является плохо развитый артикуляционный аппарат. И начав работу по раз...
Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе
Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах....
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в средней группе детей по теме «звук [Л]»
Моя разработка занятия по звуковой культуре речи, ознакомление детей со звуком [Л]....
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж »
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков « Ш-Ж &ra...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речи в логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г».
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию звуковой культуры речив логопедической группе (Подготовительная группа) на тему «Дифференциация звуков «К-Г»....